Оглавление
1. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Экономическая теория - это общественная наука, которая
изучает экономические отношения и законы
в производстве, распределении, обмене
и потреблении материальных благ и услуг,
хозяйственную деятельность людей в целях
все более полного удовлетворения их потребностей
при ограниченных ресурсах.
При изучении предмета
науки следует выделить такие
понятия, как: сфера
исследования - экономическая
среда, в которой осуществляется хозяйственная
деятельность;
субъект
исследования - человек, группа людей, государство;
объект
исследования - экономические явления;
предмет
исследования - жизнедеятельность человека,
группы людей и государство, их экономическое
поведение в той экономической среде,
в которой они существуют. Причем важнейшей
задачей науки является раскрыть
взаимосвязь и взаимообусловленность
экономических законов и категорий.
Экономическая
теория выполняет следующие функции:
-познавательная функция; она изучает и объясняет экономические
явления и процессы, проникая в самую сущность
экономической жизни. Познание экономических
законов и категорий способствует формированию
экономически грамотной личности;
-практическая функция; она способствует выработке
экономической тактики и стратегии развития
общества в целом, обосновывает правила
поведения различных субъектов хозяйствования
национальной экономики. В современных
условиях особое значение приобретает
разработка не одного, а блока альтернативных
вариантов совершенствования хозяйственного
механизма. С ней тесно связана прогнозно-прагматическая
функция, которая предполагает разработку
и составление научных прогнозов развития
общества, его перспектив;
-критическая
функция; она помогает переосмыслить методы
и приемы управления экономикой, избавиться
от устаревших представлений и стереотипов,
поддерживать новые, передовые идеи развития
производства и общества.
2. МЕТОДОЛОГИЯ И
МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Экономическая теория образует
ядро системы экономических наук и играет
в ней фундаментальную роль. Она изучает
законы развития экономических процессов
в обществе в целом.
Экономическая теория является
одной из общественных наук и выполняет
ряд функций. Важнейшей из них является
методологическая. Методология науки
- учение о принципах построения, формах
и способах научного познания. Экономическая
теория в этом плане является теоретическим
фундаментом, несущей конструкцией для
целого ряда наук, как отраслевых, так
и функциональных, межотраслевых.
Экономика изучает разнообразные
стороны жизнедеятельности общества.
При изучении экономических
закономерностей и явлений экономическая
теория пользуется различными методами:
общими мировоззренческими, общими научными,
частными методами исследования.
Общим мировоззренческим
методом является метод материалистической
диалектики, которым, наряду с другими
науками, пользуется и экономическая теория.
Сущность его заключается в том, что все
явления и процессы рассматриваются во
взаимосвязи и движении - возникновении,
развитии и исчезновении. При рассмотрении
экономических процессов и явлений вскрываются
внутренний источник их развития (закон
единства и борьбы противоположностей),
исследуются количественные и качественные
изменения (закон перехода количественных
изменений в качественные), исследуется
основное направление развития как поступательное
движение от низшего к высшему, от простого
к сложному (закон отрицания отрицания).
К общенаучным методам
относятся: метод научной абстракции,
метод анализа и синтеза, индукции и дедукции,
единства исторического и логического
в познании.
Метод научной абстракции означает освобождение наших представлений
о предмете исследования от всего частного,
случайного, второстепенного и выделение
существенных, прочных, устойчивых, типичных
сторон изучаемого. Это дает возможность
путем научных обобщений выделить то общее,
что присуще многим явлениям и процессам,
и проследить закономерности и перспективы
их развития.
Абстрактное мышление порождает метод анализа и синтеза.
Анализ экономических явлений предполагает
расчленение изучаемого явления на отдельные
элементы и тщательное исследование каждого
как части целого. Синтез предполагает,
что первоначально изучаются отдельные
части явления, а затем исследуется соединение
элементов в единое целое и делается общий
вывод.
Исследованию сущности экономических
процессов способствуют индукция и дедукция.
При индукции осуществляется движение
мысли от жизни к теории, от частного общему,
на основе частных исследований логически
формируются общие выводы, принципы. При
дедукции осуществляется движение мысли
от общего к частному. На основе общих
положений формулируются те или иные частности
экономических явлений, процессов.
Обоснованности выводов, усилению
аргументации способствует единство исторического
и логического. Используя этот метод,
экономическая теория изучает хозяйственные
процессы в той последовательности, в
которой они в самой жизни зарождались,
развивались и сменяли друг друга. Однако,
обилие материала и частных исторических
потребностей могут затруднить изучение
проблемы. Поэтому из всей совокупности
явлений и процессов необходимо выделить
наиболее простые, которые возникли раньше
других и явились основой для последующих.
При анализе рынка, например, исходным
экономическим явлением является обмен
товаров.
К частным методам
исследования в экономике относятся: математические,
статистические, моделирование, сравнительный
анализ, экономический эксперимент и др.
Математические и статистические приемы
позволяют более полно исследовать количественную
сторону экономических процессов, их переход
в новое качество. При исследовании используется
новейшая вычислительная техника. Использование
экономико-математических моделей в сочетании
с ЭВМ предоставляет возможность из множества
вариантов выбрать наиболее пригодный
для решения экономической проблемы.
Среди методов изучения экономики,
социальных групп и всего общества особая
роль принадлежит экономическим экспериментам.
Они представляют собой искусственное
воспроизведение экономических явлений
и процессов, чтобы изучать их в наиболее
благоприятных условиях и делать предложения
для практики. Роль эксперимента чрезвычайно
велика в условиях современной радикальной
экономической реформы.
3. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
В жизни людей и
государства экономика играет первостепенную
роль. Многие экономисты утверждают, что
экономические идеи управляют государствами.
Чтобы установить, какое это государство,
как оно будет развиваться в будущем, необходимо
проанализировать его экономические идеи
в прошлом и настоящем.
Обычный человек
живет методом проб и ошибок. Экономически
образованный человек находит различные
варианты заработать себе и своей семье
необходимые средства. В условиях рыночных
отношений совокупность потребностей
человека стала и исходным, и конечным
мотивом производства, что привело к превращению
человека, личности в системообразующий
фактор экономики. Развитая экономика
создаёт материальные условия для прогрессивного
развития образования, культуры и возвышения
потребностей.
Из-за недостаточного
знания экономических законов человек
не может избежать ошибок, наносящих ущерб
ему и обществу. Развитие навыков экономического
мышления достигается в процессе изучения
курса экономической теории.
Человек становится
существом социальным благодаря участию
в трудовой деятельности. Именно труд
делает человека главной производительной
силой. Биологическая и социальная, материальная
и духовная жизнь человека проходит в
его тесной взаимосвязи с природой, средствами
производства, другими людьми.
Место человека
в системе общественного производства
можно выразить схемой, показанной на
следующей странице.
Экономический аспект
присутствует и при рассмотрении человека
как субъекта общественных отношений
в системе человек-общество-политика.
Экономический компонент поведения человека
является стержневым в его политической,
социальной, правовой, управленческой,
национальной, нравственной, эстетической,
религиозной, семейной и другой деятельности.
Рис.Место человека в системе общественного
производства.
Экономическая система
имеет дело с людьми как с обычными единицами,
образующими общество. Но в экономической теории каждый человек -
это целый мир с разнообразными потребностями
и интересами. Население - это основа экономики.
4.Потребности как
предпосылка производства. Классификация
потребностей. Закон возвышения
потребностей.
3.1. Потребности
и экономические интересы
Побудительными мотивами
и движущей силой производственной деятельности
людей выступают потребности. Под потребностями
в экономической теории понимают состояние
неудовлетворенности, либо удовлетворенности,
испытываемое отдельными людьми или обществом
в целом.
Потребности предопределяют
производство как целесообразную деятельность
людей с целью создания материальных и
духовных благ. Потребности многообразны
и охватывают весь непрерывный процесс
воспроизводства как кругооборот предметов
и средств труда, природных ресурсов, предметов
потребления, населения (см. рис. 3.1.).
Классификация потребностей
- Основные классификационные признаки
потребностей:
- Исходя из масштабов и структуры
производства: абсолютные (перспективные); действительные; подлежащие удовлетворению (платежеспособный
спрос); фактически удовлетворяемые.
- Исходя из роли в воспроизводстве
работника: материальные (элементарные); социальные; материальные духовные;
интеллектуальные.
- Исходя из социальной структуры: потребности общества в целом; потребности классов, социальных
групп; потребности отдельных людей; семейные;
религиозные.
- По участию в воспроизводственном
процессе: производственные и непроизводственные.
- По происхождению: экономические и неэкономические
- Исходя из очередности удовлетворения: первичные (необходимые) незаменяемые;
вторичные (избыточные) заменяемые.
- Исходя из очередности удовлетворения: эластичные и неэластичные (жесткие).
Классификация потребностей
осуществляется с учетом формирования
спроса и его удовлетворения. Исходя из
этой взаимосвязи, различают потребности абсолютные (перспективные), действительные, подлежащие
удовлетворению и фактически удовлетворяемые.
Абсолютные потребности характеризуются
максимально возможным объемом производимых
благ на основе развития науки и техники.
Действительные - это потребности,
которые могут быть удовлетворены с помощью
средств труда, имеющихся на действующих
предприятиях. Соотношение абсолютных
и действительных потребностей показывают
степень удовлетворения обществом своих
потребностей в данный период времени.
Подлежащие удовлетворению
потребности показывают достигаемое удовлетворение
при фактическом состоянии воспроизводства
по сравнению с оптимальным. Подлежащие
удовлетворению потребности соответствуют
платежеспособному спросу, т. е. совокупности
денежных доходов и ресурсов на рынке.
Исходя из роли в воспроизводстве
способностей человека (рабочей силы),
потребности подразделяются на материальные
(элементарные - физические, связанные
с удовлетворением в пище, одежде, жилище
и т. п.), социальные (общение), духовные
(интеллектуальные). Духовные потребности
раскрываются в экономике интеллектуальными
достижениями людей, созданными в отраслях
общественного производства.
По очередности удовлетворения
потребности подразделяются на первичные
(необходимые либо насущные для каждого
человека) и вторичные, выражающие преимущественно
духовную, интеллектуальную деятельность
людей. Первичные потребности нельзя заменить,
т.к. они удовлетворяются каждая в отдельности.
Вторичные потребности можно заменять
одну другой, а от некоторых даже можно
временно отказаться. В связи с этим потребности
подразделяют на эластичные и неэластичные.
Эластичные могут легко сменяться по мере
появления новых средств, необходимых
для их удовлетворения. Неэластичные потребности
изменяются медленнее, т. к. это в основном
первичные потребности, к которым люди
обращаются повседневно.
Различают также экономические
и неэкономические потребности. Экономические
потребности удовлетворяются путем организации
различных производств. Неэкономические
потребности могут быть удовлетворены
и без осуществления общественного производства,
например, потребность в воздухе, водоемах.
Экономические потребности
изменяются с развитием производительных
сил. Они органически связаны и с условиями
существования общества, семьи, социальных
групп и отдельных людей.
Экономические потребности
подвижны и изменяются в процессе общественного
развития. Это явление носит устойчивый
характер и называется законом возвышения
потребностей, в соответствии с которым
происходит их постоянный и качественный
рост.
Экономические интересы. Потребности в реальной жизни
проявляются через разнообразные интересы.
Интересы представляют собой
возбуждаемый мотив деятельности человека.
Интересы выступают тем самым, что называют
осознанные потребности. Каждый человек
стремиться реализовать их в своих действиях
и поступках.
Экономические интересы как экономическая категория есть отношения
людей по поводу организации производства
и присвоения материальных и духовных
благ и услуг. Экономические интересы
выражают направление разнообразных видов
хозяйственной деятельности людей.
Многообразие потребностей
предопределяет и различные интересы.
По своему содержанию интересы различают реальные и идеальные, материальные
и духовные, экономические
и социальные.
По своим носителям интересы подразделяются
на личные, семейные,
групповые, коллективные, классовые, национальные,
общественные, интернациональные.
Интересы также могут быть определены по профессиональной принадлежности людей.
Следовательно, выделяют интересы
мужчин и женщин, старшее поколение, детей
и подростков, интересы предпринимателей
и наемных работников.