Макроэкономическое регулирование в Республике Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 20:27, реферат

Описание работы

Макроэкономическое регулирование представляет собой, с одной стороны, саму деятельность по организации и налаживанию взаимодействия элементов регулируемой системы, а с другой стороны — сложную систему реализации этой деятельности посредством определенного хозяйственного механизма. Внутренняя цель макроэкономического регулирования того или иного национального хозяйства связана прежде всего с выбором модели экономического развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..……………….. 4
1. Экономическая теория и эконмическая политика. Роль государства в экономике……………………………………………………………………….
6
1.1 Экономическая теория и экономическая политика, предмет и области экономической политики……………………………………………..
6
1.2 Экономическая роль государства……..……………………………... 9
2. Цели и задачи экономической политик…………………………………….. 16
2.1Сущность бюджетно-налоговой политики и ее инструменты…….. 16
2.2 Сущность денежно-кредитной политики и ее инструменты………. 20
3. Макроэкономическое регулирование в Республике Беларусь на современном этапе……………………………………………………………...
26
Заключение…………………………………………………………………...… 30
Список используемых источников……………………………………………. 32

Файлы: 1 файл

Осн. макроэк. проб. и цели макр. регул в РБ.docx

— 69.22 Кб (Скачать файл)

В 2011-2015 гг. для решения демографических проблем будет принят ряд мер, среди которых:

- увеличение размеров пособий и иных выплат, связанных с рождением и воспитанием детей;

- создание условий для воспитания детей-инвалидов в семейной среде;

- совершенствование системы помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий;

- укрепление институтов семьи и брака.

С помощью этих мер планируется стабилизировать численность населения Республики Беларусь до уровня 9,4 млн. человек и увеличить продолжительность жизни до 72-73 лет к 2015 году. Сокращение смертности будет достигаться путем совершенствования системы здравоохранения – развития инфраструктуры медицинских услуг, повышения их качества; расширения использования высокотехнологичных разработок; увеличения инвестиций в здравоохранение, роста платных медицинских услуг и т.д.  Если в 2010 году смертность составляла более 14 человек на 1000 населения, то к 2015 году ожидается ее снижение до 13 человек[10].

Важная роль в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики принадлежит системе макроэкономического регулирования. Она включают в себя следующие основные инструменты:

•денежно-кредитную (монетарную) политику –регулирование денежной массы, спроса на деньги и их предложения, управление валютным курсом;

•бюджетно-налоговую (фискальную) политику  – деятельность государства в сферах налогообложения, регулирования государственных расходов и доходов;

•регулирование занятости в соответствии с потребностями экономики.

Поскольку развитие белорусской экономики направлено на обеспечение максимальной занятости населения, то на практике макроэкономическое регулирование осуществляется преимущественно методами денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

Эффективность системы макроэкономического регулирования зависит

от целей, которые перед нею ставятся. Применительно к условиям Республики Беларусь наряду с обеспечением высоких темпов  экономического роста  перед системой макроэкономического регулирования ставятся задачи минимизациитемпов инфляции, обеспечения устойчивости  национальной валютыи достижения  внешнеэкономического равновесия.

Вместе с тем, в основе эффективной долг осрочной макроэкономической политики, по мнению большинства ученых - экономистов, должно лежатьобеспечение сбалансированного экономического развития.

Под сбалансированностью следует понимать не только соответствие и взаимоувязку  развития отдельных отраслей, объемов производимой продукции и услуг, потребности в них, но и соответствие товарных и денежных потоков.

Сбалансированный экономический рост подразумевает под собой наличие устойчивого  развития экономики без резких изменений и спадов, стабильность цен, поддержание равновесного внешнеторгового баланса, стабильный обменный  курс национальной валюты, высокий уровень занятости трудоспособного  населения. Сбалансированность предполагает, что величина и структура совокупного спроса совпадают с аналогичными параметрами совокупного  предложения, т.е. если весь произведенный продукт будет потреблен.

Нарушение сбалансированности может привести к существенным проблемам в достижении поставленных целей социально-экономического развития. В частности, чрезмерное эмиссионное кредитование в 2010 г.  привело к усилению разрыва между денежной и товарной массой, образованию несбалансированности между спросом на иностранную валюту и ее наличием. В  конечном счете, это привело к почти трехкратной девальвации национальной  валюты в 2011 г. и существенному снижению доходов населения. Поэтому  принимаемые меры по ускорению темпов экономического развития, минимизации темпов инфляции и обеспечению устойчивости национальной валюты  должны осуществляться в рамках, обеспечивающих соблюдение основных экономических пропорций и макроэкономическую сбалансированность[10].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате выполнения курсовой работы были сделаны следующие выводы:

  1. Экономическая теория, раскрывая экономические законы и формулируя принципы, дает возможность сформулировать цели, определить инструменты и способы их достижения и таким образом обосновать экономическую политику государства, определить области и степень государственного воздействия на экономику.
  2. Экономическая политика - система экономических мероприятий, осуществляемых государством по руководству общественным производством, распределением, обменом и потреблением благ.
  3. Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства с целью удовлетворения все возрастающих потребностей населения.Вся система государственного регулирования национальной экономики должна быть направлена на обеспечение экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов.
  4. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП).К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.
  5. Через  кредитно-денежную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь – на потребительский и инвестиционный спрос. Главная роль в кредитно-денежной политике принадлежит Центральному Банку.
  6. Применительно к условиям Республики Беларусь наряду с обеспечением высоких темпов  экономического роста  перед системой макроэкономического регулирования ставятся задачи минимизации темпов инфляции, обеспечения устойчивости  национальной валюты и достижения  внешнеэкономического равновесия. Нарушение сбалансированности может привести к существенным проблемам в достижении поставленных целей социально-экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

  1. Абель Э. , Бернанке Б. Макроэкономика . 5-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 768 с.
  2. Душенькина Е.А. Экономическая теория. Конспект лекций .- М.: Эксмо, 2008. — 160 с.
  3. Жарковская А.В.  Банковское дело. Курс лекций. М., 2004.
  4. Заяц И.Е. Налоги и налогообложение. - Мн.: Вш.шк., 2003. 303 с.
  5. Квачук Л.П. Фискальная политика государства в условиях рыночных преобразований в Республике Беларусь. Мн.: БГАТУ, 2003. 53 с.
  6. Кравцова Г.И. Кузьменко Г.С. Кравцов Е.И. Деньги, кредит, банки. Под ред. Г.И. Кравцовой Мн.: БГЭУ, 2003. 527 с.
  7. Лемешевский И.М. Экономическая теория в 3 частях.1ч. - Мн: ФУАинформ, 2002. – 240 с.
  8. Макроэкономика: Учеб.пособие/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд., перераб. - Мн.:БГЭУ,2000. - 214 с.
  9. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. Учебное пособие для вузов. / Пер. с англ. Д.В. Виноградова под ред. М.Е. Дорошенко. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 820 с.
  10. Перспективы инновационного развития Республики Беларусь: сб. научных статей III Межд. науч. конф., Брест, 26-28 мая 2012 г / Брестский гос. техн. университет: редкол.: А.М. Омельянюк. – Брест: БрГТУ, 2012. – 336 с.
  11. Полоник  С.С.  Методы  государственного  регулирования денежно-кредитных  и  финансово-бюджетных отношений. \\ Белорусский экономический журнал. №1, 2003.
  12. Руденков И.А. Экономическая политика: учебное пособие. - Мн.: Книжный дом. 2007. – 704 с.
  13. Соколов Ю.А. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М., 2008. Организация денежно-кредитного регулирования. Учебное пособие. М., 2008.
  14. Улюкаева  А.В.  Современная  денежно-кредитная  политика:  проблемы  и  перспективы. М.,  2008.
  15. Экономическая теория/ под ред. Давыденко Л.Н. – Мн.: Вышэйшая школа, 2007. — 352 с.
  16. Экономическая теория /под ред. В.А. Давыденко - Мн: Выш. шк., 2002. – 145 с.
  17. http://www.economy.gov.by

 


Информация о работе Макроэкономическое регулирование в Республике Беларусь на современном этапе