Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:50, дипломная работа
Действующее российское законодательство определяет облигацию как эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный условиями выпуска срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента (27,28,32)
Корпоративная облигация - это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и виды корпоративной облигации. 5
1.1.Сущность корпоративной облигации. 5
1.2.Классификаия корпоративных облигации 11
1.3.Преимущества корпоративной облигаций перед другими финансовыми инструментами привлечения инвестиций . 15
2 Выпуск, регистрации и обращение корпоративной облигации. 21
2.1.Эмиссия корпоративных облигаций 21
2.2. Обращение корпоративных облигаций на вторичном рынке. 28
3.Рынок корпоративных облигаций в России и Республике Коми 33
3.1.Состояние и предпосылки развития рынка корпоративных облигаций в России и Республике Коми 33
3.2. Проблемы развития рынка корпоративных облигаций в России и возможные пути их решения. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список литературы 52
Второй блок проблем, препятствующих развитию российского рынка корпоративных облигаций, связан с процедурой выпуска корпоративных облигаций. Дальнейший прогресс рынка корпоративных облигаций требуют устранения ряда существующих ныне организационно-правовых препятствий и создания благоприятных условий для эффективных инвестиционных вложений.
Устранение ряда ограничений процедурного характера способно дать мощный толчок развитию рынка корпоративных облигаций. Речь идет о сложной системе регистрации их выпуска, которая занимает полтора-два месяца. При эмиссии краткосрочных бумаг снижается эффективность заимствования.
На сегодняшний день
очевидна необходимость упрощения
процедуры выпуска и
Заметим, что унификация условий выпуска корпоративных облигаций позволила бы предельно сократить затраты, а значит, и сроки на рассмотрение и утверждение указанных документов в регулирующих органах без ущерба для дела защиты прав инвесторов.
Следующий блок вопросов, которые необходимо урегулировать, касается обращения корпоративных облигаций
Одним из основных недостатков законодательства является то, что правовые акты (основные – федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и «Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии») не делают различия между такими видами ценных бумаг, как акции и облигации. В соответствии с Положением о требованиях, предъявляемые к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, компания–эмитент для включения ценных бумаг в биржевые котировочные листы 1-го уровня должна иметь не менее 1000 акционеров, в листы 2-го уровня - не менее 500. Аналогичные требования содержатся и в других нормативных документах, в частности в «Правилах допуска к обращению и исключению из обращения ценных бумаг на ММВБ».(2 с.30, 36)
Эти ограничения вполне обоснованны, если применяются к эмитентам- акционерным обществам и их акциям. Однако при этом не учитывается многообразие финансовых инструментов и эмитентов современного российского фондового рынка.
На нем присутствуют, в частности, облигации акционерных компаний - дочерних предприятий крупных зарубежных корпораций, к примеру, Pepsico, Coca-cola, Nestle. Количество их акционеров может быть значительно меньше 500. Но и сама компания (по показателям устойчивости финансово-хозяйственного положения), и выпускаемые ею облигации (по показателям ликвидности), достойны включения в котировочные листы, если не 1-го, 2-го уровня (2.29).
Выпуск облигации
В целях развития рынка
корпоративных облигаций также
Размещение корпоративных облигаций затрудняется требованием о необходимости продажи ценных бумаг одного выпуска по единой цене в течение одного дня. В реальности это не позволяет эмитентам реализовывать облигации путем проведения аукциона, аналогично ГКО/ОФЗ, т.е. когда все поданные заявки с ценой приобретения облигаций (не ниже устанавливаемой эмитентом минимальной «цены отсечения») удовлетворяются путем совершения сделок купли/продажи. Вместо этого нужно сначала либо договориться потенциальными инвесторами о ценах размещения облигаций, либо продавать их на аукционе по единой цене (фактически по «цене отсечения»), что также увеличивает стоимость заимствования.
При детальном рассмотрении возможных с точки зрения законодательства моделей размещения корпоративных облигаций можно прийти к выводу, что и здесь российские эмитенты находятся далеко не в самом выгодном для них положении. Речь идет о невозможности проведения эмитентами операций по выкупу. либо доразмещению корпоративных облигаций по ценам, складывающимся в зависимости от соотношения спроса и предложения в процессе обращения ценных бумаг. Опыт развития рынка государственных ценных бумаг Российской Федерации наглядно показывает, что подобный механизм позволял не только эмитенту четко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, но и полностью устраивал инвесторов, поскольку неоднократно спасал рынок от <перегрева> в зависимости от текущей ситуации. Весьма полезным в этом свете представляется изменение действующей законодательной базы, регулирующей процессы выпуска и обращения корпоративных облигаций, в пользу установления подобных механизмов регулирования рынка долговых обязательств.
Хочется надеяться, что все
вышеперечисленные трудности
Для развития российского рынка
корпоративных облигаций
Однако при подведении итогов некоторые финансовые аналитики поставили под сомнение сам факт взрывного роста европейского рынка корпоративных облигаций. Они отметили, что к концу 1999 г. лишь 4% всех эмитированных долговых инструментов пришлось на промышленные предприятия, большинство же облигаций, номинированных в евро, размещали корпорации, не входящие в ЭВС(8.с.31). Сейчас общий объем рынка европейских корпоративных облигаций по числу размещенных выпусков оценивается в 700 млрд. евро, что в пять раз уступает американскому рынку. Можно выделить следующие причины развития рынка:
Процессы слияний и поглощении в европейском корпоративном секторе, оптимизация структуры финансовых обязательств компаний для того. Чтобы отвечать возросшим масштабам рынка и новым условиям конкуренции.
Политика либерализации при регулировании деятельности европейских инвестиционных институтов.
Интерес европейских банков к развитию нового рынка и активному позицированию на нем.
Своеобразный вакуум надежных объектов инвестирования с приемлемой доходностью, который смогли заполнить европейские корпорации с достаточной репутацией и надежностью, никогда ране не размещавшие облигации.
Низкая стоимость привлечения
ресурсов на европейском рынке и
снижение курса евро, позволяющие
получать дополнительную прибыль, проводя
конверсионные и кредитные
НО с первых же шагов обнаружились ошибки в ценообразовании, в результате чего облигации достаточно перспективных заемщиков не нашли ожидаемого спроса или же цена размещения оказалась завышенной.
Инвесторы продемонстрировали недостаточную осведомленность "о правилах игры" на "новом" рынке, что привело к падению спроса уже в начале III кв.1999г, когда потенциальные инвесторы перешли от агрессивных покупок всего, что появилось на рынке, к выжидательной позиции и спокойной оценки ситуации(8.с.32).
В некоторых случаях европейские банки не смогли грамотно провести размещение облигаций, удачно выбрать время для андеррайтинга. Отмечались случае демпинга при установлении цены, в составе синдикатов отсутствовало взаимопонимание между банками, ориентированными на национальных инвесторов, и инвестиционными институтами, перешедшими национальные границы отдельных государств "еврозоны". Андеррайтеры оказались не в состоянии обеспечить достаточную ликвидность размещаемых инструментов или просто не задумывались об этом. Время выпуска облигаций часто выбиралось неудачно. В результате несогласованных сроков эмиссии инвесторы иногда даже физически не могли ознакомиться с условиями размещения или приобретения облигаций.
Менеджмент корпораций не имел представления как успешно "подать" себя рынку. Работников финансовых отделов поставила в тупик необходимость получения кредитного рейтинга, проведения road-show(8.с.31).
Таким образом, и сторона спроса, и сторона предложения, и финансовые посредники оказались не готовы к бурному развитию "нового" рынка. Этим воспользовались американские банки, имеющие более чем достаточный опыт инвестиционной деятельности на рынках корпоративных облигаций. Им удалось частично вытеснить европейские банки с нового перспективного и жизненно необходимого сегмента финансового рынка (из-за снижения размеров конверсионных операций и постепенной переориентации европейских инвесторов на прямое кредитование) Отмечу, что европейские инвесторы достаточно быстро освоились на новом для них рынке. Поскольку рассмотренные проблемы не могут быть полностью решены за один год, это стало одной из основных причин затухания наметившегося роста в новом секторе европейского рынка капиталов.
Какие уроки можно извлечь из европейского опыта. Возможно, что все описанные "болезни" роста европейского рынка проявится у нас, однако, если сравнительно высокоразвитый европейский рынок сумел в течении года как-то адаптироваться к новым условиям, российская реальность может всерьез и надолго загубить первые попытки развития "нового" рынка.
Необходимо учесть чужие ошибки, и понять, что сразу ничего на финансовом рынке не делается. Тем более у нас в России.
Тем не менее, по мнению специалистов, интерес к корпоративному рынку облигаций в 2001 возрастает. Количество корпоративных эмитентов на рынке будет увеличиваться, поскольку процентные ставки на международном рынке будут слишком высоки для большинства заемщиков. Эмитенты будут стремиться повысить ликвидность своих облигаций и структурировать даже долгосрочные выпуски. Консервативная политика Минфина на рынке ГКО/ ОФЗ и ставки близкие к уровню инфляции будут способствовать привлечению новых инвесторов и увеличению объема вложений в данный инструмент.(4с.23)
Таким образом, проблема формирования и развития рынка корпоративных облигаций является весьма многогранной. Для того чтобы рынок корпоративных облигаций оправдал возлагаемые на него надежды, необходимо реализовать комплексные меры по совершенствованию действующего законодательства, формированию механизма организованного рынка корпоративных облигаций, организации работы с эмитентами и другими участниками рынка ценных бумаг.
Корпора́ция (от новолат. corporatio — объединение) — юридическое лицо, которое является объединением физических лиц, но при этом функционирует независимо от них (то есть самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.
Юридическое отделение корпорации от её участников даёт ей преимущества, недоступные другим формам объединений, например обществам с ограниченной ответственностью. Конкретный правовой статус и правоспособность корпорации определяется местом её создания.
Учредители и/или предприниматели часто создают предприятия в форме акционерных обществ и, поскольку в настоящее время эта форма предприятий преобладает, термин «корпорация» применяется как синоним термину «акционерное общество».
Хотя корпоративные права варьируется в разных юрисдикциях, есть четыре признака корпорации:[1]
Информация о работе Корпоративные облигации - как финансовый инструмент привлечения инвестиций.