Конкуренция в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция - это форма взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. На сегодняшний день можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Конкуренция как основа развития рыночного механизма…………….стр.4
§1 Понятие рыночной конкуренции……………………………………………..стр.4
§2 Методы ведения конкурентной борьбы.
Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………………….стр.9
§3 Место и роль конкуренции на российском рынке…………………………..стр.12
Глава 2. Основные виды и типы конкуренции…………………………………..стр.16
§1 Формирование основных моделей конкуренции…………………………….стр.16
§2 Совершенная конкуренция…………………………………………………….стр.20
§3 Несовершенная конкуренция………………………………………………….стр.22
§3.1 Монополистическая конкуренция…………………………………………..стр.22
§3.2 Олигополия……………………………………………………………………стр.24
§3.3 Монополия…………………………………………………………………….стр.26
Глава 3. Исследование конкурентной среды российского рынка и его
значение…………………………………………………………………………….стр.29
§1 Методика исследования конкурентной среды рынка……………………….стр.29
§2 Исследование конкурентной среды рынка на примере рынка жилищно-коммунальных услуг Кировского района г. Самары…………………………..стр.34
Заключение……………………………………………………….………………стр.39
Список литературы………………………………………………………………стр.40

Файлы: 1 файл

готово.docx

— 127.91 Кб (Скачать файл)

Основной сферой противоборства неоклассической школы и нового зарождающегося направления стали  дискуссии вокруг вопросов ценообразования, начавшиеся с появления работы итальянского экономиста П. Сраффы «Законы получения  доходов в условиях конкуренцию». Автор на конкретных примерах показал, что под влиянием расширения масштабов  производства крупные предприятия  получают дополнительные преимущества, которые они могут реализовать, только нарушая действие механизма  свободной конкуренции и оказывая непосредственное влияние на ценообразование.

Базовыми работами, сформировавшими  основы модели рынка несовершенной  конкуренции, стал известный труд Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», в котором автор раскрыл  несостоятельность подходов невмешательства  в процесс установления рыночного  баланса, а так же труды Дж. Робинсон и Э. Чемберлина, которые подытожили дискуссию о характере ценообразования  в условиях монополии и о возникновении  неценовых форм конкуренции. Данные произведения схожи в том, что  оба автора исходят из того, что  рыночная цена складывается не при  коллективных действиях участников рынка, так как неоднородность товара лишает покупателя возможности иметь  полную информацию о ценах, а фирм-производителей - конкурировать между собой из-за отсутствия выбора более эффективной  деятельности.

Введенное Э. Чемберлен понятие  «монополистическая конкуренция» стало  альтернативой понятию «чистая  конкуренция». Он утверждал, что сутью  монополии является контроль над  предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением  взаимозаменяемости соперничающих  товаров, т.е. дифференциацией продукта [21, с. 29-30].

В отличие от Э.Чемберлена, увязывавшего монополистическую конкуренцию  с одной  из характеристик естественного  состояния рынка в равновесии, Дж. Робинсон видела в несовершенной  конкуренции нарушение и потерю нормального равновесного состояния  конкурентной хозяйственной системы. В своей работе она приходит  к выводу, что «монополист имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования организации производства в отрасли».

Так случилось, что теория монополии вообще не входила в  экономическую теорию до 1838 г., пока О. Курно не предложил на теорию чистой монополии и дуополии (позднее - олигополии) [24]. Значительный вклад в теоретические модели олигополии и монополии позднее внесли Ф.И. Эджуорт, А.Л. Лернер, К. Викселль, Й. Шумпетер, Ф.А. Хайек и др.

Таким образом, к середине ХХ века сформировались общие представления  о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической  конкуренции, олигополистической конкуренции  и чистой монополии (табл.1).

Таблица 1

Тип рынка

           

        

         Параметры

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Количество  субъектов рынка:

- продавцов

- покупателей

 

 

Много

Много

 

 

Ограниченное

Много

 

 

Несколько

Много

 

 

Один

Много

Однородность  продукции

Однородная

Дифференцированная

Однородная  либо дифференци-рованная

Однородная

Контроль  над ценами

Нет. Цены определяются рынком

Влияние ограничено возможностью замены

Существует  влияние ценового лидера

Практически полный контроль

Заменяемость  товаров

Нет

Высокая степень

Высокая степень

Нет

Вход-выход  на рынок

Свободный

Ограниченный

Ограничен-ный

Блокирован

Доли  субъектов на рынке

Равные и  небольшие

Доминирующее  предприятие и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке

Крупные, примерно равные

100 %

Пример

Рынок ценных бумаг

Наиболее  распространенный вид конкурентной среды

Автомобили, бензин

Электроэнергия, газ


 

 

§2 Совершенная конкуренция.

Изучая деятельность фирм, экономическая  наука обнаружила, что наиболее последовательно  фирмы стремятся к достижению наивысшей экономической эффективности  лишь в ситуации совершенной конкуренции.

Модель совершенной или чистой конкуренции характеризуется присутствием на рынке большой группы продавцов, противостоящей большой группе покупателей, причем ни одна из этих групп не обладает достаточной силой, чтобы повлиять на цены. Товары имеют четко определенные характеристики, полностью взаимозаменяемы  и продаются по ценам, которые  определяются только соотношением между  спросом и предложением. Продавцы на таком рынке не обладают никакой  рыночной силой, и их поведение не зависит от действий других продавцов. Итак, ключевые условия этого рынка  таковы:

  1. производимые товары примерно одинаковы (однородны). Это значит, что продукция фирм в представлении покупателей гомогенна и неразличима, т.е. продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы и нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их явного превосходства по свойствам или качеству над продукцией других фирм;
  2. товары на рынок предлагают  многие фирмы, и объемы их поставок не очень различаются. При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов. Совокупный размер спроса и предложения попросту «не замечает» столь мелких изменений;
  3. субъекты рынка не в состоянии влиять на цены. Хотя цена и формируется в процессе конкуренции среди всех участников рынка, но в то же время отдельно взятый продавец не оказывает никакого прямого влияния на цену. Если продавец запрашивает более высокую цену, все покупатели сразу же переходят к его конкурентам, так как в условиях совершенной конкуренции каждый продавец и покупатель обладают полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке. Если же продавец запрашивает более низкую цену, то он окажется не в состоянии удовлетворить весь спрос, который будет ориентирован на него, в силу его незначительной доли на рынке, при этом прямого влияния на цену со стороны этого конкретного продавца не происходит.

Часто говорят, что при совершенной  конкуренции каждая отдельная фирма-продавец получает цену или является так называемым «ценополучателем» (price-taker) [2, с. 21]. Оказывать же влияние на общую ситуацию рыночные субъекты в условиях совершенной конкуренции могут только тогда, когда действуют в согласии. То есть тогда, когда какие-то внешние условия побуждают всех продавцов (или всех покупателей) отрасли принимать одинаковые решения;

  1. затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты;
  2. транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, т. е. нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта);
  3. вход на рынок и выход из него не связаны с большими трудностями;
  4. продавцы и покупатели обладают всей необходимой информацией о поступающих на рынок  товарах, их ценах и прибыльности продаж.

 

§3 Несовершенная  конкуренция.

Несовершенная конкуренция  – это рыночная ситуация, когда  не выполняется хотя бы одно условие  совершенной конкуренции. В условиях несовершенной конкуренции продавец в состоянии манипулировать ценой и объемом производства с целью получения максимальной прибыли. Существуют три основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Рассмотрим подробнее каждую из них.

§3.1 Монополистическая  конкуренция.

Монополистическая конкуренция - тип  структуры рынка, состоящий из множества  мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся  свободным входом на рынок и выходом  с рынка. Рынок монополистической  конкуренции продавцов аналогичен совершенному конкурентному рынку  в том смысле, что в нем также  много фирм и проникновение новых  фирм не ограничено. Но он отличается от рынка совершенной конкуренции  тем, что рыночная продукция дифференцирована: каждая фирма продает особый тип  или вариант товара, который отличается по качеству, оформлению или престижности, и каждая фирма является монопольным  производителем своей марки товара. При такой модели рынка фирмы стремятся расширять свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Понятие "монополистическая конкуренция" восходит к одноименной книге американского экономиста Эдуарда Чемберлина, опубликованной в 1933 г.[24].

Ключевыми условиями этого  рынка являются:

  1. производимые товары дифференцированы, т.е. выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. При этом товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами, а любой из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста» (единственного производителя конкретной узкой разновидности данного продукта).

Дифференциация продукта при монополистической конкуренции  может принимать ряд различных  форм:

  1. качество продукта: различия в материалах, дизайне и качестве работ. Например, персональные компьютеры могут различаться с точки зрения мощности аппаратуры, программного обеспечения, графического вывода и степени их "ориентированности на потребителя
  2. услуги и условия. К ним относятся, например обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей или обмену ее продуктов, наличие кредита.
  3. размещение и доступность. Так, автозаправка, находящаяся на одной из главный автомагистралей страны, может продавать бензин по более высокой цене, чем та, которая находится в 2-3 км от автомагистрали.
  4. реклама, Например, когда та или иная марка джинсов или духов связывается с именем какой-либо знаменитости, то это может повлиять на уровень спроса.
  1. возможность субъектов рынка устанавливать цену и объемы производимого товара;
  1. отсутствие широкоизвестных лидеров, оказывающих существенное влияние на развитие условий и тенденций функционирования отрасли;
  2. сегментация рынка. На рынке монополистической конкуренции существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части (их называют сегментами рынка). И на таком сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать очень большой;
  3. вход на рынок и выход из него не связаны с большими трудностями. Некоторую трудность могут создать потребность получения продукта, отличного от продукта конкурента, и необходимость рекламы;
  4. совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка.

 

§3.2 Олигополия.

Олигополия - это тип рыночной структуры, для которой характерно стратегическое взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за объем продаж. Особенностями олигополии являются:

  1. действие на рынке всего несколько фирм (от двух до десяти);
  2. способность фирм, обладающих крупными рыночными долями, влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке;
  3. товары на рынке олигополии могут быть как однородными, так и дифференцированными. При этом однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация - на рынках потребительских товаров;
  4. взаимосвязь фирм в отрасли. Продавцы всегда считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры по объемам продаж, размер рекламных расходов или принимают другие деловые меры;
  5. доступ к рынку новым продавцам затруднен.

Важную роль в характере  конкурентных отношений на рынке  олигополии играют объем и структура  той информации о конкурентах  и об условиях спроса, которой фирмы  располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентным будет  поведение фирмы.

В условиях олигополии конкурентное взаимодействие фирм затрагивает все  сферы конкуренции - цену, объем продаж, долю рынка, дифференциацию продукции, стратегию стимулирования сбыта, инновационную  деятельность, услуги. В зависимости  от ситуации фирмы могут избрать  разные конкурентные стратегии. Поэтому  для олигополистических рынков единой точки равновесия, к которой стремятся  фирмы, нет.

Поскольку общей модели олигополии не существует, фирмы одной отрасли  могут взаимодействовать и как  монополисты, и как конкурентные фирмы. Все зависит от характера  взаимодействия фирм. Когда фирмы  координируют свои действия путем имитации ценообразования и стратегии  конкуренции друг с другом (кооперативная  стратегия), цена и предложение будут  тяготеть к монопольным, а крайней  формой такой стратегии будет  картель. Если же фирмы следуют некооперативной стратегии, т.е. проводят независимую, направленную на улучшение положения фирмы стратегию, цены и стратегия будут приближаться к конкурентным. Крайней формой такого проявления являются «ценовые войны».

 

§3.3 Монополия.

Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции.

Информация о работе Конкуренция в современной экономике