Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:39, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства.
1. Основы идеологии белорусского государства как учебная дисциплина.
2. Возникновение термина “идеология” и специфика его понимания в различных социально-философских школах и теориях.
3. Идеология государства - специфический тип идеологии.
4. Структура идеологии белорусского государства и ее компоненты.
5. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства

Файлы: 1 файл

LEKTsII_PO_IDEOLOGII_ARTYoMChIK.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

В Беларуси решается задача построения унитарного демократического правого социального государства. Именно с этой идеологической доктриной  связывается реформирование экономики (ставится задача сделать ее социально-ориентированной), политики (обеспечение гражданам реальных, а не декларированных, прав и свобод и т.д.), духовной сферы (развитие национальной культуры, системы образования и т.д.). Эта идеологическая доктрина работает на уровне индивида, социальных слоев, политических партий и нации в целом.

Особенности идеологических процессов в РБ.

1. Отказ от коммунистической  идеологии как государственной  идеологии и создание плюралистической  государственной идеологии, которая  подстраивается не под конкретного  политического лидера а под  интересы общества (политики приходят и уходят, но они должны заботится о развитии общества и реализации интересов сохраняя преимущества и устраняя  недостатки, но не ломая систему до основания после каждой смены политических элит).

2. Изменяется социально-классовая  структура: формируется слой богатых людей, с другой – малообеспеченных. Все они представляют основу для существования разнонаправленных политических идеологий, что возможно в демократическом государстве и не приводит к социальным потрясениям, если государственная идеология отражает базовые принципы, приемлемые для большинства представителей социальных и политических групп.

3. Политические партии  не являются главными участниками  идеологического процесса, хотя  их и много, но они малочисленны  и не способны к интеграции  в рамках однородных видов политических идеологий.

4. Необходимо повысить  роль в идеологических процессах  Национального Собрания Республики  Беларусь как высшего представительного  законодательного органа власти  и  общественных организаций.

 

2. Средства  массовой информации в идеологических процессах. Средства массовой информации как институт политической системы белорусского общества.

Средства массовой информации — социальные институты, связанные  со сбором и распространением информации на массовую аудиторию на материальном носителе (печатные; аудио-визуальные; Интернет).

Типы СМИ в РБ:

- государственные;

- государственно-общественные (смешанный учредитель);

- СМИ гражданского  общества (общественных организаций,  политических партий);

- альтернативные (СМИ  финансируемые негосударственными структурами и отражающие ценности, отличающиеся от доминирующих, например, религиозные, сексуальные и др.);

- коммерческие (создаются  только ради получения прибыли).

Функции СМИ.

  • Развлекательная.
  • Информирование населения о происходящих событиях, так же это способствует осуществлению контроля сл стороны общества над деятельностью государственных и политических институтов.
  • Воспитательная и образовательная. Средства массовой информации могут содействовать расширению кругозора граждан, утверждению в общественном сознании определённых ценностей моделей поведения в том числе и в общественно-политической сфере.
  • СМИ играют важную роль в политической коммуникации – выражению и распространению тех или иных идеологий, мнений по отдельным проблемам и направлениям социального, экономического, государственного и внешнеполитического развития.
  • Политическая социализация. СМИ в рамках политической коммуникации и идеологических процессов могут содействовать распространению различных концепций, выгодных тем или иным политическим силам. Например, идеи модернизации  или «возврата к забытым ценностям», идеи связанные с решением реальных проблем или создание мифов,  гуманистические или человеконенавистнические доктрины.
  • Мобилизационная. СМИ неразрывно связаны с политикой, т.к. определённым образом поданная информация может влиять на политическое участие индивида.

СМИ создают информационное поле — устойчивую совокупность социальных и политических связей и отношений  в которых массовая информация выступает  как социальный и политический ресурс, а журналистика и СМИ как социальные и политические институты.

Успех СМИ во всех областях деятельности связан с переработкой и упрощением информации, эмоциональной  окраской информации. Успех любой  идеологической акции тоже строится на упрощении. СМИ подготавливают аудиторию для восприятия простых политических схем, программ развития и т.д.

СМИ являются частью общества и нацелены на удовлетворение потребностей в информации и выражении интересов  конкретной аудитории, тем самым  представляют возможность протекания идеологических процессов, артикулируют назревающие проблемы и предлагают варианты их решения, информируют граждан о принимаемых властью решениях их смысла и значения для граждан, мобилизуют граждан на решение тех или иных задач.

 

3. Профсоюзные  организации в идеологических  процессах в Республике Беларусь.

Профсоюзы – общественные организации, объединяющие людей по профессиональному признаку в целях  выражения и реализации их экономических  и трудовых прав как работников. Они призваны содействовать реализации каждым работником конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать справедливую долю вознаграждения за труд, иметь достойный уровень жизни.

Профсоюзы – самая массовая общественная организация в Республике Беларусь, соответственно её голос не может игнорироваться как государственной властью, так и политическими лидерами, стремящимися к власти. Конституция Республики Беларусь не наделяет профсоюзы правом законодательной инициативы, что затрудняет полноценное участие профсоюзов в нормотворческом процессе и может вынудить их к консолидации с политическими силами, обладающими подобными возможностями.

Согласно законодательству профсоюзы могут участвовать:

- в разработке и реализации социально-экономической политики государства;

- в разработке государственной  политики занятости; 

- осуществлять общественный  контроль за выполнением законодательства  о труде;

- в разрешении трудовых  споров;

- в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- участвовать в ведении  коллективных переговоров и заключении  коллективных договоров с нанимателем;

- осуществлять информационное, организационное и правовое обеспечение  деятельности членских организаций, международное сотрудничество с профсоюзами и их объединениями.

 Закон запрещает:

- при проведении забастовок  по инициативе профсоюзов выдвижение  политических требований;

- участие в составе  профсоюзов при ведении коллективных  переговоров, заключении коллективных договоров и соглашений органы, созданные или финансируемые политическими партиями;

- оказание материальной  помощи участникам забастовки  за счет средств политических  партий, иных общественных объединений,  преследующих политические цели;

Федерация профсоюзов Беларуси объединяя большинство профсоюзов страны, действуя в рамках Конституции  Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», выступает за:

- последовательное построение демократического социального правового государства;

- неуклонное повышение жизненного уровня населения страны;

- строгое соблюдение прав и гарантий трудящихся и профессиональных союзов;

- совершенствование социального партнерства;

- сохранение стабильности, гражданского мира и согласия в обществе;

- совершенствование организационно-финансового положения и кадрового уровня профессиональных союзов.

 

4. Идеология  избирательных кампаний.

Согласно Конституции  в Республике Беларусь народ является источником власти, что соответствует  общепринятым демократическим принципам. Например, в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. и вступившем в силу в 1976 г. сказано: "Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации... и без необоснованных ограничений право и возможность:

• принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

• голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

• допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе".

Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приёмов, с помощью которых определяются результаты голосования и замещаются выборные посты в органах государственного управления и местного самоуправления.

Составляющей избирательной  системы является избирательный процесс – комплекс установленных законом мер и действий, позволяющих реализовать гражданам право избирать и быть избранным.

Стадии избирательного процесса:

- назначение выборов;

- регистрацию избирателей  в установленном законом порядке;

- организацию избирательных округов, районов, участков;

- регистрацию кандидатов;

- предвыборную агитацию;

- порядок голосования;

- подсчет голосов.

В мире существуют различные  типы избирательных систем – пропорциональная, мажоритарная, смешанная. В республике Беларусь действует мажоритарная избирательная система, т.е. избранным считается кандидат, набравший большинство голосов избирателей, явившихся на выборы.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь путём сбора  подписей. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам.

Избиратели, инициативные группы, доверенные лица кандидатов имеют  право в установленном законом  порядке свободно и всесторонне  обсуждать вопросы, связанные с их программой, деловыми и личными качествами, вести агитацию на собраниях, митингах, в средствах массовой информации. Иностранные граждане не вправе принимать участия в агитации.

Выборы в Беларуси являются всеобщим, равными и проводятся при тайном голосовании. Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении итогов выборов, референдума осуществляется, открыто и гласно в присутствии общественных и иностранных наблюдателей, средств массовой информации.

Избирательная система  в Беларуси предусматривает прямое (непосредственное) и косвенное участие  в избрании кандидатов.

Прямое избирательное  право подразумевает, что Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов избирают непосредственно граждане Республики Беларусь.

Косвенное избирательное  право предусматривает, что члены Совета Республики избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов.

Избирательная система  Республики Беларусь предусматривает  активное и пассивное избирательное  право. Активное избирательное право – право избирать, выдвигать кандидатов, отзывать депутатов.

Право избирать предоставляется  гражданам с 18 лет. Этот возраст принят в большинстве государств мира с  учетом необходимости исключить  дискриминацию молодежи и в то же время допустить к выборам  лиц достаточной гражданской зрелости.

Пассивное избирательное  право, право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Пассивное избирательное право наступает в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента необходимо достичь 35 лет, для избрания в депутаты Палаты Представителей Национального Собрания - 21 года. Депутатом местного Совета депутатов может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет.

Законодательство предусматривает  возможность лишения граждан  избирательных прав. В выборах  не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения  свободы, лица, в отношении которых  в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей.

Любое прямое или косвенное  ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается согласно закону. Граждане, проживающие за границей, обладают всей полнотой избирательных прав.

Так же гражданам Республики Беларусь, политическим партиям, другим общественным объединениям, трудовым коллективам предоставляется право  беспрепятственной агитации за предложение по проведению референдума, за принятие решения, вынесенного на референдум, а также против предложения по проведению референдума, против принятия решения, вынесенного на референдум. Проведение встреч с гражданами, публичное обсуждение вопросов, осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь о порядке проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования и иным законодательством Республики Беларусь.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"