Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 15:46, курсовая работа
С 1992 года Россия переживает глубокие перемены. Переходный период в экономике - это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Этот отрезок времени еще часто называют периодом постсоциалистической трансформации. Естественно, что экономическая трансформация является частью глубоких, обычно принципиальных изменений в обществе - в политических и государственно - административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике.
Введение………………………………………………………………….2-4
1. Проблемы либерализации цен………………………………5
Необходимость либерализации цен………………………5-6
Либерализация цен………………………………………...6-10
Последствия либерализации цен………………………….10-14
2.Проблемы приватизации собственности……………………...15
2.1. Сущность приватизации……………………………………..15-17
2.2. Порядок и этапы проведения приватизации………………..17-26
3.Инфраструктура хозяйствования……………………………..27-29
Заключение……………………………………………………………….30-32
Список использованной литерату
Новый раздел об иностранных инвестициях практически снял все ограничения для участия зарубежных предпринимателей в аукционах и при покупке акций как за деньги, так и за чеки. Другое дело, что реализация этого не была стабильной из-за нестабильности политической ситуации в России.
Программа также предусматривала значительное укрепление роли инвестиционных фондов
Государственная программа приватизации на 1994 год, Указы Президента о новом статусе Фонда федерального имущества и мерах, активизировали механизм действия Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Однако нельзя было забывать о главном принципе приватизации – предотвращении банкротства. Таковую проблему двух параллельно действующих процессов – приватизации и банкротства, удалось решить. Это стало возможным, когда были найдены ключевые идеи и принципы, позволяющие не только не наносить ущерба приватизации, но и решительно ускорить процесс смены собственности, причем именно через приватизацию избежать массовой ликвидации предприятий-банкротов
Предполагались новые следующие методы приватизации:
- безвозмездная передача акций работникам;
- продажа акций работникам по закрытой подписке;
- продажа акций по
- продажа акций по
- продажа акций на аукционе;
- продажа предприятий на аукционах;
- продажа предприятий по инвестиционному конкурсу;
- продажа предприятий по коммерческому конкурсу;
- выкуп арендованного имущества;
- продажа предприятий должников;
Предполагалось, что переход к денежной модели приватизации должен повысить не только госбюджет, но и бюджеты предприятий. Денежный этап приватизации ставил перед собой несколько целей:
- сформировать инвесторов,
владеющих значительным
- обеспечить приватизируемые предприятия средствами;
- пополнение госбюджета.
Однако на денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний. Несмотря на это, намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам.
Во-первых, на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний. Во-вторых, у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложений–рынок государственных ценных бумаг. В-третьих, из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую.
Если говорить об итогах, то в целом, в первые два года денежной приватизации не произошло приватизационного бума. Предприятия не могли рассматривать приватизацию как источник крупных инвестиций. Это объясняется тем, что основной целью приватизации 1995 года было финансирование бюджетного дефицита. А компромисса между инвестиционными капиталовложениями и поступлениями в бюджет не бывает.
Таким образом, основным итогом денежного этапа приватизации в России стала стабилизация прав частной собственности.
Инфраструктура хозяйствования
Рынок товаров и услуг представляет собой единую систему с определенной иерархией, взаимосвязями и пропорциями между отдельными секторами экономики. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности. Таким образом, одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры.
Рыночной экономике необходима инфраструктура - система взаимосвязанных специализированных организаций, обслуживающих потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельностью, и т.п. Инфраструктура есть категория, обозначающая сферу услуг, организационно и материально обеспечивающая основные рыночные процессы взаимного поиска друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также финансово-экономическая деятельность этих посреднических структур.
Рыночная инфраструктура представляет услуги, связанные с четырьмя основными функциями:
- снижение степени риска
благодаря различным видам
- ускорение оборачиваемости
оборотных средств за счет
факторинга, брокерских и маклерских
услуг, качественной и быстрой
контрактной подборки
- развитие предприятий за счет расширения деятельности аренды и лизинга, эмиссии ценных бумаг, профессиональной подготовки и переподготовки работников в сфере менеджмента, инжиниринга; дальнейшего роста мелких и средних предприятий.
- содействие маркетингу по доведению товаров и услуг до потребителей с применением рекламы и других средств продвижения, использование прикладных исследовательских работ по изучению спроса потребителей, емкости конкретных рынков. Экономическое назначение рыночной инфраструктуры состоит в том, чтобы снабдить рыночно функционирующую часть национального хозяйства рыночными сигналами, необходимыми для успешной работы относительно изолированных субъектов рынка.
С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организация, учреждений. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры пришли, не извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:
облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
организационное оформление рыночных отношений;
облегчение форм юридического и общественного регулирования деловой практики.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), организационно оформленное посредничество;
аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;
кредитная система и коммерческие банки;
эмиссионная система и эмиссионные банки;
система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
информационные технологии и средства деловой коммуникации;
налоговая система и налоговая инспекция;
система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства массовой информации;
торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
таможенная система;
профсоюзы работающих по найму;
коммерческо-выставочные комплексы;
система высшего и среднего экономического образования;
аудиторские компании;
консультативные (консалтинговые) компании;
общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
специальные зоны свободного предпринимательства.
Таким образом, за исторически короткий срок после начала реформ в 1992г. российская экономика проделала огромный путь. Результатом становится то, что в России успешно формируются основы рыночной системы.
Итогом этих процессов и реформ должно стать формирование рыночной экономики.
Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными конечной целью социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что постсоциалистической трансформации для России является смешанная либерально - регулируемая экономика с сильно выраженными социальными функциями государства.
Сущность и цели постсоциалистической трансформации вытекают из особенностей планового хозяйства, которые должны исчезнуть в процессе перехода. К ним в первую очередь относится либерализация цен, ликвидация государственной собственности почти единственной формы собственности на реальный капитал, формирование инфраструктуры рыночных отношений, изменение форм социальных гарантий и методов их осуществления, структурная перестройка производства частных благ и, наконец, открытие экономики.
Главным результатом приватизации явилось то, что в России возникла принципиально новая система собственности, которая должна обеспечить повышение эффективности производства и подлинную демократизацию общества.
К основным итогам приватизации в России можно отнести:
· Завершение малой приватизации – передачи в частные руки прачечных, булочных, парикмахерских и т.п.
· Сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
· Создание рыночной инфраструктуры – банков, бирж, торговых домов, рекламных агентств, страховых инвестиционных компаний, пенсионных и паевых фондов, современных средств связи и передача информации. Рыночная инфраструктура была практически создана к началу 1995 года.
· Финансовое оздоровление.
Приватизация в России резко расширила сферу действия отношений предпринимательства.
Программы приватизации, принимаемые государственными органами различных уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще проводится линия на сужение сферы приватизации и ограничение ее форм.
Весьма сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных участков в ценах 1992г.; предоставление права выкупа недвижимости не только арендаторам, но и пользователям) привело к объяснимому торможению данного процесса в регионах.
Однако процесс приватизации в России имеет скорее положительные, чем отрицательные итоги. Несмотря на все ошибки, допущенные правительством, приватизация все же произошла и более или менее успешно: появились частные организации и предприятия, акционерные общества; работники стремятся повысить производительность, ведь в большинстве случаев от нее зависит размер премии.
Россия постепенно, а в последние годы все быстрее переходит от командной экономики к рыночной, что поднимает престиж нашей страны на мировом уровне, повышает эффективность производства и имеет множество других положительных итогов.
Для плановой экономики было характерно стремление централизованно устанавливать цены или полностью контролировать их формирование. Либерализация цен, проведенная в 90-е годы, была направлена на решение двух важнейших задач - устранение дефицита на товарных и ресурсных рынках и обеспечение роста эффективности экономики посредством рационализации распределения ресурсов. Поскольку механизм либерализации цен связан с сокращением сферы государственного контроля над ценами, то главной проблемой при ее проведении является недопущение чрезмерной инфляции.
Принятый в российской экономике метод радикальной, единовременной либерализации цен в условиях значительных ценовых перекосов, всеобъемлющего дефицита и отраслевого монополизма, свойственных социалистической экономике, привел к галопирующей инфляции. В результате, во-первых, резко снизились доходы населения, а большая часть накоплений граждан и денежных средств предприятий обесценилась. Это привело к обвальному сокращению совокупного спроса, обусловившему спад в экономике. Во-вторых, высокая инфляция предопределяла многолетние застойные тенденции в народном хозяйстве. Таким образом, несбалансированность в экономике не была устранена, а лишь трансформировалась в иные формы. Наиболее очевидным ее проявлением стал острейший дефицит денежных средств. По сути, на смену дефициту предложения пришел дефицит спроса, а дефицит инвестиций был замещен дефицитом сбережений. Не исчез и дефицит ресурсов - он лишь принял скрытую форму ввиду дефицитности доходов у предприятий.
Это свидетельствует
о том, что при отсутствии механизмов
конкуренции и сохранении
Информация о работе Либерализация цен. Приватизация собственности. Инфраструктура хозяйствования