Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:39, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства.
1. Основы идеологии белорусского государства как учебная дисциплина.
2. Возникновение термина “идеология” и специфика его понимания в различных социально-философских школах и теориях.
3. Идеология государства - специфический тип идеологии.
4. Структура идеологии белорусского государства и ее компоненты.
5. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства

Файлы: 1 файл

LEKTsII_PO_IDEOLOGII_ARTYoMChIK.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)


Электронный вариант  лекций для студентов.

Подготовил ст. преподаватель В.В. Артёмчик.

Тема 1. Предмет, теория и  методология изучения идеологии                       белорусского государства.

1. Основы идеологии  белорусского государства как  учебная дисциплина.

2. Возникновение термина   “идеология” и специфика его  понимания в различных социально-философских  школах и теориях.

3. Идеология государства  - специфический тип идеологии. 

4. Структура идеологии  белорусского государства и ее  компоненты.

5. Конституция Республики Беларусь - правовая основа         идеологии белорусского государства

 

1. Основы идеологии  белорусского государства как  учебная дисциплина.

Самое общее понимание  идеологии можно представить  как систему целей, ценностей, программ политического, экономического и социального развития, отражающую интересы определённых слоёв, партий, государств, международных организаций.

Осознавая свои интересы, люди объединяются в общественные или  политические организации, определённым образом участвуют в выборах и референдумах. Возможно ли представить политическую партию или политического лидера, которые не предлагают никакой программы развития и не претендуют на поддержку граждан? Долго ли просуществует государство, в котором нет общепринятых правил и принципов политической, экономической и общественной жизни, не существует программ развития конкретных сфер, обуславливающих экономическое, социальное, политическое развитии и внешнюю политику?

Идеология белорусского государства – это цели, задачи и принципы белорусского пути общественного развития, систематизированные и юридически закреплённые Республикой Беларусь.

Предметом изучения курса  «Основы идеологии белорусского государства» являются особенности  белорусского пути общественного, экономического и политического развития.

Цель курса: способствовать утверждению  гражданственности, осознанного отношения  молодёжи к происходящим в обществе и государстве процессам, выработке  активной жизненной позиции, что  особенно важно для специалистов высшей квалификации, которые составляют основу руководства в сфере производства или оказания услуг.

Структура курса охватывает как  вопросы общетеоретического характера (понятие идеологии, история развития, основные идеологии современности, политическая культура и идеологические процессы), так и конкретные аспекты, связанные с формированием, содержанием и реализацией идеологии белорусского государства (Конституция как основа государственной идеологии, идеология избирательных кампаний,  роль Президента Республики Беларусь и других органов власти в формировании и реализации идеологи белорусского государства, белорусская экономическая модель, социальная и молодёжная политика, а также внешняя политика как важная часть идеологии белорусского государства).

2. Возникновение  термина  “идеология” и специфика его понимания в различных социально-философских школах и теориях.

Понятие "идеология" имеет несколько смысловых значений:

• идеология как наука об идеях, которая изучает их происхождение и закономерности проявления в практике развития общества;

• идеология (как явление общественной жизни) – понятие, обозначающее социально-политическую направленность и значимость различных взглядов, теорий, концепций.

В научный оборот термин «идеология» ввёл Антуан Дестют  де Траси в начале 19в. С его  точки зрения, идеология – наука об общих законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, которая должна лежать в основании всего комплекса наук о природе, человеке и обществе, а также в основе политики. Человек мыслит, прежде всего, идеями, с их помощью формулирует свои цели и ориентиры, посредством воплощения тех или иных идей реализует себя в реальном мире и изменяет его.

Уже в первой половине XIX века кристаллизируется новое понимание идеологии как некой совокупности общественно-политических идей, которые противостоят друг другу, и взаимодействую между собой в борьбе за умы и сердца людей. Идеология постепенно трансформируется в объект исследования.

К. Маркс отождествлял идеологию с «иллюзорным сознанием», иллюзорным представлением о реальности, которое зависит от социального положения индивида. Восприятие социальной реальности отличается у представителей различных классов (например, у буржуазии или пролетариата), что и обуславливает «иллюзорность» восприятия социальной реальности, в котором абсолютизируются интересы конкретного социального слоя.

Идеология в марксизме  – некая теоретически оформленная  совокупность идей, которая выражает интересы конкретных социальных групп  населения и способна влиять на массовое поведение. К идеологическим формам сознания К. Маркс и Ф. Энгельс относили философию, религию, право, мораль, эстетику. Согласно марксизму смерть идеологии как некой иллюзии реальности возможна только в коммунистическом обществе, где воцарится всеобщее равенство, исчезнут классовые и национальные противоречия и не будет оснований для столкновения различных общественных интересов.

Манхейм (двадцатые годы ХХ в.) противопоставляет интересы господствующего и угнетаемого классов. Под идеологией он понимает социальные ценности и приоритеты, отражающие интересы господствующих слоёв, которые воплощаются в социально-экономическом, политическом, правовом устройстве государства и общества. Идеологии противопоставляется утопия – совокупность интересов подчинённых слоёв, которые не могут реализоваться в данных условиях без изменения социальной реальности, которая воплощает и охраняет идеологию.  В целом, с точки зрения Манхейма, идеология – определенная система идей, которые в определённой степени являются искаженным отражением фактов и событий в угоду политическим или иным интересам ее носителя, воплощают в себе  особенности структуры сознания, типа мышления и восприятия определенных слоев населения, групп общества, эпох.

В середине 50-х - начале 70-х  гг. ХХв. и снова с середины 80-х  гг. оформляется концепция всеобщей «деидеологизации». Авторы - Р. Арон, Д. Белл, С. М. Липсет, К. Поппер и др. Представители данного направления утверждали, что возрастающее влияние науки приводит к падению влияния на общества политиков и идеологических систем. На фоне стремительного развития технологий материального производства, по мнению сторонников «деидеологизации», приоритет получают «объективные» факторы жизнедеятельности человека: информация, природные ресурсы, экология и т.д. На этом фоне политические концепции приобретают второстепенный  характер. Однако именно в этот период значимым фактором общественно-политической жизни становятся новые политические идеологии, претендующие на доминирование в мире. Например, доктрина «общечеловеческих ценностей», призванная примирить конфликтующие государства, социальные группы на принципах гуманизма и человеколюбия.

Таким образом, термин «идеология»  как форма мировоззренческого опыта  людей, прошёл длительный этап эволюции от «беспристрастной науки» к сложному многогранному явлению социально-политической жизни: инструменту власти и политических действий, который систематизирует интересы различных слоёв, выражает и стремиться реализовать их, одновременно разъединяя и консолидируя общество без чего не возможно его развитие.

3. Идеология  государства - специфический тип идеологии.

Носителями идеологии  могут быть не только индивид, социальные группы, общественные объединение, политические партии, но и государства.

Государственная идеология – совокупность идей, идеалов, ценностей, концепций и доктрин систематизированная и юридически закреплённая государством.

Правовой основой государственной  идеологии является Конституция. Государственная  идеология дает представление гражданам  о направлении развития общества и государства, утверждает общие  принципы существования государства и его политики.

В.А. Мельник выделяет следующие составляющие государственной  идеологии [7 с. 73-75]: культурно-историческую (совокупность представлений о особенностях и роли данного народа в мировом  историческом и культурном процессе); политическую (комплекс идей и норм, которые касаются функционирования общественно-политических институтов: государственных органов власти, политических партий, избирательного процесса, специфики взаимоотношений между гражданами и государством, а также, принципы взаимоотношений с другими государствами); экономическую (система концепций и программ экономического развития); социогуманитарную (система концепций и программ, реализуемых государством в области прав и свобод человека, в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, пропаганде определённых морально-нравственных и гражданских идей).

Государственная идеология  отражает соотношение влияния в  обществе различных политических идеологий  относительно перспектив экономического, социального и политического развития государства.

Чем стабильнее экономическая, социальная, политическая ситуация в  государстве, тем меньше людей поддерживают радикальные политические идеологии, которые пропагандируют идеи расовой, национальной, религиозной, половой  дискриминации.

Уровни государственной  идеологии:

- теоретический (статьи, монографии, доклады);

- юридический (государственные  документы, законы, закрепляющие  основные принципы и цели во  внутренней и внешней политике);

- практический (повседневная  жизнь, человеческая деятельность в которой реализуются и выражаются принципы государственной идеологии).

 

4. Структура  идеологии белорусского государства  и ее компоненты.

Идеология белорусского государства – это юридически оформленная система идей, идеалов и ценностей, которая отражает цели и особенностям белорусского пути общественного развития.

Базовые принципы и цели развития белорусского государства  закреплены в Конституции Республики Беларусь, которая является правовой основой государственной идеологии.

Структурные компоненты идеологии белорусского государства:

- политическая модель  белорусского государства, основанная  на принципах суверенитета, народовластия,  свободы мнений, разделения властей  и верховенства права;

- экономическая модель, основанная на принципах многоукладной рыночной экономики, равенстве форм собственности и социальных гарантиях для населения;

- мировоззренческая составляющая, основанная на принципах патриотизма,  гражданственности, солидарности.

Среди наиболее значимых приоритетов идеологии белорусского государства можно выделить:

  • государственный суверенитет Беларуси и международное сотрудничество на взаимовыгодных условиях, интеграция с Российской федерацией и странами Содружества Независимых Государств;
  • признание человека как высшей общественной ценности и цели государства, обеспечение реальных гарантий, прав и свобод граждан;
  • принцип верховенства права;
  • народовластие;
  • многоукладный, рыночный, социально ориентированный характер экономики страны;
  • справедливость, солидарность и партнёрство в отношениях между различными социальными группами;
  • веротерпимость и свобода совести;
  • патриотизм и гражданственность.

Фундаментальная цель – сильная демократическая процветающая Беларусь.

Стержневыми ценностями идеологии белорусского государства  являются: безопасность, благосостояние граждан, независимость государства.

Формой существования  политической доктрины идеологии белорусского государства, является национальная идея. Белорусская национальная идея –  «Сильная и процветающая Беларусь». Основным содержанием белорусской национальной идеи являются такие фундаментальные понятия, как: общечеловеческие и христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность, патриотизм, уважение к людям других национальностей и конфессий, толерантность, гуманизм, трудолюбие и миролюбие.

 

5. Конституция  Республики Беларусь - правовая основа         идеологии белорусского государства.

Конституция РБ была принята  ВС 15 марта 1994г., дополнена и изменена на референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.

Конституция – основа государственной идеологии, главный закон государства, который закрепляющий организацию государственной власти и определяющий её взаимоотношение с обществом и индивидуумами.

Свойства конституции [1, c. 17 - 19].

Юридические свойства. Конституция – Конституция – основа законодательства государства, закрепляющая организацию государственной власти и определяющая её взаимоотношения с обществом и гражданином.

Политические  свойства. Конституция воплощает в себе политический компромисс между интересами различных партий, социальных групп населения Беларуси, фиксирует приоритеты и принципы развития государства и общества.

Идеологические  свойства. Конституция – юридическая основа государственной идеологии; мировоззренческий документ, способствующий распространению и утверждению политических и правовых идей, представлений и ценностей, необходимых для развития общества и государства в определённом направлении.

Конституция РБ содержит в себе все признаки конституционного строя демократического государства

- Верховенство права.  Статья 7  гласит, что государство,  все его органы и должностные  лица действуют в пределах  Конституции и принятых в соответствии  с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные  положения, признанные в установленном  законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

- Признание и гарантированность  неотъемлемых прав человека в  соответствии с международными  конвенциями. Республика Беларусь  признает приоритет общепризнанных  принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8). Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (ст. 2), т.е. государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Одновременно гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией, т.к. обязанности гражданина по отношению к обществу и государству являются гарантией прав других граждан.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"