Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:50, контрольная работа
Семинары по "Основам научно-исследовательской работы"
Метод деконструкции заключается в возможности изменять последовательность высказываний автора, отбирать нужный материал и включать его в свой текст с указанием источника, сочетать его с высказываниями других авторов и самим давать свою интерпретацию. Метод деконструкции основан на праве читателя и пользователя толковать и оценивать текст согласно своим взглядам и потребностям, без искажения авторского текста. Этот метод чаще всего применяют студенты.
Аксиоматический метод - построение авторского текста на основе некоторых положений изучаемого научного текста, принятых за аксиому. Так студент использует терминологию исходных текстов, идеи, законы, которыми затем руководствуется. Затем, приняв их за аксиомы, дополняет своим материалом: различным анализом и оценкой. Это тоже часто используемый студентами метод.
Метод апперципирования - состоит в простом дополнении используемого и принятого за аксиомы знания из какого-либо источника знанием своим непосредственно по данной теме. Апперцепция - это зависимость собственных суждений от принятых за основу знаний. Использование этого метода чаще всего происходит при формировании «Я-суждений».
Дескриптивный метод - описание изучаемого явления, процесса, качества через слова - дескрипторы, то есть те, которые наиболее точно их представляют в науке. Дескрипторы - это опорные слова, выражающие основное смысловое содержание изучаемого явления. Например, при изучении явления социализации человека такими дескрипторами становятся: человек, общество, социум, воспитание, культура, социальные связи, социальные отношения. Тоже часто используемый студентами метод, особенно при написании параграфа, раскрывающего суть изучаемого явления.
Диахронический метод - метод изучения каких-либо идей, научных школ в их историческом появлении, становлении и развитии. Чаще всего применяется при описании исторического материала, написании исторических глав и параграфов.
Аспектный анализ - это рассмотрение научного текста под каким-нибудь конкретным углом зрения, через призму какой-либо определенной теории или идеи, на основе какого-либо учения. Аспектным анализ будет, если научный материал интерпретируется через определенные проблемы практики.
Герменевтический анализ - метод выявления скрытых, неявных смыслов авторского текста. Например, установление мировоззренческих взглядов автора, о которых он прямо не заявляет в тексте работы, выявление исторически верных смыслов им используемых терминов и понятий, отнесение научных идей автора к тем или иным научным школам. Именно применяя такой анализ, можно получить новую информацию лля своей работы, свою информацию, которая и составит научную новизну исследования.
Голографический анализ - анализ целостного явления или процесса во всех его связях и зависимостях, в движении и отношениях с внешней средой. Это самый сложный вид анализа, с помощью которого соединяются теоретическое знание о предаете исследования и знание практики его функционирования, выявляются всевозможные его внутренние структуры и их взаимодействие. Метод этот находится в стадии становления, и потому опыт его применения студентами очень важен.
Контент-анализ - метод выявления в научном тексте употребления тех или иных терминов-понятий и их устойчивых сочетаний, частоты и сочетаемости их с другими понятиями. Метод применяется при анализе переписки ученых, дневников, альбомов детей, а также самих научных статей и книг. Он позволяет определять направленность личности, ее ценности и отношения, научные предпочтения.
Критический анализ - метод выявления сильных и слабых сторон научного текста. В студенческих работах чаще всего применяется в единстве с диахроническим методом при оценке вклада ученых в разработку того или иного вопроса.
Комплексный анализ - это межпредметный анализ, то есть рассмотрение одного и того же предмета исследования в разных науках, например в философии, лингвистике и психологии, или медицине, психологии и истории.
Концептуальный анализ - анализ научного текста с позиций определенной концепции или теории, а также поиск концептуальных основ проведенного автором исследования и полученных им выводов.
Проблемный анализ - анализ нерешенной проблемы, но находящейся в стадии исследования. Этот анализ предполагает постановку и интерпретацию проблемы, еще не имеющей либо определенных методов исследования, либо адекватного и достаточного фактологического материала, либо единого подхода.
Системный анализ - рассмотрение предмета исследования по возможности во всех его внутренних и внешних связях и зависимостях. От голографического он отличается тем, что с его помощью можно рассматривать предмет исследования в статике, условно выделив его из практики и даже дистанцируясь от нее, лишь на одном теоретическом материале.
Сравнительный анализ - метод сопоставления и выявление общих и различных признаков двух или более объектов исследования (идей, подходов, решений и др.).
Феноменологический анализ - анализ какого-либо крупного явления, процесса, системы как феномена науки и научное описание их состава и наиболее общих характеристик. С помощью этого анализа собираются, условно говоря, все знания, добытые наукой по их изучению.
Кроме этих методов изучения теоретического материала научных текстов есть и другие. Например,структурный, обзорный (так любимый студентами), обобщающий, функциональный анализы и т. д. Студент может сам разработать свои методы и опробовать их в работе.
Кроме этих методов с
текстами можно работать и такими, как акцентуация (более глубокое рассмотрение одного
вопроса), актуализация (
Выбор метода изучения теоретического текста основывается на постановке четкой цели исследования и цели самого анализа, на понимании специфики изучаемого текста, на владении техникой того или иного вида анализа. Чем более видов анализа освоит студент за время написания реферата, курсовой и дипломной работы, тем более гарантии, что он успешно развивается интеллектуально.
Выбранные и применяемые виды анализа и другие методы обработки содержания теоретической литературы обязательно указываются во Введении в разделе Методы исследования и его подразделе «Теоретические методы исследования».
Семинар № 2 Библиотека как информационно-поисковая система.
Технология
информационного
План:
1. Структура
справочно-библиографического
В структуре библиотеки
как четырехэлементной в
Частично он выходит за пределы второго контура. Концепция сущностной модели библиотеки как системы, состоящей из четырех атрибутивных элементов: библиотечного фонда, контингента пользователей, материально-технической базы и библиотечного персонала. Практически сразу же по обнародовании этой концепции возникло предложение дополнить существующую модель еще одним элементом – справочно-библиографическим аппаратом, без которого модель объявлялась страдающей существенным изъяном. Первым поднял этот вопрос Э. Р. Сукиасян, поместивший в центр системы, где названные элементы равномерно вписывались в края круга, библиотечный каталог. Следом выступил И. Г. Моргенштерн, он выдвинул аргумент: справочно-библиографический аппарат информирует не только о фонде данной библиотеки, но и о существующем внешнем документном массиве и/или потоке. Следовательно, он представляет собой автономный по отношению к библиотечному фонду объект и должен рассматриваться на равных правах с остальными четырьмя.
Значительно возросла роль справочно-библиографического аппарата библиотеки, утверждала она далее, и «из вспомогательного компонента он превратился в полнозначный, играющий в обслуживании самостоятельную роль.
В результате изменилась вся инфраструктура библиотеки. Из четырехэлементной структуры, включающей, как это показал Ю. Н. Столяров, фонды, читателей, библиотекарей и материально-техническую базу, она превратилась в пятиэлементную. Пятым элементом стал ее справочно-библиографический аппарат. Особую роль в процессе информатизации библиотеки играет ее материально-техническая основа.
В кандидатской диссертации С. В Мамонтова тоже выстроена сущностная структура библиотеки, опирающаяся всё на ту же четырехэлементную модель. Как и его предшественники, С. В. Мамонтов поддался искушению добавить к четырем элементам пятый. Им стал информационно-поисковый язык, образующий подсистему индексирования.
Нашлось в его схеме место и библиографической записи, и поисковому образу, создающим поисковый аппарат как подсистему. Поисковый аппарат, в свою очередь, образует собственную модель в виде каталога (картотеки) и базы данных поисковых образов
Библиотеку образуют простейшие исходные родовые и множество производных элементов. Производными, или акцидентными, элементами определяется всё многообразие типов и видов библиотек, они появляются в процессе развития, усложнения системы, зачастую выступают на передний план, создавая представление о библиотеке как общественном явлении. Сегодня эту мысль легко проиллюстрировать появлением и бурным развитием электронных библиотек с их специфическими техническими и навигационными средствами и другими особенностями.
Справочно-библиографический аппарат призван идентифицировать отражаемые первичные документы. По своей сути он представляет собой, таким образом, модель документного массива или потока. Из этого следует, что он не положен с атрибутивными элементами, а является одним из элементов второго контура библиотеки как системы. Этот контур возникает в развитой библиотеке, которая может эффективно функционировать только при наличии справочно-библиографического аппарата.
Документный массив
по отношению к справочно-
Справочно-библиографический аппарат включает в себя три компонента:
библиотечные
каталоги, библиографические картотеки
и справочно-библиографический
Алгоритмы разыскания отдельных классов документов
Классификация документов — одна из задач информационного поиска, заключающаяся в отнесении документа к одной из нескольких категорий на основании содержания документа.
Классификация может осуществляться полностью вручную, либо автоматически с помощью созданного вручную набора правил, либо автоматически с применением методов машинного обучения.
Существует три подхода к задаче классификации текстов.
Во-первых, классификация не всегда осуществляется с помощью компьютера. Например, в обычной библиотеке тематические рубрики присваиваются книгам вручную библиотекарем. Подобная ручная классификация дорога и неприменима в случаях, когда необходимо классифицировать большое количество документов с высокой скоростью.
Другой подход заключается в написании правил, по которым можно отнести текст к той или иной категории. Например, одно из таких правил может выглядеть следующим образом: "если текст содержит слова производная и уравнение, то отнести его к категории математика". Специалист, знакомый с предметной областью и обладающий навыком написания регулярных выражений, может составить ряд правил, которые затем автоматически применяются к поступающим документам для их классификации. Этот подход лучше предыдущего, поскольку процесс классификации автоматизируется и, следовательно, количество обрабатываемых документов практически не ограничено. Более того, построение правил вручную может дать лучшую точность классификации, чем при машинном обучении (см. ниже). Однако создание и поддержание правил в актуальном состоянии (например, если для классификации новостей используется имя действующего президента страны, соответствующее правило нужно время от времени изменять) требует постоянных усилий специалиста.
Наконец, третий подход основывается на машинном обучении. В этом подходе набор правил или, более обще, критерий принятия решения текстового классификатора, вычисляется автоматически из обучающих данных (другими словами, производится обучение классификатора). Обучающие данные — это некоторое количество хороших образцов документов из каждого класса. В машинном обучении сохраняется необходимость ручной разметки (термин разметка означает процесс приписывания класса документу). Но разметка является более простой задачей, чем написание правил. Кроме того, разметка может быть произведена в обычном режиме использования системы. Например, в программе электронной почты может существовать возможность помечать письма как спам, тем самым формируя обучающее множество для классификатора — фильтра нежелательных сообщений. Таким образом, классификация текстов, основанная на машинном обучении, является примером обучения с учителем, где в роли учителя выступает человек, задающий набор классов и размечающий обучающее множество.