Конкурентноспособность российских товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непре­рывно и систематически, Это дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться. В итоге можно вовремя принять то или иное оптимальное решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести на другой рынок и т.д. Выпуск на рынок нового изделия прежде, чем старое исчерпало все возможности своей конкурентоспособности, нецелесообразен с экономической точки зрения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 4

1.1 Конкурентоспособность товара 4

1.2 Качество товара. 8

1.3 Маркетинговая, коммерческая составляющие, патентная чистота товара 12

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ 15

2.1. Оценка конкурентоспособности с помощью товара-образца 15

2.2 Оценка конкурентоспособности товаров по базе суждений потребителей 17

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «СИБИРСКОЕ МОЛОКО» 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Конкурентноспособность.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

При определении набора подлежащих оценке и сравнению па­раметров конкурентоспособности товаров учитывают параметры, ха­рактеризующие потребительские свойства товара (потребительскую стоимость) и его экономические свойства (стоимость).

Конкурентоспособность как комплексная характеристика товаров непостоянна во времени, хотя набор параметров, определяющих кон­курентоспособность изделий и функций, в какой - то мере стабилен. Для определения набора анализируемых свойств товаров должно быть проведено ранжирование параметров, наиболее значимых, ве­сомых для потребителя в настоящее время, так как они меняются в за­висимости от сложившейся маркетинговой ситуации. Для этого уста­навливают иерархию параметров, выдвигая на первый план те, кото­рые имеют наибольшую значимость («вес») для потребителя. Ранжи­рование показателей качества осуществляется каждым потребителем в процессе ответа на вопросы анкеты. Затем эти данные объединяются. Обладающие наибольшим «весом» параметры (приоритетные с точки зрения конкурентоспособности) в первую очередь становятся объек­тами тщательного исследования.                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Аналогично определяется набор экономических (стоимостных) параметров товара, т.е. затраты покупателя на приобретение и ис­пользование изделия на протяжении всего периода его эксплуатации (потребления). В совокупности эти расходы составляют цену потреб­ления - объем средств, нужных потребителю в течение всего срока службы товара.

Сначала рассчитывается сводный параметрический индекс, по которому дается оценка степени удовлетворения потребности поку­пателя в потребительских свойствах изделия.

Затем, после расчета параметрических индексов и «весов» каждо­го экономического параметра определяется сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам. На основе сводных индексов конкурентоспособности по потребительским и экономиче­ским параметрам определяется интегральный показатель конкурен­тоспособности товара.

Оценка и изучение конкурентоспособности товара должна вес­тись непрерывно и систематически. Это дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться; В итоге можно вовремя принять то или иное оптимальное решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести на другой рынок и т.д. Выпуск на рынок нового изделия прежде, чем старое исчерпало все возможности своей конкурентоспособности, нецелесообразен с экономической точки зрения. Вместе с тем ясно, что любой товар, как только он вышел на рынок, немедленно в той или иной мере теряет свою конкурентоспособность. Этот процесс можно замедлить, но оста­вить невозможно. Поэтому новое изделие должно проектироваться по такому графику, который обеспечивал бы выход на рынок именно к моменту серьезной потери конкурентоспособности прежним издели­ем. Иными словами, конкурентоспособность товара обязана быть опережающей и долговечной.

2.2 Оценка   конкурентоспособности   товаров   по   базе   суждений потребителей

Некоторые группы товаров, например, косметика, одежда, ткани (большинство потребительских свойств не может быть выражено па­раметрическими значениями, многообразие ассортимента, быстрая сменяемость моделей, подверженность влиянию моды и т.п.) затруд­няют, а иногда и исключают возможность применения традиционных методов оценки уровня конкурентоспособности, поэтому целесооб­разнее пользоваться оценками на базе суждений потребителей. Важно выяснить, насколько товар соответствует требованиям рынка и потре­бителей, то есть рыночную адекватность товара.

С целью выяснения степени соответствия товара субъективным представлениям потребителей существует несколько способов:

1.      простые опросы потребителей о качестве товара; Для этого мож­но применить рейтинг шкалы типа "хорошо - плохо" или вы­страивание продуктов в зависимости от их качества. В результате исследователи конкурентоспособности получают более близкую к действительности систему покупательских предпочтений.

2.      оценить конкурентоспособность можно путем дифференциаль­ной оценки отдельных элементов и свойств продукта. Психоло­гические модели, разлагающие целое на компоненты, делят на компенсационные и не компенсационные. Первые предполага­ют, что плохая оценка плохой характеристики может быть урав­новешена хорошей оценкой другой характеристики. Методы второго вида отвергают это допущение. Большинство исследований покупательского восприятия основывается на линейно-компенсационном правиле. Наиболее известные, модели этого вида: модель Розенберга и модель с идеальной точкой.

 

Модель Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения пригодности для удовлетворения своих потребностей. Другой вариант этого метода - измерение степени удов­летворения потребностей. При этом выясняется, какая величина ха­рактеристики ожидается потребителями и какая величина была вос­принята в реальности. По этим данным строят два профиля продукта.

Степень удовлетворения покупателя продуктом можно определить по степени соответствия профиля требуемого и реального.

Вышеизложенные методики опирались как на когнитивный (вос­приятие характеристики продукта), так и на мотивационный (при­годность продукта для удовлетворения потребности) компоненты оценки продукта. Существуют модели, которые основаны только на когнитивном компоненте процесса восприятия. Исходят из следую­щего: имеется много продуктов, каждый из которых может быть опи­сан через определенное число атрибутов; каждый атрибут может быть представлен как ось, проходящая через психическое пространство восприятия. Эти оси образуют пространство, измерение которого равно количеству атрибутов. Можно получить суждения потребите­лей о том, насколько выражен определенный атрибут у того или ино­го продукта, и. на основании этого определить место продукта в опи­санном выше пространстве.

Использование статистических методов позволяет уменьшить число осей без большей потери информации и выяснить главные факторы, влияющие на восприятие продукта, затем определить пози­цию продукта с точки зрения этих центральных характеристик. Ис­следователей могут интересовать позиции продуктов по отношении друг к другу, из чего можно сделать вывод о похожести, заменяем оси и интенсивности конкуренции.

Таким образом, оценка конкурентоспособности товаров является комплексом исследований, включающих оценку качества товара, экономических, технических параметров. Кроме этого необходимо про­вести исследование товаров конкурентов, изучить потребности, за­просы и требования потенциальных покупателей.

Оценку конкурентоспособности товара можно представить схе­матично (см. приложение 1). Предложенная схема включает перечисленные направления исследований, определяет порядок и последова­тельность действий. В зависимости от маркетинговой ситуации, схема может быть сокращена, часть параметров исключены.


ГЛАВА 3. Оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Сибирское молоко»

 

ОАО «Сибирское молоко» реализует различную молочную про­дукцию: молоко, кисломолочные изделия, масло.

Для оценки конкурентоспособности выбран товар - масло сли­вочное. Масло является одним из необходимым товаром в потребитель­ской корзине покупателя. В связи с чем спрос на масло, в достаточно устойчив. Можно отметить некоторые сезонные колебания спроса и предложения. Так, в летнее время спрос на масло снижается, но в это время у сельскохозяйственных предприятий увеличиваются объёмы надоя, поэтому предложение превышает спрос. По окончанию летне­го сезона, особенно ближе к новогодним праздникам спрос на масло возрастает, в это же время надои молока снижаются, что приводит к превышению спроса над предложением.

На рынке города Новосибирска масло предлагают в основном местные производители (НСО), реже поставки осуществляют пред­приятия Омской области, присутствует импортная продукция.

Конкуренция достаточно большая, так как на 'рынке много предложений. Многие предприятия предлагают очень широкий ас­сортимент товаров в своих фирменных магазинах. В них цены ниже, сервис боле высокий. Покупатели активнее посещают специализиро­ванные фирменные магазины, так как считают, что в них товар более качественный, обслуживание лучше. Поэтому можно сказать, что спрос удовлетворен. В фирменных магазинах действительно качество товаров лучше, гарантия сертифицированности товаров, соблюдения сроков хранения. Ассортимент товаров постоянен, запасы своевременно пополняются, поэтому торговля бесперебойная.

Следует отметить, что масло - широко рекламируемый товар, в основном на рынке активно рекламируют импортные изделия.

В завершении обзора можно сказать, что спрос на масло постоя­нен и в дальнейшем будет устойчивым.

Основными   конкурентами   являются   местные   предприятия, предлагающие аналогичную продукцию (таблица 3.1)

Таблица 3.1

Основные конкуренты предприятия

Наименование поставщика

Почтовый адрес

Цена за ед.

Мин. партия

Местонахождение товара

Способ отгрузки

Срок поставки

Форма оплаты

ОАО «Альбумин»

Новосибирск

 

1 упаковка

Новосибирск

само вызов

 

Предопл. нал., б/нал.

ТД «Сибирская прод. компания»

Новосибирск

 

20 кг.

Новосибирск

само вызов

 

Предопл. нал., б/нал

Совхоз Верх-Ирменьский

Верх-Ирмень

 

20 кг.

Верх-Ирмень

само вызов

 

Предопл. нал., б/нал

 

Кроме оценки конкурентов необходимо сравнить продукцию. С этой целью используем систему показателей (таб.3.2).


Таблица 3.2

 

Система критерий и показателей для оценки конкурентоспособности предприятия

 

Показатели конкурентоспособности

ОАО «Сибирское молоко»

конкурент

Продукт

Качество:

Упаковка

Престиж торговой марки

Многовариантность в использовании

Гарантийный срок (срок хранения)

Уникальность (отсутствие аналога)

Право заменить товар

Защищенность патентами

Цена

Прейскурантная

Продвижение продуктов на рынке

Реклама:

Для потребителей

 

 

5

5

4

 

5

 

5

 

5

3

 

5

 

 

 

3

 

 

4

4

4

 

3

 

5

 

3

3

 

4

 

 

 

1

Итого:

47

40

Информация о работе Конкурентноспособность российских товаров