Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:50, контрольная работа
Семинары по "Основам научно-исследовательской работы"
Министерство Культуры Российской Федерации
Кемеровский Государственный Университет Культуры и Искусств
Институт гуманитарного образования и социально - культурных технологий
Кафедра музейного дела
Контрольная работа
по дисциплине
«Основы Научно-Исследовательской Работы»
Выполнила:
Студентка ОЗО
группы ППКДП-101
Буймова Я. О.
Проверил:
К.ф.н., доцент
Родионова Д.Д.
Кемерово 20
Раздел: Наука и научное исследование
Семинар №1. Понятие науки и классификация наук
План:
1.Понятие науки
2. Классификация наук
3. Научное исследование
Наука – сложное общественное, социальное явление, особая сфера приложения целенаправленной человеческой деятельности, главной задачей которой является получение новых знаний, их освоение и создание новых методов и средств для решения этой задачи. Науку часто определяют как сумму знаний. Это неверно, поскольку понятие сумма ассоциируется с неупорядоченностью. Однако наука и каждая ее отрасль в отдельности – это стройная, упорядоченная и систематизированная система знаний.
Науку в ряде работ рассматривают как умственную деятельность людей, направленную на расширение человечеством своих знаний об окружающем мире и обществе. Это определение не полное, оно характеризует только одну грань науки, а не науку в целом. Науку также считают сложной информационной системой для сбора, анализа и переработки сведений о новых истинах. Такое определение также страдает узостью, односторонностью.
Науке свойственны две ее основные функции: познавательная и практическая. В соответствии с этими функциями наука как система ранее накопленных знаний, т. е. информационная система, служит основой для дальнейшего познания объективной действительности и приложения познанных закономерностей на практике. Развитие науки – это деятельность людей, направленная па получение, освоение, систематизацию научных знаний, используемых для дальнейшего познания и воплощения их в практике. Развитие науки осуществляется в специальных учреждениях: научно-исследовательских институтах, лабораториях, группах при кафедрах вузов, конструкторских бюро и проектных организациях.
Наука как общественная, социальная система, обладающая относительной самостоятельностью, складывается из трех неразрывно связанных элементов: накопленных знаний, деятельности людей и соответствующих учреждений. Когда эти три компонента входят в дефиницию науки, формулировка понятия «наука» приобретает следующее содержание: наука – целостная социальная система, объединяющая постоянно развивающуюся систему знаний oб объективных законах природы, общества и человеческого сознания, научную деятельность людей по созданию и развитию этой системы, и учреждения, обеспечивающие научную деятельность [5. С. 7].
Система научных знаний заметна в научных понятиях, гипотезах, законах, эмпирических научных фактах, теориях и идеях, позволяющих предвидеть события, что фиксируется в книгах, журналах и других видах публикаций. Этот систематизированный опыт и научные знания ряда поколений обладают группой признаков, главнейшие из которых следующие:
– Всеобщность, т. е. принадлежность результатов научной деятельности, совокупности научных знаний всему обществу страны, где эта деятельность протекала, и всему человечеству. Каждый может извлекать из нее необходимое, так как эта система – всеобщее достояние.
– Достоверность научных фактов. Система знаний только тогда может претендовать на наименование научной, когда каждый факт, накопленное знание и следствие из известных законов или теории можно достоверно проверить для уточнения истины.
– Воспроизводимость явлений, тесно связанная с достоверностью. Исследователь любыми методами может повторить открытое другим ученым явление, т. е. существует определенный закон природы и открытое явление входит в систему научных знаний.
– Устойчивость системы знаний. Быстрое устаревание системы знаний указывает на недостаточную глубину проработки накопленного материала или неточность принятой гипотезы.
Научное исследование, или научно-исследовательская работа (труд), как процесс любого труда включает в себя три основных компонента (составляющих): целесообразную деятельность человека, т. е. собственно научный труд, предмет научного труда и средства научного труда.
Целесообразная научная деятельность человека, опирающаяся на совокупность конкретных методов познания и необходимая для приобретения новых или уточненных знаний об объекте исследования (предмете труда), использует соответствующее научное оборудование (измерительное, вычислительное и др.), т. е. средства труда.
Предмет научного труда – это объект исследования, на познание которого направлена деятельность ученого. Объектом исследования может быть любой предмет материального мира (например, автомобиль), явление (например, процесс сгорания рабочей смеси в цилиндре двигателя), связь между явлениями (например, между боковым уводом и заносом автомобиля), свойство (например, маневренность автомобиля). Помимо объекта в предмет исследования входят и предшествующие знания об объекте.
Научные исследования в зависимости от своего целевого назначения, степени связи с природой или промышленным производством, глубины и характера научной работы подразделяются на следующие основные типы: фундаментальные, прикладные и разработки.
Фундаментальные исследования – это получение принципиально новых знаний и дальнейшее развитие системы уже накопленных знаний. Цель таких исследований – открытие новых законов природы, вскрытие связей между явлениями и создание новых теорий. Фундаментальные исследования связаны со значительным риском и неопределенностью с точки зрения получения конкретного положительного результата, вероятность которого не выше 10 %. Однако именно фундаментальные исследования составляют основу развития науки и общественного производства.
Прикладные исследования – создание новых либо совершенствование существующих средств производства, предметов потребления и пр. Прикладные исследования, в частности исследования в области технических наук, направлены на «овеществление» научных знаний, добытых в фундаментальных исследованиях. Прикладные исследования в области техники не имеют, как правило, непосредственного дела с природой; объектом исследования в них обычно являются машины, технология или организационная структура, т. е. «искусственная» природа. Практическая ориентация (направленность) и отчетливое целевое назначение прикладных исследований делают вероятность получения ожидаемых от них результатов весьма значительной, на уровне 80-90 %.
Разработки – использование результатов прикладных исследований для создания и отработки опытных моделей техники (машины, устройства, материалы, продукты), технологии производства, а также усовершенствование существующей техники. На этапе разработки результаты научных исследований принимают форму, позволяющую использовать их в других отраслях общественного производства.
Несмотря на то, что границы между тремя формами научной деятельности подвижны, их объединяет принадлежность к сфере науки.
Научное исследование, проводимое в области прикладных наук, проходит ряд этапов, которые составляют структуру научного исследования. Научное исследование включает семь основных этапов.
1. Постановка проблемы. Этап состоит не только в поиске проблемы, которую необходимо исследовать, но и в точной, четкой формулировке задачи научного исследования. Важно правильно сформулировать задачу исследования, от этого значительно зависит его успешный исход.
2. Выдвижение и обоснование гипотезы. В большинстве случаев выработка рабочей гипотезы осуществляется на основе четко сформулированной задачи исследования и критического анализа собранной исходной информации, при этом гипотеза может иметь несколько вариантов, из которых выбирают наиболее целесообразный, не отбрасывая остальные варианты. Для уточнения гипотезы иногда проводят предварительные эксперименты с целью более глубокого изучения исследуемого объекта.
3. Теоретическое исследование. В прикладных технических исследованиях теоретическое исследование состоит в анализе и синтезе закономерностей и их применении к исследуемому объекту, а также в поиске с помощью аппарата математики, теоретической механики и других дисциплин новых, еще неизвестных, закономерностей.
Цель теоретического исследования – как можно полнее обобщить наблюдаемые явления, связи между ними, получить больше следствий из принятой рабочей гипотезы. Такое исследование аналитически развивает принятую гипотезу и должно привести к разработке теории исследуемой проблемы, т. е. к научно обобщенной системе знаний в пределах данной проблемы. Эта теория, в свою очередь, должна объяснять и предсказывать факты и явления, относящиеся к исследуемой проблеме. Решающим фактором здесь выступает критерий практики.
4. Экспериментальное исследование. Эксперимент, или научно поставленный опыт – наиболее сложный и трудоемкий этап научного исследования. Цель эксперимента различна и зависит от характера научного исследования и последовательности его проведения. При «нормальном» развитии исследования эксперимент проводится после теоретического исследования. В этом случае эксперимент подтверждает или, что реже, опровергает результаты теоретических исследований. Часто порядок исследования бывает иным, и эксперимент предшествует теоретическому исследованию. Это характерно для поисковых экспериментов, при отсутствии достаточной теоретической базы исследования. В этом случае теория объясняет и обобщает результаты эксперимента.
5. Анализ и сопоставление результатов. Следствием сопоставления результатов экспериментального и теоретического исследования является подтверждение рабочей гипотезы и формулирование следствий, вытекающих из нее, или необходимость уточнения гипотезы. Редко бывает так, что гипотезу приходится отвергнуть (при отрицательном результате).
6. Заключительные выводы. На этом этапе подводятся итоги исследования, т. е. формулируются полученные результаты и проверяется их соответствие поставленной задаче. Для чисто теоретических исследований этот этап является заключительным. Для большинства работ в области техники возникает еще один этап.
7. Освоение результатов – это этап подготовки к промышленной реализации полученных результатов, разработка технологических или конструкторских принципов реализации, которая зачастую не укладывается в рамки чисто инженерной «доводки» и требует непременного участия авторов исследования.
Рассмотрим более подробно первые три этапа: постановку проблемы, включая и сбор исходной информации, выдвижение гипотезы и основные методы теоретического исследования.
Раздел: Организация научно-исследовательской работы в России
Семинар № 1 Научно-исследовательская работа студентов (НИРС)
План:
1. Рассмотрение понятия
«Научно-исследовательская рабо
2. Виды и формы НИР
3. Состав основных знаний и умений, необходимых для проведения НИР
Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.
Система НИРС – одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков индивидуального и коллективного выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному творчеству и самостоятельности.
Проблема исследования как категория предлагает
исследование неизвестного в науке, что
предстоит открыть, доказать, изучить
с новых позиций. Проблема – это затруднение,
неопределенность. Чтобы устранить проблему,
требуются действия, в первую очередь
– это действия, направленные на исследование
всего, что связано с данной проблемной
ситуацией. Поиск проблем – дело непростое.
Найти проблему часто труднее и поучительнее,
чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской
работы с ребенком, следует проявить гибкость
и не стоит непременно требовать ясного
осознания и формулирования проблемы,
четкого обозначения цели. Вполне достаточно
ее общей, приблизительной характеристики.
Умение видеть проблемы – интегральное
свойство, характеризующее мышление человека.
Одно из самых важных свойств в деле выявления
проблем – способность изменять собственную
точку зрения, смотреть на объект исследования
с разных сторон. Ведь если смотреть на
один и тот же объект с разных точек зрения,
то обязательно увидишь то, что ускользает
от традиционного взгляда и часто не замечается
другими.
Тема отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Правила выбора темы