Либерализация цен. Приватизация собственности. Инфраструктура хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

С 1992 года Россия переживает глубокие перемены. Переходный период в экономике - это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Этот отрезок времени еще часто называют периодом постсоциалистической трансформации. Естественно, что экономическая трансформация является частью глубоких, обычно принципиальных изменений в обществе - в политических и государственно - административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….2-4
1. Проблемы либерализации цен………………………………5
Необходимость либерализации цен………………………5-6
Либерализация цен………………………………………...6-10
Последствия либерализации цен………………………….10-14

2.Проблемы приватизации собственности……………………...15
2.1. Сущность приватизации……………………………………..15-17
2.2. Порядок и этапы проведения приватизации………………..17-26

3.Инфраструктура хозяйствования……………………………..27-29

Заключение……………………………………………………………….30-32
Список использованной литерату

Файлы: 1 файл

Курсовая по эконом.теории.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

   Для молодых  реформаторов, начавших работать с Б.Н. Ельциным осенью 1991г., вопрос либерализации цен – очевидный и главный вкупе с макроэкономической стабилизацией. 28 октября президент выступает в Верховном Совете РСФСР с заявлением о предстоящих реформах, включая либерализацию цен, и получает на год чрезвычайные полномочия. 3 декабря подписан указ о либерализации цен с середины декабря. Его исполнение отложено до 2 января по просьбе союзных республик. Отрицательный эффект понятен: объявлено заранее, рост инфляционных ожиданий обеспечен. 
2 января 1992г. – единовременный отпуск цен, которые еще оставались под контролем. После этого дня свободными стали 80% оптовых и 90% розничных цен. Еще сохранился контроль за ценами на ряд потребительских товаров: хлеб, молоко, кефир, творог, детское питание, соль, сахар, растительное масло, водка, спички, лекарства (цены повышены в 3 раза), а также на электроэнергию, городской транспорт, квартплата и плата за коммунальные услуги. С марта по май контроль за ценами на эти товары был снят или передан на уровень регионов. 
    В административном порядке с сохранением государственного контроля были повышены цены: на нефть – в 5 раз, на газ и электроэнергию для производственного потребления – в 4,7; на уголь – в 5,5 раза. Это было неудачное решение, во многом обусловившее колоссальный рост цен в 1992г. Пятикратное повышение цен на нефть и нефтепродукты сразу задало как бы нижнюю планку повышения всех остальных цен. Можно условно предположить: не будь этого, цены в 1992г. могли вырасти не в 26, а в 8–10 раз. 
Цены на нефть либерализовали в мае 1992г., убедившись, что трудности возникали именно там, где сохранялся контроль за ценами. Заключительный акт – переход к свободным ценам на уголь в 1993г. После этого под контролем федерального правительства остались только цены и тарифы на продукцию естественных монополий – газ, электроэнергия, железнодорожные перевозки, транспортировка нефти.        

     29 января 1992г. Президент подписал Указ "О  свободе торговли". Подобный опыт  был в Польше, и он принес  успех. В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. 
      Исключение, естественно, составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и другими товарами, реализация которых была запрещена или ограничена законодательством. 
Было установлено, что предприятия и граждане могут осуществлять торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в любых удобных для них местах, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена и территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления. Ответственность за качество реализуемых товаров возлагалась на предприятия и граждан, осуществляющих торговлю.

      Местным  органам власти и управления  указывалось на необходимость  содействия свободной торговле  предприятий и граждан, обеспечения  свободного перемещения товаров  на территории Российской Федерации.

      Указ "О свободе торговли" сыграл  значительную роль в формировании  динамичного потребительского рынка. Люди безбоязненно могли продать  накопившиеся у них товарные  излишки. А излишки эти были  немалые, так как в условиях  тотального товарного дефицита все старались закупить побольше.

       Никто не мог быть привлечен  к ответственности за спекуляцию. Могли, если это было выгодно, купить в одном месте и перепродать  в другом. В общем, такая анархия  свободного рынка со всеми  ее недостатками (антисанитарией и т.д.) выполнила свою историческую миссию, и достаточно скоро указ после разного рода исправлений и дополнений утратил былое значение.

     В результате пусть не сразу, но потребительский рынок стал насыщаться. Начался рост товарных запасов в розничной торговле: 49 дней в конце 1992г. против 39 годом ранее и 56 дней в конце 1993 г. В 1992–1993 гг. статистика исчисляла коэффициент насыщенности рынка, основываясь на данных обследования в 132 городах по 98 продуктам. Коэффициент подсчитывался как отношение числа городов, в которых на момент регистрации товар был в продаже, к общему числу обследованных городов.

В феврале 1992г. этот коэффициент равнялся 35% (по продовольственным товарам), в 1993г. он достиг 70%, а в октябре 1994г. – 92%*, и его публикация вскоре прекратилась за ненадобностью. Впервые с 1928г. граждане России расстались с дефицитом. Ответы на поставленные выше вопросы в обоих случаях положительные: скорость либерализации оправдана, важнейший результат – насыщение рынка – достигнут самое большее за два года. 
        Длительность во многом объясняется политикой региональных и местных властей, на которых Гайдар переложил инициативу контроля или освобождения цен на основные продовольственные товары 
Либерализация цен наряду с приватизацией стала самым ощутимым проявлением изменений в экономике. На основе практического опыта рыночных реформ 90-х годов сформировались радикальная и постепенная системы образования цен. В первом случае это быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, основной элемент так называемых «шоковых» экономических реформ. Во втором случае это поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен как элемент концепции осторожных и постепенных рыночных преобразований.

Государственная и рыночная модели ценообразования противоположны по своему содержанию. Если первая ориентирована на интерес предприятия-изготовителя, то вторая – на интересы потребителя, представленные его спросом на рынке. Государственные плановые цены стабильны и ориентированы на полный учет затрат, а рыночные цены, напротив, отличаются гибкостью, подвижностью и максимальным учетом потребительских свойств продукции. Поскольку принципы ценообразования очень существенно отличаются, следовательно, имеется различный уровень цен на аналогичную продукцию. Поэтому переход от одной модели ценообразования к другой является процессом сложным, так как затрагивает интересы предприятий, государства и самых широких слоёв населения.

 

1.3. Последствия либерализации цен

 

Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение цен за первые три месяца 1992 года (по сравнению с декабрём 1991года), а оптовые цены возросли уже за первые два месяца почти в 3 раза. Рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточно-европейских странах, проводящих реформу.

 

Таблица 1. Рост цен в первый год после их либерализации

Страна, год

Рост цен, %

Россия (1992)

2501

Болгария (1991)

457

Чехословакия (1991)

54

Венгрия (1991)

33

Польша (1990)

249

Румыния(1991)

252


собственность приватизация ценообразование

Рост цен в промышленности был очень неравномерным, что было особенно ощутимо в рамках военно-промышленного комплекса, т.к. либерализация цен лишила отрасль традиционного привилегированного доступа к материальным ресурсам. Например, цена тяжелого трактора, производимого оборонным предприятием, составляла до либерализации цен 21 тыс. рублей, а в конце марта 1992 года – уже 600тыс. рублей. Объём денежной массы увеличился в первые месяцы либерализации цен только на 25%, в то время как цены выросли в 5-7 раз. Тем самым избыточная денежная масса была в значительной мере ликвидирована уже в самом начале радикальной либерализации цен. Это воспринималось как положительный знак макроэкономического оздоровления авторами реформы. Однако вместо долгожданного равновесия образовался рост инфляции.

С учетом размеров избытка денежной массы к моменту либерализации первоначальный всплеск инфляции нельзя считать неожиданным. Из скрытой формы, характеризующейся нарастанием дефицита, произошел довольно резкий переход к форме открытой ценовой инфляции.

Развитию инфляции способствовали различные факторы:

Так как в российской промышленности опыт планового управления был значительно более длительным, чем в других странах. С точки зрения рыночной экономики крупные предприятия являются менее гибкими и эффективными, они хуже ориентируются на спрос. К инфляции также вело резкое увеличение заработной платы в декабре 1991 года и значительное повышение цен на сырьё. Предприятия путем увеличения цен переложили на плечи заказчиков дополнительные расходы на материальные ресурсы, что, в свою очередь, вызвало дальнейший рост цен на сырьё и т.д.

Сыграли свою роль здесь и рост цен, резкое сокращение соотношения между денежной массой и доходами и затоваривание можно рассматривать в какой-то мере и как рациональную реакцию предприятий и населения, испытывающих потребность в деньгах. В период либерализации цен, одним из немногих реальных активов, альтернативных деньгам, являлось накопление товаров. Накопление денежных активов было мало привлекательным из-за низкой процентной ставки (менее 10% на годовые вклады) и инфляционных ожиданий. Поэтому рост цен был вызван не только избытком денежной массы, но и бегством от денег. Это выразилось в стремлении к накоплению товаров, ставших доступными (появившихся в продаже) после либерализации цен.

Либерализация цен сопровождалась ужесточением кредитной политики и строгим ограничением эмиссии. Такой теоретический подход на практике ещё больше осложнил ситуацию. Уже в январе 1992 года жесткое ограничение цен создало кризис ликвидности. Это в свою очередь, привело к резкому росту просроченной задолженности во взаимных расчетах между предприятиями.

Далее дефицит рубля вызвал задержки в выплате зарплаты, ограничил доступ к сберегательным счетам и тем самым привел к увеличению спроса на наличные активы. Предприятия-производители получили в конце 1991 года, т.е. на кануне либерализации цен достаточное количество кредитных ресурсов, чтобы в дальнейшем осуществлять какое-то время взаимные расчеты при помощи безналичных средств. Однако они не умели возможности обратить эти средства в наличные. Постепенно отсутствие фактических сделок по продаже привело к образованию просроченной задолженности сначала у продавцов по отношению к поставщикам, а затем это явление охватило всю экономику.

 

Таблица 2. Годовые нормы инфляции (в процентах)

 

1991

1992

1993

Дек. 91/дек.90

Дек.90/дек.91

Дек.93/дек.92

Общая

160,3

2501

839,9

Продукты питания

136,1

2130

804,9

Непродовольственные товары

210,6

2570

641,8

Услуги

78,8

3260

2311,2


 

Данные таблицы показывают, что высокие темпы роста цен в России были характерны не только для 1992года – непосредственно после либерализации цен, но и позднее – в 1993году.

          Либерализация цен не смогла в течение двух следующих лет не только остановить, но и затормозить промышленный спад, о чем свидетельствуют данные таблицы 3.          

 

 

 

 

 

 Таблица 3.Показатели промышленного спада

Отрасль

1992/1991

1993/1992

1994/1993

Электроэнергетика

96,6

94,7

79,1

Нефтяная

86,2

84,6

79,8

Газовая

98,6

94,1

78,4

Угольная

102,2

90,2

74,2

Черная  металлургия

82,6

83,4

76,5

Цветная металлургия

73,2

82,0

87,3

Химическая

74,7

81,0

75,4

Нефтехимическая

83,4

75,0

74,4

Машиностроение

85,1

84,4

75,5

Лесная  и целлюлозно-бумажная

85,4

81,3

73,3

Промстройматериалы

78,0

72,3

76,9

Легкая

73,6

76,6

76,9

Пищевая

81,3

90,8

68,3

Промышленность  в целом

81,2

83,7

75,0

В том числе в % к 1991г.

81,2

68,0

51,0

Информация о работе Либерализация цен. Приватизация собственности. Инфраструктура хозяйствования