Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 20:43, контрольная работа
1.Издержки производства в краткосрочном периоде
2.Социальная политика государства.
Если уровень жизни отражает возможности общества для роста благосостояния населения, то на практике в целях определения минимального уровня жизни, черты бедности проводится расчет прожиточного минимального уровня, который представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных потребностей человека. Прожиточный минимум служит также для обоснования минимального уровня заработной платы, который характеризует порог бедности.
Поэтому обеспечение минимального прожиточного уровня населения является важнейшим направлением деятельности государства. Формой реализации этого направления является распределение денежных средств и материальных благ и услуг посредством трансфертных выплат и реализации государственных программ по стабилизации доходов. При этом следует учитывать тенденции дифференциации доходов от трудовой деятельности и доходов, получаемых от собственности на имущество, ценные бумаги и факторы производства.
Как показывает мировая практика, для анализа степени дифференциации доходов используется несколько методов. Так, функциональное распределение доходов показывает долю национального дохода, которая приходится на тот или иной фактор производства. Изменение доли основных факторов производства — труда и капитала — в совокупном доходе общества находится под влиянием капиталовооруженности в национальной экономике, степени взаимозаменяемости труда и капитала в производстве, а также научно-технического прогресса в обществе.
К9
Однако следует учитывать, что этот метод не отражает реального распределения доходов населения, поскольку государственная система налогообложения и перераспределения доходов вносит изменения в распределение доходов. Так, в США местные органы самоуправления, правительства штатов и федеральное правительство каждый год выплачивают свыше 500 млрд дол. через различные программы безвозмездных социальных выплат и трансфертных платежей. Поэтому более реальное представление о распределении доходов дает персональное распределение доходов между семьями или отдельными лицами. На практике даже с учетом безвозмездных выплат расслоение общества по доходам очень велико. Например, в 1986 г. 20 % самого бедного населения США получило меньше 5 % всех доходов, тогда как 20 % самой богатой и зажиточной части общества получило 40 %. Причинами неравенства доходов являются различия не только в источниках доходов, но и в составе семьи, возможностях обладания имуществом, наследством, ценными бумагами, уровнем образования, дискриминацией. Для определения неравенства в доходах отдельных групп населения используется кривая Лоренца, характеризующая неравномерность распределения и показывающая долю в национальном доходе, которую занимает каждая группа населения. Чтобы построить кривую, по горизонтальной оси откладывают долю всего количества семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по вертикальной — долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть населения (или часть семей). Соединение долей дохода и семей в общем доходе для различного процента семей дает кривую Лоренца OABCDE, отражающую фактическое распределение полученного дохода между отдельными группами людей. Если бы в экономических системах существовало абсолютное равенство в распределении доходов, например 20 % беднейшего населения получали 20 % совокупного дохода, 40 % населения — 40 % дохода и т.д., все точки расположились бы на прямой ОЕ, построенной под углом 45 °. Разрыв между линией абсолютного равенства и линией фактического распределения указывает на степень неравенства доходов. Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов населения. Таким образом, реальное распределение будет характеризоваться не прямой ОЕ, а кривой OABCDE (рис 3). Форма кривой Лоренца показывает степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстает от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов и наоборот. Степень экономического неравенства в каждой стране может быть измерена как площадь между кривой Лоренца этой системы и линией абсолютного равенства.
Так, если вычислить площадь, образованную прямой ОЕ и кривой OABCDE (заштрихованная область), и разделить ее на площадь треугольника OEF, то получим показатель, измеряющий уровень неравенства, называемый коэффициентом Джини. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство в распределении доходов. По статистическим данным, этот показатель в Беларуси в 1995 г. составлял 0,261, в 1996 г. – 0,254.
Рисунок 3 – Кривая Лоренца
Для оценки дифференциации доходов используется и такой показатель, как децильный коэффициент, который показывает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых членов общества и средними доходами 10 % наиболее обеспеченных.
Распределение доходов в рыночной экономике зависит от отношений собственности, действия законов спроса и предложения, предельной производительности факторов производства. Каждый собственник факторов производства получает свой доход в зависимости от спроса и предложения на этот фактор и предельной производительности факторов, что является социально справедливым. Однако в любом обществе есть нетрудоспособные, неимущие и безработные, которые не принимают участия в рыночном распределении доходов. Рыночное распределение доходов не гарантирует членам общества равных доходов и одинакового благосостояния. В этом и состоит социальная "несправедливость" рынка. Это связано с возрастанием роли факторов, которые обусловливают различия в доходах населения и повышении эффективности производства. Тот, кто обладает большей собственностью, получает более высокую заработную плату и заинтересован в повышении эффективности производства, увеличении доходов. Повышение эффективности производства, вызывая неравенство в доходах, вновь и вновь воспроизводит социальное неравенство.
Таким образом, неравенство доходов является обязательным условием эффективного функционирования рыночной экономики. Поэтому государство должно вторгаться в сферу перераспределения доходов, учитывать проблемы равенства и справедливости, ослаблять социальную напряженность в обществе и экономическое неравенство. Социальное равенство предполагает не только равенство перед законом в отношении к средствам производства, равные возможности охраны здоровья, получения образования, но и приобретения социальных благ пропорционально заслугам. Как показывает исторический опыт, уравнительное распределение в обществе приводит к нищете. В условиях формирования рыночной экономики общество должно выявлять и стимулировать способности человека, создавать условия каждому трудоспособному члену общества для повышения своего личного благосостояния.
Государство, осуществляя перераспределение доходов, не должно стремиться к их уравниванию. Равенство должно означать не уравнительное распределение доходов, а их дифференциацию в зависимости от спроса и предложения труда на рынке. В то же время общество должно поддерживать социальную справедливость. Решение этой задачи предполагает контроль со стороны государства над доходами и прогрессивное налогообложение высоких доходов, наследства, дарений, ликвидацию необоснованных привилегий, формирование новой системы налогообложения.
В западной экономической теории выделяют четыре вида справедливого распределения и перераспределения доходов: эгалитарное, роулсианское, утилитарное, рыночное.
Эгалитарное распределение означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов.
Роулсианское распределение предполагает справедливой такую дифференциацию доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества.
Утилитарное распределение основано на том, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми.
Рыночное распределение предполагает распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора.
Выбор вида справедливого распределения доходов для каждого общества определяется экономическим, политическим устройством, а также историческими и национальными особенностями развития общества.
В нашей стране в течение длительного времени господствовало эгалитарное распределение доходов. Проводившаяся до недавнего прошлого социальная политика была ограничена преимущественно сферой потребления. Недостаточно полно были реализованы задачи социальной справедливости, трудовой мотивации, личные свободы и права граждан. Поэтому переход к рыночным принципам распределения в республике реализуется путем обеспечения общественно нормального материального положения населения и осуществления мер по социальной защите. Понятие "социальная защита" означает политику государства, стремящегося обеспечить нормальные условия жизни гражданам, в первую очередь тем группам населения, которые находятся в сложном материальном положении.
Специфика мер, проводимых государством, обусловлена резким ухудшением условий жизни и труда населения, увеличением безработицы, бедности. Поэтому одной из проблем социальной защиты становится защита всего населения от прогрессирующего обнищания. Падение уровня жизни населения усиливается либерализацией цен, инфляцией, разбалансированностью рынка. При этом возрастает необходимость защиты стабильности рабочих мест как основного источника обеспечения средствами существования всех членов общества. Становится все более острой проблема обеспечения доступности для всех слоев и групп населения получения образования, услуг здравоохранения. Таким образом, в условиях перехода к рынку в социальной защите начинает нуждаться все большая часть населения, а не только его беднейшие слои. Причем меры социальной защиты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неэффективными и невыполнимыми для другой, что требует разработки и использования многоуровневой системы социальной защиты, комплексного развития ее форм.
Реализация механизма социальной защиты для активных групп населения предполагает предоставление условий для повышения благосостояния за счет личного трудового вклада и предпринимательства. Размер индивидуальной заработной платы определяется не только трудовым вкладом работника, но и объемом заработанных предприятием средств на оплату труда. Государством устанавливается минимальная заработная плата. При этом оно должно обеспечить социальные гарантии занятости (право на трудоустройство, на профессиональную подготовку и переподготовку кадров, регулирование и организацию занятости, социальные гарантии при потере работы). Обеспечение полной и эффективной занятости трудовых ресурсов в Беларуси обусловливается сужением сферы приложения труда в результате спада производства. Следует отметить, что в последнее время в связи с некоторым ростом производства ситуация на рынке труда несколько улучшилась. Если по официальным данным на начало 1995 г. в службе занятости было зарегистрировано 107 тыс. безработных, в 1996 г. —143,2, то в октябре 1997 г. их стало 140,2 тыс., или 3,1 % от экономически активного населения. Вместе с тем эти показатели, на наш взгляд, не отражают истинного положения дел на рынке труда, так как рост безработицы искусственно сдерживается вынужденными отпусками и неполным рабочим днем. Так, в режиме неполного рабочего дня с января по август 1997 г. работало 238 тыс. человек, или 6,3 % от общего числа работников; 247,6 тыс. человек, или 6,5 %, находились в вынужденных отпусках по инициативе администрации, в том числе 113,3 тыс., или 3 %, — в отпусках без сохранения зарплаты, т.е. налицо показатель так называемой скрытой безработицы. Конечно, при проведении социальной политики государство пытается смягчить последствия безработицы, но принимаемых мер явно недостаточно. Средний размер пособий по безработице в сентябре 1997 г. составлял 195,5 тыс. руб., или 8 % от средней заработной платы по республике. Выплаты 60 тыс. безработных обошлись бюджету в 11,7 млрд руб.
Несмотря на то что общее число безработных, по данным статистики, снижается, имеет место "застойная" безработица, когда люди длительное время не могут найти работу и существуют на грани выживания, поскольку мизерный размер пособия просто несопоставим с минимальным потребительским бюджетом.
Минимальный потребительский бюджет на 1 января 1996 г. для мужчины трудоспособного возраста составлял 924 тыс. руб., на конец года — 1251682 руб., в 1997 г. — 2 449 468 руб. Вот почему для наименее защищенных слоев населения и ограниченно трудоспособных членов общества необходимы специальные программы, направленные на предотвращение падения уровня жизни, бедности. Кстати, Мировой банк определил черту бедности на уровне 370 дол. США на человека в год, что соответствует 1 дол. на человека в день. Таким образом, в условиях нашей республики этот показатель, если его оценивать в национальной денежной единице, составлял на декабрь 1997 г. около 1 млн 200 тыс. руб. в месяц. Проблема занятости в республике решается путем государственного регулирования рынка труда, создания элементов рыночной инфраструктуры, содействия в развитии различных форм занятости.
Государством принимаются специальные меры защиты для малообеспеченных слоев населения и инвалидов. Они включают реализацию социальных программ: выплату адресной помощи многодетным семьям, льготные выплаты, выплаты пособий по инвалидности, при временной потере работы, а также бесплатные социальные услуги.
При разработке этих мер важно определить, кого считать бедным. Оценка порога бедности связана с определением потребностей, необходимых для сохранения жизни; с учетом не только физических, но и социально-культурных потребностей, порождаемых конкретными условиями развития общества; определением минимума физических и общественных потребностей; используются опросы населения. После расчета уровня бедности находится общая численность бедных рассматриваемого региона, т.е. живущих ниже черты бедности. В странах с развитой рыночной экономикой разрабатываются специальные программы помощи малообеспеченным группам населения — молодежи, женщинам, имеющим детей, пенсионерам.
Важнейшими направлениями социальной защиты являются регулирование доходов и уровня жизни, защита населения от утраты покупательной способности. Они реализуются посредством совершенствования оплаты труда, дифференцированного налогообложения предприятий и граждан, обеспечения минимальной оплаты труда, регулярного пересмотра доходов в связи с динамикой минимального потребительского бюджета, использования механизма компенсации и индексации доходов. Так, в Республике Беларусь инфляция, по различным оценкам, изъяла у населения республики только за три квартала 1997 г. около 2,8 трлн руб. Это предполагает использование компенсаций населению потерь в доходах при переходе к новым ценам и индексации денежных сбережений путем исчисления индекса потребительских цен на товары и услуги. Однако следует учитывать, что компенсационные выплаты и индексация доходов еще не создают гарантий, поскольку дестабилизирующим фактором является не только рост цен, но и дефицит потребительских товаров и услуг. Поэтому компенсационный механизм должен охватывать сферу не только денежных выплат, но и товарного обеспечения услуг и льгот. При этом важное значение приобретают социальные нормативы как форма защиты и поддержки населения, характеризующие весь комплекс условий жизнедеятельности населения. Их основу составляет прожиточный минимум. Анализ структуры минимального потребительского бюджета в республике за 1991 — 1997 гг. показывает, что происходит резкое снижение уровня жизни и расслоение населения по уровню доходов. Поэтому обеспечение прожиточного минимума является одним из важнейших направлений деятельности государства. Формой реализации этого направления является распределение денежных средств и материальных благ и услуг посредством трансфертных выплат и осуществление государственных программ по стабилизации доходов населения.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Экономическая теория"