Конкуренция. Виды конкуренции. Основные типы рыночных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 00:44, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике и показать, что в настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Понятие конкуренции. Виды конкуренции.
Глава 2. Совершенная и несовершенная конкуренция.
Глава 3. Ценовая и неценовая конкуренция.
Глава 4. Основные типы рыночных структур.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

конкуренция 1 сдан!!!.docx

— 56.64 Кб (Скачать файл)

 

Основные типы рыночных структур.

Рыночные отношения оказывают  через спрос и предложение  постоянное влияние на развитие производства. Однако это влияние не исчерпывается  ролью цены и ценообразования. Огромное воздействие на производство, распределение, обмен материальных благ в обществе оказывают модели рынка.

Будем рассматривать типы рынков прежде всего в соответствии с основными параметрами — численностью и распределением действующих на них продавцов и покупателей. Кроме этого, для понимания структуры соответствующего рынка важны следующие показатели: дифференциация продукта, барьеры входа на рынок, структура затрат на производство, степень вертикальной интеграции предприятий, степень диверсификации производства у отдельных субъектов рынка.

В общем виде ответ на вопрос «Кто действует на рынке?» позволяет  описать структуру рынка в  ее статическом виде. Ответ на вопрос «Как действуют присутствующие на рынке  субъекты?» позволяет проследить за динамическим состоянием рынка, дать характеристику поведения субъектов  рынка, которое проявляется в  ценовой политике, продуктовой и  рекламной стратегии, инвестиционной и инновационной политике, юридической  тактике, согласовании действий конкурентов  на рынке.

Таким образом, анализируя состояние  товарного рынка, делая выводы об эффективности его функционирования, необходимо всегда учитывать как  структурную, так и поведенческую  составляющую, а также последствия  отдельных видов государственного регулирования (налогового, таможенно-тарифного, антимонопольной политики, политики государственной помощи, регулирования цен и их контроля).

При классификации типов рынков используются термины, образованные от греческих слов, характеризующих  принадлежность субъектов к одной  из двух сторон рынка – продавцам  или покупателям (poleo – продаю, psoneo – покупаю) и их численность (mono — один, oligos — несколько, poly — много). Парная их комбинация дает наиболее простую и общую классификацию.

Идеальные модели рынков почти  не встречаются на практике. Многообразие реальной .экономической жизни всегда состоит из переплетения разных типов рынков, из их видовой трансформации во времени и пространстве. Экономическая теория выделяет чистые формы для изучения наиболее характерных свойств каждой. Наиболее распространенные типы рынков и их характеристики представлены ниже.

Типы рынков и их основные характеристики


 

Структура рынка

Количество

продавцов и покупателей

Характер

продукции

Условия входа/

выхода на рынок

Информация

и мобильность

 

1. Совершенная

конкуренция

Множество мелких продавцов  и покупателей

Однородная

Просто. Никаких затруднений

Равный доступ ко всем видам  информации

 

Несовершенная конкуренция:

2. Монополия

Одна фирма-продавец и  множество покупателей

Однородная

Барьеры на входе

Полная информация и мобильность

 

3. Монополист.

конкуренция

Множество покупателей; большое, но ограничен. число продавцов

Разнородная

Отдельные препятствия на входе

Полная информация и мобильность

 

4.Олигополия

Ограничен. число продавцов и множество покупателей

Разнородная и однородная

Возможны отдельные препятствия  на входе

Некоторые ограничения по поводу информации и мобильности

 
           

 

Необходимо отметить, что  возможности покупателей и продавцов  равны только при чистой конкуренции. При всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается  больше влияния покупателей, достигая минимума при чистой монополии.

Рассматривая конкуренцию  необходимо отметить антимонопольную  политику государства направленную на демонополизацию рынка.

Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское  законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической  деятельности участников рыночных отношений  и образованию монополий на рынке.

Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции - нормативно-правовые акты, регламентирующие конкуренцию  в международной торговле и охватывающие антитрестовское законодательство и законодательство, направленное на охрану против недобросовестной конкуренции. Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции регулирует отношения, возникающие и по поводу объектов промышленной собственности, договорных обязательств, личных прав предпринимателей и др.

 

Заключение.

 

Конкуренция представляет собой  соперничество, состоящее между  участниками рыночной экономики  за приобретение наиболее благоприятных  условий своего хозяйствования. Формы  такого соперничества могут быть самые различные, однако существует объективная потребность не только глубокого познания закономерностей  и условий зарождения этого соперничества  как формы движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек  этих форм движения хозяйственной деятельности.

Рыночная конкуренция  за выживание и экономическое  процветание между предпринимателями  принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется  регулированию со стороны общества в лице государства.

Конкуренция, как она себя проявляла во все времена, представляется как "война всех против всех". Эта  война выглядит так:

Первый фронт мы видим  среди продавцов, цель которых продать  свои продукты недорого. Побеждает  тот, кто может без ущерба для  своего бизнеса, продать товар дешевле.

Второй фронт развертывается в рамках взаимодействия покупателей, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Побеждает тот, кто  может предложить за товар более  высокую цену.

Третий фронт - это взаимодействие объединенных продавцов с объединенными  покупателями. Выигрывает тот фронт, который оказывается более сплоченным в проведении своей политики в  отношении уровня цен. Исходом указанной  борьбы в тот или иной период является установление общей цены на однородные продукты. Конкуренция в данном случае выступает в качестве силы, уравнивающей рыночные цены, устанавливает общественные цели.

Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных  сторонах, является важным элементом  рыночного механизма саморегулирования. Рынок является индикатором общественно  необходимых потребностей общества в соответствующем количестве материальных благ.

С другой стороны рынок  сигнализирует о состоянии и  потенциальных возможностях общественного  производства в созидании необходимых  обществу материальных благ.

В рыночной конкуренции проявляется  действие закона стоимости. Под его  воздействием одни производители товаров  успешно выдерживают противодействие  своих конкурентов и прогрессируют  в своем развитии, другие разоряются и сходят со сцены участников рыночной конкуренции.

Свободная конкуренция свойственная существованию большого количества независимых форм может принимать  другие формы, которые сами по себе представляют полную ее противоположность. Такой противоположностью может  быть монополия или олигополия.

Монополия как особое состояние  поставщика товаров или услуг  характеризуется тем, что продавец обладает возможностью диктовать свои условия продажи товаров.

В разных странах в различное  время существовали различные виды монополий. Эти виды формируются  под влиянием различных факторов: времени, пространства, форм взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, входящих в монополистическое объединение.

Естественные монополии  представляют собой хозяйствующие  субъекты, имеющие в своем распоряжении или управлении редкие и свободно не воспроизводимые материальные блага  или услуги - земли, полезные ископаемые, газ, электричество и т.п.

Случайные, временные монополии, которые возникают благодаря  случайным обстоятельствам, могут  создаваться в условиях, когда  появляется исключительная возможность  изготовлять или продавать определенный вид продукции или располагать  лучшими факторами производства - техникой, технологией, рабочей силой. Примером таких монополий могут  служить крупные японские фирмы  по производству видеотехники.

Устойчивые монополии  характеризуются особым разнообразием  организационной структурой и управлением.

 

Список литературы.

1.Учеб. пособие. 2 изд. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2002.

2.Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю  "Экономикс", "Республика", 2002, гл. 17. 298 – 319с.

3. Самуэльсон П. А. Экономика. Т.1.М.:1993, стр.54.

4.Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2003, стр. 261.

5.Пиндайк Р. Монополистическая конкуренция и олигополия. М., Экономика, 1995

6.Учебник по основам  экономической теории. / Под ред.  Камаева В.Д. – М.: «Владос», 1999.

7.Курс экономической теории. /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 1995.

8.Огивина Ю.А. Предложение  в условиях совершенной конкуренции.  М., Экономика. 1999


Информация о работе Конкуренция. Виды конкуренции. Основные типы рыночных структур