Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:50, дипломная работа
Действующее российское законодательство определяет облигацию как эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный условиями выпуска срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента (27,28,32)
Корпоративная облигация - это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и виды корпоративной облигации. 5
1.1.Сущность корпоративной облигации. 5
1.2.Классификаия корпоративных облигации 11
1.3.Преимущества корпоративной облигаций перед другими финансовыми инструментами привлечения инвестиций . 15
2 Выпуск, регистрации и обращение корпоративной облигации. 21
2.1.Эмиссия корпоративных облигаций 21
2.2. Обращение корпоративных облигаций на вторичном рынке. 28
3.Рынок корпоративных облигаций в России и Республике Коми 33
3.1.Состояние и предпосылки развития рынка корпоративных облигаций в России и Республике Коми 33
3.2. Проблемы развития рынка корпоративных облигаций в России и возможные пути их решения. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список литературы 52
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что и инвесторы, и эмитент заинтересованы в формировании вторичного рынка своих облигаций. Но инициатива создания такого рынка должна исходить, прежде всего, от эмитента.
При размещении облигаций с переменной купонной ставкой эмитент получает хороший ориентир того, какую процентную ставку есть смысл установить на следующий купонный период. Если облигации торгуются по цене выше номинала, следовательно, ставка текущего купона воспринимается инвесторами как достаточно высокая, и предприятие имеет возможность установить на следующий период более низкую процентную ставку. Напротив, если цены облигаций на вторичном рынке - меньше номинала, предприятие должно либо повысить купонную ставку по следующему периоду, либо предпринять иные меры по повышению привлекательности данного выпуска. Для предприятий, ценные бумаги которых обращаются на организованном фондовом рынке, законодательством предусмотрены соответствующие налоговые льготы. Так, в соответствии с "Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (с изменениями на 31.05.2000) Раздел II, п.15, абзац 4,5,6 выплата процентов по облигациям, обращающимся на организованном фондовом рынке включается эмитентом в состав внереализационных расходов. Для целей налогообложения затраты по уплате указанных процентов принимаются в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на три пункта. Таким образом, фактически все основные затраты, связанные с выпуском, обращением и выплатой процентов по корпоративным облигациям, в случае их обращения на организованном рынке ценных бумаг, включаются в себестоимость.
Независимо от того, как создается вторичный рынок, и в какой торговой системе (или вне торговых систем) происходит обращение облигаций, для поддержания ликвидности необходимо наличие одного или нескольких маркет-мейкеров. Маркет-мейкеры выставляют двусторонние котировки на покупку-продажу ценных бумаг и осуществляют операции с ними. При этом маркет-мейкеры следят за тем, чтобы разница котировок на покупку и продажу не превышала определенный величины - допустимого спрэда.
Деятельность маркет-мейкера по операциям с ценными бумагами, ликвидность которых он поддерживает, требует наличие средств для осуществления операций и поддержания котировок. Поэтому эмитент, заинтересованный в наличии ликвидного рынка своих облигаций, должен сформировать фонд поддержания ликвидности, средства которого поступают в распоряжение маркет-мейкеров. Размер такого фонда может быть определен опытным путем в ходе торгов. По мнению специалистов размер такого фонда должен составлять порядка 3-4% от общего объема размещенных облигаций, причем в дальнейшем эта величина может быть снижена до 1-2%.
Для поддержания вторичного рынка предприятие должно осуществлять программы по взаимосвязям с инвесторами. Чем больше новостей от эмитента имеют инвесторы, вне зависимости от того, как их оценивает рынок (негативные они или позитивные), тем активнее рынок. Более того, именно поток таких новостей и обеспечивает апериодическое изменение такого качественного параметра фондового рынка как "волатильность" (изменчивость), что привлекает на рынок спекулянтов и число участников торговых операций растет. Это, в свою очередь, еще больше увеличивает ликвидность рынка.
Работа с облигационными займами - это длительный процесс. И формирование имиджа хорошего заемщика с публичной кредитной историей может стать ценным нематериальным активом предприятия, за счет которого предприятие в дальнейшем сможет значительно снизить стоимость заемных средств. При этом самый высокий имидж (и самая низкая процентная ставка) будет у тех предприятий, которые вышли на рынок облигационных заимствований первыми.
Вторичный рынок корпоративных облигаций в основном осуществляется на биржах.
Рассмотрим возможности обращения корпоративных
облигаций на биржевом рынке, а именно
на ММВБ и МФБ.
В общем виде ценные бумаги, допущенные
к обращению на бирже, состоят: из ценных
бумаг, прошедших процедуру листинга и
включенных в котировальные листы 1-го
или 2-го уровня; из ценных бумаг, допущенных
к обращению на бирже без включения в котировальные
листы биржи (внесписочные ценные бумаги);
из ценных бумаг, допущенных к размещению
на бирже.
Включению ценных бумаг в котировальные листы биржи предшествует процедура листинга, которая устанавливает жесткие требования к эмитенту, к его облигациям и др. (см. таблицу 3).
Таблица 3. Требования предъявляемые при прохождении листинга.
Параметры |
Котировальный лист 1-го уровня |
Котировальный лист 2-го уровня |
||
ММВБ |
МФБ |
ММВБ |
МФБ | |
Чистые активы эмитента |
Не менее 3 млрд руб. |
Не менее 20 млн евро |
Не менее 50 млн руб. |
Не менее 2 млн евро |
Срок осуществле-ния |
Не менее 3 |
Не менее 3 |
Не менее 1 |
Не менее 1 |
Количество акционеров или участников общества, чел. |
Не менее 1000 |
Не менее 1000 |
Не менее 500 |
Не менее 500 |
Безубыточность баланса |
В течение любых 2 из 3 лет, пред-шествующих подаче заявления на листинг |
- |
- |
- |
Наличие маркет-мейкеров, чел. |
Не менее 3 |
Не менее 2 |
Не менее 2 |
Не менее 2 |
Объем эмиссии корпоративных ценных бумаг, млн руб. |
Не менее 200 |
- |
- |
- |
Средний объем продаж за месяц по итогам отчетного квартала |
Не менее 1,5 млн. руб. |
Не менее 50 тыс. евро* |
Не менее 300 тыс. руб. |
Не менее 10 тыс. евро* |
Источник: НечаевВ. Корпоративные облигации: Проблемы и решения//Рынок ценных бумаг 2000, №14.с20
Как видно из таблицы, включение
облигаций в котировальные
Для мелких и средних предприятий
более удобным и менее
Основанием для рассмотрения вопроса
о допуске облигаций к
На ММВБ требуются два таких заявления:
от эмитента и участника торгов. Особенность
в последнем случае в том, что дирекция
ММВБ вправе принять решение о допуске
облигаций к обращению и без указанных
заявлений.
Дополнительно на биржу должны быть
предоставлены нотариально
Основанием для принятия биржей
решения о прекращении
Проблемы, препятствующие обращению корпоративных облигаций на вторичных рынках, в частности проблема включения затрат на выплату дохода по облигациям в себестоимость и «неразумный» эмиссионный налог, будут рассмотрены в следующей главе.
1.1.Выпуск краткосрочных
корпоративных облигаций (со
Интересное решение проблемы, касающейся
выпуска «коротких» облигаций, было
найдено в сфере банковских облигаций,
что может быть использовано и
при выпуске корпоративных
1.2.Второй отрицательный
Возникают сомнение на предмет соответствия данного положения принципам налогового законодательства: налог уплачивается при отсутствии фактически размещенной эмиссии, т.е. по существу , налогооблагаемой базы. Вполне очевидно, что необходимо возвращать эмитентам сумму уплаченного налога в случаен отсутствия эмиссии, либо платить налог после размещения ценных бумаг и в зависимости не от суммы эмиссии, а от суммы размещения. Другими словами, речь идет о предоставлении налогового кредита акционерным обществам. Данные изменения будут способствовать активизации эмиссионного процесса.
Государству необходимо создать ряд условий, стимулирующих выпуск облигаций, среди которых важным является вопрос налогообложения. Возможными вариантами решения данной проблемы является законодательная отмена эмиссионного налога в размере 0,8% от суммы эмиссии, а при отсутствии возможности отмены -. часть налога платить в местный бюджет, где уже на уровне местного законодательного органа, в целях стимулирования привлечения инвестиций можно отменить часть эмиссионного налога, который поступает в местный бюджет.
Исходя из сказанного, предлагается внесение определенных изменений в действующее законодательство РФ, регулирующее выпуск и обращение долговых ценных бумаг. Так, ст.3 ФЗ «О налоге на операции с ценными бумагами» от 12.12.91 г. (в ред. от 30.05.2001г.) изложить в следующей редакции:
Унификация налоговой политики по отношению к различным формам заимствований и привлечения инвестиционных ресурсов ускорила бы создание на финансовом рынке реальной конкурентной среды.
3.До недавнего времени в
качестве источника выплаты
Таким образом, проблема
Информация о работе Корпоративные облигации - как финансовый инструмент привлечения инвестиций.