Конкуренция. Виды конкуренции. Основные типы рыночных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 00:44, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике и показать, что в настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Понятие конкуренции. Виды конкуренции.
Глава 2. Совершенная и несовершенная конкуренция.
Глава 3. Ценовая и неценовая конкуренция.
Глава 4. Основные типы рыночных структур.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

конкуренция 1 сдан!!!.docx

— 56.64 Кб (Скачать файл)

Возможность заниматься ценовой  дискриминацией не является легкодоступной для всех продавцов. Вообще ценовая  дискриминация осуществима, когда  реализуются три условия.

1. Наиболее очевидно, что  продавец должен быть монополистом  или по крайней мере обладать некоторой степенью монопольной власти, то есть некоторой способностью контролировать производство и ценообразование.

2. Продавец должен быть  способен выделять покупателей  в отдельные классы, в которых  каждая группа имеет разную  готовность или способность платить  за продукт. Это выделение покупателей  обычно основывается на различной  эластичности спроса.

3. Первоначальный покупатель  не может перепродавать товар  или услугу. Если те, кто покупает  на участке рынка с низкими  ценами, могут легко перепродать  на участке рынка с высокими  ценами, происходящее в результате  снижение предложения увеличило  бы цену на участке рынка  с высокими ценами. Политика ценовой  дискриминации, таким образом,  была бы подорвана. Это верно  означает, что отрасли услуг, например, отрасль перевозок или юридические  и медицинские услуги, особенно  восприимчивы к ценовой дискриминации.

Таким образом, можно выделить основные плюсы и минусы монополии. Главный плюс состоит в том, что  масштабы производства позволяют снижать  издержки и в целом экономить  ресурсы; продукция монополистических  компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать  господствующее положение на рынке. Монополизация действует на повышение  эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке  обладает достаточными средствами для  успешного проведения исследований и разработок. Основной же минус  заключается в том, что монополисты  имеют склонность завышать цены и  занижать объем производства; они  получают чрезмерные прибыли, слишком  неохотно идут на риск.

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Различия между монополистической и чистой конкуренцией весьма значительные. Для монополистической конкуренции не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно небольшого их числа, скажем 25, 25, 60 или 70.

Из наличия такого числа  фирм вытекает несколько важных признаков  монополистической конкуренции. Во-первых, каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме  того, наличие сравнительно большого числа фирм к тому же гарантирует, что тайный сговор, согласованные  действия фирм с целью ограничения  объема производства и искусственного повышения цен, почти невозможен. Наконец, при многочисленности фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними; каждая фирма  определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны  конкурирующих с ней фирм. Реакцию  конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной  фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у  этих конкурентов не будет причины  реагировать на действия фирмы.

Еще одним различием между  монополистической и чистой конкуренцией является дифференциация продукта. Фирмы  в условиях чистой конкуренции производят стандартизированную, или однородную, продукцию; производители в условиях монополистической конкуренции  выпускают разновидности данного  продукта. При этом дифференциация продукта может принимать ряд  различных форм.

1. Качество продукта. Продукты  могут различаться по своим  физическим, или качественным, параметрам. Различия, включающие функциональные  особенности, материалы, дизайн  и качество работы, являются крайне  важными сторонами дифференциации  продукта. Персональные компьютеры, например, могут различаться с  точки зрения мощности аппаратуры, программного обеспечении, графического  вывода и степени их «ориентированности  на потребителя». Существует, к примеру,  множество конкурирующих учебников  по основам курса экономикс, которые отличаются с точки зрения содержания, структуры, изложения и доступности, методических советов, графиков, рисунков и т.д. Любой город достаточно большого размера имеет ряд розничных магазинов, торгующих мужской и женской одеждой, которая значительно отличается от аналогичной одежды из магазинов другого города с точки зрения стиля, материалов и качества работы.

2. Услуги. Услуги и условия,  связанные с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации  продукта. Один бакалейный магазин  может придавать особое значение  качеству обслуживания покупателей.  Его работники упакуют ваши  покупки и отнесут их к вашей  автомашине. Конкурент в лице  большого розничного магазина  может предоставлять покупателям самим упаковывать и переносить свои покупки, но продавать их по более низким ценам. «Однодневная» чистка одежды часто является более предпочтительной, чем аналогичная по качеству чистка, которая занимает три дня. Обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей или обмену ее продуктов, наличие кредита являются аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами.

3. Размещение. Продукты могут  также быть дифференцированы  на основе размещения и доступности.  Небольшие мини-бакалеи или продовольственные  магазины самообслуживания успешно  конкурируют с крупными супермаркетами, несмотря на то что имеют намного более широкий ассортимент продуктов и назначают более низкие цены. Владельцы маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах, нередко они открыты 24 часа в сутки. Так, например, близкое соседство бензозаправочной станции к связывающим штаты автомагистралям позволяет ей продавать бензин по цене более высокой, чем это могла бы делать бензоколонка, расположенная в городе, в 2 или 3 милях от такой автомагистрали.

4. Стимулирование сбыта  и упаковка. Дифференциация продукта  может также являться результатом  - в значительной степени - мнимых  различий, созданных посредством  рекламы, упаковки и использования  торговых знаков и торговых  марок. Когда та или иная  марка джинсов или духов связывается  с именем какой-либо знаменитости, то это может повлиять на  спрос на эти продукты со  стороны покупателей. Многие потребители  считают, что зубная паста,  упакованная в аэрозольный баллончик,  является более предпочтительной, чем та же самая зубная паста  в обычном тюбике. Хотя существует  ряд медикаментов, по свойствам  подобных аспирину, создание благоприятных  условий для продажи и яркая  реклама могут убедить многих  потребителей, что байер и анацин являются лучшими и заслуживают более высокой цены, чем их более известный заменитель.

Одним из важных значений дифференциации продукта является то, что, несмотря на наличие относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами на свою продукцию. Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию, чтобы удовлетворить свои предпочтения. Продавцы и покупатели больше не связаны стихийно, как на рынке совершенной конкуренции.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в  условиях монополистической конкуренции  экономическое соперничество сосредоточивается  не только на цене, но также и на таких  неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные  с продажей продукта. Так как продукты дифференцированы, можно предположить, что со временем они могут быть изменены и что черты дифференциации продукта каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и другим формам стимулирования сбыта. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов.

Олигополия - рыночная структура, при которой большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм в других рыночных структурах. Каждой фирме приходиться вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнуться другие фирмы в отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыли фирмы.

Поэтому олигополисты питают отвращение к ценовой конкуренции. Это отвращение может привести к некоторому более или менее неформальному типу тайного соглашения о цене. Однако обычно тайные соглашения сопровождаются неценовой конкуренцией. Типично, что именно через неценовую конкуренцию определяется доля рынка для каждой фирмы. Этот упор на неценовую конкуренцию своими корнями уходит в две основные причины.

1. Конкуренты фирмы могут  быстро и легко ответить на  снижения цен. Вследствие этого  возможность значительного увеличения  чьей-нибудь рыночной доли мала; конкуренты быстро аннулируют  любое возможное увеличение продаж, отвечая на снижения цен. И  конечно, всегда существует риск, что ценовая конкуренция ввергнет  участников в гибельную войну  цен. Менее вероятно, что неценовая  конкуренция выйдет из-под контроля. Олигополисты считают, что благодаря неценовой конкуренции могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентами, потому что изменения продукта, усовершенствования производственной технологии и удачные рекламные трюки не могут быть так же быстро и так же полно дублированы, как снижения цен.

2. Промышленные олигополисты обычно обладают значительными финансовыми ресурсами, на которые можно поддерживать рекламу и развитие продукта. Следовательно, хотя неценовая конкуренция является основной чертой как отраслей с монополистической конкуренцией, так и олигополистических отраслей, последние обычно имеют более значительные финансовые ресурсы, которые позволяют им более плотно заниматься неценовой конкуренцией.

Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть в олигополистической отрасли  могут производить стандартизированные  или дифференцированные продукты. Многие промышленные продукты: сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический  спирт и т.д. - являются стандартизированными продуктами в физическом смысле и  производятся в условиях олигополии. С другой стороны, многие отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, покрышки, моющие средства, открытки, кукурузные и овсяные хлопья для завтрака, сигареты и множество бытовых  электрических приборов, являются дифференцированными  олигополиями.

На олигополистических рынках обычно существуют некоторые барьеры  вхождения в отрасль, но они не столь жестки для того, чтобы сделать  его абсолютно невозможным. Высокие  барьеры вхождения в отрасль  связаны, прежде всего, с экономией  на масштабах производства.

Таким образом, мы рассмотрели  конкуренцию, соответствующую различным  структурам рынка. По степени убывания конкурентности их можно перечислить в следующем порядке: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Мы выяснили, что использование методов неценовой конкуренции в большей степени свойственно фирмам, функционирующим в условиях олигополии или монополистической конкуренции. В то время как в условиях совершенной конкуренции и монополии эта необходимость отпадает. В следующей главе мы более подробно остановимся на вопросе ценовой и неценовой конкуренции.

 

 

Глава 3. Ценовая  и неценовая конкуренция.

В экономике принято разделять  конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую.

 

Ценовая конкуренция

Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда  даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным  ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал  внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

Когда рынки монополизированы, разделены между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим  ключевые позиции, производители стремятся возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен» - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства («Тексас инструментс» установила в 1972 году цену на портативный калькулятор 149,95 долларов, а в 1977 году снизила ее до 6-7 долларов.) и соответствующего повышения массы прибыли.

Когда же установилось равновесие, новая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют  точно также: позиции фирм на рынке  не претерпевают изменений, однако норма  прибыли падает, финансовое состояние  фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед  и вытеснения конкурентов наступают  неожиданные разорения и банкротства.

Вот почему в наши дни  нередко наблюдается не снижение цен по мере развития НТП, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен  улучшению потребительских свойств  товаров, которое невозможно отрицать.

Ценовая конкуренция применяется  главным образом фирмами - аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества  с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары: например, в 1982 году «Дейта Дженерал» снизила цену на одно из запоминающих устройств на 68%, «Перкин -Элмерс» - на 61%, «Хьюлетт - Паккард» на 37,5%, в результате чего средний уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981г.) до 5 долларов (середина 1982 г.).

Информация о работе Конкуренция. Виды конкуренции. Основные типы рыночных структур