Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 18:17, курсовая работа
С 1992 года Россия переживает глубокие перемены. Переходный период в экономике - это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Этот отрезок времени еще часто называют периодом постсоциалистической трансформации. Естественно, что экономическая трансформация является частью глубоких, обычно принципиальных изменений в обществе - в политических и государственно - административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике.
Введение………………………………………………………………….2-4
1. Проблемы либерализации цен………………………………5
Необходимость либерализации цен………………………5-6
Либерализация цен………………………………………...6-10
Последствия либерализации цен………………………….10-14
2.Проблемы приватизации собственности……………………...15
2.1. Сущность приватизации……………………………………..15-17
2.2. Порядок и этапы проведения приватизации………………..17-26
3.Инфраструктура хозяйствования……………………………..27-29
Заключение……………………………………………………………….30-32
Список использованной литературы…………………………………....33-35
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тверской государственный технический университет
(ТвГТУ)
Кафедра |
«Менеджмент» |
Направление |
100700 Торговое дело |
Группа |
ТД-1312 |
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: |
Экономическая теория | |
Тема: |
Либерализация цен. Приватизация собственности. Инфраструктура хозяйствования. | |
Выполнил |
В.В. Примикова | ||
подпись |
И.О. Фамилия | ||
дата | |||
Проверил |
В.В. Селянин | ||
подпись |
И.О. Фамилия | ||
дата | |||
| |||
(отметка о защите) |
Тверь 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Проблемы либерализации цен………………………………5
2.Проблемы приватизации собственности……………………...15
2.1. Сущность приватизации………………………
2.2. Порядок и этапы проведения приватизации………………..17-26
3.Инфраструктура хозяйствования……………………………..27-
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………....33-
Введение
С 1992 года Россия переживает глубокие перемены. Переходный период в экономике - это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Этот отрезок времени еще часто называют периодом постсоциалистической трансформации. Естественно, что экономическая трансформация является частью глубоких, обычно принципиальных изменений в обществе - в политических и государственно - административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике. На рубеже 1980-х и 1990-х гг. почти во всех социалистических странах сменился политический строй, вследствие этого встала задача проведения глубоких реформ, направленных на преобразование социалистических стран в демократические государства с рыночной экономикой.
Точкой отсчета демократических и рыночных реформ в России принято считать начало 1992г., когда новое российское правительство после подавления августовского путча 1991г. и распада СССР приступило к радикальным преобразованиям общественно-политического устройства и экономики нашей страны. Время начала преобразования политико-экономической системы бывших социалистических стран до формирования устойчивых и эффективных институтов демократического общества и рыночной экономики называют переходным периодом.
Экономика, как и любая другая сфера человеческой деятельности, отражает коренные перемены в жизни общества, серьезные преобразования в сфере производительных сил и производственных отношений, а также в области науки, культуры, просвещения.
Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Триада «стабилизация – либерализация – приватизация» стала классической для содержательного определения направлений таких реформ, по крайней мере, на первой их стадии. Естественно, что стержнем реформы собственности в переходной экономике является приватизационная политика и практика. Вместе с тем, этот процесс начался в России отнюдь не сразу, ему предшествовала целая серия подготовительных мер идеологического и правового характера. Точно так же с завершением приватизационных программ реформа собственности в самом широком смысле в переходной экономике не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после «первичной» приватизации начинается формирование действительно эффективной системы прав собственности.
Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили ее не по заслугам, а за счет личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже ее стали называть «прихватизация».
Правительство РФ в 1992г. объявило о либерализации цен. Был снят административный контроль над ценами и производством, отменены рационирование ресурсов, квотирование экспорта и импорта, множественность обменного курса, точнее они остались в ограниченном масштабе. Последствия были негативны: скачок инфляции, снижение уровня жизни, адаптационный кризис производства.
Процессы преобразования и стратегия вывода экономики страны из кризиса предполагает усиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентной рыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимость соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и инфраструктуры рынка, а также внутри самой инфраструктурой требует программно-целевого подхода к развитию и совершенствованию всех ее элементов с тем, чтобы "тылы" рыночного хозяйства развивались комплексно. Это, несомненно, является приоритетным направлением в условиях коренного реформирования экономики России.
Инфраструктура - неотъемлемая
часть рынка, следовательно, ее изучение
необходимо для становления и стабильного
развития и функционирования рыночных
механизмов, для оптимизации действия
различных законов рынка, обеспечивающих
процесс товародвижения, удовлетворяющих
потребности населения, регулирующих
социальную сферу общества.
При административно-плановой системе хозяйствования подход к инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. При переходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры
Объект исследования курсовой работы – либерализация внутриэкономических отношений в России.
Предмет исследования – либерализация цен, приватизация собственности, инфраструктура хозяйствования.
Цель курсовой работы - исследовать процесс либерализации цен, приватизации собственности, создания новой инфраструктуры хозяйствования.
Задачи исследования
- определить сущность либерализации цен;
- рассмотреть либерализацию цен и российский вариант инфляции;
- определить экономическое содержание процесса приватизации;- изучить основные подходы, концепции и этапы приватизации;
- изучить новую инфраструктуру хозяйствования;
-проанализировать социально-
-предварительные итоги процесс
Методы исследования: анализ, исследование научной и специальной литературы; метод сравнения и синтеза и т.д.
Для написания
работы использовались
Проблемы либерализации цен
1.1. Необходимость либерализации цен
Либерализация экономики, т.е. снятие многообразных административных ограничений на хозяйственную деятельность, сокращение вмешательства государства в экономику, радикальное повышение степени экономической свободы, – ключевой момент в переходе от командной, планово-распределительной экономики к рыночной. Она предполагает, прежде всего, либерализацию цен, дерегулирование экономики – демонтаж институтов планово-распределительной системы, ограничивающих экономическую свободу, в том числе снятие ограничений на доходы и заработную плату, открытие экономики, т.е. либерализацию внешнеэкономической деятельности. Определяющие шаги по этим направлениям были предприняты в России в 1992г. Собственно, достигнутый тогда уровень экономической свободы, положивший начало глубоким институциональным преобразованиям, – основная заслуга правительства начала 90-х.
Народное хозяйство бывшего СССР имело систему планового ценообразования - централизованное установление государственных фиксированных цен на большинство видов продукции и услуг, что являлось неотъемлемой составной частью плановой экономики. Она позволяла через систему государственных нормативов учитывать уровни издержек производства и прибыли на предприятии, сравнительную эффективность того или иного вида продукции для народного хозяйства, исчислять абсолютные уровни и динамику различных валовых показателей развития производства. Государственные цены являлись плановыми нормативами затрат и дохода в народном хозяйстве. До 85% цены занимала себестоимость продукции. Поскольку цены служили прежде всего средством покрытия и учета затрат, а спрос, как правило не влиял на уровень цены, то такое ценообразование стали называть затратным. Поэтому переход к рыночной экономике, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен.
Сокращение потребления населением продуктов питания практически по всем основным их видам было отмечено уже в 1990–1991гг. Продажа колбасы, которая была своего рода символом благополучия, снизилась за 1991г. на 24% (с 1835 до 1393 тыс. т). Тот же показатель по молокопродуктам вообще составил 41% (с 21,5 до 12,7 млн. т). Консервы, которые годами лежали на прилавках продуктовых магазинов, стали раскупаться со стремительной быстротой: продажа мясных консервов возросла почти в 2 раза (с 806 до 1595 млн. усл. банок). Если товарные запасы в розничной торговле (на конец года) в днях товарооборота в 1985г. составляли 93 дня, то в 1990г. этот показатель снизился до 44, а в 1991-м – и вовсе до 39 дней.
По оценкам Всемирного банка, дефицит реконструированной бюджетной системы в 1991г. составил 31%, ВВП. Потоки рублей из республик изливались в Россию. Денежная масса выросла в 4,4 раза, еще подконтрольные цены – в 2 раза (на 101,2%). Дефицит валюты для оплаты централизованного импорта за 10 месяцев 1991г. составил 10, 6 млрд. долл. Для его покрытия последнее союзное правительство продало часть золотого запаса на 3,4 млрд. долл., растратив, кроме того, средства предприятий, организаций, местных органов власти на счетах Внешэкономбанка СССР на 5,5 млрд. долл. На 1 января 1992г. золотой запас составил 289,6 т.
Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991г. составляли: сахар – 1кг. на человека в месяц, мясопродукты – 0,5кг (с костями), масло животное – 0,2кг. При потребности в продовольственном зерне 5 млн. т в месяц в январе 1992г. ресурсов в наличии было 3 млн. т. По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,35 млн. т. Чтобы закупить такое количество, требовалось около 3 млрд. долл. В кредит уже никто не поставлял.
В этих
условиях у Правительства не
оставалось никакого другого
пути, кроме как пойти на быструю
и масштабную либерализацию цен
1.2. Либерализация цен
Главный элемент либерализации экономики – либерализация цен. Не случайно во всех программах перехода к рынку ключевая точка –день отпуска цен, прекращения действия цен, устанавливаемых государством, и перехода к свободному формированию цен продавцами и покупателями.
Это наиболее ответственный шаг, конкретные последствия которого предвидеть трудно, хотя заведомо ясно, что поначалу эти последствия будут негативны: скачок инфляции, снижение уровня жизни, адаптационный кризис производства. Поэтому большинство других мероприятий программ направлено либо на предупреждение этих последствий, либо на их смягчение и сокращение последствий. Этот шаг должен в короткие сроки привести к решению наиболее одиозных проблем командной экономики: устранение товарного дефицита, оздоровление бюджетов всех уровней путем ликвидации в них дотаций к твердым ценам, запуск механизма спроса и предложения. В сущности это запуск рыночной экономики, за которым начинается ее саморазвитие.
Это
изменение основных установок
поведения экономических
Накануне и после либерализации цен велось много дискуссий о ее значении, о времени проведения и т.п.
На самом деле речь
идет о важнейшем институте рыночной экономики.
Свободные цены именно институт, более
всех других влияющий на поведение. Свободные
цены при некоторых дополнительных условиях
(конкуренция, жесткие бюджетные ограничения)
ведут к сбалансированности рынка, понуждают
производителей экономить. Поэтому либерализация
цен – крупнейшее, революционное институциональное
изменение в составе рыночных реформ,
хотя оно может занимать совсем мало времени.
Возможны два варианта
либерализации цен – поэтапный и единовременный.
Поэтапный был предложен в программе "500
дней", а также в ряде вариантов программы
правительства Рыжкова, хотя главным в
его плане, в конечном счете, оказался
единовременный административный пересмотр
цен, традиционно проводившийся в советской
экономике и никакого отношения к рыночным
реформам не имевший. Правда, сторонники
этого варианта уверяли, что пересмотр
цен снимет основные диспропорции и облегчит
шок от последующей либерализации.
Единовременная либерализация
цен – разовый акт, имеющий то преимущество,
что дополнительные диспропорции, порождаемые
разрывом между этапами в случае поэтапной
либерализации, здесь отсутствуют.
В России был реализован
смешанный вариант, в основном единовременный,
но в некоторых секторах – поэтапный.
Еще в январе 1991г. B.C.
Павловым были в значительной мере освобождены
оптовые цены: 40% цен на изделия легкой
промышленности; 50% – на машины и оборудование;
25% – на сырье. Розничные цены оставались
государственными, и только в апреле произошло
административное повышение – в среднем
на 70%. В номенклатуре розничных цен 55%
оставались твердыми, 15% – регулируемыми
(устанавливались лимиты); 30% договорными.
Информация о работе Либерализация цен. Приватизация собственности. Инфраструктура хозяйствования