Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

1. Какие функции выполняет микроэкономика?

По аналогии с фундаментальной экономической теорией применительно к современной микроэкономике есть резон выделять познавательную, теоретическую, методологическую, практическую и идеологическую функции.
Само название первой функции – познавательная – подсказывает, что исходной задачей современной микроэкономики является познание мира экономических явлений, доходчивое объяснение хозяйственных процессов и формирование экономической образованности.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по экономической теории_Шибаева С.С..docx

— 59.51 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации 
Уральский государственный экономический университет 
Центр дистанционного образования

 


 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по экономической теории № 4

(1 семестр)

 

 

 

 

                          

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

                                                           

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2014

 

 

1.     Какие  функции выполняет микроэкономика?

 

     По аналогии  с фундаментальной экономической  теорией применительно к современной  микроэкономике есть резон выделять  познавательную, теоретическую, методологическую, практическую и идеологическую  функции.

     Само название  первой функции – познавательная  – подсказывает, что исходной  задачей современной микроэкономики  является познание мира экономических  явлений, доходчивое объяснение  хозяйственных процессов и формирование  экономической образованности. Надо  признать, что некоторую часть  экономических знаний каждый  из нас получает эмпирическим  путем. Мы самостоятельно в повседневной  действительности методом проб  и ошибок познаем наиболее  простые и часто повторяющиеся  явления.

     Методологическая  функция микроэкономики связана  с разработкой новых и высокоэффективных  общих и частных приемов экономического  анализа поведения хозяйствующих  субъектов на различных рынках  товаров и услуг, капитала и  других факторов производства. Надо  признать, что даже небольшие  сбои в развитии методологии  в состоянии заметно затормозить  развитие не только самой микроэкономики, но и отраслевых, функциональных  и др. разновидностей экономической  науки. Это определяет особое  стратегическое значение данной  функции. То, что микроэкономика  активно развивается и совершенствует  методологическую функцию, подтверждается  тематикой новейших исследований  лауреатов Нобелевской премии  в области экономики.

     Практическая (прагматическая) функция современной  микроэкономики связана с разработкой  теоретически обоснованных практических  рекомендаций, направленных на совершенствование  сложившегося хозяйственного механизма, т.е. экономической реальности. Отразить  в «зеркале науки» экономические  процессы, объяснить их природу  – это достаточно сложная и  ответственная задача. Но дельный  экономист также должен быть  способным подготовить и обоснованные  рекомендации, внедрение которых  должно обеспечить получение  практической выгоды с позиций  предприятия и всего общества.

     Наконец, идеологическая  функция. Выполняя данную функцию, микроэкономика открыто защищает  сложившуюся систему ценностей  и приоритетов социально-экономического  развития (частная собственность  и экономическая свобода; предприимчивость  как фактор производства; право  на хозяйственный риск; полная  экономическая ответственность; право  на присвоение по труду и  капиталу; непринятие уравниловки, социального иждивенчества и  монополизма). Система идеологических  ценностей выступает в качестве  своеобразного ориентира при  формировании экономического сознания. С обоснованных идеологических  позиций микроэкономика исследует  проблемы развития национального  предпринимательства, экономической  независимости страны, обеспечения  национального капитала высоких  конкурентных позиций на внутреннем  и внешнем рынках. Особую идеологическую  нагрузку современная микроэкономика  принимает на себя на этапе  демонтажа административно-командной  системы и формирования новой  прогрессивной экономической системы  рыночного типа.

     Экономическая  наука, вооруженная силой логики  и системного научного анализа, призвана ускорить выбор между  прозябанием и прогрессом. Выдвижение  сбалансированной и научно обоснованной  национальной концепции развития  в современных условиях принято  рассматривать в качестве важнейшего  фактора экономического роста. Двигаться  вперед невозможно без должной  надежды на успех, без веры  в собственные силы.

 

2.     Сформулируйте  понятие предложения. Чем отличаются  предложение и производство?

 

     Предложение - это понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке и экономический показатель, представляющий собой рыночные фонды, и совокупный объем продукта в натуральном выражении определенного количества или услуг, а так же возможность, способность и желание продавцов и производителей, который может быть предложен по конкретной цене из ряда возможных цен на данном конкретном рынке сбыта в течение определенного промежутка времени при неизменных значениях прочих факторов. Другими словами предложение - это общее количество какого-либо продукта, которое может быть выставлено на продажу за определённый промежуток времени при неких условиях.

     Предложение  показывает, какие количества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам, притом все прочие факторы остаются неизменными. В данном случае предположим, что наш производитель является фермером, выращивающим картофель. Наше определение понятия "предложение" показывает, что предложение обычно рассматривается с точки зрения выгодности цены. Иными словами, мы считаем, что предложение указывает на количество продукта, которое производители станут предлагать по разным возможным ценам. Однако в равной мере правильно, а в ряде случаев даже полезнее рассматривать предложение с точки зрения его величины. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разным ценам, мы вправе спросить, какими должны быть цены, которые побудят производителя предлагать разное количество продукта.

     Понятие «производство» в обыденном сознании ассоциируется обычно с процессом изготовления, создания определенных осязаемых, или материальных, благ. Однако в экономической науке оно имеет более широкое, универсальное содержание. Экономисты называют производством любую деятельность по использованию естественных ресурсов, включая ресурсы самого человека, для получения как осязаемых, так и неосязаемых (нематериальных) благ.

Характеризуя производство, необходимо концентрировать внимание не только на видах производимого продукта и объемах производства, но и на технических средствах и технологических способах производства, от которых определяющим образом зависят качество производимой продукции, издержки производства, производительность труда.

     Организация производства обеспечивает согласованное функционирование всех факторов производства, их пропорциональное количественное соотношение и взаимозаменяемость.

     Предложение — это тоже характеристика состояния рынка, а точнее, другой его важнейшей составляющей — экономической логики поведения продавцов (изготовителей). Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина предложения (объем производства) при разных уровнях цены. Таким образом предложение напрямую зависит от условий производства.

 

3.     В  чем проявляется взаимосвязь  между законами убывающей предельной  полезности и снижающегося спроса?

 

     Снижающийся спрос в теории рыночной экономики связывают прежде всего с законом убывающей предельной полезности. Полезность - это способность товара или услуги удовлетворять потребности человека. Если каждая последующая единица товара обладает все меньшей и меньшей полезностью, то потребитель будет покупать дополнительные единицы только в случае снижения их рыночной цены. Например, покупатель при определенном денежном доходе согласен приобрести одну порцию мороженого за 15 руб., но это не означает, что по этой цене он купит и вторую, точно такую же порцию, так как он получит от ее потребления меньшую дополнительную полезность, или меньшее добавочное удовлетворение своих потребностей. Однако если цена за порцию мороженого снизится, допустим, до 10 руб., то он согласится приобрести и вторую порцию. Объем спроса при этом возрастет.

     Таким образом  принцип убывания предельной  полезности при определенных  допущениях можно использовать  для объяснения на индивидуальном  уровне того, почему при снижении  цены потребитель будет склонен  купить следующую единицу товара.

 

4.     Что  включают в себя экономические  издержки фирмы?

 

     Понимание  издержек в экономической науке  связано с ограниченностью ресурсов  и возможностью их альтернативного  использования на производство  различных видов продукции. Использование  ресурсов в производстве одного  товара предполагает, что общество  жертвует определенным количеством  других товаров, или, другими словами, несет издержки.

     Экономические (альтернативные) издержки фирмы - это  те затраты, жертвы, которые должна  нести фирма, чтобы отвлечь как  привлеченные, так и собственные  ресурсы от их альтернативного  использования другими фирмами. Экономические издержки включают  в себя внешние (явные) издержки  и внутренние (скрытые) издержки. Внешние (явные) издержки - это фактические  денежные расходы, которые фирма  осуществляет за ресурсы, полученные  от внешних поставщиков (выплаты  за сырье, материалы, энергию, транспортные  услуги, рабочую силу и другие  ресурсы, приобретенные со стороны). Внешние издержки — это традиционные  бухгалтерские издержки. Понятие  внутренних издержек связано  с использованием собственных  ресурсов фирмы. С точки зрения  данной фирмы, внутренние (скрытые) издержки - это денежные доходы, которыми  жертвует фирма, владеющая ресурсами, используя их для собственного  производства товаров или иных  хозяйственных целей, а не продавая  на рынке другим потребителям. Количественно они равны доходу, который могла бы получить  фирма при наиболее выгодном  альтернативном варианте продажи.

 

5.     Какая  взаимосвязь существует между  предельными и средними переменными  издержками фирмы?

 

     Средние переменные издержки - это издержки, зависящие от объема производства. Прямые затраты на сырье, материалы, рабочую силу и т.п. изменяются в зависимости от масштабов деятельности. Такие накладные расходы, как комиссионные торговым посредникам, плата за телефонные разговоры, затраты на канцелярские товары, увеличиваются с расширением бизнеса, а поэтому в данном случае относятся к категории переменных издержек. Средние издержки позволяют ответить на вопрос, является ли производство выгодным. Для этого нужно просто сравнить предельные издержки с ценой продаж производимого товара. Если средние издержки (имеются в виду экономические издержки) меньше, чем цена продукции, тогда производство оправдано.

     Предельные  издержки – это дополнительные издержки, возникающие в результате увеличения объема деятельности. Это дополнение к совокупным издержкам в результате прироста на единицу, если изменение дискретно, или дополнение к совокупным издержкам в расчете на единицу прироста, если изменение непрерывно. Предельные издержки могут быть краткосрочными, когда могут быть изменены лишь некоторые из используемых факторов производства, или долгосрочными, когда можно корректировать все используемые ресурсы. Предельные частные издержки являются предельными издержками, которое несет отдельное лицо или фирма, принимающие решения об увеличении масштабов деятельности, при этом исключаются любые внешние издержки.

     Между  предельными  и средними переменными издержками  существуем прямая зависимость, т. к. показатель предельных издержек  отражает изменения издержек, которые  вызываются колебаниями в объёме  производства. Если предельные издержки  по своей величине меньше средних  переменных издержек, то кривая  средних переменных издержек  идёт вниз (имеет отрицательный  наклон). Если предельные издержки  по своей величине больше средних  переменных издержек, то кривая  средних переменных издержек  идёт вверх (имеет положительный  наклон).

 

6.     При  каком объеме производства фирма, сравнивающая валовую выручку  с валовыми издержками, получит  максимальную валовую прибыль?

 

     Любая фирма, функционирующая на рынке, отличается  многообразием целей и устремлений. Однако получение прибыли — одна из основных ее целей, определяющее условие функционирования. В рыночной среде любая фирма вынуждена ориентировать свои усилия на получение прибыли, в противном случае она будет вытеснена с рынка в процессе рыночной конкуренции как неэффективный хозяйствующий субъект.

     Прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции и экономическими издержками. В форме выручки формируется доход фирмы. Величина выручки зависит от цены и количества реализуемой продукции. Умножая количество проданной продукции на цену, мы получим величину совокупной выручки фирмы, или валового дохода (TR): TR = PxQx. Прибыль фирмы — разница между валовым доходом и валовыми издержками — в этом случае будет описываться следующим образом: π = TR - ТС.

     В зависимости от соотношения показателей валового дохода и валовых издержек значения величины π могут быть как положительными, так и отрицательными. Если TR > ТС, то значения π > О и производитель получает экономическую прибыль. С экономическими убытками предприниматель столкнется, когда TR < ТС, а π< 0. Возможна также ситуация, когда совокупная выручка полностью покрывает совокупные издержки и TR = ТС, а π = 0.    Подобное положение означает, что фирма функционирует в точке безубыточности, т. е., с одной стороны, не получает экономической прибыли, но, с другой стороны, и не несет экономических убытков. При этом данная фирма остается на рынке и продолжает производство, ведь факт того, что все экономические издержки покрываются за счет выручки, означает, что производитель покрывает как внешние, так и внутренние издержки, а значит, получает нормальную прибыль. Последняя как раз и является обстоятельством, удерживающим производителя в данной отрасли. Понятно, что осуществляющая производство того или иного материального блага или услуги фирма будет стремиться не только получить, но и максимизировать экономическую прибыль. При этом она должна определить объем производства (Qx), обеспечивающий достижение максимальной прибыли. Данное значение Qx можно признать оптимальным объемом производства.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"