Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:24, курсовая работа
Под денежно-кредитной политикой подразумевается воздействие на экономическую конъюнктуру посредством регулирования количества находящихся в обращении денег. Поэтому главным проводником этой политики является Центральный банк, ответственный за обеспечение страны необходимым для эффективного функционирования экономики количеством денег. Для регулирования количества денег у Центрального банка есть три возможности:
- проводить операции на открытом рынке ценных бумаг; покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая - сокращает её;
- менять стоимость кредитов коммерческим банкам; при её снижении объем кредитов, а, следовательно, и количество денег возрастает, и наоборот;
Ничто извне не мешает кредитным организациям создавать избыточные резервы. И они делают это время от времени, когда чувствуют угрозу своей стабильности. Отзывают кредиты, продают ценные бумаги небанковской публике и агрессивно работают на рынке межбанковских депозитов. Когда эта угроза исчезает, избыточные резервы используются в активных операциях. Избыточные резервы – это добровольные резервы и деньги, перестающие быть обязательными резервами. Если Центральный банк снижает норму обязательного резервирования и вклады при этом не снижаются на такую же величину, то у кредитных учреждений появляются сверхнормативные деньги. К такому результату ведет и продажа Центральным банком ценных бумаг. Обязательные резервы обеспечивают минимальную ликвидность банковской системы, т.е. способность быстро конвертировать обязательства перед вкладчиками в наличные деньги. Избыточные резервы обеспечивают потенциал расширения активных операций коммерческих банков.
Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, что, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой — эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Чем выше установленная Центральным банком норма обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. На практике данный инструмент используется достаточно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия его через мультипликатор значительна. Впервые его применили в США в 1933 г.
К селективным методам причисляют следующие:
1) Контроль по отдельным видам кредитов, часто практикуемый по кредитам под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам на покупку товаров в рассрочку, по ипотечному кредиту. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей или ограничить объемы потребительского спроса.
2) Регулирование риска и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском во всем мире усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через выданные кредиты с суммой собственных резервов.
Таким образом, современные государства обладают целой системой методов регулирования экономики, причем, составляющие ее инструменты отличаются не только по силе воздействия на кредитный рынок, но и по сферам их применения, что при правильной оценке ситуации позволяет найти оптимальное решение, выводящее страну из вероятного кризиса.
В. Политика «дешевых» и «дорогих» денег
Для контроля предложения денег государство использует политику «дешевых» денег или политику «дорогих» денег. Предположим, что экономика переживает период спада и безработицы. Государство принимает решение использовать политику «дешевых» денег, которая заключается в следующих мерах:
Покупка ценных бумаг на открытом рынке. Покупая ценные бумаги Центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков.
Снижение резервной нормы. Снизив резервную норму, Центральный банк добивается того, что обязательные резервы автоматически переводятся в избыточные, а величина денежного мультипликатора возрастает.
Снижение учетной ставки. Снизив учетную ставку, Центральный банк может стимулировать коммерческие банки увеличивать свои резервы через заимствования у Центрального банка.
В результате проведенных мер, избыточные резервы коммерческих банков возрастут, а соответственно возрастет и предложение денег, т.к. избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования. Таким образом основной задачей этой политики является удешевление кредита и облегчение доступа к нему с целью увеличения совокупного спроса, объема продукции и занятости.
Теперь предположим, что ситуация является другой и излишние расходы подталкивают экономику к инфляционной спирали. При таком развитии событий необходимо сократить совокупный спрос путем ограничения предложения денег, что означает сокращение резервов коммерческих банков. В таком случае применяется политика «дорогих» денег:
Продажа ценных бумаг. Продавая ценные бумаги на открытом рынке, Центральный банк может снизить резервы коммерческих банков.
Повышение резервной нормы. Увеличение резервной нормы автоматически лишает коммерческие банки избыточных резервов и уменьшает величину денежного мультипликатора.
Повышение учетной ставки. Рост учетной ставки ослабляет интерес коммерческих банков к наращиванию своих резервов через заимствования у Центрального банка.
В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Политика «дорогих денег», если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика «дешевых денег» может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более стабильные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения. Рассмотрев основные типы кредитно-денежной политики, нетрудно заметить, что, проводя политику «дорогих денег», правительство ценой падения производства и роста безработицы добивается снижения темпов инфляции. Политика «дешёвых денег» проводится правительством в том случае, если необходимо замедлить спад производства, поддержать предприятия, особенно в периоды структурных перестроек. В результате происходит «накачка» экономики деньгами, что может вызвать рост инфляции.
Таким образом, можно сделать вывод, что кредитно-денежная политика – это попытки государства стабилизировать цены путем изменения банковских резервов. Коммерческие банки играют ключевую роль в трансмиссионном механизме КДП. Они ссужают деньги экономическим агентам как непосредственно, так и косвенно (покупка ценных бумаг). Знание коммерческого банкирства помогает правильно оценивать влияние КДП на рост денег и кредита и выбирать соответствующий курс этой политики.
ΙΙ. кредитно-денежная политика в республике беларусь: состояние, проблемы, перспективы.
А. Эволюция банковской системы Республики Беларусь.
Этап формирования двухуровневой банковской системы в нашей стране пришелся на конец восьмидесятых и начало девяностых годов — время поиска новых экономических механизмов и форм взаимодействия субъектов хозяйствования в условиях снижения объемов производства и роста инфляционных процессов. В эти годы складывалось принципиально новое банковское законодательство, формировались учреждения, составляющие сегодня основу банковской системы страны. Одним из важнейших событий этого периода стало создание Национального банка Республики Беларусь в качестве центрального банка суверенного государства.
Со второй половины девяностых годов банковская система вместе со всей страной вступила в этап постепенного преодоления кризисных явлений. Требовалось восстановить доверие населения к банкам, осуществить институциональное и финансовое укрепление банковской системы, обеспечить эффективное участие банков в решении социально-экономических задач.
Значимым событием стало принятие в 2000 г. Банковского кодекса Беларуси, закрепившего новые правовые основы функционирования банковской системы. Согласованность подходов и действий государственных органов, применение инструментов денежно-кредитной политики в составе комплекса мер по оздоровлению экономики позволили к настоящему времени достичь заметных результатов. В первую очередь это выразилось в стабилизации белорусского рубля как внутри страны, так и во внешнем секторе.
Например, в 2004 году развитие денежно-кредитной
сферы характеризовалось
Б. Макроэкономическая ситуация и реализация КДП в 2009 году.
«В январе – октябре 2009 г. в результате воздействия внешних факторов, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом, макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с аналогичным периодом 2008 года характеризовалась замедлением темпов экономического роста, снижением инвестиционной активности, замедлением темпов роста реальных денежных доходов населения, а также увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых операций».[11, 2]
Что касается монетарной политики, то она проводилась в соответствии с основными направлениями кредитно-денежной политики РБ, с учетом складывающейся ситуации. Курсовая политика была направлена на сохранение финансовой стабильности и устойчивости курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, включающих в равных долях доллар США, евро и российский рубль. В Указе президента Республики Беларусь приводятся следующие цифры: «С 2 января по 1 ноября 2009 г. параметры изменения курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют находились в предусмотренных значениях. За указанный период стоимость корзины иностранных валют увеличилась на 5,4 процента (с 960 до 1012 рублей). С учетом сложившихся взаимных курсов иностранных валют официальный обменный курс белорусского рубля с 2 января по 1 ноября 2009 г. снизился к доллару США на 3,5 процента (с 2650 до 2743 рублей за 1 доллар США), к евро – на 9,2 процента (с 3703 до 4044 рублей за 1 евро), к российскому рублю – на 3,7 процента (с 90,16 до 93,48 рубля за 1 российский рубль) ».[11.1]
Говоря о процентной политике, необходимо рассматривать ее в контексте мирового экономического кризиса, который не мог не затронуть Республику Беларусь. В целях уменьшения инфляционного давления, оказываемого на экономику РБ и стимулирования вкладов физических и юридических лиц в белорусских рублях Национальным банком была увеличена ставка рефинансирования на 2 процентных пункта и установилась на уровне 14%. «Для поддержания финансовой стабильности в начале января 2009 г. процентные ставки по операциям Национального банка были увеличены на 2 процентных пункта (по кредиту ”овернайт“ и сделкам СВОП ”овернайт“ – до 22 процентов годовых, по депозитам – до 10 процентов годовых)»[11, 3]. За период с мая по июнь 2009 года спрос на иностранную валюту увеличился и ухудшилась ситуация с привлечением срочных вкладов в белорусских рублях. В связи с этим процентная ставка была увеличена на 2 пункта для предотвращения негативных тенденций на денежных рынках. В результате этих мер в октябре 2009 г. средневзвешенная процентная ставка по однодневному межбанковскому кредиту составила 21,2 процента годовых. «Для обеспечения непрерывности платежного процесса Национальный банк оказывал значительную ресурсную поддержку банкам. Среднедневной остаток задолженности по операциям поддержания текущей ликвидности банков в январе – октябре 2009 г. составил 2,73 трлн. рублей. Ставка рефинансирования и ставки на межбанковском рынке оказывали влияние на формирование процентных ставок по депозитам и кредитам в национальной валюте. В октябре 2009 г. средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам юридических и физических лиц сложилась на уровне 18 процентов годовых, по новым рублевым кредитам
банков – 21,4 процента годовых». [11,3]
Что же касается денежно-кредитных показателей «в январе-октябре денежная масса сократилась на 7,8 процента и составила на 1 ноября 18,95 трлн рублей. Если принимать во внимание широкую денежную массу, то она увеличилась на 14,7 процента и составила 35,51 трлн рублей.» [11,3]
Таким образом, можно сказать, что кредитно-денежная политика Национального банка проводимая в 2009 году была направлена на сдерживание инфляционистских тенденций, сокращение денежной массы в экономике путем увеличения ставки рефинансирования и, соответственно, процентной ставки по кредитам для физических и юридических лиц, поддержание белорусского рубля по отношению к иностранным валютам.
В. Направление и перспективы КДП на 2010 год.
Развитие денежно-кредитной политика в 2010 году будет направлено на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития.
Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля. «В 2010 году сохранится привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках будет использоваться коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют плюс/минус 10 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 года.
Информация о работе Кредитно-денежная политика в Республике Беларусь