Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:17, курсовая работа
Цель работы – закрепить и обобщить знания, полученные в университете по дисциплине «Экономическая теория» по теме: «Логика хозяйственного поведения».
Для выполнения данной курсовой работы необходимо рассмотреть следующие вопросы:
Проблема выбора;
Теория спроса и предложения, рыночное равновесие;
Эластичность спроса и предложения;
Постоянные, переменные, общие издержки фирмы;
Минимизация издержек и максимизация прибыли;
Монополия и олигополия.
В магазине растут запасы непроданных сумок - это побуждает производителя снизить цену, чтобы избавиться от них. Одновременно производитель сокращает производство, поскольку при снизившейся цене держать их не выгодно. Когда снижается цена, возрастает спрос на сумки со стороны потребителя: происходит смещение вверх по кривой спроса. Процесс продолжается до тех пор, когда потребитель и производитель не приходят к соглашению, а спрос и предложение не встретятся снова в цене равновесия.
Излишек = QQS -QQD= 300-100=200
Дефицит = QQD -QQS= 300-100=200
Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение цены.
Рассмотрим 3 варианта кривой спроса. Основным моментом является сумма денег, которую покупатель оплачивает у продавца. Общая выручка продавца всегда равна цене умноженной на количество проданного товара: TR =
То, в какой мере объём спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращения при данном повышении цены характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены, коэффициента эластичности спроса в зависимости от цены (Ed), представляет собой отношение изменение спроса к вызвавшему его изменению цены и определяется по формуле:
Сумки:
Q1=100 Q2=300
P1=3600 P2=1800
ED<1- не эластичный спрос
Коэффициент эластичности показывает, насколько процентов меняется размер спроса на сумки в результате изменения его цены на один процент.
P
Ed=1
Когда снижение цены в точности
компенсируется соответственным коэффициентом
роста спроса, так что общая выручка остаётся
неизменной,
P
Ed<1
Q
Когда снижение цены вызывает меньший рост спроса, тогда спрос не эластичный (Ed<1)
P
Ed>1
Q
Когда снижение цены вызывает больший рост спроса говорят об эластичном спросе (Ed>1)
P
Ed=∞
Q
Бесконечно эластичный спрос (Ed=∞)
Говоря о спросе, мы имеем в виду платёжеспособный спрос. Поэтому одним из важных факторов, влияющих на спрос, является уровень дохода. Влияние дохода на спрос определяет коэффициент эластичности в зависимости от дохода:
EdI-коэффициент эластичности спроса в зависимости от дохода и дохода покупателей.
Данный коэффициент характеризует нормальный и недоброкачественный товар, у последних он имеет отрицательное значение.
Нормальный товар классифицируется следующим образом:
Положительный коэффициент, но меньше единицы, товар первой необходимости (хлеб, молоко и т.д.), т.о. 0<EdI<1
Равен единице, то это товар второй необходимости (мясо, овощи и т.д.), т.о. EdI=1
Если больше единице, то товары роскоши (креветки и т.д.), т.о. EdI>1
Практическое значение эластичности спроса в зависимости от цены:
Если спрос на сумки эластичен, то производитель, чтобы увеличить выручку, должен снижать цены.
Если спрос на сумки не эластичен, то для увеличения выручки можно повысить цену.
На рынке бывают случаи, когда рост цены одного товара вызывает падение спроса на другой товар.
Зависимость спроса товара Х от изменения цены товара Y определяется с помощью перекрёстной эластичности спроса. Этот коэффициент определяется по формуле:
Практическое значение коэффициента:
Если вы производитель сумок и стремитесь снизить издержки на производство и снизить цену на них, то производитель фурнитуры воспользуется данной ситуацией и за счёт повышения цены и будет получать солидную прибыль. Если товар конкурентный, то вы не должны повышать цену на свой товар. Так, если повысить цену на кожаные сумки на 150 рублей, то все покупатели будут покупать сумки из кожзаменителя.
Любой производитель прежде, чем определить цену на свой товар, обязательно просчитывает, сколько он может выручить при такой цене, исходя из существующей эластичности спроса на этот товар.
Эластичность предложения - это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товаров в соответствии с относительным изменением конкурентной цены.
Коэффициент эластичности предложения представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены.
Он определяется по формуле:
Сумки:
Q1=100 Q2=300
P1=1800 P2=3600
ES>1- эластичное предложение
Эластичность предложения зависит от ряда факторов:
Могут быть ситуации, когда предложение не эластично, тогда увеличение спроса ведёт не к росту предложения, а к инфляционному увеличению цен.
Чтобы определить эластичность предложения в любой точке криволинейного графика предложения, нужно к этой точке провести касательную. Если касательная пересечёт ось ординат, то ES>1, а если пересечёт ось абсцисс, то ES<1. Когда касательная проходит через 0, то ES=1.
Количественный характер взаимозависимости объёма предлагаемого блага от цены другого служит коэффициент перекрёстной эластичности предложения, который показывает, насколько процентов изменяется объём предлагаемого блага Х при изменении цены блага Y на один процент.
Определяется по формуле:
Если ESxy>0, то для производителя блага X и Y являются взаимодополняемыми. Однако, большинство совместно произведённых благ с точки зрения производителя взаимозаменяемы и для них ESxy<0. Так, при увеличении цены на сумки, кожевенная фабрика увеличит их предложение за счёт снижения предложения ремней.
Особое большое значение фактор времени оказывает на предложение. Прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цены, должен пройти определенный промежуток времени. Предположим, спрос на сумки неожиданно вырос, но поскольку предложение сумок сразу вырасти не может, ситуация мгновенного равновесия будет характеризоваться лишь повышением цены.
Кривая предложения S1 представляет собой вертикальную линию с нулевой эластичностью и сдвиг кривой спроса в положение D2 , увеличив цену равновесия.
P S1
P2
P1 D2
D1
0 Q
В условиях краткосрочного равновесия число предприятий на данном рынке еще не меняется, однако предложение несколько увеличивается и кривая S2 становиться слегка наклонной поскольку предприниматели привлеченные такой ценой идентифицируют свое производство.
В этом случае объем товаров возрастет до отметки Q3 и цена равновесия займет отметку P3.
P
S1 S2
P2
P3 D2
P1
D1
0 Q1 Q3 Q
Долгосрочное равновесие позволяет полностью приспосабливается к предложению, к изменению спроса.
Высокие цены позволили создать новые мощности, в отрасли пришли новые производители. Объем предложения вырос до уровня Q4, а цена равновесия снизилась до уровня P4 , т.о. эластичность предложения растет по мере увеличения рассматриваемого времени, что способствует установлению нормальной цены.
P S1 S2
S3
D2
D1
2 ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ
В современной рыночной экономике основной производственной единицей является фирма.
Фирма представляет собой сложное объединение материальных, трудовых и других ресурсов, организованных и скоординированных в целях производства товаров и услуг.
Как собственник фирма покупает на рынке землю, труд, капитал (факторы производства), а затем соединяет их в процессе производства, реализуя на рынке созданную с их участием продукцию. Следовательно фирма активно влияет на формирование рыночного предложения, готовой продукции и рыночного спроса на нее. Рыночное предложение напрямую связанно с размещением ресурсов фирмы в процессе производства. Это объясняется тем, что предложение товаров на рынке ограничено затратами на их производство (издержки) и стимулируется прибылью.
Коммерческая фирма в своей стратегии ориентирована на получение максимальной прибыли и изначально она должна использовать такой производственный процесс, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с наименьшими затратами на вводимые факторы производства.
Затраты на приобретение вводимых факторов производства (земли, труда, капитала) или экономических ресурсов называются издержками производства.
Значит, наиболее экономически эффективным методом производства какого-либо товара считают такой, при котором происходит минимизация издержек производства.
С точки зрения зависимости величины издержек от объема продукции, подразделяют:
Постоянные издержки – это издержки, величина которых не изменяется с увеличением или сокращением производства.
К ним относятся издержки: связанные с использованием зданий, сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, выплатой налогов, административные расходы.
FC- обозначаются постоянные издержки
C
666200
Постоянные издержки проходят параллельно оси абсцисс, поскольку с увеличением объема производства растет общая выручка, то средние постоянные издержки представляют собой все меньшую и меньшую относительную величину, приходящуюся на единицу изделия.
Постоянные издержки:
Аренда-312000 (26000 рублей в месяц)
Оборудование (швейные машины)- 350000 (7 шт. по 50000 рублей)
Административные расходы (телефонная связь)- 4200 (350 рублей в месяц)
Всего: FC=666200 рублей в год
Переменные издержки – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объёма производства.
К ним относятся затраты: на сырьё, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплата труда.
VC- обозначаются переменные издержки
VC
Переменные издержки:
Сырьё (кожа)-372000 рублей
Зарплата швеям – 714000 (7 швей по 8500 рублей в месяц)
Электроэнергия – 36000 (3000 в месяц)
Всего: VC =1122000 рублей в год.
По мере достижения оптимальных размеров производства(Q1) происходит относительная экономия переменных издержек, а далее происходит опять их рост.