Контрольная работа по экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование механизма налогообложения доходов населения и разработка предложений по совершенствованию этого механизма. Достижению этой цели способствовала постановка и решение следующих задач: рассмотрение сущности, видов и функций налогов, раскрытие механизмов функционирования налоговой системы и выявление альтернативных направлений развития Российской налоговой системы. Объектом исследования выступает налогообложение физических лиц.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Элементы налога и принципы налогообложения…...………..5
1.1. Налоги в экономической жизни общества ………………………...5
1.2. Налоговый механизм государственного регулирования доходов физических лиц…………………………………………………………..12
Глава 2. Анализ и совершенствование НДФЛ…...…………………….31
2.1. Динамика и структура налога на доходы физических лиц ……....31
2.2. Совершенствование налогообложения доходов физических лиц ..37
Заключение………………………………………………………………..47
Список литературы………………………………………………………..49

Файлы: 1 файл

Чистовик финансы.docx

— 85.09 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Элементы налога и принципы налогообложения…...………..5

1.1. Налоги в экономической жизни общества ………………………...5

  1.2. Налоговый механизм государственного регулирования доходов физических лиц…………………………………………………………..12

  Глава 2. Анализ и совершенствование НДФЛ…...…………………….31

  2.1. Динамика и структура налога на доходы физических лиц ……....31

  2.2. Совершенствование налогообложения доходов физических лиц ..37

  Заключение………………………………………………………………..47

  Список литературы………………………………………………………..49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоги – один из важнейших элементов механизма государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.

В Российской Федерации, как  и в других странах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных  граждан. В российском законодательстве эти три категории налогоплательщиков именуются обобщенным термином – физические лица. В 1992 г. система налогообложения физических лиц существенно изменилась. При сохранении наиболее крупного налога – подоходного были отменены некоторые ранее установленные налоги. Однако взамен было установлено несколько новых платежей, поглотивших или преобразовавших прежние.

Основным направлением налоговой  политики должно являться сбалансирование  финансовых интересов государства  и налогоплательщика. Еще в начале XIX в. Русский экономист Н.Тургенев говорил: «Дело не только в том, чтобы правительство получало сколько возможно более высокие доходы, но в том, чтобы доход сей был сколь возможно менее обременителен для народа».

Вопросы налогообложения  и налоговой политики в условиях становления, функционирования и развития рыночной экономики в России приобретают  особую важность и актуальность.

Целью настоящей работы является исследование механизма налогообложения  доходов населения и разработка предложений по совершенствованию  этого механизма. Достижению этой цели способствовала постановка и решение  следующих задач: рассмотрение сущности, видов и функций налогов, раскрытие  механизмов функционирования налоговой  системы и выявление альтернативных направлений развития Российской налоговой  системы. Объектом исследования выступает  налогообложение физических лиц.

Предметом исследования является механизм государственного налогового регулирования доходов физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Элементы налога и принципы налогообложения.

    1. Налоги в экономической системе общества

Формирование финансовой системы  и ее составной части — налоговой  системы — неразрывно связано  с эволюцией общества, с изменением форм государственного устройства. Возникновение  налогов как экономического явления  обусловлено становлением товарного  производства, разделением общества на классы и формированием государственных  институтов, которым требовались  средства для осуществления своих  функций, в том числе на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В новое и новейшее время значение налогообложения неуклонно усиливалось: развивающиеся национальные капиталистические  общества требовали постоянного  увеличения ассигнований на проведение экспансионистской политики и экономических  и социальных реформ. Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Многие современные государства (в их числе и Россия) обладают незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование их бюджета происходит за счет отчуждения средств других участников производственного процесса. «Изъятие в пользу общества определенной доли валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога»1. Подобные отчисления производятся главными участниками экономического процесса:

  • физическими лицами, получающими доход;
  • юридическими лицами (хозяйствующими субъектами).

 

За счет налоговых поступлений, сборов, пошлин и других установленных  платежей формируются финансовые ресурсы  общества. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государственные институты получают возможность контролировать темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, проводить самостоятельную политику в сфере капиталовложений, влиять на платежеспособность основной массы населения. Следовательно, экономическое содержание налога на макроэкономическом уровне – это доля произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом – это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

Документом, регламентирующим концептуальные положения структуры и функционирования налоговой системы РФ, является налоговый  кодекс РФ, который в значительной части является законом прямого  действия. Это касается прежде всего обеспечения прав и обязанностей участников налоговых отношений, единства и ясности установления процедур и механизмов исполнения налогового обязательства, проведения налоговых проверок, обжалования решений контролирующих органов.

В Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) дается определение налога как «обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»2. Исходя из этого определения можно сделать вывод, что налог основывается наследующих принципах:

  • обязательность уплаты всеми лицами, определенными в соответствии с законодательством как субъекты налогообложения,     т. е. налогам присущ принудительный характер;
  • индивидуальность определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;
  • безвозмездность уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ и услуг, прав, документов взамен уплачиваемой суммы;
  • отчуждение доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу, что сопровождается сменой формы собственности; часть собственности индивидуума в денежном выражении переходит в государственную, и при этом образуется централизованный фонд (бюджет) государства.

 

Сущность  налогов проявляется через их функции: фискальную, экономическую, контрольную.

Фискальная функция (от лат. Fiscus — государственная казна) обычно рассматривается как основная, присущая всем общественно- экономическим формациям на всех этапах эволюции. Именно благодаря действию данной функции властные институты обеспечиваются необходимыми ресурсами (натуральными и (или) финансовыми), а на более высоких стадиях развития государства формируется единый централизованный денежный фонд.

В индустриальном и постиндустриальном обществах, ввиду того, что объем  налоговых отчислений увеличивается, а государство стремится все более активно проводить свою политику в экономической и социальной сферах, значение фискальной функции возрастает.

Налоги  в этом случае превращаются в основной источник доходов. В странах с  рыночной экономикой доля налоговых  поступлений в бюджет составляет 80—90%. Для сравнения налогового бремени  по странам в международной статистике пользуются показателем удельного  веса налоговых поступлений в  валовом внутреннем продукте. Таким  образом, фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, позволяет государственным структурам вмешиваться в хозяйственную и социальную жизнь общества и обусловливает экономическую функцию налогов. Последняя включает в себя ряд подфункций: регулирующую, распределительную, стимулирующую, социальную и воспроизводственную.

Действие контрольной функции позволяет оперативно оценивать эффективность каждого отдельного налогового канала и фискального «пресса» в целом, выявлять необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику, т.е. сущность данной функции состоит в том, что появляется возможность количественного анализа налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Реализуется рассматриваемая функция специальными органами, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, соблюдением установленных норм заполнения и представления налоговой отчетности.

Применение  всех функций налогов с учетом их взаимосвязи определяет эффективность  финансово-бюджетных отношений и  налоговой политики.

Использование налогов в качестве основного  источника доходов государства  требует разработки определенных правил — принципов налогообложения. Наиболее ярко и точно они были сформулированы шотландским экономистом и философом А. Смитом (1723—1790) в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», вышедшей в свет в 1776 г. Выделенные ученым критерии прошли испытание временем, они актуальны сегодня, и их по праву называют классическими.

Итак, согласно идеям А. Смита, при формировании налоговой системы необходимо руководствоваться  следующими принципами:

  • принципом справедливости, утверждающим всеобщность обложения налогом и равномерность распределения его между гражданами соразмерно их доходам. Понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального статуса человека, его политических взглядов. В приложении к современности применение данного правила означает, что налогоплательщики законодательно обязаны участвовать в финансировании общественных (государственных) структур и мероприятий, причем распределение налогового бремени производится с учетом уровня полученных доходов;
  • принципом определенности, требующим, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику. Неопределенность налогообложения, с одной стороны, приводит к тому, что плательщик может попасть под власть контролирующих инстанций, а с другой – создает условия уклонения от налогообложения. Кроме того, в условиях неоднозначности толкования нормативных документов, нестабильности и непредсказуемости системы налогообложения в целом трудно принимать решения и строить стратегию бизнеса;
  • принципом неудобства, который предполагает, что при создании налоговой системы должны в первую очередь учитываться интересы плательщика: минимум формальностей, максимальная простота процедуры перечисления средств, совпадение во времени момента получения дохода и изъятия налога;
  • принципом экономии, заключающимся в сокращении ихдержек взимания налога, в рационализации и удешевлении системы налогообложения в целом. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

Положения, обоснованные А. Смитом в конце XVIII в., столетием позже были расширены и систематизированы немецким ученым- экономистом А.Вагнером, который объединил все принципы построения налоговой системы в четыре группы3. Взгляды А. Вагнера представлены в таблице:

Таблица 1

Система принципов  налогообложения

Принцип налогообложения

Характеристика

Финансовые принципы организации  налогообложения

- Достаточность налогообложения  (налогообложение должно строится  таким образом, чтобы обеспечить  необходимый объем поступлений  денежных средств в бюджет)

- Эластичность (подвижность) налогообложения  (значение ряда элементов налога  – ставка, период – может быть  изменено в соответствии с  экономической конъюнктурой)

Народнохозяйственные принципы

- Надлежащий выбор источника  налогообложения (в частности,  решение вопроса, должен ли  налог падать только на доход  или капитал отдельного лица  либо всего населения в целом)

- Продуманность структуры налогообложения  (правильная комбинация различных  налогов в единую систему с  учетом возможных последствий  их взаимодействия)

Этические принципы (принципы справедливости)

- Всеобщность налогообложения

- Равномерность налогообложения

Административно-технические правила (принципы налогового управления)

- Определенность налогообложения

- Удобство уплаты налога

- Максимальное уменьшение сопутствующих  издержек


 

Со временем этот перечень был дополнен следующими позициями: учеными были сформулированы и обоснованы принципы однократности обложения, научного подхода к установлению величины ставок налога, стабильности налогообложения, доступности и открытости информации по налогообложению и др.

Особое внимание в условиях федеративного  или конфедеративного устройства общества уделяется принципу строгого разделения налогов и сборов по уровням бюджета от низшего (населенный пункт или район) к высшему (общегосударственный). Выполнение данного правила должно регулироваться нормами как местного, так и федерального законодательства.

Для стимулирования развития предпринимательской  деятельности и предотвращения социальной напряженности имеет большое значение применение принципа научного подхода к установлению конкретной величины ставки налога. Суть этого правила состоит в том, что масштаб налоговой нагрузки на плательщика должен позволить ему после изъятия всех установленных выплат иметь доход, обеспечивающий удовлетворение жизненных потребностей и сохраняющий возможность расширения воспроизводства. Недопустимо при установлеИИ ставок налога исходить из сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщиков.

Информация о работе Контрольная работа по экономической теории