Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 00:44, контрольная работа
Целью работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике и показать, что в настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции.
Введение.
Глава 1. Понятие конкуренции. Виды конкуренции.
Глава 2. Совершенная и несовершенная конкуренция.
Глава 3. Ценовая и неценовая конкуренция.
Глава 4. Основные типы рыночных структур.
Заключение.
Список литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Финансовый факультет
КАФЕДРА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Экономическая теория.»
на тему
«КОНКУРЕНЦИЯ. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР.»
Выполнила студентка 1 курса, группы
Т-11, заочной формы обучения,
специальность «Таможенное дело»
Алексеева.В.Ю.
Научный руководитель
Воронина.А.С..
Нижний Новгород.
2013г
Содержание.
Введение.
Глава 1. Понятие конкуренции. Виды конкуренции.
Глава 2. Совершенная и несовершенная конкуренция.
Глава 3. Ценовая и неценовая конкуренция.
Глава 4. Основные типы рыночных структур.
Заключение.
Список литературы.
Введение
XX век в мировом экономическом
развитии без сомнения можно
назвать веком конкуренции.
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике и показать, что в настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции.
Содержание курсовой работы
состоит из введения, трех глав и
заключения. В первой главе дается
общее определение понятию
При написании курсовой работы использовалось множество экономической литературы. При изучении совершенной и несовершенной конкуренции большую помощь оказали книга Макконнелла и Брю «Экономикс» и учебник Нуреева. Разобраться в вопросах неценовой конкуренции особенно помог журнал «Маркетинг».
Понятие конкуренции. Виды конкуренции.
Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Конкуренция в РФ - состязательность
хозяйствующих субъектов, при которой
их самостоятельные действия эффективно
ограничивают возможность каждого
из них односторонне воздействовать
на общие условия обращения
Рассматривая конкуренцию
Положительные стороны конкуренции:
-конкуренция заставляет
-конкуренция требует
-конкуренция стимулирует
-конкуренция заставляет
-конкуренция требует от
-конкуренция ориентирует на
ассортимент товаров
-конкуренция повышает
-конкуренция вводит новые
Отрицательные стороны конкуренции:
-при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
-многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.
Любой товар или услуга в большей
или меньшей степени
при его производстве:
-производительность труда;
-уровень налогообложения;
-внедрение научно-технических разработок;
-размеры прибыли предприятия;
-величина оплаты труда.
при его потреблении:
-продажная цена товара;
-качество;
-новизна;
-послепродажное обслуживание;
-уровень предпродажной
Говоря о конкуренции
1. Функциональная конкуренция– базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
2. Видовая конкуренция– это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
3. Предметная конкуренция– это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
4. Ценовая конкуренция– снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
5. Скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов
-продажа личного товара по цене конкурента
-снижение цены потребления
6. Незаконные методы:
-антиреклама товаров
-производство товаров
Совершенная конкуренция.
Рассмотрим характерные черты совершенной конкуренции.
1. Основной чертой чисто
конкурентного рынка является
наличие большого числа
2. Конкурирующие фирмы
производят
3. На совершенно конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предшествующих двух. В условиях совершенной конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта. Отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней.
Иначе говоря, отдельный
конкурирующий производитель
4. Новые фирмы могут
свободно входить, а
Несовершенная конкуренция.
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX - начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно - технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей»
Большинство случаев несовершенной конкуренции можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.
Во-вторых, рынки имеют
тенденцию к несовершенной
В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Рассмотрим характерные черты монополии.
1. Монополия есть отрасль,
состоящая из одной фирмы.
2. Из первого признака
следует, что продукт
3. Мы подчеркивали, что
отдельная фирма, действующая
в условиях совершенной
4. Существование монополии
зависит от существования
Когда монополии производят товар, который покупатели не могут перепродать, они часто находят возможным и выгодным назначать разные цены для разных покупателей, осуществляя тем самым ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация - продажа отдельных единиц товара (услуги), произведенных с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателям.
Различия в цене отражают
в этом случае не столько какие-либо
различия в качестве или издержках
производства товара для покупателей,
сколько способность монополии
произвольно устанавливать
В зависимости от способа
осуществления ценовой
1. Ценовая дискриминация
первой степени (совершенная
В чистом виде совершенная
ценовая дискриминация
2. Ценовая дискриминация
второй степени - продажа различных
объемов товара (услуг) по разным
ценам, так что цена единицы
товара (услуги) дифференцируется в
зависимости от величины
3. Ценовая дискриминация
третьей степени (сегментация
рынка) - продажа единицы товара (услуги)
по разным ценам на различных
сегментах рынка. Сегментация
или разделение рынка на
Информация о работе Конкуренция. Виды конкуренции. Основные типы рыночных структур