Контрольная работа по дисциплине "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 20:43, контрольная работа

Описание работы

1.Издержки производства в краткосрочном периоде
2.Социальная политика государства.

Файлы: 1 файл

Издержки производства в краткосрочном периоде.docx

— 257.03 Кб (Скачать файл)

Аналогично можно объяснить и пересечение кривых МС и AVC в точке ее минимума.

Между кривыми предельных издержек МС и средних постоянных издержек AFC зависимости не существует, поскольку обе они не связаны друг с другом. Показатель предельных издержек отражает только те изменения, которые вызываются колебаниями в объеме производства, тогда как постоянные издержки от объема производства не зависят.

Кривые издержек могут перемещаться благодаря изменению либо цен на ресурсы, либо технологии производства. Рассмотрим некоторые возможные случаи смещения кривых издержек.

  1. Если бы постоянные издержки были выше, чем предполагалось, например 200 у.е., то кривая AFC сместилась бы вверх, кривая АТС также расположилась бы выше, так как средние постоянные издержки входят в средние общие. Положение же кривых AVC и МС осталось бы прежним, ибо оно зависит от цен на переменные, а не на постоянные ресурсы.
  2. Если бы на переменные ресурсы выросла цена, то кривые МС, AVC и ATC сместились бы вверх, а кривая AFC осталась бы неизменной.
  3. В случае применения более эффективной технологии выросла бы эффективность использования всех ресурсов, т.е. все кривые издержек сместились бы вниз, так как между ними существует "зеркальное отображение".

Знание закономерностей поведения краткосрочных издержек особенно важно для фирм, действующих в условиях заметных колебаний спроса. Если фирма в настоящее время осуществляет выпуск продукции в объеме, при котором предельные издержки резко возрастают, неопределенность относительно увеличения спроса в будущем может заставить фирму внести изменения в производственный процесс и, вероятно, побудить к дополнительным затратам сегодня, чтобы избежать высоких издержек завтра.

 

 

 

 

  1. Социальная политика государства.

Основные теоретические положения: понятие, цели, уровни социальной политики, социальные гарантии; распределение доходов и социальная справедливость; кривая Лоренца; уровень жизни населения; механизм реализации социальной политики.

 

Социальная политика государства представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение условий для удовлетворения потребностей, повышение благосостояния и создание системы социальных гарантий. Поскольку в любом обществе конечной целью производства является удовлетворение потребностей людей, обеспечение определенного уровня потребления населения — основная цель социальной политики. Следует учитывать, что в обществе есть люди, нуждающиеся в поддержке государства, т. е. те, кто не имеет факторов производства (нетрудоспособные — дети, люди преклонного возраста, инвалиды и неимущие) и не может применять свой труд (безработные) и др.

Уровень потребления членов общества определяется такими факторами, как размер семьи, соотношение количества работающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, географические и климатические условия и т.д. При этом в условиях рыночной экономики инфляция, кризисы ведут к увеличению безработицы и падению уровня жизни населения. Целями социальной политики являются нейтрализация негативных последствий рыночной экономики и обеспечение благоприятных условий жизни для всех членов общества. На обеспечение эффективной занятости населения, повышение трудоспособным населением своего благосостояния за счет труда, регулирование доходов должна быть направлена деятельность государства. Государство создает условия и для роста уровня жизни, повышения доходов малоимущих членов общества, пособий по безработице и многодетным семьям.

Социальная политика государства осуществляется по нескольким направлениям.

Первое направление предполагает, что часть доходов, получаемых населением, зависит от количества и качества труда. Со стороны государства необходимо учитывать тенденции в области занятости, связанные с сокращением общей численности занятых в стране, перераспределением занятых между государственным и негосударственными секторами экономики, усилением процессов трудовой миграции.

Второе направление связано с регулированием доходов, приостановлением социального расслоения, снижения уровня жизни, бедности. Это определяет приоритеты в социальной политике, связанные со стабилизацией уровня жизни, борьбой с малообеспеченностью.

Особенностью третьего направления является то, что проводимые социальные выплаты неимущим слоям населения не имеют связи с трудом данного работника. Здесь важное значение приобретает проблема определения категорий населения, которые имеют право на социальную помощь.

При этом государство обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного минимума; представляет бесплатные услуги образования и здравоохранения. Так, в США в послевоенные годы на долю трансфертных платежей (пособия по безработице, выплаты по социальному обеспечению, государственные пенсии и т.п.) приходилось не менее 60 % расходов федерального бюджета и 15 % валового национального продукта. Зарубежный опыт государственного регулирования доходов населения показывает, что вмешательство государства в перераспределение доходов увеличивается. Таким образом, социальная политика решает задачи, обеспечивающие создание условий для роста благосостояния каждого человека и общества в целом, формирование экономических стимулов людей для участия в общественном производстве, воспроизводство оптимальной структуры общества, создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей.

Следует учитывать взаимосвязь между социальной политикой и уровнем экономического развития общества. Так как решение задач социальной политики определяется экономическим развитием страны, то она выступает как фактор экономического развития, связанный с реализацией творческого потенциала трудовых ресурсов общества. Поэтому пределы социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, его бюджетом. Если социальные выплаты превращаются в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции, то перераспределение заменяется инфляционным повышением номинальных доходов. В таком случае границы участия государства в реализации социальной политики определяются прежде всего состоянием экономики. Так, например, за девять месяцев 1997 г. расходы государственного бюджета республики на финансирование социальной сферы и мер по социальной защите населения составляли 32 893,9 млрд руб., или 13,2 % к ВВП и 43,6 % от общей суммы расходов. При определении объемов и сроков социальных выплат необходимо учитывать негативные последствия. Так, например, при социальной помощи безработным важно установить объем пособий и сроки их выплаты, чтобы не ослабить у них стремления к поиску рабочих мест.

Государству необходимо так осуществлять социальную политику, чтобы сделать ее эффективной и не допускать инфляционного обесценения социальных расходов, образования дефицита сбережений, роста безработицы. Социальная политика базируется на следующих принципах:

всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям и группам населения;

гибкость системы социальных гарантий;

наличие ресурсного обеспечения социальной политики.

Практическая реализация этих принципов осуществляется посредством формирования эффективной системы социальной защиты. Основными элементами этой системы являются формирование, поддержание развития и реализация способностей человека, контроль общества за уровнем доходов, компенсация и индексация текущих доходов населения, соблюдение социально обоснованных нормативов использования трансфертных выплат.

Функции социальной политики проявляются в содействии развитию отношений равенства и справедливости в обществе, созданию условий для роста благосостояния всех членов общества, системы социальной защиты населения; регулированию доходов и занятости трудоспособного населения.

Социальная политика осуществляется на различных уровнях. В условиях рыночной экономики особое значение приобретает социальная политика фирм, корпораций, различных организаций, в том числе и благотворительных. На макроуровне осуществляется общегосударственная и региональная социальная политика. На интеруровне реализуется межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, преодолением социально-экономической отсталости отдельных стран.

Рассмотрим некоторые примеры реализации социальной политики в индустриально развитых странах. Так, например, Американская модель социальной поддержки населения, поощряя предпринимательскую активность, уменьшает социальную напряженность малообеспеченных групп населения посредством обеспечения приемлемого уровня жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. В США сложилось два независимых направления социального обеспечения: государственное и частное. Государство отвечает за поддержку минимального уровня помощи и ее высокую доступность. Бизнес представляет социальные услуги в большем объеме и лучшего качества. Социальная помощь осуществляется по двум важным направлениям, связанным со стимулированием роста занятости, переподготовкой, увеличением числа рабочих мест и государственным страхованием, предполагающим увеличение социализированных выплат по старости, инвалидности, при потере кормильца и т. д.

Шведская модель характеризуется высоким уровнем социальной защищенности всего населения.

В условиях нарастающей инфляции в целях предотвращения снижения доходов населения государством используются компенсация, адаптация и индексация их текущих доходов.

Компенсации предполагают передачу государственных дотаций на убыточную продукцию от производителя к потребителю при повышении цен на эту продукцию. Например, дотации на товары детского ассортимента передаются семьям с детьми. При этом систему компенсаций надо построить таким образом, чтобы, с одной стороны, защитить малоимущие слои, а с другой — увязать компенсационные выплаты с трудовым вкладом каждого.

Понятие адаптации связано с повышением фиксированных выплат (пенсий, пособий, стипендий, минимальной заработной платы) по мере роста цен. Адаптация позволяет добиться стабильности в соотношении между определенными стандартами уровня жизни и гарантированной обеспеченностью нетрудоспособных.

Как уже отмечалось, рост инфляции предполагает введение индексации текущих доходов населения. В мировой практике для учета уровня жизни населения используется показатель индекса стоимости жизни, который отражает изменение индекса цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, входящих в потребление среднего жителя страны. Он отражает ценовые изменения основных элементов потребительских доходов. Для исчисления индекса стоимости жизни производится определение структуры семейных расходов ("потребительской корзины") и выведение на этой основе товарных коэффициентов. Из-за быстрого изменения данных о структуре потребительских расходов во многих странах мира они ежегодно пересматриваются по результатам обследования семейных бюджетов. Пересмотру подлежит и набор товаров, учитываемых при определении индекса стоимости жизни.

Одним из направлений реализации социальной политики государства является регулирование доходов населения. Доход представляет собой сумму денежных средств, зарабатываемую и получаемую членами общества в течение года. Уровень доходов каждого человека является одним из основных показателей его благосостояния, поскольку определяет возможности удовлетворения потребностей.

Для изучения уровня жизни, процессов дифференциации доходов по группам населения и роста сбережений используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход — это количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода.

Располагаемый доход — доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального на сумму налогов и обязательных платежей. Поэтому его расчет предполагает анализ не только доходов, получаемых населением по результатам трудовой деятельности (включая доходы от подсобного хозяйства и т.д.), владения собственностью и связанных с социальными выплатами, но и размеров денежных средств, идущих на уплату налогов и страховых платежей.

Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение цен.

Номинальный доход включает заработную плату, доход от собственного хозяйства, доходы от предпринимательства (прибыль), доход от собственности (проценты по вкладам, ренту и т.д.), трансфертные платежи (пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию). Основными источниками доходов граждан являются труд в общественном и личном подсобном хозяйстве, предпринимательство, владение имуществом, ресурсами, ценными бумагами, денежные поступления из ОФП, трансфертные платежи. На величину доходов оказывает влияние размер заработной платы, владение собственностью, динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами, налоги.

В странах с развитой рыночной экономикой все доходы подразделяются на доходы, полученные от участия в труде и предпринимательской деятельности, и нетрудовые, связанные с получением доходов, не связанных с трудом (проценты, арендная плата и др.).

Величина доходов и их распределение определяют уровень жизни населения. Уровень жизни — это обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными благами. При этом следует подчеркнуть, что уровень жизни определяется не только объемом и качеством производимых и потребляемых благ и услуг, но и степенью различий в материальной обеспеченности населения. Эта степень выражается системой количественных и качественных показателей: общим объемом потребляемых благ и услуг, реальными доходами, размерами оплаты труда, накопленного имущества и денежных сбережений, условиями труда, продолжительностью рабочего и свободного времени, показателями развития социальной сферы. Уровень жизни можно рассматривать не только при анализе благосостояния отдельных групп населения, но и на национальном для всего населения уровне, что позволяет проводить сравнительный анализ уровня жизни населения в различных странах.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Экономическая теория"