Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:25, курс лекций

Описание работы

Тема 1.1: Предмет, структура, методология и функции экономической теории.
Тема 1.2: История развития экономической теории.
Тема 2.1: Производство – процесс создания материальных благ.
Тема 2.2: Производственные возможности общества.
...
Практическая № 7. Тема: Расчёт бюджетных линий и кривых безразличия.

Файлы: 1 файл

экон. теории лекции.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Товарноденежные отношения развивались в три  этапа:

  1. непосредственный обмен различных продуктов труда (Т - Т1)
  2. из массы производимых товаров выделяют товары эквиваленты (посредники), на которые обменивались другие товары. (Т – Тэ (п) – Т1)
  3. в роли товара эквивалента стали появляться драгоценные металлы (золото, серебро), которые далее превратились в деньги (Т – Д – Т 1)

Деньги – это всеобщий товарный эквивалент, который выражает стоимость всех товаров и является посредником в их обмене.

Полноценные – это деньги, в роли которых выступал денежный товар, имеющий собственную стоимость.

  1. Собственная стоимость (С) определяется затратами на производство
  2. Номинальная (нарицательная) (Н) то что на них обозначено.

У полноценных денег  С = Н.

Неполноценные – заменители полноценных денег, у которых С≠Н

Виды неполноценных  денег:

- бумажные денежные  знаки;

- биллоны (металлические  денежные знаки в виде монет);

- кредитные деньги (векселя,  чеки, кредитные карты).

В зависимости от того, какие деньги используются в обращении в государстве, различают два типа денежных систем:

1) монетарная система.

2) система обращения денежных знаков.

Функции денег:

    1. Мера стоимости;
    2. Средства обращения проявляются, когда деньги выступают как посредник в обмене;
    3. Средства платежа, проявляются тогда, когда деньги не предполагаются для обмена, а используются для различных выплат (оплата труда, налоги, долги, услуги);
    4. Средства накопления.  

Вывод: из функций денег, как средства обращения и платежа следует, что в экономике необходимо соблюдение равенства между товарной и денежной массой и денежное обращение подчинено закону.

«Закон денежного обращения»:

«Количество денежной массы  в обращении необходимое в  данный момент для обеспечения товарного  обращения в стране М прямо  пропорционально произведению цены Р товаров, реализуемых в стране на объём Q валового (внутреннего), национального продукта (ВНП) и обратно пропорциональна скорости V обращения денег». M=PQ/V На основании данного закона И. Фишер вывел уравнение MV=PQ

Нарушение этого закона отрицательно для экономики страны, т.к. избыток денег вызывает инфляцию.

Полезность  товара.

Объективные и субъективные споры полезности материального  блага.

Теория «предельной полезности».

Согласно теории трудовой стоимости только на рынке при  обмене выявляется общественно необходимый  уровень затрат труда, т.е. стоимость  создаётся в производстве, а проявляется на рынке.

Без рыночных оценок покупателю не возможно выявить полезный эффект признанной продукции, т.к. рынок определят «ценность» товара.

В создании ценности товара принимает участие три равноправных фактора производства: земля, труд, капитал. Поэтому теория трудовой стоимости имеет расхождение с теорией предельной полезности, которая связана с проблемой соизмерения разнородных потребительных стоимостей или полезностей.

Вывод: без сопоставления потребностей, без оценки полезного эффекта тех или иных материальных и духовных благ при принятии хозяйственного решения никакая экономическая деятельность была бы невозможна.

Полезность – это мера, степень удовлетворения потребностей, исполнения запросов достигаемых в результате использования продуктов, товаров и услуг.

Два вида полезностей:

1) Абстрактная – это способность блага удовлетворять какую – либо потребность.

2) Конкретная – означает субъективную оценку полезности данного экземпляра этого блага.

Субъективная оценка зависит от двух факторов:

- от имеющегося запаса  данного блага

- от степени насыщения потребности в нём.

 

При этом возникают три закономерности самого процента потребления:

  1. Большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т.к. постепенно удовлетворяется.
  2. Переход от неполного удовлетворения потребностей к полному происходит не внезапно, а через многочисленные ступени.
  3. Напряжённость потребности убывает, полезность блага для потребителя так же убывает по мере роста количества этого блага.

    Существует  понятие:

 Маржинальная (предельная) полезность MU это дополнительная полезность от потребления каждой последующей единицы блага.

Общая TU – это совокупная полезность от потребления всех единиц блага.

                                   n              

                         ТU=∑МU

                                       i=1

Увеличивая потребление  блага, повышается общая полезность, а предельная будет убывать, при  этом рост общей полезности будет  возрастать во всё более замедляющемся  темпе.

Немецкий экономист Гессен 1854г. впервые сформулировал закон «убывающей предельной полезности», который гласит:

«Чем больше количество потребляемых благ, тем меньше предельная полезность, получаемая в результате потребления каждой новой единицы  благ».

Изменения общей  и предельной полезности в зависимости от объёма потребления.

 

Количество  потребляемого товара Q

Общая полезность Т.И

Предельная  полезность М.И

0

0

40

30

20

10

0

1

40

2

70

3

90

4

100

5

100


 

 

Построить график маржинальной и общей полезности.

Вывод: общая полезность с увеличением объёма потребления растёт (прямая зависимость) но темпы её роста постепенно понижаются, это вызвано уменьшением предельной полезности.

Теория спроса, предложения, равновесной рыночной цены.

 

Основным механизмом рыночной экономики является смена ценообразования.

С помощью рыночной системы  общество решает, как распределить ресурсы и производимую из них продукцию.

Спрос отражает количество товаров, которое потребители готовы и в состоянии купить по конкретной цене в течении определённого периода.

Спрос – это обобщающее понятие, характеризующее поведение фактических и потенциальных покупателей.

«Закон спроса» состоит в том, что снижение цены при прочих равных условиях ведёт к увеличению спроса, а рост цены сокращает спрос, т.е. между спросом и ценой устанавливается обратная зависимость.

 

Шкала спроса на условный товар.

 

цена (Р) за товар у.е.

величина спроса (Q) у.е.

 точки на графике

5

10

                    С1

4

20

                    С2

3

35

                    С 3

2

55

                    С4

1

80

                    С5


 

Вывод: при снижении цены увеличивается спрос и (наоборот), но изменение спроса может происходить не только при изменении цены.

 

Основные  неценовые факторы изменения  спроса.  

1.Изменения вкусов потребителя.

Пример: здоровый образ  жизни (пропаганда) ведёт к увеличению спроса на                спортивные товары и снижению спроса на табачные и алкогольные изделия.                 2.Изменение числа покупателей.

Пример: сокращения рождаемости  в стране снижает спрос на детские товары.

3. Изменение доходов потребителя.

Пример: при достижении высшего уровня доходов потребители могут    заменить дешёвые товары более дорогими деликатесами.

4.Изменение цен на сопряжённые товары это: а) взаимозаменяемые, удовлетворяющие примерно одну и туже потребность:

Пример: снижение цен на говядину снижает спрос на свинину;   

б)взаимодополняющие  товары которые не могут существовать друг без друга.

Пример: машина и бензин, фотоаппарат и батарейки. Если цена на магнитофон снизится, то спрос на кассеты возрастёт.

5.Изменения в ожиданиях потребителей: а) ожидания повышения цены или доходов побуждают потребителей увеличить свои покупки; б) ожидания снижения цены или доходов сокращает текущий спрос.

6.Степень удовлетворения потребностей. На основании закона «убывающей предельной полезности», полезность каждой следующей единицы продукта уменьшается.

 

 

Задание: построить график спроса в условиях действий неценовых факторов

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: при увеличении спроса кривая (К2) смещается вверх и вправо. При снижении спроса (К3) смещается вниз и влево.

  Предложение выражает  количество продукта, которое производитель  желает и способен произвести  и предложить к продаже на  рынке по некоторой цене из  возможных в течении определённого периода времени.

 

Объём предложения – это количество товаров, которое продавец желает продать в единицу времени.

«Закон предложения» состоит в том, что с повышение цены при прочих равных условиях соответственно возрастает и объём предложения, т.е. между ценой и объёмом предприятия существует прямая зависимость, т.к. растущие цены на товар заинтересовывают производителей в увеличении производства и продажи товаров.

 

Неценовые факторы изменения предложения.

1.Изменения цен на ресурсы (снижение цен на ресурсы снижает затраты на производство и делает его более выгодным, следовательно предложение возрастает и наоборот).

2.Изменение технологии направлено на снижение издержек и себестоимости, соответственно предложение увеличивается.

3.Изменение налогов и субсидий (финансовая поддержка), (снижение налогов – увеличение и наоборот) – в обратной зависимости, а субсидии и инвестиции находятся в прямой зависимости с объёмом предложения.

4.Изменения цен на другие товары (снижение цен на гречневую крупу может увеличить производство кукурузы).

5.Погодные условия только для сельского хозяйства.

6.Изменение числа производителей (открытие новых производств увеличивает предложения и наоборот).

Взаимодействие спроса и предложения приводит к установлению равновесной рыночной цены, при которой устанавливаются спрос и предложения товаров.

Задание: показать на графике  влияние неценовых факторов на предложения:

Цена за товар (Р) у.е.

Величина спроса (Q) у.е.

Величина предложения

Точки на графике

1

80

20

С1 П1

2

55

40

С2 П2

3

35

55

С3 П3

4

20

68

С4 П4

5

10

80

С5 П5


 

График влияние неценовых факторов на предложение.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эластичность  спроса и предложения.

Эластичность – это способность одной переменной изменить другую.

Эластичность  спроса – это взаимодействие количества продукта и цены, т.е. интенсивность реакции спроса на изменение цены. Таким образом, эластичность спроса показывает, на сколько % изменится спрос, при изменении цены на один %.

Ed = Q/Q : Р/Р

P, Q – изменение спроса и предложения.

P, Q – прежняя цена и спрос.

 

Виды коэффициента эластичности(Ed)

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"