Контрольная работа по дисциплине «Инновационный менеджмент»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:04, контрольная работа

Описание работы

Инновационная деятельность — это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, продаваемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные исследования и разработки.

Содержание работы

1. Инновационная деятельность организаций…………………………………..3
1. 1Сущность инновационной деятельности………...……………...………….3
2. Современные гипотезы значимости инновационной деятельности для современных организаций……………………………………………………….6
3. Цели и содержание инновационной деятельности …….…...…….……….21
4. Направления инновационной деятельности. Состояние и развитие инновационной деятельности в странах рыночной экономики и России…………………………………………………………………………….22
Литература……………… ………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

инновационный менеджмент указания.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

 

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ –  ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Шифр 1085507

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине  «Инновационный менеджмент»

 

 

Выполнила: студентка 5-го курса

              заочного отделения Вавина Н.В.

        Проверил: М.А Штукарь 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полесск

2012

Оглавление

 

1. Инновационная деятельность организаций…………………………………..3

1. 1Сущность инновационной деятельности………...……………...………….3

2. Современные гипотезы значимости инновационной деятельности для современных  организаций……………………………………………………….6

3. Цели  и содержание инновационной деятельности …….…...…….……….21

4. Направления инновационной деятельности. Состояние и развитие инновационной деятельности в странах рыночной экономики и России…………………………………………………………………………….22

Литература………………  ………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Инновационная  деятельность организаций.

1.1Сущность  инновационной деятельности.

 

Инновационная деятельность — это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных  исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в  новом или усовершенствованном  продукте, продаваемом на рынке, в  новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные исследования и разработки.

Развитие инновационной  деятельности предприятий в России чрезвычайно осложнено неприспособленностью прежней системы управления инновациями к новым условиям хозяйствования. Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных товаров.

В связи с инновациями различают две модели предпринимательства: классическую и инновационную.

Классическая модель — это предпринимательство традиционное, репродуктивное, рутинное. Предприниматель  в рамках такой модели приводит в  действие внутренние резервы предприятия для увеличения прибыли, повышения рентабельности. Успех предпринимательства по этой модели часто увязывают с субсидированием, протекционизмом со стороны федерального правительства и региональных органов власти. Вторая модель представляется инновационным (продуктивным) предпринимательством. При этом предполагается поиск таких путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или новшества, доведенные до стадии конечного использования.

По степени новизны  выделяют инновации базисные, улучшающие и псевдоинновации.

Базисные инновации  реализуют крупные изобретения  и являются основой для формирования новых поколений и направлений  развития техники. Улучшающие инновации  связаны с внедрением мелких и  средних изобретений и преобладают  на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла. Псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии.

По причинам возникновения  инновации делят на два вида: реактивные и стратегические.

Реактивные инновации  направлены на выживание фирмы, они появляются как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами.

Стратегические инновации  носят упреждающий характер и  направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе.

Побудительным мотивом  развития инноваций на предприятии  является стремление снизить издержки предпринимательской деятельности и увеличить массу прибыли  в условиях жесткой рыночной конкуренции. В процессе использования устаревших технологий и техники издержки формируются на уровне выше средних и предпринимательство может стать убыточным, если конкуренты сумели найти пути завоевания рынка сбыта на основе снижения издержек производства и низких цен предлагаемых продукции и услуг.

Отсюда у каждого  предприятия возникает необходимость создавать конкурентные преимущества, а это возможно осуществить за счет использования такого инструмента, каким являются инновации. При этом чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем больше вероятность успешной деятельности. Обновление продукции, своевременное появление ее на рынке увеличивает вероятность получения добавочной прибыли, которую называют научно-технической рентой.

Таким образом, используя  инновации, предприятие снижает  издержки, наращивает объемы производства, завоевывает рынки сбыта, увеличивает массу прибыли, способствует повышению эффективности предпринимательства и развитию национальной экономики.

На развитие инновационных  процессов влияют различные группы факторов: экономические, технологические, политические, правовые, организационно-управленческие, социально-психологические, культурные. Одни факторы способствуют инновационной деятельности, другие — препятствуют. В группе экономических и технологических факторов положительное влияние на инновационную деятельность предприятия оказывает наличие необходимых финансовых ресурсов, материально-технических средств, прогрессивных технологий, хозяйственной и научно-технической инфраструктуры; препятствуют инновационной деятельности — отсутствие или недостаток средств для инвестиций, слабость материальной и научно-технической базы, преобладание интересов текущего производства и т. д. Аналогичные примеры можно приводить и по другим группам факторов.

Предприятие -инноватор разрабатывает инновационный проект в своих структурных подразделениях или же на основе контракта привлекает организацию, специализирующуюся на инновационном предпринимательстве. В случае осуществления крупных инновационных проектов предпочтителен второй вариант.

Финансирование инноваций  осуществляется из тех же источников, что и финансирование любых инвестиций, т. е. самофинансирование, заемные средства, привлеченные средства, прочие смешанные или нетрадиционные источники, внебюджетные фонды, бюджеты различных уровней.

Общая цель инновационной  деятельности фирмы - выживание и развитие компании путем выпуска новых/улучшенных видов продукции и совершенствования методов её производства, доставки и реализации.

 

 

 

 

2. Современные   гипотезы   значимости инновационной  деятельности   для   современных  организаций.

 

Одним из признаков кризиса  экономической теории в части  объяснений инноваций является то, что практика в это сфере идет далеко впереди теории. Проявляется  это в том, что на фоне достаточно небольшого числа теоретических  работ, имеется масса практических рекомендаций разных авторов, призванных помочь предпринимателям и корпорациям лучше организовать свою инновационную деятельность, оптимизировать инновационное поведение. Причем подобные обобщения практики инноваций множатся в последние годы в геометрической прогрессии, что свидетельствует о высокой актуальности рассматриваемой проблемы. Однако, уровень оригинальности излагаемых идей и теоретического обоснования предлагаемых решений значительно различаются. Поэтому в данной работе будут рассмотрены только те из них, которые имеют некую ценность для теории инноваций.

   Одним из первых, кто попытался систематизировать  накопленный опыт внедрения инноваций  был Ф. Янсен. Его книга "Эпоха  инноваций" по праву считается  своеобразным манифестом новой  эпохи экономического развития. Как уже упоминалось, суть его работы состоит в том, что в современных экономических условиях постоянного ускорения инноваций степень неопределенности экономической системы и связанных с этим прогнозов возрастает многократно. Соответственно, задача фирмы не пытаться предсказать или спрогнозировать будущее состояние рынка и на основе этого строить свою стратегию, а приспособить свою структуру к постоянным изменения окружающей среды, сделать структуру максимально гибкой, то есть ответить на возрастание сложности окружающей среды соответствующим усложнением самой организации.

   При этом следует  отметить высокий уровень теоретического  обоснования рассматриваемых явлений  и предлагаемых решений, что  менее присуще как его предшественникам, так и последователям. В частности, Янсен указывает на возможность и необходимость использования при управлении инновационной деятельностью отдельных положений теории хаоса и катастроф, а также заимствований из биологии, в частности, генетических механизмов.

   В общих чертах  практические рекомендации Янсена  сводятся к внедрению комплексной  системы динамического моделирования  бизнеса, предполагающей выполнение  как минимум пяти этапов:

   1) определение  текущей позиции фирмы и задание  стратегических целей развития, включая анализ инновационной арены, внешней позиции и внутренних ресурсов и активов;

   2) анализ внутренних и  внешних заинтересованных лиц,  прогнозирование их поведения  и влияния на процессы, происходящие  в ходе разработки новых видов  продукции и бизнеса;

   3) анализ процессов в  ходе разработки новых видов  продукции и бизнеса, включая  менеджмент и принятие решений,  создание прототипов, генерирование,  получение и использование знаний, генерирование идей, создание команды,  доведение продукции, выход на рынок и массовое производство;

   4) определение нелинейых  механизмов инновационных процессов,  таких как петли взаимного  усиления, петли ограничения, механизмы  запирания, временные задержки, механизмы  отбора, создания инноваций и  внесения в них корректив;

   5) моделирование инноваций  и процессов разработки новых  видов продукции и бизнеса,  включая компьютерное моделирование,  проверки модели и ее калибровку, анализ чувствительности.

   Благодаря детальной проработке  процессов разработки и внедрения инноваций, данная работа является источником вдохновения как для практиков, так и для теоретиков, в частности, многие положения этой книги входят в большинство учебников по инновационному менеджменту.

   Другим классиком оптимизации  практической инновационной деятельности может считаться Друкер. Его книга "Бизнес и инновации"  по праву была и есть настольная книга любого уважающего себя предпринимателя. Идея, изложенная в данной книге была одновременно простой для понимания и достаточно сложной в практическом исполнении. По словам Друкера "перемены всегда несут с собой возможности для нового и непохожего. Суть последовательной инновационной деятельности, таким образом, состоит в целенаправленном и организованном поиске перемен, а также в последовательном анализе тех возможностей, которые несут эти перемены для экономических и социальных нововведений".

   Таким образом, рекомендации  инновационно-оириентированным фирмам  сводятся к отслеживанию семи  источников инновационных возможностей. Первые четыре источника лежат в пределах предприятия, либо отдельно взятой отрасли промышленности:

  -- непредвиденное -- неожиданный  успех, неожиданная неудача, непредвиденное  стороннее событие, 

  -- несоответствие -- между тем,  что является реальностью, и  тем, как эта реальность представляется или какой она "должна быть",

  -- нововведение, обусловленное  насущной необходимостью модернизации  существующего процесса,

  -- перемены в отраслевой  или рыночной структуре, которые  застают всех врасплох.

   Вторая группа источников инновационных возможностей включает в себя три источника перемен, происходящих за пределами предприятия или отрасли:

  -- демография (изменения в численности  и составе населения),

  -- изменение настроений, восприятия  и значения,

  -- новые знания, как научные, так и ненаучные.

   При этом надежность и  предсказуемость источников убывает  в соответствии с вышеприведенным  порядком. То есть Друкер признает, что новые знания являются  самым ненадежным источником  инноваций, но в то же время  и самым перспективным, особенно в последнее время. К достоинствам работы можно отнести яркие примеры использования тех или иных источников инноваций. К недостаткам следует отнести почти полное отсутствие какой бы то ни было теоретической базы, за исключением тезиса о том, что инновационная деятельность в современных условиях - это целенаправленная системная деятельность.

   Следующей, весьма важной  по своему практическому значению, так и по теоретической обоснованности  является совместная книга Кристенсена,  Энтони и Рота "Что дальше? Теория инноваций как инструмент предсказания отраслевых изменений". В данной книге на практических примерах развиваются идеи Кристенсена, высказанные ранее в книгах "Дилемма инноватора" и "Решение проблемы инноваций в бизнесе". Это теория "подрывных" инноваций; теория ресурсов, процедур и ценностей; и теория развития цепочки создания стоимости.

   Согласно теории "подрывных"  инноваций, уже работающие на  рынке компании скорее всего  не дадут пробиться новичкам, если речь идет о поддерживающих  инновациях. Но лидеры рынка с большой вероятностью обречены на поражение, когда новички атакуют с помощью "подрывных" инновационных продуктов. То есть вводится деление инноваций на поддерживающие и подрывные.

   Поддерживающие инновации  ведут компании по устоявшейся траектории усовершенствований. Эти усовершенствования касаются уже существующих продуктов и тех их потребительских свойств, которые в течение достаточно долгого времени представляются покупателям особенно ценными. Благодаря же "подрывным" инновациям либо создаются новые рынки, либо перестраиваются уже существующие. Есть два типа "подрывных" инноваций: инновации, ориентированные на нижние сектора рынка, и инновации, создаваемые для новых рынков. "Подрывные" инновации, ориентированные на нижние сектора рынка, появляются тогда, когда существующие продукты или услуги "слишком хороши", а соответственно, стоят дороже, чем потребители могут себе позволить. Второй тип "подрывных" инноваций -- инновации, ориентированные на новые рынки, -- возникает как противовес продуктам, которые в силу своих характеристик доступны весьма ограниченному числу потребителей, а также как противовес таким товарам и услугам, потребление которых было возможно в определенных местах или при определенных условиях, что для потребителя было не вполне удобно. То есть основа для подрывных инноваций - наличие так называемых "непотребителей" - то есть людей, которые вообще не потребляют товар определенной категории по причине дороговизны либо отсутствия возможности, необходимости и способа потребления.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Инновационный менеджмент»