Логика хозяйственного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – закрепить и обобщить знания, полученные в университете по дисциплине «Экономическая теория» по теме: «Логика хозяйственного поведения».
Для выполнения данной курсовой работы необходимо рассмотреть следующие вопросы:
Проблема выбора;
Теория спроса и предложения, рыночное равновесие;
Эластичность спроса и предложения;
Постоянные, переменные, общие издержки фирмы;
Минимизация издержек и максимизация прибыли;
Монополия и олигополия.

Файлы: 1 файл

Экономическая теория. Логика хозяйственного поведения (образец).docx

— 119.64 Кб (Скачать файл)


 

 


                                                                                              


налоги                                       налоги  

                                                                       социальные 


                                                                       программы 


 


 

кредиты                                               сбережения 



 

  Спрос фирмы на  фак-

      торы производства                                           Денежные доходы


                                                                                               


 Денежные расходы                                                   Предложение факторов

         фирм                                                               производства


Домохозяйства и фирмы образуют частный спектр, а государство – государственные субъекты, которые тесно взаимодействуют на рынке товаров и услуг. На рынке факторов производства и на финансовом рынке, образуя взаимосвязанный поток расходов и всех доходов. «Поток» доходов и расходов находится в постоянном движении и отражает общий объем производства, общий доход и общую  занятость.

Функционирование рыночной экономики осуществляется главным образом через рынок.

Рынок является формой взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.

Любой рынок базируется на трех основных элементах:

  • цены;
  • спрос и предложение;
  • конкуренция.

Для эффективного функционирования рынка требуется, прежде всего, реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной и др.) и создания рыночной инфраструктуры.

Инфраструктура включает три основных элемента:

  • рынок товаров и услуг;
  • рынок факторов производства;
  • финансовый рынок.                       

Рынок факторов производства предполагает:

Куплю и продажу (земли, труда и капитала).

Рынок труда:

Важнейшим инструментом рынка является биржа труда, где непосредственно формируется спрос на рабочую силу различного вида и ее предложения.

Функции биржи труда:

  • анализ рынка занятости;
  • прогнозы масштабов и структуры безработицы (в нее включены центры социальной трудовой реабилитации; малые предприятия с рабочими местами для инвалидов и подростков).

Финансовый или денежный рынок-это рынок, отражающий спрос и предложения финансовых средств (денег, акций, облигаций).

Все эти рынки три рынка органически взаимосвязаны и взаимодействуют друг на друга. Если они находятся в равновесии, то и во всей экономике наступает макроэкономическое равновесие.     

Рынок в целом характеризуется богатой, и сложной структурой. Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным интересом и вовсе не направлены на то, чтобы экономика функционировала успешно. Координацию всех зависимо принимаемых решения осуществляет рыночный механизм, он доводит решения отдельных хозяйствующих субъектов друг для друга, увязывает эти решения через систему цен и конкуренцию. Рыночный механизм наводит порядок в потенциальном хаосе, прежде всего через цену.

Цены выступают сигналом дающим информацию об условиях на рынке, как для потребителей, так и для производителей. Через цены суммируются и сбалансируются бесчисленные экономические, индивидуальные решения.

Следующий элемент рынка: спрос и предложение.

Взаимодействие спроса и предложения позволяет находить ответы трех главных экономических вопроса: Что? Как? И для кого производить?

Рассмотрим рынок сумок. На рынке представлены две стороны:

  • те, кто хотят купить сумки.
  • те, кто желает их продать, т.е. с одной стороны рынка является спрос и с другой предложение.

Спрос – это количество товаров определенного  вида, которые покупатели готовы купить при определенном уровне цен на них.

D – обозначается спрос.

В основе спроса лежит предельная полезность товара, скорректированная на потребителей.

Функция спроса:

Это взаимосвязь между спросом на товар и определяющими его факторами.

Эта функция может быть представлена в виде:

QDA = f (PA, PS, I, V, T, F, S)

QDA – объем спроса на товар А, в единицу времени.

РA – цена товара А

РS – цена других товаров

I – доход покупателя

V – уровень благосостояния покупателя

Т – вкусы и предпочтенья покупателя

F – мнение покупателя о своих перспективах

S - потребностей, удовлетворяемых данным товаром

      В экономике существует допущения при прочих равных условиях.

Отсюда абстрагируемся от ряда факторов и проанализируем воздействие цены сумок на спрос.

QDA = f (PA, PS, I,V, T, F,S)

              const

Связь между ценой и объемом спроса такова, что потребители предъявляют меньший спрос на сумки, если их цена возрастает. Потребители больше станут покупать сумки, если они станут дешевле. Эта связь изображается в виде кривой спроса. По вертикали оси, цена сумок, а по горизонтали оси величина спроса (количество покупаемых сумок).                                

      P         D                                                        Спрос на сумки:                


3600           


количество

цена

100 шт.

3600рублей

300 шт.            

1800рублей





3000

2400

1800


 

      0     100  200  300  400    Q


Каждая точка кривой спроса показывает, то количество сумок, которые потребители хотят купить за соответствующую цену. Кривая имеет отрицательный характер.

Эта взаимосвязь отражается в законе спроса:

Чем больше количество товара, который необходимо продать, тем ниже должна быть назначена на него цена.

Необходимо различать изменения спроса (его функции) и изменения объема спроса:

  • объем спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара, движение происходит по кривой спроса;
  • функция спроса, сам спрос меняется тогда, когда изменяется  факторы, которые раньше принимались за постоянные, здесь происходит сдвиг кривой спроса, т.к. меняется функция спроса, а следовательно ее график.

Так у покупателя возрос доход, то цена сумки по отношению к его возросшему доходу станет дешевле. В этом случае кривая спроса сдвинется вверх, вправо.

                          Спрос на сумки, когда возрос доход: 

          P         D     D1


  3600


количество

цена

200шт.

3600рублей

400шт.

1800рублей




 

   3000

 

   2400          

   

   1800



            0    100  200  300  400 Q        

 

Другая сторона рынка предложение.

Предложение – это количество товара, которое продавец считает для себя выгодно  предложить на рынок при определенном уровне цен на эти товары.

S – обозначается предложение.

На производителей и продавцов воздействует ряд факторов:

  • издержки производства
  • цели организации (получить максимальную прибыль или пробиться на новые рынки).
  • какие цены они могут установить

Функция предложения:

Это взаимозависимость между предложением своего товара и его сбытом на рынке.

В общем виде данную функцию можно изобразить следующим образом:

QSA= f (Pa, Ps, K, L, N)

QSA – объем предложения товара А, в единицу времени

Pa – цена товара А

Ps – цены других товаров, включая цены на ресурсы

K – применяемая технология

L – налоги и дотации

N – природно-климатические условия

Абстрагируемся от ряда факторов и проанализируем воздействие цены сумок на предложение.

     QSA = f (PA,PS, K, L, N)

                    const   

Отсюда цена должна возрастать, чтобы предлагаемое количество сумок увеличилось. Это связано с убывающей эффективностью. Для  того чтобы увеличилось производство сумок производитель должен нанять большее число швей, но пока парк оборудования не расширяется, дополнительно нанятые работники должны делить между собой тоже количество машин. Это означает, что с каждым дополнительным работником прирост производства становится все меньше и меньше, следовательно, возрастают и издержки на расширение производства, а это означает, что цены должны повышаться, для того чтобы предприятия получили средства производить больше.

 

          P                            S                                  Предложение сумок:


количество

цена

100шт.

1800рублей

300шт.

3600рублей





     3600


    3000

     2400                                                                      

     1800


         


            0       100 200  300  400    Q


 

Кривая предложения показывает, какое количество товара производитель продал бы  при различных уровнях цен. Кривая предложения показывает цену предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество сумок.

Производитель стимулирует высокую цену и прямо пропорциональную зависимость.

Закон предложения:

Объем предложения товара увеличивается при увеличении цены и уменьшается при ее снижении.

Необходимо различать изменения предложения (ее функции) и изменения объема предложения:

  • объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. Движение происходит по кривой предложения.
  • функция предложения (само предложение) меняется тогда, когда  изменяются факторы, которые раньше применялись за постоянные.

Совместим график спроса и предложения.


  P           D              S


                              

       P1                   E


 


   0                   Q1  Q 
Обе кривые пересекаются в точке (E), которые соответствуют значению количества сумок (Q1) и цене (P1). Это количество сумок и эта цена интересна тем, что только при таком соотношении и потребитель и производитель могут осуществлять свои планы на рынке.

Экономический смысл цены равновесия:

У производителей предельная полезность равна предельным издержкам, т.е. выполняется «золотое» правило принятия решений: MS = MR.

Со стороны покупателя – это означает, что он оценивает для себя полезность новой сумки точно равной той жертве, которую он приносит, уплачивая ее цену, поэтому такая цена называется ценой равновесия.

Предположим, что по какой-то причине цена сумок выше точки равновесия. При такой цене потребители считают, что сумки слишком дорогие, поэтому они не желают покупать столько сумок, сколько производитель хотел продать. В этом случае предложение превышает спрос и происходит перенасыщение рынка сумками.

Информация о работе Логика хозяйственного поведения