Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:25, курс лекций
Тема 1.1: Предмет, структура, методология и функции экономической теории.
Тема 1.2: История развития экономической теории.
Тема 2.1: Производство – процесс создания материальных благ.
Тема 2.2: Производственные возможности общества.
...
Практическая № 7. Тема: Расчёт бюджетных линий и кривых безразличия.
Право собственности - право контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и доходы.
Таким образом, собственность - это еще и доля прав на использование ресурсов.
Элементы собственности:
Виды собственников:
Физические и юридические лица выступают между собой в правовые отношения по поводу разных видов имущества:
а) недвижимое;
б) движимое;
в) интеллектуальная собственность.
Защита и закрепление отношений собственности утверждены УК РФ от января 1997 г. статьи 21 - 23.
Собственность в экономическом смысле – сложные хозяйственные отношения между субъектом и объектом, которые существуют в производстве и имеют структуру.
Собственность
частная -
собственность граждан
и
государственная и собственность созданных
ими юридических лиц: собственность:
хозяйственное
товарищество,
полное товарищество,
коммандитное товарищество,
производственный кооператив,
унитарное предприятие,
акционерное общество,
ООО, ОДО, ОАО, ЗАО.
Основной категорией между объектом и субъектом являются блага:
Процесс производства несёт не одноразовый характер, а непрерывно возобновляемый, т.е. этот непрерывный процесс, протекающий в постоянном повторении и возобновлении потребляемых товаров, называется воспроизводством.
Каждый цикл воспроизводства имеет и потребляет в процессе создания нового продукта рабочую силу, станки, оборудование, сырьё и капитал, между которыми должны быть соблюдены определённые пропорции. Нарушение этих пропорций в организации производства, ведёт к сбою и снижению эффективности.
Воспроизводство может быть простым, расширенным и зауженным.
Простое воспроизводство – это непрерывно повторяющийся процесс, при котором количество и качество создаваемого продукта и величина действующего капитала на определённом промежутке времени остаётся неизменным.
Расширенное воспроизводство – это процесс производства во всё более увеличивающихся размерах. Размеры производимого продукта и количество вкладываемого капитала в каждом последующем цикле возрастает.
Зауженное воспроизводство – это процесс при котором вследствие каких либо экономических причин происходит снижение количества производимой продукции и соответственно снижается размер капитала и прибыли.
Производственная функция.
Q = f (L, N, K)
Где Q – производство определённого вида товара
L – фактор земли
N – фактор труда
К – фактор капитала
Решая данное уравнение производственной функции, производители стремятся к оптимизации своего производства и тем самым действуют в интересах всего общества.
Однако решить эту проблему возможно только при эффективном использовании всех ресурсов, т. е. когда каждый производитель получает наибольшую отдачу при отсутствии потерь в виде упущенной возможности.
Итальянский экономист Вильфредо Парето вывел закон:
«Ресурсы можно снижать эффективно, а значит оптимально распределёнными при заданном уровне возможности, когда ни один участник рынка не сможет улучшить своего положения, не ухудшив тем самым положение других».
Таким образом, Парето – эффективность – это такое состояние хозяйственной системы при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положения другого члена общества.
Если же существует возможность хотя бы для одного участника рынка улучшить своё положение, не нанеся ущерба другим, то такое распределение экономических благ не эффективно.
Только рынок способен обеспечить Парето – эффективность т. к. оптимально распределяет ресурсы среди конкурентов.
Раздел 3. МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 3.1: Сущность рынка, основные элементы рынка, теория спроса и предложения, рыночное равновесие.
Рынок – это система, дающая возможность покупателям, (потребителям) и продавцам (производителям) совершать свободную куплепродажу товаров.
Основные типы и признаки рынка:
1.Экономическое назначение товаров:
1.1. рынок средств производства
1.2. рынок информации
1.3. потребительский рынок
1.4. рынок капиталов
1.5. финансовый рынок
1.6. валютный рынок
1.7. рынок акций, ценных бумаг
1.8. биржевой рынок
1.9. рынок услуг
2. По действующему законодательству:
2.1.государственный рынок
2.2. частный рынок
2.3. муниципальный рынок
2.4. легальный рынок
2.5. теневой рынок
3. По географическому признаку:
3.1.местный
3.2. городской
3.3. национальный
3.4. региональный
3.5. международный
3.6. мировой
4. Уровень насышенности товарами и ресурсами:
4.1. дефицитный
4.2. избыточный
4.3. равновесный
5. Степень зрелости рыночных отношений:
5.1. развитой
5.2. формирующийся
5.3.неразвившийся
6. Существование конкуренции:
6.1. рынок совершенной конкуренции
6.2. монополистический
6.3. олигополистический
7. По ассортименту товаров:
7.1. замкнутый (товары только одного производителя)
7.2. насыщенный (множество аналогичных товаров)
7.3. широкого ассортимента (несколько видов товара)
7.4. смешанный (наличие
между собой).
Основные функции рынка:
1) Посредническая – состоит в том, что рынок напрямую соединяет продавцов и потребителей товаров, предоставляет им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спросов, предложений и прочее.
2) Ценообразующая – возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции.
3) Информирующая – сложившиеся цены сообщают бизнесменам о состоянии экономики, например: ? разброс цен, через их падение или рост. Бизнесмены узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и прочее.
4) Регулирующая – из менее выгодных отраслей, с низкими ценами, капиталы вливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами.
5) Стимулирующая – рынок стимулирует активных, деловых бизнесменов, которые получают прибыль, т. к. производят товары наиболее нужные потребителям, таким образом, совершенствуют производство, увеличивая производительность и снижая издержки.
6) Оздоравливающая – «очищает» экономику от ненужной и хозяйственной неэффективной деятельности и производств развивается конкуренция между товаропроизводителями и выживает тот, чья продукция более качественная.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка и их удельный вес в общем, объёме рынка, т. е. это деление всей системы рыночных отношений на специфические группы элементов, определённое по выбранным критериям.
Рыночная инфраструктура – это совокупность специальных рыночных институтов: банковская и биржевая система, страховые компании, аудиторские фирмы, юридические конторы, информационно вычислительные центры, рекламное бюро, оптовые и розничные фирмы, аукционы, ярмарки, коммерческие и посреднические центры.
Процесс производства новой собственности.
1) Инновационный бизнес.
2) Процесс производства новой стоимости.
3) Увеличение новой стоимости.
Д – Т – Д1
Д1 = Д + д
Д – Трсп… - П … Т1 – Д
Ст = СП - Ср
Сд = Пв + Зп
Пр = Рз + Пц + Пц
Сд = Зп + Рз + Пц + Пц
3 варианта бизнеса
1) Спекулятивный, т.е. это скупка товаров по заниженным ценам и их перепродажа по завышенным ценам с целью нажива.
2) Криминальный, способ обогащения, основанный на мошенничестве и др. преступных действиях.
3)Процесс производства новой стоимости
Д – Т … П … ТI - ДI
Эргономика – путь повышения производительности труда, - это наука, которая находит пути и методы для того, чтобы приспособить производственную среду.
К особенностям и возможностям человеческого организма она облегчает его адаптацию к усложняющимся условиям современной технологии, оптимизирует все компоненты системы, при этом учитывается, как воздействуют на физиологию и психику людей физические условия труда. Например: t, освещение, шум, вибрация, вентиляция и др.
Изучается влияние режима рабочего времени на биологические ритмы организма.
Эргономика анализирует темп, тяжесть, формирование и содержание индивидуальной и групповой деятельности, организацию рабочего места и систему контроля над трудом.
Основные элементы рынка: товар, стоимость, цена, спрос, предложение, равновесие.
Товар как экономическая категория является благом, произведённым для обмена.
Свойства товаров:
Потребительская стоимость – 1
Меновая стоимость – 2
Рыночная стоимость – 3
Общественная стоимость – 4
Стоимость товара возникает в том случае, если товар не пользуется спросом, остаётся невостребованным на складах.
Рыночная стоимость, выражается в деньгах, является ценой.