Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 15:46, курсовая работа
С 1992 года Россия переживает глубокие перемены. Переходный период в экономике - это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Этот отрезок времени еще часто называют периодом постсоциалистической трансформации. Естественно, что экономическая трансформация является частью глубоких, обычно принципиальных изменений в обществе - в политических и государственно - административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике.
Введение………………………………………………………………….2-4
1. Проблемы либерализации цен………………………………5
Необходимость либерализации цен………………………5-6
Либерализация цен………………………………………...6-10
Последствия либерализации цен………………………….10-14
2.Проблемы приватизации собственности……………………...15
2.1. Сущность приватизации……………………………………..15-17
2.2. Порядок и этапы проведения приватизации………………..17-26
3.Инфраструктура хозяйствования……………………………..27-29
Заключение……………………………………………………………….30-32
Список использованной литерату
На средних и крупных предприятиях приватизация проходила, как правило, в два этапа. Сначала проходило акционирование, затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководства предприятия и посторонними физическими и юридическими лицами в пропорциях определяемых коллективом.
В первый этап приватизации было вовлечено все население России. Возможно, поэтому она получила название «народной». Инструментом её проведения послужили приватизационные чеки (ваучеры), розданные всем гражданам России. Одновременно приватизация преследовала цель создать максимум заинтересованных трудовых коллективов в эффективной работе приватизированных предприятий.
В связи с этим программа приватизации предусматривала три основных варианта приватизации, различающиеся между собой по наборам льгот, предоставляемых работникам предприятий.
По первому варианту работники предприятий получали следующие льготы:
- право на привилегированные
акции в объеме 25% уставного капитала.
Эти привилегированные акции
не давали права голоса (их
владельцы не могут голосовать
на общих собраниях пайщиков),
но предоставляли приоритетное
право на дивиденды по
- право на покупку 10% простых акций дающих право голоса на очень льготных условиях;
- право использования
ваучеров при приобретении
- возможность приобретения администрацией предприятия простых акций по номинальной стоимости на сумму не более 5% уставного капитала.
По второму варианту действовали следующие условия:
- до 50% стоимости акций
могут быть оплачены
- общее количество акций, подлежащих продаже работникам приватизируемого предприятия и работникам предприятий, входящих вместе с ним в единый промышленный комплекс, не может превышать 51% от величины уставного фонда.
При третьем варианте группе работников (не обязательно всему трудовому коллективу) предоставлялось право заключить соглашение с соответствующим фондом имущества о реорганизации предприятия. По соглашению данная группа работников должна была провести в течение года реорганизацию предприятия, вложить в него свои личные средства размере не менее 200 минимальных зарплат, установленных на территории России. В случае выполнения условия члены коллектива получают право приобрести 20% простых акций по номинальной стоимости.
Особых приемов потребовала приватизация крупных предприятий и объединений-гигантов. Здесь первым шагом стало преобразование их в акционерное общество открытого типа. Но акционирование это ещё не приватизация в общепринятом смысле, а изменение организационно-правовой формы предприятия. До продажи предприятие остается в собственности государства.
В каждом конкретном случае органам приватизации и коллективам приходилось решать, что лучше при акционировании: выделять из состава действующих гигантов конкурентно способные малые и средние предприятия или объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные компании, владеющие акциями и получившие названия холдингов.
Ваучерный этап приватизации способствовал тому, что государственная собственность распродавалась за бесценок. Так, если переконвертировать акции предприятий через ваучеры, использованные в механизме продажи, то получится, что самое дорогое предприятие РАО ЕЭС «Россия» стоит 640 595 тыс. долл. Крупнейший металлургический комбинат «Норильский никель», производящий значительную долю всего мирового объема цветных металлов, оценен в 465 581 тыс. долл. РАО «Газпром» – в 228 256 тыс. долл. Северное морское пароходство и Мурманский траловый флот – по 3 млн. долл., а 51% акций Тульского оружейного завода, крупнейшего в мире, оценены в современных ценах в 350 000 долл.
К особенностям приватизации можно отнести сохранение в собственности государства значительной части акций приватизированных предприятий.
Таблица 5. Доля госсобственности в акциях приватизированных предприятий (на 1996г.)
Отрасль |
% |
Целлюлозно-бумажная промышленность |
20 |
Металлургия |
15 |
Телекоммуникации |
38 |
Машиностроение |
55 |
Нефте- и газодобыча |
42 |
Это означает, что эти предприятия стали смешанными. Наличие в России не только государственных предприятий, не подлежащих приватизации, но и полугосударственных предприятий дает государству более широкие возможности для использования различных форм экономического регулирования и госконтроля за значительным сектором промышленности.
Рассматривая итоги ваучерной приватизации в России с точки зрения выбранных вариантов, то можно сделать вывод, что явное предпочтение было отдано второму варианту, позволяющему трудовому коллективу получить контрольный пакет акций. Этот вариант избрали около 75% предприятий. Однако такая форма перекрывает возможности внешнего влияния и контроля над ним. Эта ситуация сводится к минимуму при нормальном функционировании рынка ценных бумаг. Но, как показывает опыт, что во время закрытой подписки или по её завершению начинается скупка акций директоратом или внешним инвестором.
Чековые инвестиционные фонды (ЧИФ) собрали более трети всех ваучеров, а среднее количество акционеров в них составило 22,8 млн. человек или 15,4% населения России. ЧИФ должны были стать одной из опор новой финансовой структуры, они должны были играть важную роль в мобилизации и свободном переливе капиталов, интересоваться в первую очередь инвестированием в производство с учетом рыночной ситуации. Однако практика первого этапа приватизации показала, что ЧИФ, в основном, были заинтересованы в получение максимальных дивидендов, а не в реальном развитии предприятия.
Если подводить позитивные итоги первого этапа приватизации, то следует отметить, что он позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 года уже была передана в частные руки, но они были приватизированы без зданий и сооружений, что характеризует некоторую неопределенность их положения. К концу 1994 года этот процесс завершился почти по всей территории России.
К особенностям первого этапа следует отнести, что земля практически не была вовлечена в этот процесс. А на базе средних и крупных предприятий к концу 1994 было создано более 20 тыс. акционерных обществ, подлежащих приватизации.
Таблица 6.Основные показатели приватизации в России
Показатели |
01.01.93 |
01.01.94 |
01.01.95 |
01.01.96 |
Госпредприятия на самостоятельном балансе (ед.) |
204998 |
156635 |
126846 |
90778 |
Подано заявок на приватизацию (ед.) |
102330 |
125492 |
143968 |
147795 |
Реализовано заявок (ед.) |
46815 |
88577 |
112625 |
118797 |
Продажная цена собственности (млрд. руб.) |
57 |
752 |
1867 |
2510 |
Госпредприятия преобразованные в АО с выпуском акций в продажу (ед.) |
2376 |
14073 |
24048 |
27040 |
Предприятия на аренде, в том числе с выкупом (ед.) |
22216 13868 |
20886 14978 |
16826 12806 |
14663 12198 |
По сведениям правительства более 40 млн. граждан России стали акционерами. Но невозможно по количеству участников точно оценить реальный результат, так как приватизация это не цель, а средство процесса реконструкции народного хозяйства, а следовательно, и экономики.
В России, по мнению специалистов, было допущено два серьезных промаха:
- невозможность для участников приватизации, в условиях неразвитого рынка, реально оценивать стоимость имущества. А, следовательно, никто не знает будущую эффективность предприятия, акции которого он получает.
- равномерное распределение
«приватизируемых денег»
Наиболее существенной чертой ваучерной приватизации в России являлось то, что механизм обмена ваучеров на акции не предусматривал четкого соответствия количества обмениваемого, что привело к дезориентации индивидуумов и спекулятивному характеру. Как результат, несмотря на огромные усилия правительства, класс частных собственников так и не сформировался. Не решена проблема привлечения иностранных инвестиций. Это объясняется просчетами в процессе приватизации, к которым можно отнести:
- трудности в приобретение пакета акций, позволяющего реально влиять на положение дел;
- постоянное изменение законодательной базы;
- неопределенность иностранного инвестора.
Таким образом, предоставление неоправданно больших льгот трудовым коллективам и неоправданная оценка предприятий привела к тому, что огромная часть государственного имущества за бесценок осела в частных руках. Произошел не просто переход к рыночной экономике, а ускоренная капитализация страны, приведшая к грандиозному перераспределению доходов и средств производства. Доходы большей части населения значительно упали, а очень узкого слоя – резко взлетели. Исправить сложившееся положение и внести новый интерес к процессу приватизации должен был, начавшийся с 1 июля 1994, второй этап приватизации.
Первый этап закончился в июне 1994г. Важнейшими моментами ваучерной приватизации в России можно считать следующие:
1. Разгосударствление и
приватизация заняли ключевое
место в процессе
2. Впервые была создана
и начала работать модель
3. Центральное место в приватизации государственных предприятий заняли чековые аукционы, обладающие положительными моментами с точки зрения инвестирования: открытость, позволяющая привлечь дополнительных инвесторов; возможностью выбирать тактику инвестирования и тем самым увеличивать или снижать собственный риск (использованием двух типов заявок – содержащих и не содержащих ограничения на курс аукциона); гарантии на владение пакетами акций выставленного на продажу предприятия, поскольку результаты аукциона при внесении победителей в соответствующий протокол имеют законную силу. Следовательно, процедура чековых аукционов содержит рыночный механизм вступления инвесторов в права собственности.
В связи с тем, что до конца чековой приватизации оставалось несколько месяцев, это потребовало от правительства создания новой программы приватизации на 1994 год. Это должно было подготовить почву для завершения этапа реформ 1991–1993 гг. и перехода к следующему, новому этапу – денежной приватизации, становлению вторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структур нормального, цивилизованного фондового рынка в России.
Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменить этап, на
В соответствии с Указом, подписанным Президентом РФ, с 1 июля 1994г. начался новый период в приватизационном процессе – так называемый денежный или постваучерный. Это этап функционирования предприятий в рыночных условиях, их полная адаптация к рыночной среде. Приватизированным предприятиям в этот период необходимо также осваивать новые финансовые инструменты – банковские депозитные сертификаты, векселя, фьючерсы, опционы. В свою очередь, государство, используя экономические и административные рычаги, должно совершенствовать инвестиционную политику, в первую очередь с позиции налогообложения. Таким образом, на втором этапе приватизации, когда капиталы пойдут в экономику, должна реализовываться производственная, экономическая и финансовая адаптация приватизированных предприятий к рыночной среде.
В отличие от прежней программы, новая предусматривала продажу акций предприятий, имеющих стратегическое значение. Предусматривалась продажа всех объектов только по рыночной стоимости. Закон предусматривал проведение конкурсов, условия которых могли включать набор «социальных обременении». Например, сохранение и увеличение рабочих мест. При этом покупателю снижалась цена продажи.
Этот законопроект разграничивал также приватизацию объектов федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной. Приватизация не распространялась на земли сельскохозяйственного назначения, которые находились у сельскохозяйственных предприятий, фермеров и крестьян. Допускалась приватизация коммунальных квартир. Запрещено было приватизировать объекты социально-культурной сферы.
Информация о работе Либерализация цен. Приватизация собственности. Инфраструктура хозяйствования