Контрольная работа по "НИР"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:50, контрольная работа

Описание работы

Семинары по "Основам научно-исследовательской работы"

Файлы: 1 файл

семинары по нир.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Работа в ПСТ воспитывает  «не мальчика, но мужа». В процессе этой работы студент может полученные за время учёбы и работы в кружках знания реализовать в исследованиях, имеющих практическое значение. Так, некоторые предприятия города Саратова обращаются к кафедрам бухгалтерского учёта и аудита СГЭА с просьбой проанализировать их годовую отчётность. Студенческие лаборатории при кафедрах подключаются к этой работе, получая от неё не только моральное, но иногда и материальное вознаграждение. Кроме того, заинтересовавшие предприятия студенты в последствии могут быть приглашены на работу в них, что во время отсутствия государственного распределения является ценным результатом.

Таким образом, работа в  ПСТ - следующий важный шаг к полноценной  научно-исследовательской работе и  ценный опыт для дальнейшей научной  и практической деятельности.

Участие в научных  и научно-практических конференциях.

Каждый из указанных  выше типов конкуренции является итогом проделанной работы: научных  исследований, работы в лаборатории, практики по специальности.

На конференции молодые  исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов более тщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает его ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы. Это является очень полезным результатом научной конференции, так как на раннем этапе многие студенты считают собственные суждения непогрешимыми, а свою работу - самой глубокой и самой ценной в научном плане. Часто даже замечания преподавателя воспринимаются как простые придирки. Но слушая доклады других студентов, каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеются, а так же выделить для себя свои сильные стороны.

Кроме того, если в рамках конференции проводится творческое обсуждение прослушанных докладов, то из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых.

Научно-практические конференции, уже исходя из самого названия, включают в себя не только и не столько  теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения  практических задач. Очень часто  они проводятся вне стен ВУЗа, а на территории завода, фабрики, колхоза, фермерского хозяйства, управляющего органа, с которыми ВУЗ поддерживает отношения. Например, научно-практическая конференция может проводится по результатам летней практики студентов, когда последние, столкнувшись с определёнными проблемами, могут с помощью работников предприятия и преподавателей попытаться найти пути их решения. Такие конференции способствуют установлению тесных дружеских связей между ВУЗом и предприятиями, а также помогают студентам учиться применять изученную теорию на практике. Отличительной чертой научно-практической конференции является сложность её слаженной организации, так, чтобы участие в ней было одинаково полезно и интересно и студентам, и работникам предприятия. Разработка и проведение такой конференции требует от организаторов и участников большого внимания и терпения.

Необходимые умения и навыки:

 

    • рефлексивные умения;
    • поисковые (исследовательские) умения;
    • навыки оценочной самостоятельности;
    • умения и навыки работы в сотрудничестве;
    • менеджерские умения и навыки;
    • коммуникативные умения;
    • презентационные умения и навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел: Организация исследовательской деятельности

Семинар № 1 Методы научного исследования

 

План:

1. Методы эмпирического  исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент).

2. Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.

3.Методы теоретического  исследования (метод деконсрукции, аксиоматический метод и др.)

 

1. Методы эмпирического  исследования

 

К эмпирическим методам  исследования относят все те методы, приемы, способы познавательной деятельности, а также формулирования и закрепления  знаний, которые являются содержанием  практики или непосредственным результатом её. Их можно разделить на две подгруппы: методы вычленения и исследования эмпирического объекта; методы обработки и систематизации полученного эмпирического знания, а также на соответствующие им формы этого знания. Это может быть представлено с помощью списка:

⁻  наблюдение — способ сбора информации, осуществляемого на основе регистрации и фиксации первичных данных;

⁻  изучение первичной документации – основан на исследовании документированной информации, непосредственно зафиксированной ранее;

⁻  сравнение – позволяет проводить сравнения исследуемого объекта с аналогом;

⁻  измерение – способ определения фактических численных значений показателей свойств исследуемого объекта посредством соответствующих измерительных единиц, например, ваттами, амперами, рублями, нормо-часами и т.п.;

⁻  нормативный – предусматривает использование совокупности определенных установленных нормативов, сравнение с которыми реальных показателей системы позволяет установить соответствие системы, например, принятой концептуальной модели; нормативы могут: определить состав и содержание функций, трудоемкость их выполнения, численность персонала, тип и др. выступать в качестве нормативов определяющих норм (например, затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов, управляемости, числа допустимых уровней управления, трудоемкости выполнения функций) и укрупненных величин, определяемых в виде отношения к какому-либо комплексному показателю (например, норматив оборачиваемости оборотных средств; все нормы и нормативы должны охватывать всю систему в целом, быть научно обоснованными, иметь прогрессивный и перспективный характер);

⁻  эксперимент — основан на исследовании изучаемого объекта в искусственно созданных для него условиях.

При рассмотрении этих методов  следует учитывать, что в списке они расположены по степени нарастания активности исследователя. Разумеется, наблюдение и измерение входят во все виды экспериментов, но должны быть также рассмотрены как самостоятельные методы, широко представленные во всех науках.

 

2. Методы, используемые  как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования

 

Анализ-синтез как суть, как содержание и форма человеческого  мышления, как приемы и методы научного мышления комплексно изучается во множественном  измерении и многими науками. Анализ и синтез (от греч. analysis –  разложение, расчленение, synthesis – соединение) – две универсальные, противоположно направленные операции мышления.

Есть несколько смыслов, в которых употребляются термины  «анализ» и «синтез»:

·          анализ и синтез, как характеристики строения доказательства в математике; в этом смысле говорят об аналитическом и синтетическом методах;

·          анализ и синтез в смысле кантовского различения «аналитических» и «синтетических» суждений, которое фактически означает отличение способа получения знаний путем чисто логической обработки данного опыта («аналитическое») от способа получения знаний путем обращения к содержанию, путем привлечения к исходному знанию каких-то иных данных опыта («синтетическое»);

·          чаще всего термины «анализ» и «синтез» употребляются применительно ко всему мышлению в целом, к исследованию вообще.

Исходя из этого анализ – процедура мысленного (иногда и реального) расчленения изучаемого объекта на составные части, рассмотрение всех сторон и способов функционирования свойства и изучение их. Расчленение имеет целью переход от изучения целого к изучению его частей и осуществляется путем абстрагирования от связи частей друг с другом.

Синтез – это процедура  соединения полученных в результате анализа частей объектов, их сторон или свойств в единое целое, рассмотрение способа связей и отношений частей, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета.

Анализ и синтез используются как в мыслительной, так и в  практической, в частности экспериментальной, деятельности. В различных науках используются специфические способы анализа и синтеза и в каждой области имеются специальные методы.

 

Диалектическое мышление предполагает единство, сочетание анализа  и синтеза в ходе исследования предмета. Гегель, исходивший из активности мышления и ставивший проблему анализа и синтеза как проблему логического мышления, в своих трудах обосновал единство анализа и синтеза, их диалектику, показал соотносительность категорий части и целого и противоречивость процесса отражения предмета как части и целого.

 

В процессе научного познания синтез, как правило, следует за анализом. Синтез выступает не как метод  конструирования целого, а как  метод представления целого в  форме единства знаний, полученных с помощью анализа. В синтезе  происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта. Положения, получаемые в результате синтеза, включаются в теорию объекта, которая, обогащаясь и уточняясь, определяет пути нового научного поиска.

 

В широком смысле слова, индукция, это форма мышления, вырабатывающая общие суждения о единичных объектах; это способ движения мысли от частного к общему, от знания менее универсального к знанию более универсальному (путь познания «снизу вверх»).

 

  Говоря об индукции, обычно различают индукцию как метод опытного (научного) познания и индукцию как вывод, как специфический тип рассуждения. Как метод научного познания, индукция представляет собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента. С точки зрения познавательных задач различают ещё индукцию как метод открытия нового знания и индукцию как метод обоснования гипотез и теорий.

Большую роль индукция играет в эмпирическом (опытном) познании. Здесь она выступает:

·          одним из методов образования эмпирических понятий;

·          основой построения естественных классификаций;

·          одним из методов открытия причинно-следственных закономерностей и гипотез;

·          одним из методов подтверждения и обоснования эмпирических законов.

 

Дедукция – метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям. Дедукция выводит общие теоремы, специальные выводы из опытных наук. Дает достоверное знание, если верна посылка. Дедуктивный метод исследования, заключается в следующем: для того, чтобы получить новое знание о предмете или группе однородных предметов, надо, во-первых найти ближайший род, в который входят эти предметы, и, во-вторых, применить к ним соответствующий закон, присущий всему данному роду предметов; переход от знания более общих положений к знанию менее общих положений.

В целом дедукция как  метод познания исходит из уже  познанных законов и принципов. Поэтому метод дедукции не позволяет  получить содержательно нового знания. Дедукция представляет собой лишь способ логического развертывания системы положений на базе исходного знания, способ выявления конкретного содержания общепринятых посылок.

Аристотель под дедукцией  понимал доказательства, использующие силлогизмы. Превозносил дедукцию великий французский учёный Рене Декарт. Он противопоставлял её интуиции. По его мнению, интуиция непосредственно усматривает истину, а при помощи дедукции истина постигается опосредованно, т.е. путём рассуждения. 

 

Особенные методы, изученные нами в работе относятся, к локальным знаниям, к соответствующим теориям.

Анализ и синтез понятия  более широкие, индукция и дедукция – методы используемые конкретно  в познании. Возможно именно поэтому  роль анализа и синтеза в научном  познании и в мыслительной деятельности вообще, не вызывала среди ученых и философов таких споров и противоречий, как дискуссии о роли индуктивного и дедуктивного метода.

Анализ и синтез не просто дополняют друг друга, между  ними есть более глубокая внутренняя связь, в основе которой лежит связь абстракций, что формирует, собственно, мышление.

Диалектический метод  мышления в целом представляет собой  правила анализирования и синтезирования сложных систем связей, являющиеся средством раскрытия необходимых  внутренних связей органического целого со всей совокупностью его сторон с помощью индуктивного и дедуктивного методов.

3.Методы теоретического  исследования

Вспомним, что  к методам теоретического исследования ученые относят метод восхождения  от абстрактного к конкретному, формализацию, идеализацию, аксиоматический метод.

Термин «абстрактное»  употребляется для характеристики человеческого знания. Содержанием  абстрактного являются отдельныестороны, отдельные свойства и связи вещей. Поэтому некоторые ученые отмечают, что под абстрактным понимается одностороннее, неполное знание, которое не раскрывает сущности предмета в целом. В связи с этим вспомним, что абстрагирование - это выделение, вычленение и извлечение одной какой-либо существенной стороны, свойства, признака явления или предмета и отвлечение от всех остальных сторон, свойств.

Результат абстрагирования  называется абстракцией. Абстракция считается  высшей ступенью в процессе развития человеческого знания.

Термин «конкретное» обычно используется в двух основных смыслах: во-первых, под конкретным понимается сама действительность, различные объекты, взятые во всем многообразии их свойств, связей и отношений; во-вторых, термин «конкретное» употребляется для обозначения многогранного, всестороннего, детализированного систематического знания об объекте.

Итак, восхождение  от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу, процесс познания как бы разбивается  на два относительно самостоятельных этапа. В связи с первым этапом вспомним о гносеологии (теории познания), о которой мы подробно уже говорили, рассматривая вопрос о методологических основах научного исследования и образования.

Информация о работе Контрольная работа по "НИР"