Макроэкономическая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 02:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить сущность макроэкономической политики, каким образом она направлена на обеспечение роста и финансовой стабильности России.
Для решения поставленной цели необходимо определить следующие задачи, такие как: в чем заключается сущность макроэкономической политики, ее цели и задачи, а также определить развитие макроэкономической политики в российской экономике, направленной на обеспечение роста и финансовой стабильности.

Содержание работы

Введение 4
1 Теория макроэкономической политики
1.1 Цели и задачи макроэкономической политики 5
1.2 Инструменты макроэкономической политики 11 2 Макроэкономическая политика России
2.1 Удвоение ВВП 15
2.2 Борьба за низкие темпы инфляции 17
2.3 Занятость населения 21
2.4 Проблемы экономического роста и финансовой стабильности 24
Заключение 27
Библиографический список 33

Файлы: 1 файл

Андрей.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Тем самым высокий  уровень финансовой опасности для  страны создают не только значительные по величине отклонения параметров функционирования финансовой системы от расчетных, нормативных значений в виде локальных «всплесков». Из опыта известно, например, что даже крупные всплески или провалы валютных курсов, курсов ценных бумаг удается гасить, если они не приобретают затяжной характер. В то же время весьма длительное действие не столь уж крупных по величине угроз способно подорвать безопасность в связи с действием эффекта «накопления».22

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, макроэкономическая политика – экономическая политика государства, направленная на решение основных проблем национальной экономики. Основной целью макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики.

В число инструментов макроэкономики включают: 1) фискальную политику. В ней одним из основных инструментов выступают правительственные расходы и налоги. Правительственные расходы, формируя совокупные расходы, влияют на изменение реального ВВП. Что касается налогов, то их роль в макроэкономике двойственна. С одной стороны, они, сокращая доходы населения, уменьшают совокупный спрос и, следовательно, объем произведенного ВВП. С другой стороны, налоги могут влиять на рост ВВП. Это происходит в том случае, когда налоги на доходы снижаются, что стимулирует предпринимателей к росту инвестиций в производство; 2) денежная политика. Представляет собой второй главный инструмент макроэкономики. Ее значение заключается в следующем. Замедление роста массы денег вызывает повышение ставки процента, чем сдерживает инвестиции в производство и, таким образом, ведет к уменьшению ВВП и обострение инфляционных процессов. Ускорение же роста массы денег, наоборот, понижает ставку процента, что, в свою очередь, вызывает экономическую активность посредством стимулирования инвестиций в производство; 3) политика регулирования доходов. Она составляет третье направление макроэкономической политики. Это своего рода политика «зарплаты-цены». Ее диапазон: от свободного установления зарплаты и цен до декретного контроля; 4) внешнеэкономическая политика. Данное направление включает в себя достаточно емкий инструментарий: контроль над экспортом и импортом, регулирование обменного курса, тарифы или субсидии, стимулирование безработицы во имя стабилизации внешней торговли.

Правительство должно умело владеть макроэкономическими инструментами, отчетливо представлять цели макроэкономики. Кроме того, макроэкономическая политика допускает отбор альтернативных целей. Выбор целей и их реализация нередко действуют в противоположных направлениях. 

Сегодня инфляция в России - не результат популизма. Она - результат  конкретных проблем в экономике: проблем собственности, структуры  производства, «политического» сокращения рынков сбыта. Наличие немонетарной составляющей российской инфляции не позволяет полностью подавить инфляцию исключительно монетарными методами.

Необходим стратегический поворот от монетарной антиинфляционной к структурно-институциональной  политике. Свои усилия Правительство  должно сосредоточить не на стремлении сократить темпы инфляции посредством «переужесточения» кредитно-денежной политики, а на снижении самого предела «жесткости» - то есть, «фонового» уровня инфляции, который инициируется причинами немонетарного характера. Для этого необходима программа среднесрочной (3-5 лет) экономической политики, направленной на формирование основных институциональных предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста.

Главной задачей денежной политики в среднесрочной перспективе  является обеспечение такой динамики денежной массы, которая бы отвечала следующим требованиям:

- контролируемости, стабильности и предсказуемости изменений темпов роста денежной массы;

- достаточности денежных ресурсов для осуществления программы структурных и институциональных преобразований в экономике. Такая целевая установка означает смягчение денежной политики по сравнению с той, которая проводится в настоящее время.

Сегодня в условиях экономического спада и высокой инфляции крайне важна координация мероприятий  денежной политики, проводимых Банком России, с бюджетной, структурной, внешнеэкономической политикой Правительства России.

Учитывая сложную экономическую  ситуацию, в которой находится  России, в законе о Банке России следовало бы предусмотреть возможность  и порядок проведения чрезвычайных действий в случае возможного кризиса банковской системы или угрозы массовой банковской паники.

Банк России должен стать  гарантом ликвидности банковской системы  через:

- создание системы рефинансирования банков (сделки «репо», ломбардные кредиты и др.);

- введение стандартов учета и отчетности;

- создание системы, позволяющей проводить санацию или цивилизованное прекращение деятельности отдельных банков.

Главной задачей бюджетной  политики в среднесрочном аспекте  должно быть содействие структурным  и институциональным реформам, создание «точек роста».

Валютный рынок развивается  в основном стихийно и не соответствует  на сегодняшний день потребностям проведения рациональной макроэкономической политики. Валютная политика должна перестать рассматриваться только как инструмент антиинфляционной борьбы. Первая цель валютной политики - обеспечить нормализацию уровня валютного курса. Курс рубля должен соответствовать реальной макроэкономической ситуации. Это значит, что:

- государство должно обеспечивать свои потребности в валюте в основном за счет внутреннего валютного рынка;

- необходимо наращивание валютных резервов России;

- необходима либерализация валютного обращения;

- при определении желаемого уровня валютного курса должны приниматься во внимание его последствия для сферы реального производства.

Практика использования  внешних заимствований для обслуживания валютных потребностей государства  должна быть резко ограничена, так  как она ведет к лавинообразному  нарастанию российского внешнего долга.

Россия заинтересована в привлечении не внешних займов, а иностранных инвестиций. Однако для обеспечения привлекательности инвестиционного климата Россия должна иметь достаточные валютные резервы, которые не используются для регулирования текущих колебаний валютного курса. Обладание такими резервами заметно подняло бы рейтинг надежности экономической политики России в глазах российских и иностранных инвесторов.

Внутренний валютный рынок сегодня серьезно деформирован множеством административных ограничений. Необходимо в короткие сроки обеспечить либерализацию валютного регулирования.

Второй целью валютной политики является обеспечение надежной предсказуемости и стабильности изменений валютного курса.

Курс рубля должен падать примерно с темпом инфляции. Однако при этом необходимо учитывать  уровень реальных процентных ставок в российской экономике и обеспечивать неэффективность или низкую доходность арбитражных операций.

Для России в период 2008-2013 гг. наибольшую финансовую опасность  представляют следующие угрозы:

- рост корпоративного внешнего долга;

- расчеты по внутреннему долгу;

- недостаточность средств федерального, региональных и местных бюджетов для выполнения принятых государственных обязательств;

- низкий уровень инвестирования производства, инноваций, инфраструктуры;

- нестабильность цен.

Характерно, что в 2001 - 2005 гг. наблюдалась тенденция к повышению финансовой устойчивости российской экономики, которая затем стала иссякать. Следует заметить, что пороговые значения чувствительны к исходному состоянию финансовой системы, наметившихся в ней тенденций и, что еще более важно, зависят друг от друга, от проводимой страной финансовой политики. Установление более определенных пороговых значений параметров финансовой устойчивости (безопасности) требует проведения специальных исследований. Следует также иметь в виду, что превышение пороговых значений способно привести к полному подрыву финансовой системы в виде дефолта, финансового краха только в случае, когда приближение к пороговым значениям не сопровождается принятием мер по преодолению возможных последствий финансового кризиса.

Величина пороговых значений является также выраженной функцией допустимого риска, измеряемого вероятностью потери финансовой устойчивости. Чем выше допустимый риск, тем менее жесткие требования предъявляются к пороговым значениям параметров, тем выше зона возможного изменения параметров устойчивости. И наоборот, чем ниже допустимый риск, тем более жесткие требования предъявляются к зоне возможного изменения параметров финансовой устойчивости.

Представляет интерес  с научной и практической точки  зрения выделить в финансовой безопасности раздел, именуемый бюджетно-налоговой безопасностью. Бюджетно-налоговая безопасность понимается как обеспечение устойчивого, сбалансированного состояния федерального и консолидированного бюджета Российской Федерации, соответствия его доходной и расходной частей, способность бюджета удовлетворять государственные нужды в финансовых ресурсах, опираясь на достаточность налоговых и иных поступлений в бюджеты разных уровней при обеспечении высокого уровня собираемости налогов и неналоговых платежей.

При этом важно отметить, что российская экономика и социальная сфера пребывают в состоянии  хронического недофинансирования: совокупные расходы консолидированного бюджета  России (включающего в себя федеральный  и региональные бюджеты, а также  бюджеты внебюджетных фондов) в 2012 г. составили порядка 23,1 трлн. рублей. При размере ВВП России в 62,5 трлн. рублей в том же году получается, что в общей сложности через российскую бюджетную систему перераспределяется порядка 37 % ВВП. При этом суммарные расходы государства с учётом бюджетов всех уровней на национальную экономику составляют менее 5,23 % ВВП, тогда как в США, Германии, Франции, Японии, Южной Корее и других экономически развитых странах с развитым научно-техническим и промышленным потенциалом на цели поддержки отечественных производителей выделяется порядка 11-16 % ВВП. Т.е. в 2-3 раза больше, чем в России, где на словах объявлена модернизация и построение светлого инновационного будущего.

Таким образом, состояние  национальной экономики России в большой степени определяется действием внешних факторов. В этих условиях малейшие внешние изменения в экономике, в каком бы регионе мира они не происходили, всегда будут отражаться не только на экономической, но и, естественно, на социальной и внутриполитической ситуации в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Агапова, Т.А. Макроэкономика : учеб. :. / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - 9-е изд., доп. - М. : Маркет ДС, 2009. - 415 с.

2 Владимиров, С. О моделировании сбалансированной открытой экономики  / С. Владимиров // Общество и экономика. - 2010. - № 6. - С. 31-48.

3 Глазьев, С. Тенденции и проблемы экономического развития России  / С. Глазьев // Международная экономика. - 2007. - № 9. - С. 8-24.

4 Гукасьян, Г.М. Экономическая теория : учеб. / Г. М. Гукасьян, Г. А. Маховикова, В. В. Амосова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Эксмо, 2011. - 735 с.

5 Киселёва, Е. А. Макроэкономика. Экспресс-курс : учеб. пособие / Е. А. Киселёва. - 2-е изд., стер. - М. : КноРус, 2012. - 379 с.

6 Кузьмин, А. Ю. Макроэкономическая политика и динамика равновесного валютного курса / А. Ю. Кузьмин // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 10. - С. 42-47.

7 Кузьмин, А. Ю.  Валютная политика и макроэкономическая динамика: типологизация с позиций нового инструментария  / А.Ю. Кузьмин // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 15. - С. 43-49.

8 Куропятник, Д. А. Макроэкономическая политика в России в 1990-1998 гг.: достижения и проблемы  / Д. А. Куропятник // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - № 2. - С. 318-325.

9 Макроэкономика. Теория и российская практика : учеб.  / под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной. - 6-е изд., стер. - М. : КноРус, 2011. - 680 с.

10 Макроэкономическая  политика государства и особенности  ее осуществления в открытой экономике: учеб. пособие / под ред. Т.Г. Бродской,  Д.Ю. Миропольского. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 140 с.

11 Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику : учеб. пособие / Т. Ю. Матвеева. - М. : ГУ ВШЭ, 2002. - 512 с.

12 Мэнкью, Н. Г. Принципы макроэкономики : учеб. : пер. с англ. / Н.Г. Мэнкью. - 4-е изд. - СПб. : Питер, 20092010. - 544 с.

13 Осадчая, И.М. Эволюция современной макроэкономической теории  / И. М. Осадчая // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 2. - С. 3-13.

14 Панорама экономической мысли конца XX столетия : в 2 т: пер. с англ. / ред. Д. Гринэуэй, М. Блини, И. Стюарт. - СПб. : Экономическая школа, 2002 . - 670 с.

15 Попкова, Н.А. Антикризисная политика России в контексте кейнсианских концепций макроэкономического регулирования / Н. А. Попкова   // Финансы и кредит. - 2009. - № 26. - С. 16-22.

16 Попкова, Н. А. Наиболее актуальные вопросы современной макроэкономической политики / Н. А. Попкова // Финансы и кредит. - 2013. - № 9. - С. 26-32.

17 Российская банковская система в условиях кризиса / М. Э. Дмитриев [и др.]. - М. : Дело, 2010. - 124 с.

18 Самуэльсон, Пол Э. Макроэкономика: [учеб. пособие] / П. Э. Самуэльсон, В. Д. Нордхаус ; пер. с англ. О. Л. Пелявского. - 18-е изд. - М. : Вильямс, 2009. - 585 с.

19 Силуанов, А. Г. Бюджет макроэкономической стабильности / А. Г. Силуанов // Финансы. - 2011. - № 12. - С. 3-7.

20 Синицкая, Е. В. Развитие макроэкономического прогнозирования в России / Е. В. Синицкая // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. - 2013. - № 1. - С. 41-51.

Информация о работе Макроэкономическая политика России