Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 02:07, курсовая работа
Цель исследования: определить сущность макроэкономической политики, каким образом она направлена на обеспечение роста и финансовой стабильности России.
Для решения поставленной цели необходимо определить следующие задачи, такие как: в чем заключается сущность макроэкономической политики, ее цели и задачи, а также определить развитие макроэкономической политики в российской экономике, направленной на обеспечение роста и финансовой стабильности.
Введение 4
1 Теория макроэкономической политики
1.1 Цели и задачи макроэкономической политики 5
1.2 Инструменты макроэкономической политики 11 2 Макроэкономическая политика России
2.1 Удвоение ВВП 15
2.2 Борьба за низкие темпы инфляции 17
2.3 Занятость населения 21
2.4 Проблемы экономического роста и финансовой стабильности 24
Заключение 27
Библиографический список 33
2.2 Борьба за низкие темпы инфляции
Основная причиной роста инфляции является бездеятельность Центрального банка России. Мало того, монетарная политика Центрального банка, фактически, душит отечественную экономику потому, что не дает ей необходимого количества денег. Уровень монетизации российской экономики невысок, поэтому цена денег в ней запредельная, и предприятия не могут взять средства на развитие по приемлемым ставкам.
Центральный банк формирует денежное предложение в экономике России за счет американского доллара и евро. Говоря простым языком, Центральный банк печатает рублей ровно столько, на сколько он покупает валюты на рынке для своих золотовалютных резервов и для резервных фондов по заявке правительства. В итоге размер денежной базы – выпущенных в обращение рублей, в российской экономике практически равен – по курсу – размеру валютных резервов Центрального банка. На языке финансов это называется «режим валютного правления» или сurrency board. Это режим денежно-кредитной политики, при которой монетарные власти обязаны поддерживать фиксированный обменный курс национальной валюты к иностранной.
Индекс цен на потребительские товары и услуги в 2013 году составил 112,7 % против 110,9 % в 2010 г. и 112 % в 2009 г. нынешнюю инфляцию в России определяют:
- опережающий рост цен производителей на базовые товары и продукцию сельского хозяйства в 2009 - 2013 гг.;
- рост инфляционных ожиданий со стороны населения вследствие превышения целевых показателей инфляции в 2013 г., особенно по товарам первой необходимости, отчасти, подогреваемый СМИ;
- сохранение высоких цен на нефть и ряд других товаров в 2013 г. (и в связи с этим приток валюты в страну);
- протекционистские меры по отношению к продукции сельского хозяйства (сохранение режима пошлин и квот на те товары, на которые существует дефицит предложения);
- рост непроцентных расходов федерального бюджета, связанный с увеличением заработной платы работников бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих, пенсий.16
Правительство и ЦБ РФ исказили истинную причину инфляции. Действительно из-за резкого увеличения объемов продаж энергоносителей количество денег, поступающих в экономику, понемногу увеличивается. Но это - мировая конъюнктура, которая не зависит от действий правительства. Основная причина инфляции, главный фактор ее устойчивости - это рост цен производителей - 118,2 % в 2013 г. (в 2012 г. - 122,2 %), в первую очередь естественных, отраслевых и локальных монополий, а не монетарные факторы. Основной вклад в увеличение инфляции внесли отрасли связанные с добычей полезных ископаемых – 156 %. В топливно - энергетическом комплексе цены выросли на 57,4 %, нефть подорожала на 67,8 %. В то время как цены в обрабатывающей промышленности возросли всего на 7,7 %. Правительство заверяет, что увеличение зарплат, пенсий, социальных выплат подстегивает инфляцию. Простое следствие - сдерживать доходы населения на прежнем уровне или сократить. По данным Росстата, темпы роста располагаемых денежных доходов снизилось с 120 % в 2000 г. до 108,8 % в 2013 г., при этом правительство продолжает делать радужные прогнозы. Глава Минфина еще раз подтвердил, что в планах на 3 года - довести инфляцию до 4-5 %. Поскольку признаков уменьшения инфляции не наблюдается, то можно предположить, что в 2014 г. она будет расти. Инфляция составляет в 2013 г. – 12 %. Сегодня правительство делает многое, но реально темпы инфляции не снижаются. Мало того, что по итогам января - июля текущего года прирост индекса потребительских цен составил 7,1 %, существенно превысив инфляцию в аналогичном периоде 2012 г., так еще и, согласно официальным оценкам Росстата, по итогам первых семи месяцев текущего года накопленным итогом с начала года прирост цен в России более чем в 14 раз превысил динамику цен в странах Европейского Союза.
Если в странах-членах ЕС потребительские цены выросли лишь на 0,3 %, то в России, где уже более 20 лет безуспешно борются с немонетарной по своей природе инфляцией монетарными методами (путем завышения процентных ставок и стоимости кредитов, а также искусственного сдерживания темпов роста денежной массы и количественного ограничения денежного предложения), потребительская инфляция составила ни много ни мало 4,4 %.
Принимая во внимание тот факт, что в российской экономике разрастаются кризисные явления, а в реальном секторе, грузовых перевозках и инвестициях в основной капитал впервые с кризисного 2009 г. фиксируется спад, раскручивание маховика инфляция вызывает крайне серьезные опасения относительно сваливания отечественной деиндустриализированной экономики в состояние стагфляции и даже дефляции по примеру 2008 - 2009 гг. Когда в России на фоне спада ВВП на 7,8 %, промышленного производства - на 15,6 %, обрабатывающих производств - на 21 %, а инвестиций в основные фонды - на 22 % фиксировался всплеск темпов роста цен: дефлятор ВВП при падающих ценах на нефть составил рекордные за долгие годы 15,6 %, и индекс потребительских цен вырос на 9 %.17 Пока в подавляющем большинстве как экономически развитых, так и динамично развивающихся стран на фоне затухания производственной и инвестиционной активности происходит снижение инфляционного давления, в России, чья экономика уже сегодня одной ногой находится в кризисе, в силу произвола инфраструктурных монополий, высоких административных барьеров, коррупции, непозволительно дорогих кредитов и искусственно подпитываемого пузырем в потребительском кредитовании спроса населения на преимущественно импортные товары, безудержно растут цены на товары и услуги первой необходимости, обеспечивая сгорание и обесценение доходов и сбережений населения, падение уровня жизни подавляющей части россиян, разрастание ценовых диспропорций в экономике и упадок отечественной несырьевой обрабатывающей промышленности высоких переделов.
После снижения инфляции в 2009 г. и в первой половине 2010 г. индекс потребительских цен вновь начал расти, достигнув по итогам года 8,8 %. Иными словами, инфляция остается одной из самых высоких в странах «двадцатки», сопоставимой только с инфляцией в Индии и Турции.
Отчасти это вполне естественный процесс, сопровождающий возобновление экономического роста. На волне экономического спада динамика цен стала тормозиться, однако российская экономика все равно оставалась высоко инфляционной - на минимуме инфляция снизилась до 8,8 % в годовом исчислении. От этого уровня и начался ее рост по мере преодоления рецессии. Однако есть и два других - так сказать, негативных - источника раскручивания инфляции. С одной стороны, это фактор засухи и исключительно низкого урожая зерновых, что отражается на всем индексе сельскохозяйственного производства, с другой стороны - фактор бюджетной политики, поскольку мощное наращивание бюджетных расходов не может не сказаться на ценах. Можно говорить и о монетарных факторах инфляции, поскольку происходило эмиссионное финансирование бюджетного дефицита - за счет Резервного фонда и валютных интервенций в период притока капитала вначале года. Рост инфляции в российской ситуации является фактором гораздо более проблематичным, чем в развитых странах. Там инфляция стала бы фактором (и показателем) оживления производства, и даже следующее за инфляцией ужесточение денежной политики будет оставаться в пределах нескольких процентных пунктов. У нас инфляция должна привести к повышению процентных ставок и к сохранению их на двузначном уровне, что является серьезным фактором, препятствующим экономическому росту. В этой ситуации следовало ожидать развертывания заимствований российских фирм на внешних рынках, предлагающих более дешевые финансовые ресурсы. Эти заимствования действительно в 2010 г. стали нарастать, причем особенно активны были здесь нефинансовые институты (в отличие от докризисного времени).18
2.3 Занятость населения
Еще одной задачей развития экономики является проблема занятости. Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ. Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т.д.). В настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 17 до 20 % экономически активного населения. Несмотря на рост масштабов безработицы вследствие как действия объективных факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются полностью за счет местных трудовых ресурсов. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальная и местные (городские, районные) программы. Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест. В настоящее время перед разработчиками программ всех уровней остро стоит проблема увязки показателей движения рабочих мест и рабочей силы, используемых в программах с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ. Основными задачами программы по борьбе с безработицей являются:
- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест;
- развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах России, регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
- формирование эффективной структуры занятости населения повышение качества создаваемых рабочих мест развитие профессиональной и территориальной мобильной рабочей силы;
- создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
- предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы;
- развитие системы общественных работ.19
В числе наиболее уязвимых с точки зрения перспектив трудоустройства по специальности оказались лица, ранее занятые преимущественно умственным трудом, служащие среднего звена управления, инженерно-технические и научные сотрудники НИИ и КБ при ВПК, представители редких профессий и специальностей бюджетной сферы. Они составили резерв невостребованной на трудовых рынках высококвалифицированной рабочей силы. В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению. Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости. Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.
Количество вакансий и безработных, учитываемое центрами занятости, отличается от реального положения дел. Общий уровень безработицы у нас стабильно в три раза выше, чем уровень зарегистрированной безработицы. Это связано с тем, что пособия чрезвычайно низкие или часть людей не имеют право на получение этих пособий: у них нет никаких мотивов регистрироваться в службе занятости».
За последние 10-15 лет после кризиса 1998 года спрос на рабочую силу высокого уровня квалификации рос даже быстрее, чем ее предложение; это связано с изменением структуры самой экономики. Спрос появился по мере развития среднего и малого бизнеса, а в традиционных профессиях «идет апгрейдинг».20
2.4 Проблемы экономического роста и финансовой стабильности
Россия столкнулась со значительным оттоком капитала. В этом отношении ситуация здесь диаметрально противоположна другим странам БРИК: в Бразилии, Индии и Китае наблюдается мощный приток капитала. В обоих случаях возникает вопрос о целесообразности ограничения свободы перемещения капитала и о введении контроля капитала, но только для решения противоположных задач - для ослабления стимулов притока для снижения волатильности (собственно, Бразилия уже ввела «налог Тобина») или для недопущения опасного оттока капитала.21
Существует несколько причин оттока капитала. Общая неопределенность перспектив развития экономики. Это и сохранение высокого уровня коррупции, когда часть расходуемых бюджетами всех уровней средств остается в руках чиновников, которые предпочитают помещать накопленное в безопасные места (последнее подтверждается относительно небольшими суммами разовых переводов средств за границу, что стало характерно именно для минувшего года). Коррупция из феномена микроэкономического становится макроэкономическим фактором.
Также одновременно сокращается сальдо платежного баланса по счету текущих операций в связи со значительным ростом импорта, что, в свою очередь, является реакцией на рост социальных расходов бюджета. Больший платежеспособный спрос трансформируется в спрос на дешевые товары, которые в современной ситуации являются преимущественно импортными.
В условиях кризиса при относительной стабильности валютного курса соотношение доходности операций на рынке и страновых рисков существенно изменилось из-за сохранения высоких рисков и снижения доходности - другие развивающиеся рынки оказываются более надежными при сопоставимом уровне доходности. Отечественные потребительские товары по соотношению цена / качество также не выдерживают конкуренции с импортом. Эти обстоятельства обусловили отток капитала. Увеличение спроса на импорт привел к ослаблению курса рубля, что, в свою очередь, станет фактором ограничения импорта. Это будет зависеть как от действий денежных властей, так и от фискальной политики. Центробанк способен влиять на курсообразование, плавно ослабляя рубль, чтобы сдерживать приток импорта. Это будет противоречить задачам таргетирования инфляции и вновь подчеркнет, что проблемы отечественного производства для Центробанка остаются более важными, чем обеспечение стабильности цен и валюты. Перспективы платежного баланса зависят и от характера бюджетной политики. Неумеренная бюджетная экспансия (особенно в части социальных выплат) может стать фактором устойчивого роста спроса на импорт, т.е. появления двойного дефицита (бюджета и счета текущих операций платежного баланса).