Макроэкономическая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 02:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить сущность макроэкономической политики, каким образом она направлена на обеспечение роста и финансовой стабильности России.
Для решения поставленной цели необходимо определить следующие задачи, такие как: в чем заключается сущность макроэкономической политики, ее цели и задачи, а также определить развитие макроэкономической политики в российской экономике, направленной на обеспечение роста и финансовой стабильности.

Содержание работы

Введение 4
1 Теория макроэкономической политики
1.1 Цели и задачи макроэкономической политики 5
1.2 Инструменты макроэкономической политики 11 2 Макроэкономическая политика России
2.1 Удвоение ВВП 15
2.2 Борьба за низкие темпы инфляции 17
2.3 Занятость населения 21
2.4 Проблемы экономического роста и финансовой стабильности 24
Заключение 27
Библиографический список 33

Файлы: 1 файл

Андрей.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

а) сначала определяется «рыночная (потребительская) корзина»: набор чаще всего употребляемых, типичных благ. Например, в США «рыночная корзина» имеет 300 потребительских товаров и услуг, приобретаемых типичным горожанином. Такая же по названию «корзина» в нашей стране в 1992–1998гг. содержала несравненно меньшее количество благ: 70 основных продуктов питания, только 20 непродовольственных товаров и минимальный набор платных услуг.  

б) устанавливается «базовый период» - стартовый год, от уровня цен которого подсчитываются их изменения в последующее время.         

в) подсчитывается совокупная цена рыночной корзины (суммарная цена всего набора товаров и  услуг) для базового периода.   

г) подсчитывается совокупная цена такой корзины для данного (текущего) периода.

д) устанавливается индекс цен - показатель, отражающий относительное изменение общего (среднего) уровня цен (выражается в процентах). 
      В настоящее время макроэкономическая политика стран с развитой рыночной экономикой направлена на достижение следующих задач:

- обеспечение устойчивого роста экономики, позволяющего достичь более высокого качества и уровня жизни населения;

- повышение экономической эффективности на базе научно-технического прогресса;

- обеспечение высокой занятости (при небольшой вынужденной  безработице), которая предоставляет возможность всем индивидам реализовать свои производственные способности и получить доходы в зависимости от качества и количества затраченного труда;

- обеспечение социальной защищенности, гарантирующей достойное существование безработных, нетрудоспособных, престарелых и детей;

- обеспечение экономической свободы, предоставляющей экономическим субъектам возможность выбирать сферу деятельности и модель экономического поведения;

- обеспечение общеэкономической безопасности;

- достижение оптимального платежного баланса, обеспечивающего установление равновесия в международных товарных и денежных потоках, стабилизацию курса национальной валюты6.

Таким образом, макроэкономическая политика важна для экономики тем, что она затрагивает все сферы жизни общества и из показателей макроэкономической политики видно, как и куда необходимо направить денежные средства для повышения благосостояния людей.

1.2 Инструменты  макроэкономической политики

Государство располагает  определенными инструментами, которые  оно использует для воздействия  на макроэкономическую активность.

Выделяются следующие  ее инструменты: бюджетно-налоговая, кредитно-денежная, социальная и внешнеэкономическая.

Бюджетно - налоговая (фискальная) политика. Она реализуется с целью  накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения  ресурсов и доходов, обеспечения  полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики - влияния на чистый экспорт товаров и услуг.

К важнейшим задачам  фискальной политики относятся усиление стимулирующей и регулирующей функций  налоговой системы, подготовка законодательно-нормативного обеспечения бюджетной и налоговой реформ, своевременное формирование доходов государства, совершенствование структуры и повышение эффективности использования государственных средств, поддержание дефицита бюджета на приемлемом уровне.

Основными инструментами осуществления налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы7.

Денежно-кредитная (монетарная) политика является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной  политики: устойчивые темпы роста национального производства; стабильные цены; высокий уровень занятости населения; равновесие платежного баланса.

Осуществляет денежно-кредитную  политику Центральный банк страны. Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются: операции на открытом рынке; изменение резервной нормы; изменение учетной ставки.

В зависимости от состояния  экономики страны проводится политика «дорогих» или «дешевых» денег. Во время инфляции Центральный банк проводит политику «дорогих» денег, которая направлена на сокращение предложения денег (или уменьшения темпов роста денежной массы). Для этого Центральный банк продает государственный ценные бумаги, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку.8

В период спада, для стимулирования деловой активности, проводится политика «дешевых» денег. Она заключается  в увеличении предложения денег: Центральный банк выкупает государственные  ценные бумаги у коммерческих банков и населения; понижает резервную норму; понижает учетную ставку. Все эти меры приводят к созданию благоприятных условий для получения кредитов, а это ведет к увеличению количества денег находящихся в обращении.

Социальная политика. В современных условиях человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества, это утверждение определяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы посредством разработки и реализации направлений социальной политики, в качестве которых выступают: политика занятости населения; регулирование его доходов; обеспечение социальной защиты и др.

Политика занятости  населения предполагает, что государство  обеспечивает и регулирует занятость  населения. Что находит свое отражение в обеспечении гарантии на труд, разработке и реализации программ по формированию новых рабочих мест, программ занятости инвалидов и борьбы с безработицей.

Регулирование доходов  осуществляется государством с помощью  системы налогообложения и распределения изъятых средств в форме льгот и различных пособий для неимущих слоев населения.

Таким образом, государство  обеспечивает определенный уровень  материального благосостояния населения. Что позволяет увеличить доходы малоимущих слоев населения, создание системы обучения и переквалификации безработных. Государство обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного уровня и представляет бесплатные услуги образования и здравоохранения.

Государство стремится  так осуществлять социальную политику, чтобы сделать ее эффективной, не допуская инфляционного обеспечения социальных расходов, образования дефицита сбережений, роста безработицы и инфляции.

В условиях нарастающей  инфляции в целях предотвращения снижения доходов населения государством используются компенсация и индексация из текущих доходов. Компенсации предполагают передачу государственных дотаций на убыточную продукцию, от производителя к потребителю, при повышении цен на эту продукцию. Для учета уровня жизни населения используется индекс стоимости жизни, который отражает изменение цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, потребляемых среднестатистическим жителем страны. Для исчисления индекса стоимости жизни производятся определенные расчеты семейных расходов («потребительской корзины») и выделение на этой основе товарных коэффициентов. Во многих странах набор товаров непрерывно пересматривается9.

Развитию внешнеэкономической  деятельности способствует совершенствование  экономических методов ее регулирования со стороны государства. Новые подходы к развитию экономики, в связи с переходом к рыночным отношениям, характерны и для внешнеэкономической деятельности. Основу этих подходов составляет необходимость повышения самостоятельности и экономической ответственности всех субъектов хозяйствования и развития разнообразных форм собственности, расширение и углубление внешнеэкономических связей, повышения их роли во включении национальной экономики в мировое хозяйство. Составной частью внешнеэкономической деятельности является внешняя торговля, включающая импортные операции, экспорт, реэкспорт и реимпорт. Управление внешнеэкономической деятельностью осуществляется высшими органами государственной власти. Национальному банку предоставлено право определять сферу и порядок обращения иностранной валюты на территории республики, регулирование курса рубля к иностранным валютам, лицензирование деятельности банков по операциям с валютными ценностями, осуществление контроля над проведением валютных операций. Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется следующими методами: планирование основных направлений развития внешнеэкономических связей; лицензирование экспорта и импорта; оперативное регулирование экспорта и импорта, осуществляемым путем введением количественных или стоимостных ограничений (квот); таможенным контролем ввоза и вывоза товаров; валютно-финансовое регулирование. 10

Таким образом, из сущности макроэкономической политики видно, что  основной целью макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики. Объектами государственного регулирования экономики - являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны.

 

 

2 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

2.1 Удвоение ВВП

Одной из основных задач  современной макроэкономической политики России является удвоение ВВП. Решение  задачи удвоения ВВП России за десятилетний период требовало качественного  изменения общего курса страны. Ускоренный рост российской экономики должен сопровождаться существенными изменениями в ее структуре. Общая задача удвоения ВВП предъявляет неодинаковые требования к секторам и отраслям экономики. Эти различия определяются, с одной стороны, изменениями макроэкономической структуры экономики, а с другой - основными тенденциями научно -технического прогресса. По производству ВВП на душу населения Россия отстает от развитых стран мира: в 5 раз от США, в 3 - Испании, в 2 - Чехии и Кореи и находится на уровне Болгарии, Латвии, Македонии, Турции. При удвоении ВВП Россия к 2010 г. должна была выйти  по данному показателю на современный уровень Чехии и Кореи и превзойти современный уровень таких стран, как Венгрия и Словакия.11 Проведенные исследования показывают, что задача удвоения ВВП предъявляет высокие требования к ускорению роста основных отраслей реального сектора экономики, в особенности таких как электроэнергетика, химическая промышленность, машиностроение и другие. Необходимо существенное изменение в структуре производства и внешнеэкономических связей России. Все это вряд ли возможно без принципиального повышения активной роли государства в экономике. Только целенаправленная политика государства, опираясь на новую социально-экономическую стратегию, обеспечит экономический рост и структурные сдвиги. Во внешнеэкономической политике следует обратить внимание на активизацию политики России в отношении со странами СНГ. В институциональной политике необходимы меры, обеспечивающие расширение государственного сектора экономики. Следует решить вопрос о национализации естественных монополий, национализации крупных предприятий, виноватых в неуплате налогов, задержке заработной платы, а также предприятий, владельцы которых не сумели обеспечить эффективное использование приватизированных средств производства.

На сегодняшний день, задача удвоения ВВП оказалась невыполненной, в том числе из-за кризиса, который в 2009 году привел к сокращению российской экономики на 7,9 %. В январе 2011 года специалисты аудиторско-консалтинговой фирмы ФБК подсчитали, что рост реального ВВП с 2001 по 2010 год составил 59,2 % .12

Значительно понижена ожидаемая динамика инвестиций, промышленного производства, резко повышен прогноз оттока капитала. Министерство экономического развития (МЭР) России неожиданно резко, до 1,8 с прежних 2,4 %, понизило прогноз роста ВВП в 2013 году. Это уже третье понижение прогноза на 2013 год, последний раз в апреле МЭР скорректировало прогноз до 2,4 % с 3,6 % .13

И это признание серьезного замедления российской экономики без  особых надежд на реальное изменение  ситуации во втором полугодии (за первое полугодие ВВП вырос на 1,4 % к первому полугодию прошлого года). Фактически речь идет о стагнации ВВП, так как в прошлом году он падал именно во втором полугодии, и прогнозируемый МЭР рост может быть получен при сохранении ВВП неизменным (за счет падения базы сравнения).

Это значит, что правительство РФ не способно не только эффективно использовать бюджетные средства, но даже и прогнозировать макроэкономическую ситуацию в стране хотя бы на 1-2 квартала.

Интенсивное погашение внешнего долга сделало к началу кризиса Россию страной с одной из самых низких в мире долговых нагрузок. Теперь ситуация изменилась. Страна попробовала жить с дефицитом в 2009 г., и никакой катастрофы не произошло. В результате увеличения аппетитов возникла парадоксальная ситуация: страна имеет дефицитный бюджет при среднегодовой цене на нефть более 80 долл./барр., тогда как еще несколько лет назад и цена в 30 долл. позволяла сводить федеральный бюджет с профицитом. Формально ситуация не выглядит тревожной. Уровень государственного долга остается низким, и страна имеет широкие возможности для заимствований - как в рублях, так и в иностранной валюте. Бюджетный дефицит не очень велик по сравнению с развитыми странами - 3,5 - 4 % ВВП. Однако при выведении из расчетов рентной составляющей бюджетный дефицит оказывается на уровне 13 % ВВП. То есть страна оказывается в исключительной зависимости от колебаний мировых цен на энергоресурсы - т.е. от факторов, от России ни в коей мере не зависящих.14

Росстат сообщил, что во II квартале текущего года российская экономика сработала хуже, чем в первом. Да, снижение ВВП составило всего 0,27 %, что чуть больше 1 % в годовом выражении. Но  ведь и  в I квартале этого года российская экономика сработала хуже, чем в предыдущем, т. е. в IV квартале прошлого года. Тогда снижение ВВП составило 0,25 % (1 %  в годовом выражении). Таким образом, снижение ВВП в России продолжается уже два квартала подряд, а это по международным стандартам является критерием рецессии, спада. А ведь всего год назад, в III квартале 2012 г., ВВП рос со скоростью 5 % годовых.15

Таким образом, такое резкое изменение динамики экономики России есть не что иное, как кризис. При том, что внешняя ситуация является для российской экономики более, чем благоприятной: цены на нефть уже превысили $110 за баррель, физические объемы экспорта находятся на среднем для посткризисного времени уровне.

Информация о работе Макроэкономическая политика России