Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

1. Какие функции выполняет микроэкономика?

По аналогии с фундаментальной экономической теорией применительно к современной микроэкономике есть резон выделять познавательную, теоретическую, методологическую, практическую и идеологическую функции.
Само название первой функции – познавательная – подсказывает, что исходной задачей современной микроэкономики является познание мира экономических явлений, доходчивое объяснение хозяйственных процессов и формирование экономической образованности.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по экономической теории_Шибаева С.С..docx

— 59.51 Кб (Скачать файл)

     Существуют два способа определения оптимального объема производства, при котором достигается максимальная прибыль. Один из них основан на сопоставлении совокупной выручим и совокупных издержек. Оптимальный объем производства, максимизирующий прибыль фирмы, будет достигаться при таком значении Qx, для которого разница между совокупным доходом и совокупными издержками (TR - TC) будет достигать своего максимального значения из всех возможных. Второй способ основан на сопоставлении предельных показателей — предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС). Предельный доход (предельная выручка) — дополнительный доход, получаемый фирмой от производства и реализации каждой следующей (дополнительной) единицы продукции, т. е. предельная выручка отражает прирост совокупной выручки от дополнительно реализованной единицы данного товара: MR = ΔTR/ΔQx . Предельную выручку можно определить и несколько иначе — как первую производную функции совокупной выручки:TR' = dTR(Qx)/dQx = MR. Суть же самого метода заключается в сравнении величин предельного дохода и предельных издержек. Предприниматель будет расширять производство до тех пор, пока дополнительный доход от каждой следующей единицы продукции будет превышать дополнительные издержки на производство этой дополнительной единицы, т. е. пока MR > МС; как только эти показатели сравняются, дальнейшее наращивание производства следует прекращать. Дальнейшее увеличение объемов выпуска действительно не имеет смысла, поскольку производство каждой дополнительной единицы продукции будет приносить фирме больший прирост издержек по сравнению с приростом выручки, т. е. будет иметь место ситуация, характеризующаяся неравенством МС > MR. Следовательно, оптимальным является объем производства, при котором значения предельной выручки и предельных издержек равны; π = max при MR = МС.

     Подчеркнем, что применение как первого, так и второго подходов к выявлению объема производства, обеспечивающего фирме получение максимальной прибыли, даст один и тот же результат. Кроме того, описанные выше правила «работают» и в ситуации, когда фирма сталкивается с экономическими убытками; тогда производитель также решает вопрос, какой объем производства выбрать, чтобы минимизировать убытки. В данном случае оптимальный объем производства, обеспечивающий наименьшие убытки, будет достигаться при таком значении Qx, для которого разница между совокупным издержками и совокупной выручкой (ТС - TR) будет наименьшей. То есть если TR< TС, а π <0, то наименьшие убытки будут иметь место при ТС - TR = min. При этом окажется, что данный объем выпуска обеспечивает равенство MR = МС. Однако это правило не работает в случае, когда в силу негативного изменения рыночной конъюнктуры фирма вынуждена сократить объемы производства до нуля и покинуть отрасль.

 

7.     Объясните  причины образования монополии. Приведите примеры монополии.

 

     Монополия - это исключительное право, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству, на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монопольное положение (рыночная власть) на современном рынке - это способность фирмы или группы фирм влиять на рыночную цену предлагаемых ими товаров и услуг.

Компании, которые не оказывают влияния на рыночные цены, называют "price taker" (можно перевести как "соглашатель с ценой" или как "принимающий цену").

     Фирмы, влияющие на общий объем предложения, а потому и на цену продаваемого товара, называют "price taker". Это и есть монополия, так как только она проводит определенную ценовую политику, осуществляя контроль над ценами различными методами.

     Почему появились монополии? Ответ однозначен: это результат действия закона свободной конкуренции. Свободная конкуренция является своего рода питательной средой для возникновения этой организационной формы бизнеса и ее дальнейшего развития. Механизм образования монополий чрезвычайно прост: они возникают на базе концентрации, т.е. укрупнения, производства за счет дополнительно вовлекаемого капитала и централизации производства, т.е. слияния мелких и средних фирм в одну крупную. Это слияние может происходить по-разному:

* насильственно - путем ожесточенной  конкурентной борьбы (когда некоторые  фирмы расширяются за счет  поглощения разорившихся конкурентов);

*добровольно - путем создания  акционерных обществ.

     Монополия в широком смысле слова - это такая модель организации рынка, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый из них уже в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а значит, и на иену продаваемого товара. В широком смысле она есть не что иное, как предпринимательская монополия, т.е. монополия на производство и сбыт любого продукта.

     Примеров монополии в современной экономике множество. Существуют мировые монополии, например знаменитая компания «Де Бирс», обеспечивающая почти все предложение алмазов на мировом рынке. Существуют монополии в масштабах государства, например «Газпром» или РАО ЕС — известные российские монополии. Существуют монополии и еще меньшего масштаба, скажем, в пределах города — городская телефонная сеть, городской муниципальный транспорт. В небольшом населенном пункте единственный магазин или ателье также представляют собой монополии.

     Различают монополии естественные и создаваемые за счет искусственных барьеров. Так, московский метрополитен — пример естественной городской монополии. Даже если кому-нибудь пришло бы в голову создать для альтернативы второй метрополитен, это оказалось бы технически неосуществимо. А, к примеру, «Мосгортранс» — искусственная монополия. Создать конкурирующую транспортную компанию вполне возможно, но государственным структурам удобнее, чтобы услуги по перевозке городских пассажиров предоставлялись одним предприятием. Так легче регулировать маршруты и ценовую политику.

     Наконец, существуют временные или открытые монополии. Такими монополиями можно считать фирмы, выступившие на рынке с принципиально новым товаром. До тех пор пока другие производители не начали выпускать такой же товар, фирма-лидер является монополистом. Как только подобный товар начинает производить кто-то еще, лидер теряет свое монопольное положение. 
 
     Например, изобретатель растворимых супов Юлиус Магги был монополистом на рынке до тех пор, пока другие производители по его примеру не начали производить похожие супы.

 

  1. Назовите методы регулирования государством деятельности естественной монополии.

 

     Назначение государственно-правового регулирования - соблюсти, а при необходимости уравновесить баланс интересов субъектов естественных монополий и потребителей.

     Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает недопустимым их дробление, но с другой стороны их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред, поэтому государство не может воздерживаться от регулирования естественных монополий.

     Суть любого регулирования состоит в упорядочении деятельности участников социального общения, прежде всего в установлении для них определенных правил поведения, в данном случае - в рыночных отношениях. Регулирование является основной формой воздействия государства на естественные монополии, и его специфика проявляется в его методах, которыми Федеральные антимонопольные органы не наделены.

     Специально образованные федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий по своим структуре и функциям, а также полномочиям и порядку их осуществления они имеют много сходного с федеральными антимонопольными органами. Они устанавливают цены на продукцию монополии и определяют состав потребителей продукции, которым монополия обязана поставлять свою продукцию.

     Во всех узаконенных сферах деятельности естественных монополий образуются органы регулирования естественных монополий. Один федеральный орган исполнительной власти может регулировать сразу несколько сфер деятельности естественных монополий и совсем необязательно в каждой сфере иметь отдельный орган. Для осуществления своих полномочий они вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Территориальные органы создаются с разрешения Правительства РФ и образуют вместе с соответствующим федеральным органом единую систему регулирования в соответствующей сфере естественной монополии.

     Первой Указом Президента УФ от 19 ноября 1995 г. №1194 была образована Федеральная энергетическая комиссия Российской федерации (ФЭК РФ) как федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии. Указом Президента РФ от 25 января 1996г. №96 была образована Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС России).

     Последней по счету была образована Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ России). Она имела статус федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий в следующих сферах: железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.

     Согласно Указу Президента РФ от 22 сентября 1998г. №1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте упразднены. Их функции переданы вновь образованному Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. К этому министерству перешли и функции упраздненных Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Государственного антимонопольного комитета РФ.

     Концентрацией функций упраздненных перечисленных федеральных органов в рамках одного федерального органа в ранге Министерства Российской Федерации преследовалась цель усилить государственную поддержку развития предпринимательства, особенно малого и среднего. Намечавшееся упразднение Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации не было осуществлено, и у нее сохранился статус самостоятельного федерального органа исполнительной власти.

     Также органы регулирования естественных монополий принимают решения об изменении или о прекращении регулирования в отношении конкретных субъектов естественных монополий, если отпадают установленные для этого основания, например, если открылась возможность для развития конкуренции на рынке соответствующих товаров. И подобно тому, как принятие решения о введении регулирования служит основанием для включения субъекта естественной монополии в реестр, так на основе решения о прекращении регулирования он из реестра исключается.

      Вопросы, касающиеся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъекта естественной монополии, могут быть рассмотрены на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов. Далее, орган регулирования естественной монополии вправе применить только те методы регулирования, которые предусмотрены Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными федеральными законами.

     Орган регулирования естественной монополии, при принятии решения о применении методов регулирования деятельности конкретного субъекта естественной монополии, обязан рассматривать информацию, предоставленную заинтересованными лицами, о деятельности данного субъекта естественной монополии.

     Основной метод регулирования деятельности субъектов естественной монополии - установление цены (тарифов) или их предельного уровня. Поэтому особенно значима та информация, которая раскрывает состав издержек производства, являющихся главным фактором формирования цены товара. Целесообразно при этом учитывать не только сложившуюся структуру и стоимость издержек производства, но и предусматривать их динамику в будущем, изменение цен на отдельные компоненты издержек (стоимость сырья и т. п.). Занижение издержек, а значит и цены, неизбежно сделает производство товаров убыточным.

     Еще одна функция органов регулирования естественных монополий - внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства о естественных монополиях. Выработанные рекомендации по улучшению действующего законодательства органы регулирования естественных монополий направляют Правительству РФ. Такую же функцию, но только по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства, выполнял прежний Государственный антимонопольный комитет РФ.

     Принятие решения о применении методов контроля и регулирования, а следовательно, и о включении в реестр есть результат большой подготовительной работы. Ошибки здесь должны быть полностью исключены, так как они неизбежно вызовут противозаконные ограничения деятельности хозяйствующего субъекта, вовсе не относящегося к естественным монополиям.

 

9.     Какую тенденцию имеет рыночная цена на продукцию монополистического конкурента в долговременном периоде и почему?

 

     Монополистическая конкуренция - это отрасль, в которой действует относительно большое количество фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и между этими фирмами существует ценовая и неценовая конкуренция.

     В связи с наличием большого количества фирм и развитием конкуренции в отрасли кривая спроса отдельной фирмы, работающей в условиях монополистической конкуренции, намного эластичнее, чем у монополиста, но менее эластична, чем у совершенно конкурентной фирмы. График спроса монополистического конкурента не может быть совершенно эластичным, как в условиях совершенной конкуренции, поскольку в отрасли действует меньше фирм и производят они не однородную, а дифференцированную взаимозаменяемую продукцию.

     При определении положения равновесия, в котором фирма будет производить оптимальный объем выпуска, обеспечивающий максимальную валовую прибыль или минимальный валовой убыток, монополистический конкурент действует аналогично фирмам, работающим в других моделях рынка. Другими словами, он использует правило: Л/Л = МС. При этом в краткосрочном периоде фирмы в условиях монополистической конкуренции будут получать экономическую прибыль или нести экономический убыток в зависимости от величины издержек и спроса на продукцию. Спрос на продукцию каждого монополистического конкурента зависит не только от цен и других неценовых факторов, отмеченных в главе 2, но и от количества товаров-субститутов. Чем больше на рынке видов продукции, заменяющих товар данного монополистического конкурента в потреблении, тем меньше при прочих равных условиях будет спрос на его продукцию.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"