Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 18:17, курсовая работа
С 1992 года Россия переживает глубокие перемены. Переходный период в экономике - это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Этот отрезок времени еще часто называют периодом постсоциалистической трансформации. Естественно, что экономическая трансформация является частью глубоких, обычно принципиальных изменений в обществе - в политических и государственно - административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике.
Введение………………………………………………………………….2-4
1. Проблемы либерализации цен………………………………5
Необходимость либерализации цен………………………5-6
Либерализация цен………………………………………...6-10
Последствия либерализации цен………………………….10-14
2.Проблемы приватизации собственности……………………...15
2.1. Сущность приватизации……………………………………..15-17
2.2. Порядок и этапы проведения приватизации………………..17-26
3.Инфраструктура хозяйствования……………………………..27-29
Заключение……………………………………………………………….30-32
Список использованной литературы…………………………………....33-35
В результате либерализации
цен темп их роста оказался настолько
сильным, что денежная масса не успевала
за ним, её не хватало для расчётов. Для
увеличения её объёма Центральный Банк
России расширил купюрность банкнот, а
затем принял меры по организации расчётно-кассовых
центров для безналичных расчётов.
Рост цен превзошел,
к сожалению, прогнозы реформаторов. Планировалось,
что цены в январе–феврале 1992г. вырастут
в 2– 2,5 раза, но оказалось, что только за
январь потребительские цены выросли
в 3,5 раза.
Сопротивление жесткой
финансово-кредитной политике было отчаянным,
объективно обусловленным глубокими структурными
деформациями.
Инфляционный навес
оказался в России очень большим. Инфляция
на долгие месяцы стала выражаться в двузначных
цифрах в месяц. К счастью, дело не дошло
до гиперинфляции, порогом которой считается,
по определению Ф. Кейгана, уровень в 50%
роста цен в месяц. Но от этого населению
было ненамного легче.
Рост цен в первый год
после их либерализации всегда значителен.
Повышение цен на нефть моментально подтолкнуло
директоров на неправедный путь, многие
стали повышать цены на свою продукцию
в 10–15 раз против 1991г.
Инфляционный навес не удалось сократить до либерализации цен. Это не могло не привести к бегству от денег. Люди и избавлялись от них, несмотря на то, что реальная заработная плата в промышленности, к примеру, в январе 1992г. снизилась на 60% (при росте номинальной на 40%).
Существенную роль в раскручивании инфляционной спирали сыграли и немонетарные факторы. Высокий уровень монополизации экономики, несмотря на принятие в 1991г. Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", объективно способствовал быстрому росту цен. Искусственно возводимые преграды на пути перемещения товаров – эта палочка-выручалочка, по мнению руководителей многих регионов страны, во время тотального товарного дефицита – встали преградой и на пути снижения темпов инфляции. По существу это сторона того же явления – монополизма.
Наконец,
отсутствовала элементарная деловая культура
эффективного рыночного хозяйствования.
Большую прибыль, как известно, можно получать
не только за счет ее прямого увеличения,
но и за счет снижения издержек производства.
Но к этому еще предстояло прийти. Экономическое
поведение предопределялось объективными
факторами, вот и действовали соответственно.
Новые институты только постепенно начинали
влиять на поведение экономических агентов.
Бывшие соцстраны в гораздо большей
степени оказались готовыми к рыночным
преобразованиям вообще и к либерализации
цен в частности.
Самые низкие темпы
инфляции демонстрировала Венгрия. И это
объяснимо: в розничном товарообороте
этой страны доля свободно устанавливаемых
цен составляла в 1989г. 80%. А еще в 1986г. эта
доля равнялась только 55%. Фондированное
распределение сырья, материалов, орудий,
средств производства было заменено в
Венгрии оптовой торговлей на базе прямых
связей еще в 1968г. То же было характерно
и в Польше: к середине 1989г. свыше 70% потребительских
товаров и услуг реализовывалось по свободным
ценам.
Таким образом, в этих
странах давно осуществлялся упомянутый
ранее вариант либерализации цен, характеризующийся
постепенностью и поэтапностью. Решения
о либерализации цен, принятые в 1989–1990
гг., фактически являлись заключительным
аккордом в проведении этого ключевого
этапа рыночных преобразований.
Вообще инфляция издержек стала любимым аргументом критиков либерализации цен и жесткой денежно-кредитной политики, доказательством несостоятельности неолиберальных рецептов. Между тем тому, что происходило, можно дать более простое объяснение: отчаянное сопротивление предприятий, не успевающих или неспособных быстро адаптироваться к изменившимся условиям, в которых оказалось большинство в силу масштабов структурных деформаций, и вынужденные уступки в форме ослабления денежной политики.
Сектор, который понес реальные серьезные потери от либерализации, это сельское хозяйство. Диспаритет цен, которым реформаторов бесконечно попрекали аграрии, действительно явился следствием снятия контроля над ценами, а также ликвидации дотаций. Но не допустить диспаритета цен – отставания цен на сельхозпродукцию от цен товаров, потребляемых сельским хозяйством, – или ликвидировать его можно только восстановлением контроля над ценами и дотациями, т.е. остановкой реформ.
Проблемы приватизации собственности
2.1. Сущность приватизации
Анализируя современные представления о приватизации как об одном из методов преобразований отношений собственности, отметим многообразие подходов и оценок ее последствий (Е.Ф. Борисов, А.В. Бузгалин, В.А. Виноградов, П.А. Канапухин, СП. Клинова, И.В. Ларионов, А.Д. Радыгин, Ю.И. Хаустов, С.С. Шаталин, А.Ф. Шишкин, Г.А. Явлинский и др.). Однако изучение причин и движущих сил приватизации является все еще незавершенным. Исследование последствий переходной экономики позволит с научных позиций обосновать наиболее рациональные пути социально-экономических преобразований в стране.
В условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка.
Анализ теории и практики приватизационного
процесса занимает все более важное место
в отечественной экономической науке.
Данное исследование выявляет и обосновывает необходимость взаимодополнения
различных форм собственности, при этом
устанавливает, что их многообразие при
необходимом уровне регулирования гарантирует
надежное функционирование системы в
целом.
Приватизация является
одним из важнейших преобразований при переходе
к рынку и представляет собой особую систему экономических
отношений, возникающих в связи с изменением
формы собственности на средства производства:
с «государственной» на «частную». Рассмотрение
методологических основ разгосударствления
и приватизации позволяет раскрыть экономическое
содержание приватизации как системы
отношений по изменению формы собственности
на средства производства с государственной
на частную (в том числе индивидуальную,
паевую, акционерную) под непосредственным
воздействием государственных органов.
Наиболее короткое определение приватизации
формулируется как переход государственного
имущества в частый сектор экономики.
Связь понятия приватизации и разгосударствления
заключатся в том, что приватизация является
разгосударствлением собственности. Иногда
эти процессы воспринимаются как возврат
государственной собственности её истинным
владельцам. Но до сих пор нет единого
определения приватизации.
В западных странах можно встретить множество определений, такие как:
-переход прав собственности
государства в пользу частных лиц (частного
сектора) или смена государственной собственности
на частную;
-полная продажа государственных предприятий
частным лицам;
-продажа части активов;
-передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.
Несмотря на разнообразие
определений можно выделить две основные
модели приватизации: платная и бесплатная,
каждая из которых опирается на
определенные доводы и аргументы.
Бесплатная приватизация.
Основные доводы в её пользу сводятся к
следующему: так как при государственной
монополии каждый гражданин являлся совладельцем
собственности, то его надо превратить
из формального в реального собственника,
наделив частью государственного имущества.
Таким образом должны возникнуть стимулы
к производительному труду, к экономии
затрат и более рациональному использованию
ограниченных ресурсов. Практически реализация
связана с наделением всех граждан приватизационными
чеками - ваучерами.
Платная приватизация.
В этом случае государственная собственность
подлежит продаже по различным схемам.
Основная идея этого процесса продажа
на аукционах за деньги. Предполагается,
что предварительно предприятие акционируется,
а затем его акции продаются на фондовом
рынке. Её сторонники указывают, что только
в этом случае появится эффективный собственник.
Кроме того, она приводит к увеличению
доходной части бюджета.
Один из серьезных вопросов
касающийся приватизации это сроки её проведения:
или она должна быть растянутой на несколько
десятилетий, или быстрой. Существует мнение
части ведущих экономистов, что находящуюся
в государственной собственности экономику
вряд ли возможно приватизировать за 2-3
года. Реальное её осуществление должно
быть медленным по трем основным причинам:
1.Сбережения, необходимые для приобретения
в частную собственность объектов промышленности,
накапливаются медленно;
2. Требуется время, чтобы рынок
начал хорошо функционировать и определил
рыночную стоимость предприятий;
3.Монополизированную
Основными критериями
выбора способа приватизации являются
отраслевая принадлежность и размер предприятия,
учет принципов социальной справедливости
и приоритета трудового коллектива, демонополизация,
необходимость сохранения профиля предприятия
и его производственного потенциала, рентабельность
предприятия, привлечение инвестиций.
Названные критерии обусловили следующие
основные способы приватизации - акционирование
(с закрытой подпиской или продажей акций);
продажа предприятий и имущества по коммерческому
или инвестиционному конкурсу (на аукционе);
выкуп арендованного имущества; банкротство.
Чтобы добиться наибольшего результата,
надо отдать предприятие в руки умелых
управляющих и суметь заинтересовать
их в достижениях наилучших конечных результатов. Основным
принципом приватизации должен являться
генеральный принцип всех реформ - не навреди.
На основе опыта приватизации
в странах с рыночной экономикой и с экономикой
переходного периода можно сформулировать
ряд принципов:
-приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
-приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;
-изменения структуры собственности
должны носить постепенный характер;
-обязательными условиями приватизации
должны быть новые, инвестиции, совершенствование
управления, сохранение определенного
уровня занятости и социального обеспечения,
формирование и поддержка средних слоев;
-приватизация должна проводится с учетом
национальной безопасности;
-каждый шаг приватизации должен быть
обоснованным, публичным и доступным народному
контролю.
В июле 1991 года в России был принят Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992–1994 гг. Все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три группы: 1) мелкие предприятия (до 200 занятых с балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб.); они подлежат продаже на аукционах (конкурсах); 2) крупные предприятия (занято более 1000 человек при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. руб.); они приватизируются путем преобразования в открытые акционерные общества; 3) остальные предприятия, они могут быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями принятой программы.
Акционирование предприятия сопровождается предоставлением льгот: 1) всем членам трудового коллектива бесплатно передаются именные привилегированные (неголосующие) акции, составляющие 25% уставного капитала; продаются простые (голосующие) акции, составляющие 10% уставного капитала со скидкой 30% от номинальной стоимости и предоставляется рассрочка до трех лет (первоначальный взнос не менее 15%); 2) всем членам трудового коллектива, кроме того, предоставляется право приобрести простые акции, составляющие 51% уставного капитала, но уже без льгот на приобретение; продажная цена устанавливается Государственным комитетом имущества; 3) инициативной группе работников предприятия, взявшей на себя ответственность за выполнение плана приватизации и заключившей с согласия коллектива договор на срок до одного года, дается после истечения срока договора право на приобретение 20% простых акций по номинальной стоимости; на период договора ей предоставляется право голосования по 20% голосующих акций.
Таким образом, акционерное общество становится основной организационной формой предприятий в России. Следует заметить, что их успешному акционированию способствуют развивающиеся финансовые рынки, в первую очередь фондовые биржи
Процесс приватизации в России рассматривался правительством как важнейшая часть экономической реформы преобразования командной экономики в рыночную и состоял из двух этапов: ваучерной и денежной приватизации.
Правительство принимает единственно верное решение начать государственную приватизацию. Разумеется, надо иметь в виду, что приватизация в России качественно отличается от приватизации в проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической собственности ставил более глубокие и масштабные задачи: стать инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования нового класса частных собственников. Именно из этой идеи исходил «Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», где приватизация рассматривается не только как переход от одной формы собственности к другой, а как создание нового носителя отношений собственности
Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены «Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год». Программа предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа, акционирование.
В основу выбора способа приватизации был положен размер предприятия. По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых устанавливались свои условия приватизации (оценка фондов на 01.01.1994 г.)
Таблица 4. Размеры предприятия и условия приватизации
Категория предприятия |
Условия |
МЕЛКИЕ | |
Менее 200 работников или стоимость основных фондов менее 1 млн. руб. |
Приватизация без корпоратизации |
СРЕДНИЕ | |
От 200 до 1000 работников или стоимость основных фондов от 1 до 50 млн. руб. |
Добровольная корпоратизация |
КРУПНЫЕ | |
Более тысячи работников или стоимость основных фондов более 50 млн. руб. |
Обязательная корпоратизация |
Малые предприятия, к которым не применялась процедура корпоратизации, подлежали продаже через аукцион или на конкурсной основе выставлялись на торги. Такой шаг был нацелен на то, чтобы узнать их рыночную стоимость и создать конкуренцию между покупателями. Предусматривалось также, что малые предприятия могут выкупаться частными лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться коллективами предприятий, которые заключили с государством договор аренды с правом последующего выкупа имущества предприятия.
Информация о работе Либерализация цен. Приватизация собственности. Инфраструктура хозяйствования