Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:39, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства.
1. Основы идеологии белорусского государства как учебная дисциплина.
2. Возникновение термина “идеология” и специфика его понимания в различных социально-философских школах и теориях.
3. Идеология государства - специфический тип идеологии.
4. Структура идеологии белорусского государства и ее компоненты.
5. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства

Файлы: 1 файл

LEKTsII_PO_IDEOLOGII_ARTYoMChIK.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

Политическая пестрота непосредственно отражалась и отражается на политических процессах в стране. Как в 1994г, так и на последующих выборах Президента Республики Беларусь граждане Беларуси поддержали кандидатуру не связанного с политическими партиями кандидата – Александра Григорьевича Лукашенко, который отразил в своей политической программе интересы подавляющей части избирателей. Программа утверждала суверенитет государства, развитие демократических ценностей, борьбу с коррупцией, направленность на построение социальной экономики (т.е. многоукладной экономики с сохранением социальных гарантий населению), создание государства для народа.

А. Г. Лукашенко, став президентом, реализуя программу развития государства, подчиняя её базисным правовым и идеологическим принципам, закреплённым в Конституции, что гарантирует политическую стабильность и поступательное развитие экономики, политической и социальной сферы в целях создания условий для полноценной жизни и развития граждан страны.

 

Тема 3. Истоки и становление идеологии белорусской  государственности.

1. Этапы становления  и развития государственности на территории  Беларуси в контексте идеологии белорусского государства. Альтернативы развития белорусской государственности после распада СССР.

2. Становление и развитие  национальной культуры в контексте  формирования национальной идеи.

3.  Союз России и Беларуси.

 

1. Этапы становления  и развития государственности  на территории  Беларуси в контексте  идеологии белорусского государства.

Истоки идеологии белоруской государственности уходят в глубину  веков, отражая историко-политический опыт и традиции государственности на территории современной Беларуси. Становление и развитие государственности на территории Беларуси IXв. Это период раннефеодальных княжеств-государств: Полоцкого, Туровского, Смоленского. Данные государственные объединения имели восточнославянский этнический характер, а к концу Хв. они уже были объединены и политически под началом славянизированного, к тому времени, варяжского рода Рюриковичей (около 980г. Новгородский князь Владимир из рода Рюриковичей уничтожив мужскую линию самостоятельной полоцкой династии женившись на последней её представительнице Рогнеде, присоединил эти земли к Киевской Руси). Консолидации данного раннефеодального государственного объединения способствовало и принятие христианства, инициированное всё тем же Владимиром в 988г. Однако это била раннефеодальная федерация земель-княжеств, объединённая схожим княжеско-вечевым политическим строем, кровным родством правящих князей и православной верой. Таким образом, древнерусская государственность стала точкой, из которой берёт начало белорусская, украинская и российская государственность, соответственно, идеи уважения интересов и консолидации восточнославянских народов не являются чуждыми для государственной идеологии белорусского государства на современном этапе.

Следующий этап развития белорусской государственности связан с созданием и развитием Великого княжества Литовского (XIII –XVIвв.) – полиэтнического государства во главе с балтской славянизированной династией и древнебелорусским государственным языком. Именно тогда на стыке западноевропейской (католическо-протестантской) и восточноевропейской (православной)  ветвей христианской культуры зарождается белорусская народность. Великое княжество Литовское оставаясь в своей основе православным восточнославянским государством эволюционизировало по пути конституционной парламентской монархии, явив Европе первые попытки создания Конституций (Статуты ВКЛ) последний из которых действовал на территории Беларуси с 1588г. до 1840. Также к тому периоду относится и распространение Магдебургского права – права городов на самоуправление, что содействовало утверждению принципов апелляции к закону и легализации своих интересов и прав с помощью закона. Однако не стоит забывать, что ВКЛ было феодальным государством в котором шло закрепощение, лишение личной свободы, основной массы населения того времени – крестьянства. Таким образом, идеи многовекторности внешней политики, мирного сосуществования, обусловленного геополитическим положением белорусского государства, верховенства закона не чужды и для современного белорусского государства.

В 1569г. в Люблине в  условиях войны между Московским царством и Великим княжеством Литовским  польские магнаты добились от магнатов ВКЛ подписания государственной  унии (создание Речи Посполитой) и подчинении ВКЛ Польской Короне. С этого периода усиливается процесс ополячивания и окатоличивания белорусских земель. Уже к 1696г. древнебелорусский язык теряет статус языка делопроизводства в ВКЛ, а православие сохраняется в среде горожан восточной Беларуси и частично в среде мелкой средней и мелкой шляхты. Шляхетская демократия превращается в магнатскую анархию и к XVIIIв. парализует деятельность высших органов власти (короля и Сейма), Речь Посполитая становится лёгкой добычей соседних государств: Пруссии, Австрии и России. С конца XVIIIв. все белорусские земли вошли в состав Российской империи, которая проводила политику деполонизации и русификации края, что в условиях тяжелого социального положения белорусского народа привело к возникновению белорусского национально-освободительного движения. На повестку дня были поставлены вопросы свободного и равноправного развития белорусской культуры на территории Беларуси в составе демократической России и оформления белорусской государственности. Прошлый опыт свидетельствует о необходимости первоочередного учёта национальных интересов народов Беларуси, во имя всеобщего процветания.

После Октябрьской социалистической революции (1917г.) ускоряется процесс  национально-государственного самоопределение  Беларуси. Вначале создаётся Белорусская Народная Республика (25 марта 1918г. – Третья Уставная грамота), однако, это государство существовало в зоне германской оккупации и не признавалось оккупационными властями. К концу 1918г. белорусы-большевики добились от правительства Советской России права на создание белорусской социалистической государственности. 1 января 1919г. была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (первоначально Советская Социалистическая Республика Беларусь). Именно с БССР, с завоеваниями в интересах трудящихся связано развитие белорусской государственности вплоть до распада Союза Советских Социалистических Республик в 1991г. Ликвидация массовой неграмотности и превращение республики в интеллектуально развитое государство, преодоление технической отсталости и превращение в индустриальную республику, победа над нацизмом и сохранение идей гуманизма в качестве основы европейской цивилизации, выход на международную арену в кагорте стран-основателей Организации Объединённых Наций – всё это достижения белорусской социалистической государственности. Однако по справедливому утверждению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «сформировать идеологические основы суверенного независимого государства в этот период мы не смогли. Мы были частью великого, огромного государства...».[4, с. 13] Поэтому многие проблемы национально-культурного, экономического и политического порядка, накопившиеся в рамках Советского Союза пришлось разрешать в условиях первого суверенного демократического правового белорусского государства – Республики Беларусь.

Период 1991-1994гг. характеризовался жёсткой борьбой за власть между  представителями различных идеологий, которые предусматривали различные  варианты развития белорусского государства. В этой борьбе можно выделить как  сторонников старого строя, возврат к которому был не возможен, так и сторонников кардинальной ломки системы социализма без сохранения элементарных гарантий прав трудящихся и форсированного создания экономических, политических и социальных основ капиталистического общества, также были сторонники постепенной трансформации социальной и экономической системы Беларуси в рыночных условиях, но без полного отрицания роли государства как гаранта порядка и законности, экономических прав и свобод граждан. Все эти силы были заинтересованы в введении поста Президента, который мог определить доминирующую линию развития белорусского государства не смотря на кардинальные разногласия, царившие в высшем законодательном органе страны – Верховном Совете. После принятия  Верховным Советом 15 марта 1994г. Конституции Беларусь из парламентской республики превратилась в президентскую. Не смотря на серьёзное противостояние политических сил в условиях трансформации экономики, современное белорусское государство не отказалось от опыта прошлых лет и стремиться собрать воедино богатое прошлое в интересах сильной, демократической, образованной, процветающей Беларуси и существенную роль в этом процессе сыграл первый Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко. «Политики будут приходить и уходить (такова жизнь), а курс политического и социально-экономического развития сохранится. Так происходит во всех цивилизованных странах.».  [4, с. 12]

 

2. Становление  и развитие национальной культуры  в контексте формирования национальной  идеи.

Обычно под термином «национальная культура» понимают совокупность традиций, морально-нравственных и правовых ценностей, достижений в науке и искусстве определённого народа. Однако в современной науке различают понятия «этническая культура» и «национальная культура», которые в обыденном сознании часто выступают как синонимы. Рассматривая этническую (национально-специфическую) культуру, необходимо иметь ввиду, что она представляет лишь одну из сторон существования культуры на определённой территории (например, на территории Беларуси проживают белорусы, поляки, русские, евреи и т.д., каждый народ в отдельности и представляет этническую культуру). Под национальной культурой в широком смысле понимают совокупность этнических культур, включённых в сферу влияния государство образующего этноса.

Специфику развития белорусской  культуры обусловили следующие факторы:

  • восточнославянская основа культуры и соседство с балтами;
  • принятие христианства, сосуществование здесь православия, католичества, протестантизма, иудаизма;
  • прочные культурные и политические связи как с западно-европейским регионом и особенно Польшей, с одной стороны, и восточноевропейской традицией, представленной Московским государством — с другой;
  • формирование сословно-представительных органов власти, утверждение права на самоуправление городов, что свидетельствовало о предпосылках к формированию гражданского общества как сферы самоорганизации граждан;
  • укрепление крепостничества, лишавшим каких-либо прав основную массу населения — крестьян;
  • денационализация привилегированных сословий;
  • длительный период борьбы за признание культурных, социальных и политических прав белорусского народа на его земле.

Среди исходных нравственных и общественных идеалов белорусской  культуры можно выделить ценности: «лада», «правды», «воли». [3, c.74]

«Лад» – свободная братская общность и содружество в рамках локального сообщества (общины).

«Правда» (справедливость) — приоритет  нравственных ценностей во взаимоотношениях (судить не по закону, а по справедливости).

«Воля» – миропонимание, в котором отсутствует развитое понятие порядка, личного начала.

Эти начала выразились как в формировании вечевых сходов, выражавших коллективное мнение общества, так и в абсолютизации  роли и мнения «старшего» (князя, главы  общины, старшего в роду или семье), хранящего порядок, отразились в жизни и творчестве Е. Полоцкой, К. Туровского и др.

В XV-XVIIвв. в культуре белорусского народа формируется активное личностное начало горожан и шляхты. Шляхта ограничивает единовластие монарха cеймом, где разные группировки шляхты отстаивают свои интересы, что в XVIв. не на долго привело к утверждению равенства прав христианских конфессий, a Статут 1588г. в интересах шляхты ВКЛ ограничил многие положения Люблинской унии 1569г.

Право городов на самоуправление отразило экономическое и политическое укрепление городских сословий, что, в конечном итоге способствовало получению в XVIIв. «привелеев», юридически закреплявших существование православной церкви несмотря на подписание в 1596г. Брестской церковной унии, предполагавшей подчинение православной церкви ВКЛ Папе Римскому.

Скорина, Будный, Гусовский, Смотрицкий были деятелями, которые отразили в  своём творчестве изменения, происходившие  в западно-европейской и белорусской  культуре того времени. В местной  восточнославянской культуре идеи совершенствования и развития личности посредством приобщения к знанию не привели к утверждению сугубо индивидуалистического начала, выделив человека из массы, направили его творчество на пользу коллективу, сохранив ценность таких понятий как трудолюбие, честность, коллективизм, взаимовыручка, справедливость, мужество.

Никола Гусовский в «Песне о  мощи и дикости зубра и охоте  на него»  1522г.,  писал:

Зубр, як мы лічым спрадвеку, хоць звер, але ж ратнік,

Ён прызнае перамогу, здабытую чэсна —

Сілай на сілу, урожкі, і  мужнасць на мужнасць...

Тыя ж паданні сцвярджаюць, што трон верхавода

Дарма ў іх не даецца...

... Таму ў іх выручка:  гуртам за кожнага ў статку,

Кожны ж — за гурт і  за ўсіх, беспарадкаў — ніякіх.

Дужы са слабым уладай дзяліцца не стане,

Права царова ў чародах  на пашы і ў спрэчках

Даў яму вопыт, набыты магутнаю сілай.

Франциск Скорина считал, что  закон — универсальное  средство руководства  обществом, совершенствования  его и воспитания людей всех сословий. Разделяя законы на «писанные» и «естественные», признавал приоритет естественных законов. Скорина считал, что естественные законы (законы морали) — главные законы для человека и общества (например, «… то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным всем, чего сам не хощети от иных имети.»). Писанные законы основываются на традициях  и должны быть «почтивыи, справедливыи, потребныи».  Франциск Скорина отрицал деспотизм, т.к. он держится на самоуправстве тирана, страхе и подхалимстве подчинённых. Одной из задач общества он считал образование и воспитание граждан-патриотов.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"