Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 18:17, курсовая работа
С 1992 года Россия переживает глубокие перемены. Переходный период в экономике - это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Этот отрезок времени еще часто называют периодом постсоциалистической трансформации. Естественно, что экономическая трансформация является частью глубоких, обычно принципиальных изменений в обществе - в политических и государственно - административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике.
Введение………………………………………………………………….2-4
1. Проблемы либерализации цен………………………………5
Необходимость либерализации цен………………………5-6
Либерализация цен………………………………………...6-10
Последствия либерализации цен………………………….10-14
2.Проблемы приватизации собственности……………………...15
2.1. Сущность приватизации……………………………………..15-17
2.2. Порядок и этапы проведения приватизации………………..17-26
3.Инфраструктура хозяйствования……………………………..27-29
Заключение……………………………………………………………….30-32
Список использованной литературы…………………………………....33-35
Для молодых
реформаторов, начавших работать
с Б.Н. Ельциным осенью 1991г., вопрос либерализации
цен – очевидный и главный вкупе с макроэкономической
стабилизацией. 28 октября президент выступает
в Верховном Совете РСФСР с заявлением
о предстоящих реформах, включая либерализацию
цен, и получает на год чрезвычайные полномочия.
3 декабря подписан указ о либерализации
цен с середины декабря. Его исполнение
отложено до 2 января по просьбе союзных
республик. Отрицательный эффект понятен:
объявлено заранее, рост инфляционных
ожиданий обеспечен.
2 января 1992г. – единовременный
отпуск цен, которые еще оставались под
контролем. После этого дня свободными
стали 80% оптовых и 90% розничных цен. Еще
сохранился контроль за ценами на ряд
потребительских товаров: хлеб, молоко,
кефир, творог, детское питание, соль, сахар,
растительное масло, водка, спички, лекарства
(цены повышены в 3 раза), а также на электроэнергию,
городской транспорт, квартплата и плата
за коммунальные услуги. С марта по май
контроль за ценами на эти товары был снят
или передан на уровень регионов.
В административном
порядке с сохранением государственного
контроля были повышены цены: на нефть
– в 5 раз, на газ и электроэнергию для
производственного потребления – в 4,7;
на уголь – в 5,5 раза. Это было неудачное
решение, во многом обусловившее колоссальный
рост цен в 1992г. Пятикратное повышение
цен на нефть и нефтепродукты сразу задало
как бы нижнюю планку повышения всех остальных
цен. Можно условно предположить: не будь
этого, цены в 1992г. могли вырасти не в 26,
а в 8–10 раз.
Цены на нефть либерализовали
в мае 1992г., убедившись, что трудности возникали
именно там, где сохранялся контроль за
ценами. Заключительный акт – переход
к свободным ценам на уголь в 1993г. После
этого под контролем федерального правительства
остались только цены и тарифы на продукцию
естественных монополий – газ, электроэнергия,
железнодорожные перевозки, транспортировка
нефти.
29 января
1992г. Президент подписал Указ "О
свободе торговли". Подобный опыт
был в Польше, и он принес
успех. В соответствии с
этим указом предприятиям независимо
от форм собственности и гражданам было
предоставлено право осуществлять торговую,
посредническую и закупочную деятельность
без специальных разрешений.
Исключение, естественно,
составляла торговля оружием, взрывчаткой,
ядовитыми и радиоактивными веществами,
наркотиками, лекарственными средствами
и другими товарами, реализация которых
была запрещена или ограничена законодательством.
Было установлено,
что предприятия и граждане могут осуществлять
торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин)
в любых удобных для них местах, за исключением
проезжей части улиц, станций метрополитена
и территорий, прилегающих к зданиям государственных
органов власти и управления. Ответственность
за качество реализуемых товаров возлагалась
на предприятия и граждан, осуществляющих
торговлю.
Местным
органам власти и управления
указывалось на необходимость
содействия свободной торговле
предприятий и граждан, обеспечения
свободного перемещения
Указ
"О свободе торговли" сыграл
значительную роль в
Никто не мог быть привлечен
к ответственности за
В результате пусть не сразу, но потребительский рынок стал насыщаться. Начался рост товарных запасов в розничной торговле: 49 дней в конце 1992г. против 39 годом ранее и 56 дней в конце 1993 г. В 1992–1993 гг. статистика исчисляла коэффициент насыщенности рынка, основываясь на данных обследования в 132 городах по 98 продуктам. Коэффициент подсчитывался как отношение числа городов, в которых на момент регистрации товар был в продаже, к общему числу обследованных городов.
В феврале 1992г. этот
коэффициент равнялся 35% (по продовольственным
товарам), в 1993г. он достиг 70%, а в октябре
1994г. – 92%*, и его публикация вскоре
прекратилась за ненадобностью. Впервые
с 1928г. граждане России расстались с дефицитом.
Ответы на поставленные выше вопросы в
обоих случаях положительные: скорость
либерализации оправдана, важнейший результат
– насыщение рынка – достигнут самое
большее за два года.
Длительность во многом
объясняется политикой региональных и
местных властей, на которых Гайдар переложил
инициативу контроля или освобождения
цен на основные продовольственные товары
Либерализация цен наряду с приватизацией
стала самым ощутимым проявлением изменений
в экономике. На основе практического
опыта рыночных реформ 90-х годов сформировались
радикальная и постепенная системы образования
цен. В первом случае это быстрая и широкомасштабная,
полная либерализация цен, основной элемент
так называемых «шоковых» экономических
реформ. Во втором случае это поэтапная
и рассчитанная на длительный период времени
либерализация цен как элемент концепции
осторожных и постепенных рыночных преобразований.
Государственная и рыночная модели ценообразования противоположны по своему содержанию. Если первая ориентирована на интерес предприятия-изготовителя, то вторая – на интересы потребителя, представленные его спросом на рынке. Государственные плановые цены стабильны и ориентированы на полный учет затрат, а рыночные цены, напротив, отличаются гибкостью, подвижностью и максимальным учетом потребительских свойств продукции. Поскольку принципы ценообразования очень существенно отличаются, следовательно, имеется различный уровень цен на аналогичную продукцию. Поэтому переход от одной модели ценообразования к другой является процессом сложным, так как затрагивает интересы предприятий, государства и самых широких слоёв населения.
1.3. Последствия либерализации цен
Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение цен за первые три месяца 1992 года (по сравнению с декабрём 1991года), а оптовые цены возросли уже за первые два месяца почти в 3 раза. Рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточно-европейских странах, проводящих реформу.
Таблица 1. Рост цен в первый год после их либерализации
Страна, год |
Рост цен, % |
Россия (1992) |
2501 |
Болгария (1991) |
457 |
Чехословакия (1991) |
54 |
Венгрия (1991) |
33 |
Польша (1990) |
249 |
Румыния(1991) |
252 |
собственность приватизация ценообразование
Рост цен в промышленности был очень неравномерным, что было особенно ощутимо в рамках военно-промышленного комплекса, т.к. либерализация цен лишила отрасль традиционного привилегированного доступа к материальным ресурсам. Например, цена тяжелого трактора, производимого оборонным предприятием, составляла до либерализации цен 21 тыс. рублей, а в конце марта 1992 года – уже 600тыс. рублей. Объём денежной массы увеличился в первые месяцы либерализации цен только на 25%, в то время как цены выросли в 5-7 раз. Тем самым избыточная денежная масса была в значительной мере ликвидирована уже в самом начале радикальной либерализации цен. Это воспринималось как положительный знак макроэкономического оздоровления авторами реформы. Однако вместо долгожданного равновесия образовался рост инфляции.
С учетом размеров избытка денежной массы к моменту либерализации первоначальный всплеск инфляции нельзя считать неожиданным. Из скрытой формы, характеризующейся нарастанием дефицита, произошел довольно резкий переход к форме открытой ценовой инфляции.
Развитию инфляции способствовали различные факторы:
Так как в российской промышленности опыт планового управления был значительно более длительным, чем в других странах. С точки зрения рыночной экономики крупные предприятия являются менее гибкими и эффективными, они хуже ориентируются на спрос. К инфляции также вело резкое увеличение заработной платы в декабре 1991 года и значительное повышение цен на сырьё. Предприятия путем увеличения цен переложили на плечи заказчиков дополнительные расходы на материальные ресурсы, что, в свою очередь, вызвало дальнейший рост цен на сырьё и т.д.
Сыграли свою роль здесь и рост цен, резкое сокращение соотношения между денежной массой и доходами и затоваривание можно рассматривать в какой-то мере и как рациональную реакцию предприятий и населения, испытывающих потребность в деньгах. В период либерализации цен, одним из немногих реальных активов, альтернативных деньгам, являлось накопление товаров. Накопление денежных активов было мало привлекательным из-за низкой процентной ставки (менее 10% на годовые вклады) и инфляционных ожиданий. Поэтому рост цен был вызван не только избытком денежной массы, но и бегством от денег. Это выразилось в стремлении к накоплению товаров, ставших доступными (появившихся в продаже) после либерализации цен.
Либерализация цен сопровождалась ужесточением кредитной политики и строгим ограничением эмиссии. Такой теоретический подход на практике ещё больше осложнил ситуацию. Уже в январе 1992 года жесткое ограничение цен создало кризис ликвидности. Это в свою очередь, привело к резкому росту просроченной задолженности во взаимных расчетах между предприятиями.
Далее дефицит рубля вызвал задержки в выплате зарплаты, ограничил доступ к сберегательным счетам и тем самым привел к увеличению спроса на наличные активы. Предприятия-производители получили в конце 1991 года, т.е. на кануне либерализации цен достаточное количество кредитных ресурсов, чтобы в дальнейшем осуществлять какое-то время взаимные расчеты при помощи безналичных средств. Однако они не умели возможности обратить эти средства в наличные. Постепенно отсутствие фактических сделок по продаже привело к образованию просроченной задолженности сначала у продавцов по отношению к поставщикам, а затем это явление охватило всю экономику.
Таблица 2. Годовые нормы инфляции (в процентах)
1991 |
1992 |
1993 | |
Дек. 91/дек.90 |
Дек.90/дек.91 |
Дек.93/дек.92 | |
Общая |
160,3 |
2501 |
839,9 |
Продукты питания |
136,1 |
2130 |
804,9 |
Непродовольственные товары |
210,6 |
2570 |
641,8 |
Услуги |
78,8 |
3260 |
2311,2 |
Данные таблицы показывают, что высокие темпы роста цен в России были характерны не только для 1992года – непосредственно после либерализации цен, но и позднее – в 1993году.
Либерализация цен не смогла в течение двух следующих лет не только остановить, но и затормозить промышленный спад, о чем свидетельствуют данные таблицы 3.
Таблица 3.Показатели промышленного спада
Отрасль |
1992/1991 |
1993/1992 |
1994/1993 |
Электроэнергетика |
96,6 |
94,7 |
79,1 |
Нефтяная |
86,2 |
84,6 |
79,8 |
Газовая |
98,6 |
94,1 |
78,4 |
Угольная |
102,2 |
90,2 |
74,2 |
Черная металлургия |
82,6 |
83,4 |
76,5 |
Цветная металлургия |
73,2 |
82,0 |
87,3 |
Химическая |
74,7 |
81,0 |
75,4 |
Нефтехимическая |
83,4 |
75,0 |
74,4 |
Машиностроение |
85,1 |
84,4 |
75,5 |
Лесная и целлюлозно-бумажная |
85,4 |
81,3 |
73,3 |
Промстройматериалы |
78,0 |
72,3 |
76,9 |
Легкая |
73,6 |
76,6 |
76,9 |
Пищевая |
81,3 |
90,8 |
68,3 |
Промышленность в целом |
81,2 |
83,7 |
75,0 |
В том числе в % к 1991г. |
81,2 |
68,0 |
51,0 |
Информация о работе Либерализация цен. Приватизация собственности. Инфраструктура хозяйствования