Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 20:27, реферат
Макроэкономическое регулирование представляет собой, с одной стороны, саму деятельность по организации и налаживанию взаимодействия элементов регулируемой системы, а с другой стороны — сложную систему реализации этой деятельности посредством определенного хозяйственного механизма. Внутренняя цель макроэкономического регулирования того или иного национального хозяйства связана прежде всего с выбором модели экономического развития.
Введение………………………………………………………..……………….. 4
1. Экономическая теория и эконмическая политика. Роль государства в экономике……………………………………………………………………….
6
1.1 Экономическая теория и экономическая политика, предмет и области экономической политики……………………………………………..
6
1.2 Экономическая роль государства……..……………………………... 9
2. Цели и задачи экономической политик…………………………………….. 16
2.1Сущность бюджетно-налоговой политики и ее инструменты…….. 16
2.2 Сущность денежно-кредитной политики и ее инструменты………. 20
3. Макроэкономическое регулирование в Республике Беларусь на современном этапе……………………………………………………………...
26
Заключение…………………………………………………………………...… 30
Список используемых источников……………………………………………. 32
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 33 с., 17источников.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВО, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.
Объект исследования — макроэкономическое регулированиев Республике Беларусь.
Предмет исследования — особенности и методы макроэкономического регулирования в Республике Беларусь..
Цель работы: изучить макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.
Методы исследования: анализ учебной и научной литературы, монографий, статей в периодической печати, а также экономико-статистический метод.
Исследования и разработки: изученыпонятия экономической теории и экономической политики, описаныроль государства в экономике, изучена сущность бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, сформулировать направления совершенствования макроэкономического регулирования в Республики Беларусь на современном этапе.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………. |
4 |
1. Экономическая теория и эконмическая
политика. Роль государства в экономике……………………………………………………… |
6 |
1.1 Экономическая теория и экономическая политика, предмет и области экономической политики…………………………………………….. |
6 |
1.2 Экономическая роль государства……..……………………………... |
9 |
2. Цели и задачи экономической политик…………………………………….. |
16 |
2.1Сущность бюджетно-налоговой политики и ее инструменты…….. |
16 |
2.2 Сущность денежно-кредитной политики и ее инструменты………. |
20 |
3. Макроэкономическое регулирование
в Республике Беларусь на современном
этапе…………………………………………………………….. |
26 |
Заключение…………………………………………………… |
30 |
Список используемых источников……………………………………………. |
32 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время не вызывает сомнения, что в существующих социально-экономических системах необходимо государственное регулирование. Ясно также, что границы этого регулирования в современной рыночной экономике значительно уже, чем в административно-командной, планово-распределительной экономике. Однако экономическая роль современного государства сильнее, чем, например, при рыночной системе свободной конкуренции XVIII – XIX вв.Государственное регулирование экономики сложилось не сразу. Оно является результатом исторического прогресса общества, охватывающего длительный период.
Макроэкономическое регулирование представляет собой, с одной стороны, саму деятельность по организации и налаживанию взаимодействия элементов регулируемой системы, а с другой стороны — сложную систему реализации этой деятельности посредством определенного хозяйственного механизма. Внутренняя цель макроэкономического регулирования того или иного национального хозяйства связана прежде всего с выбором модели экономического развития.
Проблемами макроэкономического регулирования занимались многие исследователи. Выделяют работы Э. Абель, Б. Бернанке, И.А.Руденко и др. Особенности становления и развития макроэкономического регулирования в Беларуси активно исследуются отечественными авторами – Н.И. Базылев, С.П.Гурко, Л.П. Квачук и др.
Объектом исследования является макроэкономическое регулирование в Республике Беларусь.
Предмет исследования - особенности и методы макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.
Цель исследования - изучить макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи, определившие логику исследования и структуру курсовой работы:
- изучить понятие экономической теории и экономической политики;
- описать роль государства в экономике;
- изучить сущность бюджетно-налоговой политики;
- изучить сущность денежно-кредитной политики;
- сформулировать направления
совершенствования
При проведении исследования использовался анализ учебной и научной литературы, монографий, статей в периодической печати, а также экономико-статистический метод.
Курсовая работа выполнена на 33 страницах, включает введение, 3 раздела, 4 подразделов, заключение, список использованных источников.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
1.1 Экономическая теория и
В числе важнейших задач, выдвигаемых экономической теорией на современном этапе, можно выделить:
- переход общества от
командно-административной к
- разработку национальной модели рыночной жизни;
- формирование действенного
механизма хозяйствования и
-удовлетворение потребностей
членов общества путем
- достижение оптимальной
занятости населения в
В решении этих задач важная
роль отводится экономической политике.
Экономическая теория является основой
для формирования экономической политики
общества, опирающейся на знание общественных
экономических законов и закономерностей
его развития[15].
Экономическая теория, раскрывая экономические законы и формулируя принципы, дает возможность сформулировать цели, определить инструменты и способы их достижения и таким образом обосновать экономическую политику государства, определить области и степень государственного воздействия на экономику. Экономическая теория не только обосновывает экономическую политику, но и дает возможность предвидеть последствия воздействия на те, или иные экономические параметры.
В то же время экономическая политика это особый объект исследования, который представляет собой совокупность мероприятий и ограничений правового характера, направленных на создание в экономике благоприятных условий для стабильного и эффективного взаимодействия экономических субъектов, а также на устранение или уменьшение негативных факторов экономического развития[12].
Экономическая политика - система
экономических мероприятий, осуществляемых
государством по руководству общественным
производством, распределением, обменом
и потреблением благ. Регулируя материальное
производство - основу развития общества,
- государство определяет перспективы
и темпы социального прогресса общества,
воздействует на изменение социальной
структуры общества и рост благосостояния
людей, обеспечивает решение коренных
экономических проблем общества, находит
оптимальные механизмы их реализации.
Экономическая политика выражает интересы
общества, его социальных групп и способствует
стабильности национальной экономики.
Экономическая политика подразделяется
на экономическую стратегию и экономическую
тактику. Экономическая стратегия рассчитана
на долговременную перспективу развития
общества, предполагает осуществление
крупномасштабных экономических и социальных
задач. При разработке экономической стратегии
выделяются основные направления развития
и совершенствования производства на
отдельных этапах развития общества. Экономическая
тактика включает средства для реализации
поставленных целей: ускорение НТП, рост
производительности общественного труда,
мотивацию труда работников и т.п.
Современный этап развития нашего общества
характеризуется тем, что жизнь закономерно
выдвинула на первый план поиск путей
экономического роста общества. Итоги
многовекового развития государств свидетельствуют,
что наиболее надежным для экономического
роста является рыночный механизм. Основы
рынка формируются в процессе общественного
разделения труда, когда обмен и распределение
опосредствуют связь между производством
и потреблением. Именно рыночный механизм,
становясь все более сложным и разветвленным,
влияет как на производство, так и на потребление,
устанавливает столь необходимую для
их успешного развития обратную связь.
При осуществлении перехода к рыночной
экономике государство должно наметить
задачи создания конкурентной среды[1].
Предмет курса экономической политики – поведение государства в экономике, которое призвано обозначить и выразить совокупную волю общества и выполнить ее в решениях и действиях правительства, характеризующих экономические процессы.
Роберт Мандел считал, что самым труднопреодолимым, при разработке политической программы, является неопределенность, преследующая экономическую динамику и влекущая за собой порой весьма значительные социальные потери. В условиях неопределенности правительства не могут знать точно, какое воздействие окажут их меры на целевые показатели. Эти неопределенности многообразны и задача экономической политики, как науки, найти инструменты и методы их компенсации.
Области экономической политики:
1) Политика в области
правовых норм, регулирующих экономическую
деятельность. Речь идет о долговременном
общественном договоре, о нормах
поведения в экономической
2) Политика в отношении
экономического порядка: установление
правил, определяющих поле допустимых
действий частных лиц, фирм, институтов,
защита конкуренции, регулирование
экономики и развитие
3) Интеграционная и внешняя
политика – это комплекс
4) Политика воздействия
на хозяйственные процессы –
это влияние на совокупный
спрос и предложение, чтобы их
уровнять при полной занятости,
денежная и фискальная
5) Политика роста и
структурная политика
6) Политика охраны окружающей
среды. В ее задачи входят охрана
среды и качественное ее
1.2 Экономическая роль государства
Государство – это очень сложный социальный феномен.
Роль государства в экономике страны до сих пор является спорным вопросом:
-некоторые считают, что государство – это достаточно неповоротливый механизм, который только мешает экономике;
-другие считают, что без государства просто невозможно, потому что механизмы экономики страны очень сложны.
Современная экономическая теория признает необходимость участия государства в экономических процессах.
На государство возлагается роль регулятора экономики, которая проявляется в следующих его функциях:
Для решения этих функций государство выполняет целый ряд задач:
- производство общественных товаров и услуг; общественными называются товары и услуги, имеющие следующие характерные черты:
а) нелегко взыскать плату с отдельных людей или не давать им воспользоваться этими товарами и услугами (например, уличное освещение);
б) ожидаемая прибыль от производства не окупает вложений частного капитала и других затрат;
- учет и прогнозирование последствий нерыночных ситуаций; нерыночные ситуации – это ситуации, которые не могут быть отрегулированы в рамках рыночного механизма; данные последствия могут быть как вредными (нефть попадает в водоем), так и полезными (благоустройство территории). Государство должно полностью ликвидировать вредные и стимулировать полезные последствия нерыночных ситуаций. Для разрешения данной задачи оно может применять следующие меры:
а) убеждение;
б) рекламные кампании;
в) субсидирование (для полезных последствий нерыночных ситуаций)и налогообложение (для вредных последствий);
г) разработку стандартов безопасности (ГОСТы);
д)программы поддержки социально незащищенных групп населения и повышения экономической активности населения.
Для этого государство использует следующие три программы:
Информация о работе Макроэкономическое регулирование в Республике Беларусь на современном этапе