Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:09, курсовая работа
Конкуренция - это форма взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. На сегодняшний день можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции.
Введение……………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Конкуренция как основа развития рыночного механизма…………….стр.4
§1 Понятие рыночной конкуренции……………………………………………..стр.4
§2 Методы ведения конкурентной борьбы.
Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………………….стр.9
§3 Место и роль конкуренции на российском рынке…………………………..стр.12
Глава 2. Основные виды и типы конкуренции…………………………………..стр.16
§1 Формирование основных моделей конкуренции…………………………….стр.16
§2 Совершенная конкуренция…………………………………………………….стр.20
§3 Несовершенная конкуренция………………………………………………….стр.22
§3.1 Монополистическая конкуренция…………………………………………..стр.22
§3.2 Олигополия……………………………………………………………………стр.24
§3.3 Монополия…………………………………………………………………….стр.26
Глава 3. Исследование конкурентной среды российского рынка и его
значение…………………………………………………………………………….стр.29
§1 Методика исследования конкурентной среды рынка……………………….стр.29
§2 Исследование конкурентной среды рынка на примере рынка жилищно-коммунальных услуг Кировского района г. Самары…………………………..стр.34
Заключение……………………………………………………….………………стр.39
Список литературы………………………………………………………………стр.40
Основной сферой противоборства
неоклассической школы и нового
зарождающегося направления стали
дискуссии вокруг вопросов ценообразования,
начавшиеся с появления работы итальянского
экономиста П. Сраффы «Законы получения
доходов в условиях конкуренцию».
Автор на конкретных примерах показал,
что под влиянием расширения масштабов
производства крупные предприятия
получают дополнительные преимущества,
которые они могут реализовать,
только нарушая действие механизма
свободной конкуренции и
Базовыми работами, сформировавшими
основы модели рынка несовершенной
конкуренции, стал известный труд Дж.
М. Кейнса «Общая теория занятости, процента
и денег», в котором автор раскрыл
несостоятельность подходов невмешательства
в процесс установления рыночного
баланса, а так же труды Дж. Робинсон
и Э. Чемберлина, которые подытожили
дискуссию о характере
Введенное Э. Чемберлен понятие «монополистическая конкуренция» стало альтернативой понятию «чистая конкуренция». Он утверждал, что сутью монополии является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. дифференциацией продукта [21, с. 29-30].
В отличие от Э.Чемберлена, увязывавшего монополистическую конкуренцию с одной из характеристик естественного состояния рынка в равновесии, Дж. Робинсон видела в несовершенной конкуренции нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы. В своей работе она приходит к выводу, что «монополист имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования организации производства в отрасли».
Так случилось, что теория монополии вообще не входила в экономическую теорию до 1838 г., пока О. Курно не предложил на теорию чистой монополии и дуополии (позднее - олигополии) [24]. Значительный вклад в теоретические модели олигополии и монополии позднее внесли Ф.И. Эджуорт, А.Л. Лернер, К. Викселль, Й. Шумпетер, Ф.А. Хайек и др.
Таким образом, к середине ХХ века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции и чистой монополии (табл.1).
Таблица 1
Тип рынка
Параметры |
Совершенная конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Монополия |
Количество субъектов рынка: - продавцов - покупателей |
Много Много |
Ограниченное Много |
Несколько Много |
Один Много |
Однородность продукции |
Однородная |
Дифференцированная |
Однородная либо дифференци-рованная |
Однородная |
Контроль над ценами |
Нет. Цены определяются рынком |
Влияние ограничено возможностью замены |
Существует влияние ценового лидера |
Практически полный контроль |
Заменяемость товаров |
Нет |
Высокая степень |
Высокая степень |
Нет |
Вход-выход на рынок |
Свободный |
Ограниченный |
Ограничен-ный |
Блокирован |
Доли субъектов на рынке |
Равные и небольшие |
Доминирующее
предприятие и предприятия- |
Крупные, примерно равные |
100 % |
Пример |
Рынок ценных бумаг |
Наиболее распространенный вид конкурентной среды |
Автомобили, бензин |
Электроэнергия, газ |
§2 Совершенная конкуренция.
Изучая деятельность фирм, экономическая
наука обнаружила, что наиболее последовательно
фирмы стремятся к достижению
наивысшей экономической
Модель совершенной или чистой
конкуренции характеризуется
Часто говорят, что при совершенной конкуренции каждая отдельная фирма-продавец получает цену или является так называемым «ценополучателем» (price-taker) [2, с. 21]. Оказывать же влияние на общую ситуацию рыночные субъекты в условиях совершенной конкуренции могут только тогда, когда действуют в согласии. То есть тогда, когда какие-то внешние условия побуждают всех продавцов (или всех покупателей) отрасли принимать одинаковые решения;
§3 Несовершенная конкуренция.
Несовершенная конкуренция – это рыночная ситуация, когда не выполняется хотя бы одно условие совершенной конкуренции. В условиях несовершенной конкуренции продавец в состоянии манипулировать ценой и объемом производства с целью получения максимальной прибыли. Существуют три основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Рассмотрим подробнее каждую из них.
§3.1 Монополистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция - тип
структуры рынка, состоящий из множества
мелких фирм, выпускающих дифференцированную
продукцию, и характеризующийся
свободным входом на рынок и выходом
с рынка. Рынок монополистической
конкуренции продавцов
Ключевыми условиями этого рынка являются:
Дифференциация продукта
при монополистической
§3.2 Олигополия.
Олигополия - это тип рыночной структуры, для которой характерно стратегическое взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за объем продаж. Особенностями олигополии являются:
Важную роль в характере конкурентных отношений на рынке олигополии играют объем и структура той информации о конкурентах и об условиях спроса, которой фирмы располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентным будет поведение фирмы.
В условиях олигополии конкурентное взаимодействие фирм затрагивает все сферы конкуренции - цену, объем продаж, долю рынка, дифференциацию продукции, стратегию стимулирования сбыта, инновационную деятельность, услуги. В зависимости от ситуации фирмы могут избрать разные конкурентные стратегии. Поэтому для олигополистических рынков единой точки равновесия, к которой стремятся фирмы, нет.
Поскольку общей модели олигополии не существует, фирмы одной отрасли могут взаимодействовать и как монополисты, и как конкурентные фирмы. Все зависит от характера взаимодействия фирм. Когда фирмы координируют свои действия путем имитации ценообразования и стратегии конкуренции друг с другом (кооперативная стратегия), цена и предложение будут тяготеть к монопольным, а крайней формой такой стратегии будет картель. Если же фирмы следуют некооперативной стратегии, т.е. проводят независимую, направленную на улучшение положения фирмы стратегию, цены и стратегия будут приближаться к конкурентным. Крайней формой такого проявления являются «ценовые войны».
§3.3 Монополия.
Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции.