Людвиг Эрхард и немецкое "Экономическое чудо”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Экономические последствия Второй мировой войны оказались для Германии катастрофическими: объем промышленного производства в 1946 г. составлял 33% от довоенного уровня, сельское хозяйство было отброшено на 30 лет назад, производство стали сократилось в 7 раз, добыча угля упала более чем в 2 раза .

В ходе войны Германия потеряла около 7 млн человек, лишилась 25% своей территории (в границах 1937 г.), около 12 млн человек было выселено. Было разрушено около 20–25% жилья (25% повреждено), 20% промышленных строений и оборудования, 40% транспортных сооружений . Помимо этого немцам предстояло выплатить около 14 млрд долл. По репарациям [5], в том числе путем изъятия и вывоза промышленного оборудования.

Содержание работы

Введение
1. Экономический коллапс.
2. Краткая биография Людвига Эрхарда.
3. Идеология реформ.

4. Предпосылки реформ.
5. Ветер перемен. Денежная реформа.
6. Финансовая и налоговая политика

7. Развитие жилищно-строительной отрасли.
8. Развитие науки.
9. Секреты успеха

10. Уроки для России.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ист. эк.учений 1.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

7. Развитие жилищно-строительной отрасли.

 

 

Одним из важнейших локомотивов роста экономики Германии стало стремительное

развитие жилищно-строительной отрасли, объявленной национальным приоритетом. При

решении жилищной проблемы власти Германии проявили завидную изобретательность,

сняв ее в крайне сжатые сроки. Помимо разрушения жилищного фонда, проблему

обострял приток беженцев. Было принято решение отказаться от строительства временного, дешевого жилья. Для выполнения программы было создано министерство

жилищного строительства. Финансирование осуществлялось за счет массированного

стимулирования частных инвестиций и привлечения государственного финансирования.

Основной упор делался на строительство бесплатного, т.е. социального жилья,

предназначенного для малоимущих семей. Жилье делилось на три категории в

первую, предназначенную для граждан с минимальными доходами, входили квартиры с

площадью не более 65 кв. м, вторую составляло жилье с площадью не более 80 кв.м.

Частные инвесторы, возводящие жилье первой категории, получали государственную

компенсацию за разницу между затратами на строительство и арендными доходами. Для

жилья второй категории компенсация разницы проходила поэтапно путем проведения

налоговых списаний. Третья же категория представляла коммерческое жилье.

 

У жилищной программы были следующие источники финансирования .

 

1) перечисление  банками до 90% платежей по старым, ранее выданным ипотечным

кредитам в государственный фонд финансирования жилищного строительства;

 

2) 3%-ный  налог на стоимость земельных  участков, собственники которых  не

предоставляли землю под строительство;

 

3) доходы  от реализации товаров по плану  Маршалла, перечисляемые в

государственный орган жилищного кредитования (KFW), кредитовавший застройщиков

по ставке 6,45% годовых;

 

4) финансирование  со стороны коммерческих банков, обязанных выдавать не менее

50% от общего  объема кредитов на финансирование  строительства, по ставке, не

превышающей 4,5% годовых;

 

5) и, наконец, по мере истощения ресурсных  возможностей было использовано

активное привлечение средств населения.

Для повышения уровня благосостояния малообеспеченных немцев стимулировалось

их переселение в дома с приусадебными участками. Субсидирование в зависимости от

числа детей составляло до 30%, выделялись беспроцентные кредиты.

Общий объем инвестиций в жилищную программу за 1950–1962 гг. составил более

65 млрд марок, при этом по объему строительства  жилья на душу населения ФРГ  вышла

на 1 место. С 1953 г. в год строилось около 500 тыс. квартир (для сравнения, в 1929 г. –

197 тыс.), число  занятых в строительной отрасли составляло около 10% общей массы

рабочих и служащих . Общий объем возведенного жилья достиг 250 млн кв.м. (около 5

млн единиц жилья), при этом на долю государственных инвестиций приходилось от 30 до

50% . Особенно интересно, что столь массированные инвестиции сочетались с

низкой инфляцией. В 1963 г. на 100 жителей ФРГ приходилось 30 квартир .

Этот опыт имеет большое значение для России. Широко известно, что развитие

доступного жилищного строительства способно стать одним из локомотивов российской

экономики. Однако наша страна, имея все ресурсы для решения жилищной проблемы,

продвигается в этом направлении крайне медленно. Строительный рынок

монополизирован, существующие цены на жилье, порой превышающие европейские, не

соответствуют платежному спросу большинства населения, что кардинально

ограничивает возможности развития страны и населения.

Антимонопольные реформы и система поддержки малых предприятий

В период реформ велись серьезные дискуссии об ограничении власти монополий.

Л. Эрхард публично выступал против монополизма, постоянно апеллировал к принципам

нравственности, категорически возражая против экономического эгоизма, доминирования

чьих-то узких интересов. Он говорил: «важнее сосредоточить все усилия народного

хозяйства на увеличении народнохозяйственного дохода, чем терять силы в борьбе за

распределение дохода .Куда легче дать каждому по более крупному куску от большего,

все увеличивающегося в своих размерах пирога, чем получить выгоду из споров о

распределении маленького пирога, ибо тогда каждая выгода должна быть компенсирована

какой-либо другой невыгодой» .

 

С начала 1958 г. начал действовать антикартельный закон. Хотя позиции крупных

предприятий в корпоративной и банковской сферах упрочились, важнейшей силой и

основой рынка стал мелкий и средний бизнес – настоящее «национальное достояние»

Германии. Сейчас он обеспечивает основную часть занятости – удельная доля

предприятий с числом работающих менее 500 человек составляет около 99% . На их

долю приходится до 70% рабочих мест, около 45% налогов с оборота, около 30%

немецкого экспорта, до 46% валовых инвестиций и 57% ВВП .

Особенно велика доля занятости на таких предприятиях в сфере услуг: предприятия

по ремонту, мастерские, рестораны, кафе, медицинские, юридические, консалтинговые

компании. В Германии существует мощная практика поддержки малого бизнеса: с 1975 г.

он получает значительные льготы по налогам и финансированию – государственные

инвестиционные надбавки, субсидии, налоговые льготы на инвестиции, льготное

кредитование и т.д. Что особенно важно, существуют государственные консалтинговые

программы, многочисленные организации и центры по поддержке развития.

При проведении экономической политики в России длительное время не уделялось

достаточного внимания развитию малого бизнеса, как впрочем и предпринимательству

вообще. В последнее время демонстрировались намерения улучшить ситуацию в этом

направлении. Российская экономика находится в жестких тисках монополистов, поэтому

создание в РФ эффективных механизмов антимонопольного регулирования, развития

конкуренции и предпринимательства является важнейшей задачей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Развитие науки.

 

Решающую роль в развитии промышленности в ФРГ сыграл бурный научно-

технический прогресс, создание новейших технологий. За период 1960-х годов общие

расходы на науку и конструкторские разработки выросли в 5,2 раза, чему в немалой

степени способствовали иностранные инвестиции, в первую очередь США и Англии. Для

предотвращения «утечки мозгов» были приняты меры по повышению оплаты труда

ученых. В результате научно-технического прогресса за это же период

производительность труда возросла на 60% .

За время реформ в России резко сократились такие важные показатели, как объем

финансирования науки и заработная плата ученых. В результате престиж научной работы

снизился, а значительная часть перспективных и молодых ученых уехала за границу.

Конец чуда?

После своего ухода К. Аденауэр не поддержал назначение Л. Эрхарда, который стал

канцлером в 1963 г. (но был им недолго, покинув этот пост в 1966 г.). Л. Эрхард был более

«погружен» в экономику, внешняя политика была для него более сложной задачей. После

его ухода к власти пришли социал-демократы, активно использовавшие подходы

Дж. М. Кейнса. Однако Германии нужны были по-прежнему более синтетические

рецепты. В дальнейшем тяжкое бремя системы социального и пенсионного обеспечения

привело к росту нагрузки на бюджет, повышению налогов. Пенсионная система

обеспечивала высокий уровень пенсий, снизить который стало крайне сложно по

политическим мотивам. Высокие налоги негативно отразились на экономическом росте,

что в дальнейшем привело к увеличению безработицы. Вторая волна проблем пришла

после объединения Германии в 1990 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Секреты успеха

 

Опыт Эрхарда интересен тем, что на одном из первых постов государства оказался

экономист-ученый, прекрасно применивший свои знания на практике. Он был хорошим

оратором, умел объяснить народу смысл экономической политики правительства, уделял

этому огромное значение, много писал в газеты и выступал. Отвечая на вопрос о факторах

успешного развития экономики, Л. Эрхард говорил, что это: «находчивость

предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих, умелая политика

правительства» . И конечно, один из важнейших – свобода предпринимательства. Он

создал модель рационального рынка, где в соответствии с христианско-демократической

идеей требования рыночной эффективности были так же важны, как и соблюдение

социальной справедливости. Ему был чужд догматизм, его метод включал синтез

наиболее позитивных идей из разных экономических школ.

Л. Эрхард был за свободный рынок, но не чурался государственного вмешательства,

однако только до той тонкой линии, когда его избыток приводит к падению

эффективности экономики. Подобно социал-демократам, он был за общечеловеческие

ценности, но видел их реализацию не на базе распределительной системы, а на основе

частной собственности, ее доступности, раскрытия потенциала свободного рынка за счет

реализации экономических возможностей граждан. При этом немецкая модель экономики

с самого начала демонстрировала высокий уровень социальной защищенности,

достигаемый в том числе путем рационального распределения общественного дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Уроки для России.

 

 

Чем интересен это опыт для России? С начала реформ Германии потребовалось

около 12 лет, чтобы пройти путь от полной разрухи до лидерства в мировой экономике.

Что касается РФ, то до уровня жизни Германии нам еще очень далеко. Начало реформ

1992 г. обернулось  для России сильнейшим экономическим  спадом середины 90-х годов,

дореформенный уровень 1990 г. был достигнут только в 2007 г., т.е. за 15 лет.

Конечно, у Германии при переходе к рынку было больше преимуществ, чем у

России. Там была уже капиталистическая инфраструктура, сохранившаяся и во времена

нацизма, население имело опыт предпринимательства. Для России, напротив, было

характерно отсутствие рыночных институтов, предпринимательского опыта,

уничтоженных за длительный период плановой экономики, и их достаточно медленное

развитие.

 

Отсутствие сильной государственной политики в РФ, минимизация ее социальной

составляющей приводит к доминированию интересов различных групп «влияния» и

монополистов. В результате экономика и государство лишается необходимых движущих

сил развития.

 

Избыточная бюрократизация и коррупция на фоне неадекватного уровня

ответственности чиновников затрудняет процесс экономического роста, инвестирования,

развития предпринимательства, создания новых активов. Засилье рейдерства способствует

процессам нерыночного, неэффективного перераспределения собственности.

 

Российскую экономику до сих пор тормозят такие рудименты прошлого, как низкий

уровень экономической свободы, отсутствие позитивного инвестиционного климата,

отчуждение населения от собственности и ресурсов страны, недостаточный уровень его

экономической активности, неразвитость инфраструктуры.

Кризис 2008–2009 гг. вызвал значительное сокращение ВВП, промышленного

производства, рост безработицы. Финансовый кризис показывает по-прежнему

сохраняющееся доминирование структурных диспропорций: как была у России сырьевая

экономика, так ею и осталась; как не было адекватных импульсов к развитию реального

сектора, инфраструктуры и науки, так по-прежнему их и нет. Сохраняется и региональная

отсталость.

 

Отсюда и социальные проблемы – падение численности населения, высокая

смертность, низкая рождаемость, алкоголизм и т.д. Переход к активному и эффективному

исполнению целей Стратегии 2020 представляет собой лучшее лекарство от кризиса.

Реальная модернизация экономики требует напряженных, эффективных и

целенаправленных усилий наших элит и всего населения. Нация должна научиться

работать и создавать ценности, а не «существовать» за счет доходов от «трубы». Не будем

забывать предупреждения П.А. Столыпина: «Народы забывают иногда о своих

национальных задачах; но … они превращаются в назем, … на котором вырастают и

крепнут другие, более сильные народы».

 

 

 

 

 

 

 

У нас есть огромная, практически неосвоенная территория. Начав строить дороги,

дома, электростанции, развивать сельское хозяйство, мы создадим колоссальный спрос

для нашей промышленности, и экономика обретет долгожданный динамизм, явив миру,

наконец, и «русское чудо». Россия имеет неограниченные возможности для созидания, и

могла бынепрерывно и поступательно развиваться.

Важнейший фактор изменения ситуации – нравственное переосмысление нашей

экономической политики. Христианско-демократическое движение в России пока не

окрепло, хотя перспективность самой идеи вполне очевидна. Авторитет православной

Церкви постоянно укрепляется. Для России актуально как увеличение степени

экономической свободы, так и усиление общественной активности государства. Не стоит

забывать о четырех «и» Д. Медведева – институтах, инфраструктуре, инновациях и

инвестициях, – которые должны, наконец, начать работать.

Информация о работе Людвиг Эрхард и немецкое "Экономическое чудо”