Лекции по «Экономической теории»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 14:55, курс лекций

Описание работы

Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает экономические отношения и законы в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг, хозяйственную деятельность людей в целях все более полного удовлетворения их потребностей при ограниченных ресурсах. При изучении предмета науки следует выделить такие понятия, как: сфера исследования - экономическая среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; субъект исследования - человек, группа людей, государство; объект исследования - экономические явления; предмет исследования - жизнедеятельность человека, группы людей и государство, их экономическое поведение в той экономической среде, в которой они существуют. Причем важнейшей задачей науки является раскрыть взаимосвязь и взаимообусловленность экономических законов и категорий.

Содержание работы

1. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 2
2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 3
3. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 4
4.Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей. 4
5. Ресурсы и факторы производства. 6
6. Экономические блага: классификация, основные характеристики. 7
7. Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы. Закон замещения. 8
8. Экономическая система общества: понятие, элементы и уровни экономической системы. Классификация экономических систем.?????? 10
9. Понятие собственности, типы и формы собственности.??????? 10
10. Смешанная экономика.????????? 10
11. Реформирование собственности: национализация, разгосударствление и приватизация.???????? 10
12. Натуральное и товарное производство, условия их возникновения.???? 10
13. Рынок: причины и условия возникновения. Субъекты и объекты рынка. 10
14. Структура и функции рынка. 11
Рынки классифицируются по следующим основным признакам. 11
15. Стоимость и цена товара. 13
16. Конкуренция в системе рыночных отношений. Формы и методы конкуренции.?????????? 13
17. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования.???????????? 13
18. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели.???????? 13
19. Спрос. График функции спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса.???????? 14
20. Предложение. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения. 14
21. Взаимодействие спроса и предложения. Цена равновесия. 16
22. Полезность, закон убывающей предельной полезности. Предпочтения потребителя и кривые безразличия.????????? 17
23. Бюджетное ограничение потребителя. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».???????? 18
24. Равновесие потребителя.??????? 18
25. Фирма, ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирм.????? 18
26. Факторы производства фирмы. Производственная функция фирмы. Закон убывающей производительности факторов производства.????? 18
27. Производственная сетка и изокванта. Изокоста.????????? 18
28. Продукт как результат производства фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы.?????????? 18
29. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Общие и средние издержки. Предельные издержки.???????? 18
30. Издержки производства в долгосрочном периоде. Положительный, постоянный и отрицательный эффекты масштаба.????????? 18
31. Доход и прибыль фирмы. Рентабельность фирмы. 18
32. Рынок труда, его сущность и особенности. 21
33. Заработная плата, ее формы и системы. Номинальная и реальная заработная плата. 21
34. Рынок капитала и его структура. 22
35. Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента. Цена земли. 24
36. Национальная экономика и ее общая характеристика.??????? 26
37. Система национальных счетов (СНС).???????? 26
38. Валовой внутренний продукт (ВВП). Принципы расчета ВВП.????????? 26
39. Цикличность экономического развития. Причины и факторы циклического развития экономики.??????? 26
40. Экономический цикл. Фазы цикла.????? 26

Файлы: 1 файл

Экономическая теория - конспект.docx

— 219.58 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

1. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает экономические отношения и законы в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг, хозяйственную деятельность людей в целях все более полного удовлетворения их потребностей при ограниченных ресурсах.

 При изучении предмета  науки следует выделить такие  понятия, как: сфера исследования - экономическая среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность;

субъект исследования - человек, группа людей, государство;

объект исследования - экономические явления;

предмет исследования - жизнедеятельность человека, группы людей и государство, их экономическое поведение в той экономической среде, в которой они существуют. Причем  важнейшей  задачей  науки  является  раскрыть  взаимосвязь  и взаимообусловленность экономических законов и категорий.

Экономическая теория выполняет следующие функции:

-познавательная функция; она изучает и объясняет экономические явления и процессы, проникая в самую сущность экономической жизни. Познание экономических законов и категорий способствует формированию экономически грамотной личности;

-практическая функция; она способствует выработке экономической тактики и стратегии развития общества в целом, обосновывает правила поведения различных субъектов хозяйствования национальной экономики. В современных условиях особое значение приобретает разработка не одного, а блока альтернативных вариантов совершенствования хозяйственного механизма. С ней тесно связана прогнозно-прагматическая функция, которая предполагает разработку и составление научных прогнозов развития общества, его перспектив;

-критическая функция; она помогает переосмыслить методы и приемы управления экономикой, избавиться от устаревших представлений и стереотипов, поддерживать новые, передовые идеи развития  производства и общества.

2. МЕТОДОЛОГИЯ И  МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Экономическая теория образует ядро системы экономических наук и играет в ней фундаментальную роль. Она изучает законы развития экономических процессов в обществе в целом.

Экономическая теория является одной из общественных наук и выполняет ряд функций. Важнейшей из них является методологическая. Методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Экономическая теория в этом плане является теоретическим фундаментом, несущей конструкцией для целого ряда наук, как отраслевых,  так и функциональных, межотраслевых.

Экономика изучает разнообразные стороны жизнедеятельности общества.

При изучении экономических закономерностей и явлений экономическая теория пользуется различными методами: общими мировоззренческими, общими научными, частными методами исследования.

Общим мировоззренческим методом является метод материалистической диалектики, которым, наряду с другими науками, пользуется и экономическая теория. Сущность его заключается в том, что все явления и процессы рассматриваются во взаимосвязи и движении - возникновении, развитии и исчезновении. При рассмотрении экономических процессов и явлений вскрываются внутренний источник их развития (закон единства и борьбы противоположностей), исследуются количественные и качественные изменения (закон перехода количественных изменений в качественные), исследуется основное направление развития как поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному (закон отрицания отрицания).

К общенаучным методам относятся: метод научной абстракции, метод анализа и синтеза, индукции и дедукции, единства исторического и логического в познании.

Метод научной абстракции означает освобождение наших представлений о предмете исследования от всего частного, случайного, второстепенного и выделение существенных, прочных, устойчивых, типичных сторон изучаемого. Это дает возможность путем научных обобщений выделить то общее, что присуще многим явлениям и процессам, и проследить закономерности и перспективы их развития.

Абстрактное мышление порождает метод анализа и синтеза. Анализ экономических явлений предполагает расчленение изучаемого явления на отдельные элементы и тщательное исследование каждого как части целого. Синтез предполагает, что первоначально изучаются отдельные части явления, а затем исследуется соединение элементов в единое целое и делается общий вывод.

Исследованию сущности экономических процессов способствуют индукция и дедукция. При индукции осуществляется движение мысли от жизни к теории, от частного общему, на основе частных исследований логически формируются общие выводы, принципы. При дедукции осуществляется движение мысли от общего к частному. На основе общих положений формулируются те или иные частности экономических явлений, процессов.

Обоснованности выводов, усилению аргументации способствует единство исторического и логического. Используя этот метод, экономическая теория изучает хозяйственные процессы в той последовательности, в которой они в самой жизни зарождались, развивались и сменяли друг друга. Однако, обилие материала и частных исторических потребностей могут затруднить изучение проблемы. Поэтому из всей совокупности явлений и процессов необходимо выделить наиболее простые, которые возникли раньше других и явились основой для последующих. При анализе рынка, например, исходным экономическим явлением является обмен товаров.

К частным методам исследования в экономике относятся: математические, статистические, моделирование, сравнительный анализ, экономический эксперимент и др. Математические и статистические приемы позволяют более полно исследовать количественную сторону экономических процессов, их переход в новое качество. При исследовании используется новейшая вычислительная техника. Использование экономико-математических моделей в сочетании с ЭВМ предоставляет возможность из множества вариантов выбрать наиболее пригодный для решения экономической проблемы.

Среди методов изучения экономики, социальных групп и всего общества особая роль принадлежит экономическим экспериментам. Они представляют собой искусственное воспроизведение экономических явлений и процессов, чтобы изучать их в наиболее благоприятных условиях и делать предложения для практики. Роль эксперимента чрезвычайно велика в условиях современной радикальной экономической реформы.

3. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ  ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

В жизни людей и государства экономика играет первостепенную роль. Многие экономисты утверждают, что экономические идеи управляют государствами. Чтобы установить, какое это государство, как оно будет развиваться в будущем, необходимо проанализировать его экономические идеи в прошлом и настоящем.

Обычный человек живет методом проб и ошибок. Экономически образованный человек находит различные варианты заработать себе и своей семье необходимые средства. В условиях рыночных отношений совокупность потребностей человека стала и исходным, и конечным мотивом производства, что привело к превращению человека, личности в системообразующий фактор экономики. Развитая экономика создаёт материальные условия для прогрессивного развития образования, культуры и возвышения потребностей.

Из-за недостаточного знания экономических законов человек не может избежать ошибок, наносящих ущерб ему и обществу. Развитие навыков экономического мышления достигается в процессе изучения курса экономической теории.

Человек становится существом социальным благодаря участию в трудовой деятельности. Именно труд делает человека главной производительной силой. Биологическая и социальная, материальная и духовная жизнь человека проходит в его тесной взаимосвязи с природой, средствами производства, другими людьми.

Место человека в системе общественного производства можно выразить схемой, показанной на следующей странице.

Экономический аспект присутствует и при рассмотрении человека как субъекта общественных отношений в системе человек-общество-политика. Экономический компонент поведения человека является стержневым в его политической, социальной, правовой, управленческой, национальной, нравственной, эстетической, религиозной, семейной и другой деятельности.




 


 


 

 

 



 

 

Рис.Место человека в системе общественного производства.

Экономическая система имеет дело с людьми как с обычными единицами, образующими общество. Но в экономической теории каждый человек - это целый мир с разнообразными потребностями и интересами. Население - это основа экономики.

4.Потребности как  предпосылка производства. Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей.

3.1. Потребности  и экономические интересы

Побудительными мотивами  и движущей силой производственной деятельности людей выступают потребности. Под потребностями в экономической теории понимают состояние неудовлетворенности, либо удовлетворенности, испытываемое отдельными людьми или обществом в целом.

Потребности предопределяют производство как целесообразную деятельность людей с целью создания материальных и духовных благ. Потребности многообразны и охватывают весь непрерывный процесс воспроизводства как кругооборот предметов и средств труда, природных ресурсов, предметов потребления, населения (см. рис. 3.1.).

Классификация потребностей - Основные классификационные признаки потребностей:

  • Исходя из масштабов и структуры производства: абсолютные (перспективные); действительные; подлежащие удовлетворению (платежеспособный спрос); фактически удовлетворяемые.
  • Исходя из роли в воспроизводстве работника: материальные (элементарные); социальные; материальные духовные; интеллектуальные.
  • Исходя из социальной структуры: потребности общества в целом; потребности классов, социальных групп; потребности отдельных людей; семейные; религиозные.
  • По участию в воспроизводственном процессе: производственные и непроизводственные.
  • По происхождению: экономические и неэкономические
  • Исходя из очередности удовлетворения: первичные (необходимые) незаменяемые; вторичные (избыточные) заменяемые.
  • Исходя из очередности удовлетворения: эластичные и неэластичные (жесткие).

Классификация потребностей осуществляется с учетом формирования спроса и его удовлетворения. Исходя из этой взаимосвязи, различают потребности абсолютные (перспективные), действительные, подлежащие удовлетворению и фактически удовлетворяемые.

Абсолютные потребности характеризуются максимально возможным объемом производимых благ на основе развития науки и техники.

Действительные - это потребности, которые могут быть удовлетворены с помощью средств труда, имеющихся на действующих предприятиях. Соотношение абсолютных и действительных потребностей показывают степень удовлетворения обществом своих потребностей в данный период времени.

Подлежащие удовлетворению потребности показывают достигаемое удовлетворение при фактическом состоянии воспроизводства по сравнению с оптимальным. Подлежащие удовлетворению потребности соответствуют платежеспособному спросу, т. е. совокупности денежных доходов и ресурсов на рынке.

Исходя из роли в воспроизводстве способностей человека (рабочей силы), потребности подразделяются на материальные (элементарные - физические, связанные с удовлетворением в пище, одежде, жилище и т. п.), социальные (общение), духовные (интеллектуальные). Духовные потребности раскрываются в экономике интеллектуальными достижениями людей, созданными в отраслях общественного производства.

По очередности удовлетворения потребности подразделяются на первичные (необходимые либо насущные для каждого человека) и вторичные, выражающие преимущественно духовную, интеллектуальную деятельность людей. Первичные потребности нельзя заменить, т.к. они удовлетворяются  каждая в отдельности. Вторичные потребности можно заменять одну другой, а от некоторых даже можно временно отказаться. В связи с этим потребности подразделяют на эластичные и неэластичные. Эластичные могут легко сменяться по мере появления новых средств, необходимых для их удовлетворения. Неэластичные потребности изменяются медленнее, т. к. это в основном первичные потребности, к которым люди обращаются повседневно.

Различают также экономические и неэкономические потребности. Экономические потребности удовлетворяются путем организации различных производств. Неэкономические потребности могут быть удовлетворены и без осуществления общественного производства, например, потребность в воздухе, водоемах.

Экономические потребности изменяются с развитием производительных сил. Они органически связаны и с условиями существования общества, семьи, социальных групп и отдельных людей.

Экономические потребности подвижны и изменяются в процессе общественного развития. Это явление носит устойчивый характер и называется законом возвышения потребностей, в соответствии с которым происходит их постоянный и качественный рост.

Экономические интересы. Потребности в реальной жизни проявляются через разнообразные интересы.

Интересы представляют собой  возбуждаемый мотив деятельности человека. Интересы выступают тем самым, что называют осознанные потребности. Каждый человек стремиться реализовать их в своих действиях и поступках.

Экономические интересы как экономическая категория есть отношения людей по поводу организации производства и присвоения материальных и духовных благ и услуг. Экономические интересы выражают направление разнообразных видов хозяйственной деятельности людей.

Многообразие потребностей предопределяет и различные интересы. По своему содержанию интересы различают реальные и идеальные, материальные и духовные, экономические и социальные. По своим носителям интересы подразделяются на личные, семейные, групповые, коллективные, классовые, национальные, общественные, интернациональные. Интересы также могут быть определены по профессиональной принадлежности людей.  Следовательно,  выделяют интересы мужчин и женщин, старшее поколение, детей и подростков, интересы предпринимателей и наемных работников.

Информация о работе Лекции по «Экономической теории»