Корпоративные облигации - как финансовый инструмент привлечения инвестиций.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:50, дипломная работа

Описание работы

Действующее российское законодательство определяет облигацию как эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный условиями выпуска срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента (27,28,32)
Корпоративная облигация - это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и виды корпоративной облигации. 5
1.1.Сущность корпоративной облигации. 5
1.2.Классификаия корпоративных облигации 11
1.3.Преимущества корпоративной облигаций перед другими финансовыми инструментами привлечения инвестиций . 15
2 Выпуск, регистрации и обращение корпоративной облигации. 21
2.1.Эмиссия корпоративных облигаций 21
2.2. Обращение корпоративных облигаций на вторичном рынке. 28
3.Рынок корпоративных облигаций в России и Республике Коми 33
3.1.Состояние и предпосылки развития рынка корпоративных облигаций в России и Республике Коми 33
3.2. Проблемы развития рынка корпоративных облигаций в России и возможные пути их решения. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список литературы 52

Файлы: 1 файл

мочалов.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

эмитента задолженности или  для привлечения дополнительных финансовых

ресурсов, которые будут использованы на финансово-хозяйственную деятельность;

- Целевые, средства от продажи  которых направляются на финансирование  конкретных инвестиционных проектов или конкретных мероприятий (например, проведение телефонной сети и т. п.),

4. По методу погашения номинала  могут быть:

- Облигации, погашение номинала  которых производится разовым платежом;

- Облигации с распределенным  по времени погашением, когда за определенный отрезок времени погашается некоторая доля номинала;

- Облигации с последовательным  погашением фиксированной доли общего количества облигаций (лотерейные или тиражные займы).

5. Периодическая выплата доходов  по облигациям в виде процентов производится по купонам.Ранее купон представлял собой вырезной талон с указанной на нем цифрой купонной (процентной) ставки. По способам выплаты купонного дохода облигации подразделяются на:

- Облигации с фиксированной  купонной ставкой;

- Облигации с плавающей купонной ставкой, когда купонная ставка зависит от уровня ссудного процента;

- Облигации с равномерно возрастающей  купонной ставкой по годам  займа. Такие облигации еще  называют индексируемыми, обычно  эмитируются в условиях инфляции;

- Облигации с минимальным или нулевым купоном (мелкопроцентные или беспроцентные облигации). Рыночная цена по таким облигациям устанавливается ниже номинальной, т. е. предполагает скидку. Доход по этим облигациям выплачивается в момент ее погашения по номинальной стоимости и представляет разницу между номинальной и рыночной стоимостью;

- Облигации с оплатой по выбору. Владелец этой облигации может  доход получить как в виде  купонного дохода, так и облигациями  нового выпуска;

Облигации смешанного типа. Часть  срока облигационного займа владелец облигации получает доход по фиксированной купонной ставке а часть срока — по плавающей ставке.

6.В зависимости от степени  защищенности вложений инвесторов  различают:

- Облигации, достойные инвестиций, — надежные облигации, выпускаемые компаниями с твердой репутацией; хорошее обеспечение;

           - Макулатурные  облигации, носящие спекулятивный  характер. Вложения в такие облигации  всегда сопряжены с высоким  риском.

7. В зависимости от обеспечения  облигации делятся на два класса:

7.1. Обеспеченные залогом;

7.2. Необеспеченные залогом. В  свою очередь, обеспеченные залогом  облигации:

7.1.1. Обеспечиваются физическими  активами:

в виде имущества и иного вещного  имущества;

в виде оборудования (облигации с  подобным залогом чаще всего выпускаются транспортными организациями, которые в качестве обеспечения используют суда, самолеты и т. п.).

Облигации под залог физических активов (как в виде вещного имущества, так и в виде оборудования) включают в себя так называемые:

облигации под первый заклад;

второзакладные облигации, или  облигации под второй заклад.

Облигации под второй заклад стоят  на втором месте после первозакладных и называются еще общезакладными. Претензии по облигациям под второй заклад рассматриваются после расчетов с держателями облигаций под первый заклад, но до расчетов с прочими инвесторами.

7.1.2. Облигации с залогом фондовых  бумаг обеспечиваются

находящимися в собственности  эмитента ценными бумагами какой-либо другой компании (не эмитента);

7.1.3. Облигации с залогом пула закладных (ипотек). Такт же облигации выпускаются кредитором, на обеспечении у которого находится пул ипотек под выданные им ссуды под недвижимость. Поступление платежей по этим ссудам является источником погашения I выплаты процентов по облигационному займу, обеспеченному пулом закладных. Обычно ипотечные облигации используются для привлечения долгосрочного финансирования. 
7.2. Необеспеченные залогом облигации включают следующие разновидности:

7.2.1. Необеспеченные облигации какими-либо  материальны ми активами. Они подкрепляются «добросовестностью» компании-эмитента, т. е. обещанием этой компании выплатить проценты и возместить всю сумму займа по наступлении срока погашения.

7.2.2. Облигации под конкретный  вид доходов эмитента. По этим  облигациям эмитент обязуется выплачивать проценты и погашать займ за счет каких-либо конкретных доходов.

7.2.3. Облигации под конкретный  инвестиционный проект Средства, полученные от реализации данных  облигаций, направляются эмитентом  на финансирование какого-либо  инвестиционного проекта. Доходы, полученные от реализации этого проекта, эмитент использует на погашение займа и выплату процентов.

7.2.4. Гарантированные облигации.  Облигации не обеспечены залогом,  но выполнение обязательств по  займу гарантируется не компанией-эмитентом, а другими компаниями. Чаще всего гарантом является более сильная с экономической точки зрения компания, что делает данные облигации более надежными.

7.2.5. Облигации с распределенной  или переданной ответственностью. По этим облигациям обязательства по данному займу либо распределяются между некоторым числом компаний, включая эмитента, либо целиком принимают на себя другие компании, исключая эмитента.

7.2.6. Застрахованные облигации.  Данный облигационный займ компания-эмитент  страхует в частной страховой компании на случай возникновения каких-либо затруднений в выполнении обязательств по этому займу. Для значительной части эмитентов целесообразным становится страхование своих долговых  бумаг у  компании, имеющей максимально высокий кредитный рейтинг. Величина может варьировать в пределах от 0,25 до 2% совокупной суммы номинала облигации и причитающегося процентного дохода в зависимости от гаранта, кредитного рейтинга облигации, ее типа, срока обращения и факторов риска. Премии рассчитываются исходя из стоимости облигаций, приведенной к сроку их погашения. Как правило, вся сумма премии взимается в начале срока действия страхового полиса.

Обычно стоимость премии составляет от одной трети до половины совокупной экономии на процентах за весь период обращения облигации. 
Страхование облигаций производится наиболее надежными страховыми компаниями, имеющие рейтинг на уровне ААА.

8. По характеру обращения облигации  бывают: Конвертируемые и неконвертируемые.

Конвертируемую облигацию можно  рассматривать как обычную облигацию с возможностью ее бесплатной замены на заранее определенное количество акций. Обычно (в мировой практике) инициатором конвертации не может быть компания-эмитент. В зависимости от того, в какой ситуации владельцу облигации предоставляется право на конвертацию, можно выделить два вида конвертируемых облигаций.

  К первому виду конвертируемых облигаций следует отнести те, которые предоставляют инвестору право на конвертацию безусловно, в том числе и в ситуации, когда эмитент добросовестно исполняет свои обязательства по облигациям (нормальная ситуация). Конвертируемые облигации второго вида предоставляют инвестору право на конвертацию лишь в случае, когда эмитент не способен погасить долг по облигациям (негативная ситуация). Конвертируемые облигации этого вида по своим свойствам практически тождественны облигациям, обеспеченным залогом акций эмитента, а владельцы конвертируемых облигаций при фактической неплатежеспособности эмитента могут получить контроль над предприятием и при условии эффективных санкционных мероприятий вправе рассчитывать на компенсацию своих убытков по облигациям в будущем. Преимуществом данного способа обеспечения облигаций по сравнению с любыми другими является то, что при банкротстве эмитента требования владельцев облигаций, обеспеченных залогом, удовлетворяются из стоимости заложенного имущества в третью очередь (после расчетов по возмещению вреда жизни и здоровью граждан и расчетов по оплате труда).

Важной проблемой, общей для  всех форм и видов залога, является определение величины (стоимости) залога для обеспечения облигаций. Если речь идет о недвижимости и иных активах, то принципиальной является объективная оценка предлагаемого в залог имущества. В соответствии с п.48 "Стандартов эмиссии..." банковская гарантия (в случае, когда эмитент не имеет права на выпуск необеспеченных облигаций) должна обеспечивать исполнение обязательств по всем облигациям эмитента в течение всего срока их обращения. Помимо выпуска дополнительных акций теоретически возможна ситуация, когда в залог передаются акции, выкупленные обществом для этой цели у своих акционеров. Однако практически такой выкуп нецелесообразен. Очевидно, что при равной номинальной стоимости облигаций и обеспечивающих их акций эмиссия просто теряет всякий экономический смысл, так как для выкупа у акционеров необходимых для обеспечения эмиссии акций общество должно изыскать средства в том же объеме, какие оно рассчитывает получить от эмиссии.

  • 1.3.Преимущества корпоративной облигаций перед другими финансовыми инструментами привлечения  инвестиций .

При прочих равных условиях облигации  являются более гибким способом мобилизации  капитала для эмитента и вложения средств для инвестора.  Нет  ограничений на валюту облигаций, на характер их обращений (свободно обращающиеся и с ограничениями) и владения ими (именные и предъявительские). Они могут выпускаться как в купонной (процентной форме), так и без купона.

Доход от инвестиций в акции основывается на получении дивидендов и разницы  между ценой продажи и ценой  покупки указанной ценной бумаги на рынке. И тот, и другой вид дохода являются прогнозными, оценочными величинами, размер которых эмитент гарантировать не может и, более того, не имеет права. В отличие от акций, по облигациям эмитент не только может, но и обязан определить размер выплачиваемого дохода по ценной бумаге и обеспечить его выплату в установленный срок. При этом, беря на себя одинаковый риск, владельцы облигаций имеют преимущество перед акционерами.

Иными словами,  владельцы облигаций  имеют первоочередное право на получение дохода по сравнению с акционерами. Например,  если предприятие заработало прибыль, размер которой достаточен только для погашения обязательств по облигациям, акционеры не получат никаких дивидендов. Эмитент обязан гасить купоны и номинал облигации в установленные сроки, иначе он может быть объявлен неплатежеспособным, что повлечет за собой его ликвидацию. При ликвидации предприятия его имущество в первую очередь идет на погашение обязательств перед владельцами облигаций; и только оставшаяся часть распределяется между акционерами. Выпуск облигаций обеспечен  гарантиями крупных компаний банков.

Безусловно, что для вкладчика  ставящего на первое место надежность своих инвестиций  облигации, как  ценная бумага с фиксированным и  гарантированным доходом, выглядит наиболее привлекательной. 

 Что касается преимущества  облигационного займа перед кредитом  банка, то эмитента облигаций,  как правило, привлекает денежные  средства по относительно более  дешевой цене. В «торговых» терминах  выпуск облигаций представляет для эмитента покупку денег на оптовом рынке, получение же банковского кредита - покупку на розничном рынке. Действительно, большинство банков предоставляют кредиты за счет средств вкладов своих клиентов.

Привлекая средства в банк по одной  цене, для того, чтобы оставаться кредитоспособными и прибыльными банки вынуждены размещать их по более высокой цене. Облигация же представляет собой альтернативное банковскому вкладу вложение капитала, поэтому процент (доходность) по облигациям сравнивается не с процентом по банковскому кредиту, а с процентом по банковскому вкладу.

 Выпуск облигаций содержит  ряд привлекательных черт для  компании-эмитента: посредством их  размещения хозяйственная организация  может мобилизовать дополнительные  ресурсы без угрозы вмешательства их держателей-кредиторов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика. Следовательно, выпуск облигаций открывает для предприятий прямой источник привлечения инвестиций, в то же время не затрагивает отношения собственности.

 

 

 

  • 2.2. Обращение корпоративных облигаций на вторичном рынке.

Предприятие не должно забывать о необходимости организации  вторичного рынка облигаций. Облигационный  займ тем и отличается от кредита, что это рыночный долг, который  легко может быть переуступлен одним  кредитором другому.   Если облигации не обращаются на рынке, то пропадает сама идея, а вместе с ней и плюсы выпуска облигаций как финансового инструмента.

Необходимость организации  вторичного рынка облигаций очевидна уже при их размещении. Эмитент  должен позаботиться о том, чтобы создать вторичный рынок своих облигаций.  Это необходимо потому, что инвесторы заинтересованы в ликвидности облигаций. Ликвидность является, если не первой, то, по крайней мере, - второй по привлекательности, чертой облигаций.   При этом ликвидные облигации могут быть менее доходными.   Следовательно, эмитент должен быть заинтересован в ликвидности своих облигаций, чтобы иметь возможность проводить размещение под низкие процентные ставки. Кроме того, привлекательностью будут пользоваться облигации с пут-опционом, то есть такие, которые инвестор может продать обратно эмитенту в определенные моменты времени.   При размещении таких облигаций отношения инвестора и эмитента не ограничиваются разовым размещением.   Инвестор имеет возможность продать эмитенту облигации обратно.   При этом предприятие может регулярно выставлять оферты на выкуп своих облигаций для повышения спроса на свои облигации, что значительно укрепляет доверие инвесторов к таким ценным бумагам. Если эмитент не заинтересован в том, чтобы в настоящий момент выкупать обратно свои обязательства, то, при наличии вторичного рынка, инвестор может не дожидаться момента, когда можно предъявить облигации эмитенту для их досрочного погашения, а просто реализовать их на вторичном рынке. Если  эмитент заинтересован в том, чтобы выкупить возможно больший объем облигаций, то это легче сделать при наличии ликвидного вторичного рынка. Предприятие не должно рассчитывать на то, что сразу же удастся разместить крупный выпуск облигаций.   Сначала может быть размещен лишь сравнительно незначительный объем.    И от того, удастся ли предприятию создать вторичный рынок для этого объема облигаций, показать привлекательность своих облигаций, будет зависеть возможность предприятия в дальнейшем дополнительно размещать более значительные объемы.

Информация о работе Корпоративные облигации - как финансовый инструмент привлечения инвестиций.