Конкуренция. Виды конкуренции. Основные типы рыночных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 00:44, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике и показать, что в настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Понятие конкуренции. Виды конкуренции.
Глава 2. Совершенная и несовершенная конкуренция.
Глава 3. Ценовая и неценовая конкуренция.
Глава 4. Основные типы рыночных структур.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

конкуренция 1 сдан!!!.docx

— 56.64 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нижегородский государственный  университет им. Н.И. Лобачевского

 

 

Финансовый факультет

 

 

КАФЕДРА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

 

«Экономическая теория.»

 

на тему

 

 

«КОНКУРЕНЦИЯ. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР.»

 

 

Выполнила студентка 1 курса, группы

Т-11, заочной формы обучения,

специальность «Таможенное  дело»

Алексеева.В.Ю.

 

Научный руководитель

Воронина.А.С..

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород.

2013г

 

Содержание.

Введение.

Глава 1. Понятие  конкуренции. Виды конкуренции.

Глава 2. Совершенная  и несовершенная конкуренция.

Глава 3. Ценовая  и неценовая конкуренция.

Глава 4. Основные типы рыночных структур.

Заключение.

Список литературы.

 

Введение

XX век в мировом экономическом  развитии без сомнения можно  назвать веком конкуренции. Именно  в этом цикле явление конкуренции  приобрело международную и глобальную  значимость.

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее  время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей  страны свидетельствует о том, чем  грозит невнимание и непонимание  значения конкуренции в экономических  отношениях.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике  и показать, что в настоящее  время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции  может сочетать в себе элементы как  ценовой, так и неценовой конкуренции.

Содержание курсовой работы состоит из введения, трех глав и  заключения. В первой главе дается общее определение понятию конкуренции, описывается ее роль на рынке. Во второй главе ведется речь о видах  конкуренции по состоянию рынка - совершенной и несовершенной  конкуренции. В рамках несовершенной  конкуренции рассмотрены такие  виды конкуренций, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. В третьей главе рассматриваются  виды конкуренции по способам соперничества - ценовая и неценовая. Особое внимание при изучении вопросов неценовой  конкуренции было уделено такому методу конкурентной борьбы, как реклама.

При написании курсовой работы использовалось множество экономической  литературы. При изучении совершенной  и несовершенной конкуренции  большую помощь оказали книга  Макконнелла и Брю «Экономикс» и учебник Нуреева. Разобраться в вопросах неценовой конкуренции особенно помог журнал «Маркетинг».

 

Понятие конкуренции. Виды конкуренции.

 

Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Конкуренция в РФ - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой  их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого  из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров  на соответствующем товаром рынке.

Рассматривая конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так и отрицательные.

Положительные стороны  конкуренции:

-конкуренция заставляет постоянно  искать и использовать в производстве  новые возможности;

-конкуренция требует совершенствовать  технику и технологии;

-конкуренция стимулирует повышение  качества товара;

-конкуренция заставляет снижать  затраты (и цены);

-конкуренция требует от поставщиков  товаров (продавцов) снижать цены  на предлагаемый товар;

-конкуренция ориентирует на  ассортимент товаров повышенного  спроса;

-конкуренция повышает качество  продукции (клиент всегда прав);

-конкуренция вводит новые формы  управления.

Отрицательные стороны  конкуренции:

-при конкуренции наблюдается  беспощадность и жестокость по  отношению к неудачнику;

-многочисленность «жертв» в  виде банкротств и безработицы.

Любой товар или услуга в большей  или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие  факторы:

при его производстве:

-производительность труда;

-уровень налогообложения;

-внедрение научно-технических  разработок;

-размеры прибыли предприятия;

-величина оплаты труда.

при его потреблении:

-продажная цена товара;

-качество;

-новизна;

-послепродажное обслуживание;

-уровень предпродажной подготовки.

Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует шесть  видов конкуренции:

1. Функциональная конкуренция– базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

2. Видовая конкуренция– это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

3. Предметная конкуренция– это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

4. Ценовая конкуренция– снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

5. Скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов

-продажа личного товара по  цене конкурента

-снижение цены потребления товара

6. Незаконные методы:

-антиреклама товаров конкурентов;

-производство товаров имитаторов (подделка).

 

Совершенная конкуренция.

Рассмотрим характерные  черты совершенной конкуренции.

1. Основной чертой чисто  конкурентного рынка является  наличие большого числа независимо  действующих продавцов, обычно  предлагающих свою продукцию  на высокоорганизованном рынке.  Примером служат рынки сельскохозяйственных  товаров, фондовая биржа и рынок  иностранных валют.

2. Конкурирующие фирмы  производят стандартизированную,  или однородную, продукцию. При  данной цене потребителю безразлично,  у какого продавца покупается  продукт. На конкурентном рынке  продукты фирм Б, В, Г, Д и так далее рассматриваются покупателем как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

3. На совершенно конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предшествующих двух. В условиях совершенной конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта. Отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней.

Иначе говоря, отдельный  конкурирующий производитель находится  во власти рынка; цена продукта есть данная величина, на которую производитель  не оказывает влияния. Фирма может  получить ту же самую цену за единицу  продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Покупатели не купят ничего у фирмы А по цене 2,05 доллара, если ее 9999 конкурентов продают идентичный продукт, или точный заменитель, по 2 доллара за штуку. Наоборот, вследствие того что фирма А может продать столько, сколько она считает необходимым, по 2 доллара за штуку, нет причины для нее назначать какую-нибудь более низкую цену, например 1,95 доллара. Потому что это вызвало бы уменьшение ее прибылей.

4. Новые фирмы могут  свободно входить, а существующие  фирмы - свободно покидать совершенно конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

 

Несовершенная конкуренция.

Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась  в конце XIX - начале XX в. в связи  с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно - технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей»

Большинство случаев несовершенной  конкуренции можно объяснить  двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для  которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут  продавать свои продукты по более  низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.

Во-вторых, рынки имеют  тенденцию к несовершенной конкуренции, когда существуют трудности для  вступления новых конкурентов в  отрасль. Так называемые "барьеры  входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего  количество фирм. В других случаях  может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль.

В теории выделяют различные  виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Рассмотрим характерные  черты монополии.

1. Монополия есть отрасль,  состоящая из одной фирмы. Одна  фирма является единственным  производителем данного продукта  или единственным поставщиком  услуги; следовательно, фирма и  отрасль - синонимы.

2. Из первого признака  следует, что продукт монополии  уникален в том смысле, что  не существует хороших или  близких заменителей. С точки  зрения покупателя это означает, что нет приемлемых альтернатив.  Покупатель должен покупать продукт  у монополиста или обходиться  без него.

3. Мы подчеркивали, что  отдельная фирма, действующая  в условиях совершенной конкуренции,  не оказывает влияния на цену  продукта: она «соглашается с  ценой». Это так, потому что  она дает только незначительную  долю совокупного предложения.  Ярким контрастом выступает чистый  монополист, диктующий цену: фирма  осуществляет значительный контроль  над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно,  контролирует общий объем предложения.  При нисходящей кривой спроса  на свой продукт монополист  может вызвать изменение цены  продукта, манипулируя количеством  предложенного продукта.

4. Существование монополии  зависит от существования барьеров  для вступления. Будь они экономическими, техническими, юридическими или  другими, определенные препятствия  должны существовать, чтобы удерживать  новых конкурентов от вступления  в отрасль, если монополия собирается  продолжать свое существование.

Когда монополии производят товар, который покупатели не могут  перепродать, они часто находят  возможным и выгодным назначать  разные цены для разных покупателей, осуществляя тем самым ценовую  дискриминацию. Ценовая дискриминация - продажа отдельных единиц товара (услуги), произведенных с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателям.

Различия в цене отражают в этом случае не столько какие-либо различия в качестве или издержках  производства товара для покупателей, сколько способность монополии  произвольно устанавливать цены.

В зависимости от способа  осуществления ценовой дискриминации  ее делят на три категории (степени).

1. Ценовая дискриминация  первой степени (совершенная ценовая  дискриминация) - продажа каждой  единицы товара по своей цене, равной цене спроса на нее,  ведущая к изъятию монополистом  всего излишка покупателя.

В чистом виде совершенная  ценовая дискриминация трудноосуществима. Приближение к ней возможно в  условиях индивидуального производства, когда каждая единица продукции  выпускается по заказу конкретного  потребителя, а цены устанавливаются  по договорам с заказчиками.

2. Ценовая дискриминация  второй степени - продажа различных  объемов товара (услуг) по разным  ценам, так что цена единицы  товара (услуги) дифференцируется в  зависимости от величины партии. К ценовой дискриминации второй  степени относится также применение  кумулятивных скидок в зависимости  от времени реализации товара (услуги).

3. Ценовая дискриминация  третьей степени (сегментация  рынка) - продажа единицы товара (услуги) по разным ценам на различных  сегментах рынка. Сегментация  или разделение рынка на отдельные  подгруппы покупателей, каждая  со своими особыми характеристиками  спроса, позволяет фирмам проводить  стратегию дифференциации продукта, чтобы удовлетворить потребности  различных групп покупателей,  увеличивая возможности сбыта  своей продукции.

Информация о работе Конкуренция. Виды конкуренции. Основные типы рыночных структур