Контрольная работа по дисциплине «Инновационный менеджмент»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:04, контрольная работа

Описание работы

Инновационная деятельность — это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, продаваемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные исследования и разработки.

Содержание работы

1. Инновационная деятельность организаций…………………………………..3
1. 1Сущность инновационной деятельности………...……………...………….3
2. Современные гипотезы значимости инновационной деятельности для современных организаций……………………………………………………….6
3. Цели и содержание инновационной деятельности …….…...…….……….21
4. Направления инновационной деятельности. Состояние и развитие инновационной деятельности в странах рыночной экономики и России…………………………………………………………………………….22
Литература……………… ………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

инновационный менеджмент указания.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

   Теория ресурсов, процедур  и ценностей (РПЦ) объясняет,  почему утвердившиеся на рынках  компании с таким трудом осваивают  "подрывные" инновации. Согласно  теории, ресурсы, процедуры и ценности  в общей сумме и определяют  преимущества, недостатки, а также "слепые зоны" организации.

   Ресурсы -- это имущество,  активы, которыми компания имеет  право распоряжаться: они продаются  и покупаются, создаются или разрушаются.  Процедуры -- это сложившиеся схемы  работы, с помощью которых компания  превращает ресурсы в готовый продукт -- то есть товары или услуги, чья стоимость значительно превышает стоимость вложенных ресурсов. Ценности -- это критерии, благодаря которым компания размещает ресурсы.

   Теория РПЦ утверждает, что  организация может успешно использовать открывающиеся возможности только тогда, когда у нее имеются необходимые ресурсы; когда процедуры способствуют, а не препятствуют необходимым действиям; и когда корпоративные ценности позволяют сделать перспективный проект приоритетным -- в отличие от прочих, претендующих на корпоративные ресурсы.

   Теория развития цепочки  создания стоимости (РЦСС). Эта  теория позволяет оценить, насколько  удачную организационную структуру  выбрала для себя компания; обеспечивает  ли такая структура успех этой  компании в конкурентной борьбе. Суть теории РЦСС проста: компании должны держать под контролем все те виды деятельности (или комбинации видов деятельности) в цепочке создания стоимости (ценности), которые непосредственно влияют на особенно ценные для покупателей потребительские свойства продукта. Прямой контроль за такими видами деятельности, или интеграция с теми организациями, которые осуществляют эти виды деятельности, дает компании возможность экспериментировать, расширяя мыслимые границы возможного. В конечном итоге это позволяет, либо сформировать наилучшую структуру цепочки ценности, либо определить наилучшее свое место в этой цепочке, дающее возможность трансформировать выгоду (полезность) инновации для потребителя в прибыль фирмы.

   На основе сочетания этих трех теорий даются рекомендации для начинающих компаний по нахождению и правильному развитию своей подрывной инновации, а также рекомендации утвердившимся фирмам по обороне, отражению атак новичков. Весьма ценная работа, так как увязывает теоретические построения с примерами из жизни и практическими рекомендациями. В практической части перекликается с работой Друкера. При этом предлагаемый Кристенсеном теоретический подход позволяет объяснить источники инноваций, оставшееся без объяснений у Друкера.

   Еще одной работой,  практически переворачивающей прежние  представления о принципах организации  инновационной деятельности и  инновационного поведения экономических  агентов, является работа Генри  Чесбро "Открытые инновации" . В основе работы лежит идея, что все прежние концепции и практические рекомендации по построению инновационной деятельности фирм устарели, т.к. относятся к одной концепции, обобщаемой одним общим словом "закрытые инновации", в то время как действительность показывает, что успех все чаще достается тем фирмам, которые придерживаются принципиально новой парадигмы (концепции) "открытых инноваций".

   Вкратце суть  данной концепции состоит в  том, что плотность инновационного  поля в бизнес-среде и скорость  появления новых технологий и  продуктов стала такой, что смысла в сокрытии собственных научно-технических достижений нет. Инновации, положенные фирмой на полку (впрок), довольно быстро будут либо изобретены в другом месте, либо реализованы сотрудниками фирмы, выделившимися в отдельный бизнес. Соответственно, на первое место в инновационном поведении фирмы встает не изобретение (разработка) инноваций, а эффективная реализация инновационных идей, неважно - своих или чужих, путем формирования соответствующей бизнес-модели (или цепочки ценности).

   Данная концепция  не является полным отрицанием  предыдущих, в частности в ней  широко используется разработанная  Кристенсеном теория развития  цепочки создания стоимости (РЦСС). Также данную концепцию можно  считать развитием теории подрывных  инноваций, поскольку применение фирмой концепции "открытых инноваций" само по себе является подрывной инновацией и дает возможность опробовать больше вариантов подрывных инноваций, чем в концепции закрытых инноваций.

   Еще одной положительной  стороной работы является то, что она дает практические рекомендации по управлению интеллектуальной собственностью фирмы и постепенному переходу от парадигмы закрытых инноваций к открытым инновациям.

   Весьма интересной  работой, содержащей практические  рекомендации по организации инновационной деятельности является работа Коттера и Коэна "Суть перемен", которая является продолжением книги Коттера "Впереди перемен". Данная работа посвящена проведению организационных преобразований (в первую очередь инновационных) в условиях внешней нестабильности. Главная идея Коттера состоит в том, что узловым вопросом преобразований является не стратегия, структура, корпоративная культура или системы (которые признавались в качестве основных исследователями-предшественниками), а изменение поведения людей. Авторы предлагают новый и в чем-то неожиданный подход "увидеть - прочувствовать - изменить" в дополнение к традиционному "проанализировать - продумать - действовать".

   На базе данного  подхода авторами предлагается  восемь этапов удачных крупномасштабных перемен (Таблица 1).

   Таблица 1 - Восемь  этапов удачных крупномасштабных  перемен

Этап

действие

Новое поведение

1

 Внушить ощущение  необходимости срочных перемен 

   Люди начинают  говорить друг другу: "Давайте  же, нам нужно многое изменить!"

2

Собрать группу лидеров 

   Группа людей,  облеченных достаточными полномочиями, чтобы провести большие преобразования, сформирована, и они успешно работают  вместе

3

Разработать правильное видение 

   Группа лидеров  разрабатывает видение и стратегию  попытки проведения изменений

4

  Информировать о  своих планах, чтобы привлечь  сторонников 

   Люди начинают  проникаться идеей перемен, и  это проявляется в их поведении

5

Дать полномочия к  действию

   Все больше  людей чувствуют себя готовыми  действовать, и они реализуют видение

6

  Добиваться скорых  побед 

   В ходе реализации  видения рождается воля к победе, и противников перемен становится  все меньше

7

Не останавливаться  на достигнутом, углублять реформы 

   Люди добиваются  перемен шаг за шагом, пока  не реализуется видение

8

   Заставить перемены  прижиться    

Новая форма поведения  победителя укореняется, несмотря на груз традиций, отход от дела реформаторов и так далее


В отличие от двух предыдущих работ, данная книга не имеет глубокой теоретической проработки, зато иллюстрирована яркими невыдуманными историями. Однако, это пример редкого, но весьма перспективного проникновения психологических подходов в экономическое исследование. Кроме того, у концепции "увидеть - прочувствовать - изменить" имеется значительный потенциал к объяснению не только поведения работников в процессе инноваций, но и к поведению потребителей в процессе диффузии инноваций, и даже инновационного поведения фирм и предпринимателей и целых отраслей. Только для этого требуется более широкая и проработанная теоретическая база.

   Также имеется несколько  свежих работ, которые стоят  того, чтобы упомянуть о них  в рамках данного исследования. Например, это книга У. Чан Ким  и Рене Моборн "Стратегия голубых  океанов" , которая вводит в  управленческую терминологию понятия "алых" и "голубых" океанов. Алые океаны -- это уже сформировавшиеся отрасли, где "правила конкуренции всем известны. Здесь компании стараются превзойти своих соперников, чтобы перетянуть на себя большую часть спроса. По мере того как на рынке становится все теснее, возможностей роста и получения прибыли становится все меньше. Продукция превращается в ширпотреб, а безжалостные конкуренты режут друг другу глотки, заливая алый океан кровью". Между тем голубые океаны -- это "нетронутые участки рынка, что дают возможность расти и получать высокие прибыли. Здесь конкуренция никому не грозит, поскольку правила игры еще предстоит устанавливать".

   У. Чан Ким  и Рене Моборн предложили бизнесу  методику, облегчающую поиск новых  возможностей. Они выделили шесть  правил, воспользовавшись которыми, менеджмент компаний сможет отойти  от стереотипов. И в итоге  выйти за границы существующего  в отрасли спроса, изменив границы рынка. Также разработали паттерны, облегчающие само продвижение компаний к голубым океанам, начиная от соответствующих инструментов стратегического планирования до способов снятия возможного сопротивления нововведениям со стороны персонала. Так, авторы ввели в практику планирования так называемую кривую ценности. Благодаря ей достаточно просто проанализировать основные характеристики ценности товаров и услуг для потребителя и выявить, где можно эту ценность повысить.

   К преимуществам  работы следует отнести то, что ученые не остановились лишь на одном аспекте работы с "голубыми океанами". Ведь изменения в рыночном позиционировании бизнеса неизбежно влекут за собой изменения в политике ценообразования, бизнес-процессах, штатном расписании, организационной структуре.

   Во многом их  идеи перекликаются с предшественниками.  В частности сама стратегия  "голубых океанов" во многом  похожа на теорию подрывных  инноваций у Кристенсена. Способы  снятия возможного сопротивления  нововведениям со стороны персонала похожи на восемь этапов удачных крупномасштабных перемен Коттера. Кривая ценности перекликается с цепочкой создания ценности (стоимости) у Кристенсена и Чесбро.

   Еще одна интересная  книга - "Эффект Медичи: возникновение  инноваций на стыке идей, концепций и культур" Йоханссона Франса . Идея книги проста - источник инноваций лежит на пересечении различных концепций, дисциплин и культур. Чтобы совершать инновационные открытия, изобретатели XXI века должны выйти за рамки своей привычной области и оглянуться по сторонам. Фактически Йоханссон дополняет семь источников инноваций Друкера еще одним, восьмым - эффектом Медичи на пересечении культур, концепций и наук. Однако книга почти ничего не дает для практической деятельности по отбору и воплощению найденных идей в жизнь. Также очень слабая теоретическая основа. В то же время имеются ценные замечания о положительной и отрицательной роли сетей в инициации и продвижении инноваций. Есть пересечения с подрывными инновациями Кристенсена, с открытыми инновациями Чесбро, с подходом "увидеть - прочувствовать - изменить" у Коттера.

   И напоследок  следует рассмотреть отечественную  книгу Альтшулера и Фиякселя "Куб  инноваций" и палитра инноваторов.  Идеи, проекты, уроки и комментарии". По сути эта работа является первой попыткой синтеза мирового теоретического багажа и отечественного практического опыта инновационных преобразований. Особой теоретической ценности работа не представляет, практически все излагаемые идеи заимствованы из зарубежных источников, однако интересно обобщение опыта применения этих идей российским инновационным бизнесом. Также определенный теоретический интерес может представлять идея "куба инноваций", позволяющего четко классифицировать любой инновационный проект в трех измерениях - степень инновационности (рацпредложение, изобретение, открытие), масштаб внедрения (регион, страна, мир), влияние на менеджмент (продукт, процесс, стратегия). Но авторы сами признают, что данная концепция является всего лишь развитием модели Р. Такера, структурирующей изменения по уровню и типу.

   Таким образом,  современное состояние литературы  об инновационных процессах являет  собой смесь самых разнообразных  трудов, представляющих собой широкую  палитру, начиная с высоко-теоретических  работ и заканчивая практическими рекомендациями, и между этими двумя полюсами большой необходимо попытаться увязать практический опыт с достижениями теории. Так как практика идет пока впереди теории, попробуем сначала сформулировать ее достижения и найти подтверждения им в теоретических работах (Таблица 2).

   Как видно из  таблицы, положения практиков  часто пересекаются между собой,  что свидетельствует о том,  что данные рекомендации действительно  востребованы и универсальны. Что  касается связи с теорией, то  видно, что положения практики хорошо согласуются с положениями неоинституциональной и синергетической экономики, что позволяет говорить о необходимости синтеза отдельных элементов этих теорий для выработки комплексного теоретического подхода к обоснованию инновационных процессов и поведения фирм.

   Таблица 2 - Связь  практических рекомендаций по  обоснованию инновационного поведения  между собой и с теоретическими  подходами. разрыв, исключением является только работа Янсена. Соотвественно,

 

 

Концепции и положения, выдвинутые практиками  

Авторы практических рекомендаций, в которых имеется  данная концепция  

Связь с положениями  теоретических концепций

Тезис об изменениях разного  рода как основных источниках инноваций

П.Ф. Друкер

У. Чан Ким и Р. Моборн

Ф. Янсен

Синергетическая экономика -бифуркации и катастрофы как причины неизбежных изменений.

   Неоинституциональная  экономика - близорукость в принятии  решений экономическими агентами, в данном случае - фирмами, которые  не видят новых возможностей.

   Тезис о том,  что инновационная деятельность в современных условиях - это целенаправленная системная деятельность     П.Ф. Друкер

Альтшулер И. и Фияксель Э.

Эволюционная и неоинституциональная экономика - роль рутин и институтов в инновационной деятельности

   Синергетическая  экономика - синергетический эффект как результат взаимодействия элементов системы

 Тезис о том,  что для успешного внедрения  инноваций необходимо приспособить  свою структуру к постоянным  изменения окружающей среды, сделать  структуру максимально гибкой 

Ф. Янсен

Синергетическая экономика - на повышение сложности среды система отвечает повышением сложности своей структуры.

   Концепция "когнитивной  экономики" Сухарева - научно-технический  прогресс является одним из  механизмов, обеспечивающих самосохранение  обществ как на микроуровне - фирмы, так и на макроуровне - государства, за счет повышения их конкурентоспособности в борьбе за ресурсы (материю

Теория поддерживающих инноваций 

К. Кристенсен

   Синергетическая  экономика - внедрение инноваций  в рамках существующей технологической парадигмы как развитие системы по аттрактору

 Теория "подрывных"  инноваций. 

К. Кристенсен

Неоинституциональная  экономика - близорукость в принятии решений экономическими агентами, в  данном случае - крупными фирмами, которые  не видят опасности в утрате преимуществ на неважных для их стратегии направлениях бизнеса.

   Там же - роль  положительных обратных связей  в быстром распространений нового  продукта и вытеснении старого. 

   Синергетическая  экономика - влияние бифуркаций  и катастроф, в результате которых возможен переход системы на развитие по другому аттрактору. Причем, можно подтолкнуть систему к переходу на другой аттрактор за счет микроскопических точечных воздействий, если она готова к этому, т.е. находится в состоянии бифуркации

  Теория ресурсов, процедур и ценностей

К. Кристенсен

Неоинституциональная  экономика - роль рутин в повышении  эффективности деятельности фирмы  в процессе внедрения инновационнго  продукта, связанная с этим близорукость в принятии инновационных решений, негативная роль несовпадающих ментальных моделей

 Теория развития  цепочки создания стоимости 

К. Кристенсен

У. Чан Ким и Р. Моборн

Синергетическая экономика - стремление открытых диссипативных  систем к снижению энтропии (неопределенности). Для потребителей ценность представляют те продукты, которые позволяю сделать это лучше. Задача фирмы - поиск способа наилучшего удовлетворения потребностей клиента (наилучшей цепочки ценности) и встраивание себя в эту цепочку в том месте, которое дает возможность контролировать ее всю.

   Неоинституциональная  экономика - роль контрактов в  экономической деятельности, контракт  как способ интернализации ценности.

   Там же - запретительно  высокие трансакционные издержки  как причина отказа от рыночных  сделок в пользу внутриорганизационных трансакций.

Стратегия голубых океанов.

У. Чан Ким и Р. Моборн

К. Кристенсен

Синергетическая экономика - стремление к снижению энтропии (неопределенности) в данном случае за счет отказа от борьбы за существующие цепочки ценности и  переключения на поиск новых ценностей и выстраивания на их основе новых цепочек ценности.

Теория открытых инноваций.

Г. Чесбро

Синергетическая экономика - стремление к снижению энтропии (неопределенности) новаторов в данном случае за счет отказа от контроля за всей цепочкой ценности, и переключения на участие в максимуме цепочек ценности.

   Неоинституциональная  экономика - роль частных контрактов, позволяющих более точно определить  права собственности в тех  случаях, когда невозможно их  интернализировать. 

   Там же - роль сетей в развитии инноваций.

   Концепция "когнитивной  экономики" Сухарева - стремление  идей к размножению (материализации) в целях самосохранения.

Подход "увидеть - прочувствовать - изменить"

Д. Коттер и Д. Коэн

У. Чан Ким и Р. Моборн

 

Неоинституциональная экономика - роль общих ментальных моделей в принятии и осуществлении решений.

   Там же (Канеман  и Тверски) - эффект правильной  формулировки вопроса. 

   Синергетическая  экономика - устойчивость системы  при движении по аттрактору, сопротивление внешним и внутренним возмущениям, стремление вернуться на прежнюю траекторию.

   Концепция "когнитивной  экономики" Сухарева - принципиальная  роль знания, предубеждений, устремлений,  заблуждений и прочих умственных  обстоятельств в принятии экономических решений.

Тезис о возможности  инициировать изменения, необходимые  для инноваций 

Й. Франс

Синергетическая экономика - синергетический эффект как результат  взаимодействия разнообразных элементов, объединенных в систему

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Инновационный менеджмент»