Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:39, курс лекций
Тема 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства.
1. Основы идеологии белорусского государства как учебная дисциплина.
2. Возникновение термина “идеология” и специфика его понимания в различных социально-философских школах и теориях.
3. Идеология государства - специфический тип идеологии.
4. Структура идеологии белорусского государства и ее компоненты.
5. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства
Политическая пестрота непосредственно отражалась и отражается на политических процессах в стране. Как в 1994г, так и на последующих выборах Президента Республики Беларусь граждане Беларуси поддержали кандидатуру не связанного с политическими партиями кандидата – Александра Григорьевича Лукашенко, который отразил в своей политической программе интересы подавляющей части избирателей. Программа утверждала суверенитет государства, развитие демократических ценностей, борьбу с коррупцией, направленность на построение социальной экономики (т.е. многоукладной экономики с сохранением социальных гарантий населению), создание государства для народа.
А. Г. Лукашенко, став президентом, реализуя программу развития государства, подчиняя её базисным правовым и идеологическим принципам, закреплённым в Конституции, что гарантирует политическую стабильность и поступательное развитие экономики, политической и социальной сферы в целях создания условий для полноценной жизни и развития граждан страны.
Тема 3. Истоки
и становление идеологии
1. Этапы становления и развития государственности на территории Беларуси в контексте идеологии белорусского государства. Альтернативы развития белорусской государственности после распада СССР.
2. Становление и развитие
национальной культуры в
3. Союз России и Беларуси.
1. Этапы становления
и развития государственности
на территории Беларуси в контексте
идеологии белорусского
Истоки идеологии белоруской государственности уходят в глубину веков, отражая историко-политический опыт и традиции государственности на территории современной Беларуси. Становление и развитие государственности на территории Беларуси IXв. Это период раннефеодальных княжеств-государств: Полоцкого, Туровского, Смоленского. Данные государственные объединения имели восточнославянский этнический характер, а к концу Хв. они уже были объединены и политически под началом славянизированного, к тому времени, варяжского рода Рюриковичей (около 980г. Новгородский князь Владимир из рода Рюриковичей уничтожив мужскую линию самостоятельной полоцкой династии женившись на последней её представительнице Рогнеде, присоединил эти земли к Киевской Руси). Консолидации данного раннефеодального государственного объединения способствовало и принятие христианства, инициированное всё тем же Владимиром в 988г. Однако это била раннефеодальная федерация земель-княжеств, объединённая схожим княжеско-вечевым политическим строем, кровным родством правящих князей и православной верой. Таким образом, древнерусская государственность стала точкой, из которой берёт начало белорусская, украинская и российская государственность, соответственно, идеи уважения интересов и консолидации восточнославянских народов не являются чуждыми для государственной идеологии белорусского государства на современном этапе.
Следующий этап развития белорусской государственности связан с созданием и развитием Великого княжества Литовского (XIII –XVIвв.) – полиэтнического государства во главе с балтской славянизированной династией и древнебелорусским государственным языком. Именно тогда на стыке западноевропейской (католическо-протестантской) и восточноевропейской (православной) ветвей христианской культуры зарождается белорусская народность. Великое княжество Литовское оставаясь в своей основе православным восточнославянским государством эволюционизировало по пути конституционной парламентской монархии, явив Европе первые попытки создания Конституций (Статуты ВКЛ) последний из которых действовал на территории Беларуси с 1588г. до 1840. Также к тому периоду относится и распространение Магдебургского права – права городов на самоуправление, что содействовало утверждению принципов апелляции к закону и легализации своих интересов и прав с помощью закона. Однако не стоит забывать, что ВКЛ было феодальным государством в котором шло закрепощение, лишение личной свободы, основной массы населения того времени – крестьянства. Таким образом, идеи многовекторности внешней политики, мирного сосуществования, обусловленного геополитическим положением белорусского государства, верховенства закона не чужды и для современного белорусского государства.
В 1569г. в Люблине в условиях войны между Московским царством и Великим княжеством Литовским польские магнаты добились от магнатов ВКЛ подписания государственной унии (создание Речи Посполитой) и подчинении ВКЛ Польской Короне. С этого периода усиливается процесс ополячивания и окатоличивания белорусских земель. Уже к 1696г. древнебелорусский язык теряет статус языка делопроизводства в ВКЛ, а православие сохраняется в среде горожан восточной Беларуси и частично в среде мелкой средней и мелкой шляхты. Шляхетская демократия превращается в магнатскую анархию и к XVIIIв. парализует деятельность высших органов власти (короля и Сейма), Речь Посполитая становится лёгкой добычей соседних государств: Пруссии, Австрии и России. С конца XVIIIв. все белорусские земли вошли в состав Российской империи, которая проводила политику деполонизации и русификации края, что в условиях тяжелого социального положения белорусского народа привело к возникновению белорусского национально-освободительного движения. На повестку дня были поставлены вопросы свободного и равноправного развития белорусской культуры на территории Беларуси в составе демократической России и оформления белорусской государственности. Прошлый опыт свидетельствует о необходимости первоочередного учёта национальных интересов народов Беларуси, во имя всеобщего процветания.
После Октябрьской социалистической революции (1917г.) ускоряется процесс национально-государственного самоопределение Беларуси. Вначале создаётся Белорусская Народная Республика (25 марта 1918г. – Третья Уставная грамота), однако, это государство существовало в зоне германской оккупации и не признавалось оккупационными властями. К концу 1918г. белорусы-большевики добились от правительства Советской России права на создание белорусской социалистической государственности. 1 января 1919г. была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (первоначально Советская Социалистическая Республика Беларусь). Именно с БССР, с завоеваниями в интересах трудящихся связано развитие белорусской государственности вплоть до распада Союза Советских Социалистических Республик в 1991г. Ликвидация массовой неграмотности и превращение республики в интеллектуально развитое государство, преодоление технической отсталости и превращение в индустриальную республику, победа над нацизмом и сохранение идей гуманизма в качестве основы европейской цивилизации, выход на международную арену в кагорте стран-основателей Организации Объединённых Наций – всё это достижения белорусской социалистической государственности. Однако по справедливому утверждению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «сформировать идеологические основы суверенного независимого государства в этот период мы не смогли. Мы были частью великого, огромного государства...».[4, с. 13] Поэтому многие проблемы национально-культурного, экономического и политического порядка, накопившиеся в рамках Советского Союза пришлось разрешать в условиях первого суверенного демократического правового белорусского государства – Республики Беларусь.
Период 1991-1994гг. характеризовался
жёсткой борьбой за власть между
представителями различных
2. Становление
и развитие национальной
Обычно под термином «национальная культура» понимают совокупность традиций, морально-нравственных и правовых ценностей, достижений в науке и искусстве определённого народа. Однако в современной науке различают понятия «этническая культура» и «национальная культура», которые в обыденном сознании часто выступают как синонимы. Рассматривая этническую (национально-специфическую) культуру, необходимо иметь ввиду, что она представляет лишь одну из сторон существования культуры на определённой территории (например, на территории Беларуси проживают белорусы, поляки, русские, евреи и т.д., каждый народ в отдельности и представляет этническую культуру). Под национальной культурой в широком смысле понимают совокупность этнических культур, включённых в сферу влияния государство образующего этноса.
Специфику развития белорусской культуры обусловили следующие факторы:
Среди исходных нравственных и общественных идеалов белорусской культуры можно выделить ценности: «лада», «правды», «воли». [3, c.74]
«Лад» – свободная братская общность и содружество в рамках локального сообщества (общины).
«Правда» (справедливость) — приоритет нравственных ценностей во взаимоотношениях (судить не по закону, а по справедливости).
«Воля» – миропонимание, в котором отсутствует развитое понятие порядка, личного начала.
Эти начала выразились как в формировании вечевых сходов, выражавших коллективное мнение общества, так и в абсолютизации роли и мнения «старшего» (князя, главы общины, старшего в роду или семье), хранящего порядок, отразились в жизни и творчестве Е. Полоцкой, К. Туровского и др.
В XV-XVIIвв. в культуре белорусского народа формируется активное личностное начало горожан и шляхты. Шляхта ограничивает единовластие монарха cеймом, где разные группировки шляхты отстаивают свои интересы, что в XVIв. не на долго привело к утверждению равенства прав христианских конфессий, a Статут 1588г. в интересах шляхты ВКЛ ограничил многие положения Люблинской унии 1569г.
Право городов на самоуправление отразило экономическое и политическое укрепление городских сословий, что, в конечном итоге способствовало получению в XVIIв. «привелеев», юридически закреплявших существование православной церкви несмотря на подписание в 1596г. Брестской церковной унии, предполагавшей подчинение православной церкви ВКЛ Папе Римскому.
Скорина, Будный, Гусовский, Смотрицкий
были деятелями, которые отразили в
своём творчестве изменения, происходившие
в западно-европейской и
Никола Гусовский в «Песне о мощи и дикости зубра и охоте на него» 1522г., писал:
Зубр, як мы лічым спрадвеку, хоць звер, але ж ратнік,
Ён прызнае перамогу, здабытую чэсна —
Сілай на сілу, урожкі, і мужнасць на мужнасць...
Тыя ж паданні сцвярджаюць, што трон верхавода
Дарма ў іх не даецца...
... Таму ў іх выручка: гуртам за кожнага ў статку,
Кожны ж — за гурт і за ўсіх, беспарадкаў — ніякіх.
Дужы са слабым уладай дзяліцца не стане,
Права царова ў чародах на пашы і ў спрэчках
Даў яму вопыт, набыты магутнаю сілай.
Франциск Скорина считал, что закон — универсальное средство руководства обществом, совершенствования его и воспитания людей всех сословий. Разделяя законы на «писанные» и «естественные», признавал приоритет естественных законов. Скорина считал, что естественные законы (законы морали) — главные законы для человека и общества (например, «… то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным всем, чего сам не хощети от иных имети.»). Писанные законы основываются на традициях и должны быть «почтивыи, справедливыи, потребныи». Франциск Скорина отрицал деспотизм, т.к. он держится на самоуправстве тирана, страхе и подхалимстве подчинённых. Одной из задач общества он считал образование и воспитание граждан-патриотов.