Логика хозяйственного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – закрепить и обобщить знания, полученные в университете по дисциплине «Экономическая теория» по теме: «Логика хозяйственного поведения».
Для выполнения данной курсовой работы необходимо рассмотреть следующие вопросы:
Проблема выбора;
Теория спроса и предложения, рыночное равновесие;
Эластичность спроса и предложения;
Постоянные, переменные, общие издержки фирмы;
Минимизация издержек и максимизация прибыли;
Монополия и олигополия.

Файлы: 1 файл

Экономическая теория. Логика хозяйственного поведения (образец).docx

— 119.64 Кб (Скачать файл)

Общие издержки – это совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период.

TC- обозначаются общие издержки


 C                   TC        



 VC


FC


Q

И определяется, как сумма общих постоянных и переменных издержек: TC=FC+VC

Общие издержки:

TC=FC+VC=666200+1122000=1788200 рублей в год

 

 

3 ТРУД И КАПИТАЛ

Любая фирма стремящаяся максимизировать прибыль должна так организовать сове производство, чтобы издержки, приходящиеся на единицу выпущенной продукции, были минимальными.

Значит и принимаемое долгосрочное решение должно ориентироваться на задачу минимизации издержек.

Рассмотрим на примере правило минимизации издержек и максимизации прибыли.

Нам необходимо производить 48 единиц продукции  (ремней). С помощью двух факторов производства: труда и капитала.

Количество

Общий продукт ресурса

Предельный продукт ресурса

Цена продукта

Общий денежный продукт

Предельный денежный доход

1

2

3

4

5

6

Труд (цена за единицу 1350рублей)

0

1

2

3

4

0

12

21

27

30

12

9

6

3

0

300

300

300

300

0

3600

6300

8100

4500

3600

2700

1800

900

Оборудование (аренда  цена за единицу 1800рублей)

0

1

2

3

4

0

15

27

33

36

15

12

6

3

0

300

300

300

300

0

4500

8100

9900

10800

 4500

 3600

 1800

 900





Подберем ряд комбинаций факторов производства, с помощью которых можно произвести 48 единиц продукции (ремней) с минимальными издержками.

 

1 комбинация: 2L+2K

2 комбинация: 1L+4K

Предельный продукт для труда (L): ;


Предельный продукт для земли (K): ;

1 комбинация:

2 комбинация:

ТС1 : (2∙2700)+(2∙3600)=12600:48=262.5 рублей – лучшие издержки

ТС2 :  (1∙2700)+(4∙3600)=17100:48=356.25 рублей

 

PF=TR-TC

PF1: (6300+8100) =14400-12600=1800 рублей- лучшая прибыль

PF2: (3600+10800) =14400-17100= ─2700 рублей

 

Вывод:

Таким образом, фирма минимизирует издержки, выравнивая предельные продукты на денежную единицу ресурса.

Пока предельный денежный продукт превышает цену ресурса целесообразно привлекать всё новые и новые единицы ресурса до тех пор, пока предельный денежный продукт не сравнится с ценой ресурса, чтобы максимизировать прибыль. 

На конкурентном  рынке фирма должна использовать такую комбинацию ресурсов, где их цена равна их предельному денежному продукту.

             ;         (2K) (2L)

 

 

 

 

 

 

4 ФИРМА В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ

Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какого–либо продукта не имеющая аналогов.

Монополист бесконечно тоже не может повышать цену своей продукции, поскольку фирма монополист, как любая другая фирма стремится к получению высокой прибыли. В ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Кривая спроса для монополиста имеет отрицательный наклон, в этом случаи цена не является заданной величиной, производитель сталкивается с совокупными издержками. Рыночный спрос означает, что чем больше продукции он произведет, тем меньше будет возможная цена реализации. В условиях чистой монополии предельная выручка всегда будет ниже средний. Кривая среднего дохода и цена совпадают с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже ее.      

Рассмотрим действия монополиста на графике, который в своих хозяйственных действиях  руководствуется «золотым» правилом принятия решения (MC=MR), и как правило не нарушает закон.

    P


 MC


 K


3000                   D (AR)


 

MR

 200 Q


Монополист будет продавать сумки по цене спроса (3000 рублей)

Главная причина образования сверх прибыли состоит в возможности монополиста-производителя ограничить выпуск по сравнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции и, следовательно, продажа товара по более низкой цене.

 

ОЛИГОПОЛИЯ

Олигополия - это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Наряду с монополистической конкуренцией, существенное место среди рыночных структур в современной экономике занимает олигополия или структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 10 продавцов. Если два продавца-это дуополия или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия, то верхней предел условно ограничиваем 10 хозяйственными субъектами, так как с числа 11 условно начинается отсчет структур монополистической конкуренции.

По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на "плотные" и "разряженные" олигополии.

К "плотным" олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены от 2 до 8 продавцами. Структуры рынка, которые включают в себя более 8 хозяйственных субъектов относятся к разряженным монополиям.

Подобного рода градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях "плотной" и "разряженной" олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это делается практически невозможным.

Исходя из критерия характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные.

Ординарная олигополия связана с производством и предложением стандартизированных продуктов. Многие стандартизированные продукты выпускаются в условиях олигополии - это сталь, цветные металлы, строительные материалы и т.п.

Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска многообразного ассортимента одних и тех же продуктов, т.е. в тех отраслях, в которых возможно разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг.

Уровень плотности олигополистической структуры рынка измеряется количеством форм в той или иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики. Таким образом, варьируя количеством фирм, можно определить степень концентрации производства, а, следовательно, и предложения в исследуемой отрасли общественного производства.

В то же время следует подчеркнуть, что было бы неосмотрительно ориентироваться на масштабы только национальной экономики. Олигополистические структуры могут формироваться как на региональном, так и местном уровнях хозяйствования. Так, например, в силу специфики возможностей потребления готового бетона на локальных рынках (района, небольших городов) также формируются олигополистические структуры, равным образом как и на региональном уровне в области предложения, например, кирпича. Однако на каком бы уровне мы не рассматривали олигополии, следует не забывать о двух важных моментах: межотраслевой конкуренции и импорте продукции. Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно равными потребительскими свойствами с продукцией олигополистов (например, газ и электроэнергия как источник тепла, медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов).

Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей из других стран. Оба этих фактора могут содействовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами. В основе исторической тенденции образования олигополий лежит механизм рыночной конкуренции, который с неотвратимой силой вытесняет из рынка слабые предприятия путем либо их банкротства, либо поглощения, либо слияния. Банкротство может быть вызвано как слабой предпринимательской активностью руководства предприятия, так и под воздействием усилий, предпринимаемых конкурентами против определенного предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курсовая работа была посвящена теме: «Логика хозяйственного поведения».

В процессе выполнения были изучены следующие вопросы:

    • Проблема выбора;
    • Теория спроса и предложения, рыночное равновесие;
    • Эластичность спроса и предложения;
    • Постоянные, переменные, общие издержки фирмы;
    • Минимизация издержек и максимизация прибыли;
    • Монополия и олигополия.

В результате изучения можно сделать следующие выводы:

  1. Логика хозяйственного поведения – это совокупность законов (принципов), закономерностей, методов, форм, которые должны учитываться и использоваться в практической деятельности любого предприятия с целью получения эффективного результата.
  2. Количество других товаров, от которых следует отказаться или которые нужно пожертвовать, чтобы получить какое-либо количество данного товара, называются вмененными издержками производства этого товара.
  3. Рынок является формой взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.
  4. Любой рынок базируется на трех основных элементах: цены; спрос и предложение; конкуренция.
  5. Спрос – это количество товаров определенного  вида, которые покупатели готовы купить при определенном уровне цен на них.
  6. Функция спроса: Это взаимосвязь между спросом на товар и определяющими его факторами.
  7. Предложение – это количество товара, которое продавец считает для себя выгодно  предложить на рынок при определенном уровне цен на эти товары.
  8. Функция предложения: Это взаимозависимость между предложением своего товара и его сбытом на рынке.
  9. Коэффициент эластичности показывает, насколько процентов меняется размер спроса на сумки в результате изменения его цены на один процент.

Когда снижение цены в точности компенсируется соответственным коэффициентом роста спроса, так что общая выручка остаётся неизменной, говорит о единичной эластичности спроса (Ed=1)

Когда снижение цены вызывает меньший рост спроса, тогда спрос не эластичный (Ed<1)

Когда снижение цены вызывает больший рост спроса говорят об эластичном спросе (Ed>1)

  1. Эластичность предложения - это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товаров в соответствии с относительным изменением конкурентной цены.

Коэффициент эластичности предложения представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены.

  1. В современной рыночной экономике основной производственной единицей является фирма.
  2. Затраты на приобретение вводимых факторов производства (земли, труда, капитала) или экономических ресурсов называются издержками производства. 
  3. С точки зрения зависимости величины издержек от объема продукции, подразделяют: на постоянные издержки и переменные.                                                                                                           

Постоянные издержки – это издержки, величина которых не изменяется с увеличением   или сокращением производства.

К ним относятся издержки: связанные с использованием зданий, сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, выплатой налогов, административные расходы.

Переменные издержки – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объёма производства.

К ним относятся затраты: на сырьё, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплата труда.

Общие издержки – это совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период.

  1. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какого–либо продукта не имеющая аналогов.
  2. Олигополия - это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Иохин В.Я., «Экономическая теория», Москва, ЭКОНОМИСТЪ, 2008. - 861с.
  2. Лекции по предмету «Экономическая теория» Щукиной А.Я.
  3. Камаев В.Д., «Экономическая теория», Москва, ВЛАДОС, 2009, - 640с.
  4. Борисов Е.Ф., «Экономическая теория», Люберцы, Юрайт, 2008, - 400с.
  5. Чепурин М.Н., Киселева Е.А., «Курс экономической теории», Киров, АСА, 2008, - 832с.

Информация о работе Логика хозяйственного поведения