Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 20:27, реферат
Макроэкономическое регулирование представляет собой, с одной стороны, саму деятельность по организации и налаживанию взаимодействия элементов регулируемой системы, а с другой стороны — сложную систему реализации этой деятельности посредством определенного хозяйственного механизма. Внутренняя цель макроэкономического регулирования того или иного национального хозяйства связана прежде всего с выбором модели экономического развития.
Введение………………………………………………………..……………….. 4
1. Экономическая теория и эконмическая политика. Роль государства в экономике……………………………………………………………………….
6
1.1 Экономическая теория и экономическая политика, предмет и области экономической политики……………………………………………..
6
1.2 Экономическая роль государства……..……………………………... 9
2. Цели и задачи экономической политик…………………………………….. 16
2.1Сущность бюджетно-налоговой политики и ее инструменты…….. 16
2.2 Сущность денежно-кредитной политики и ее инструменты………. 20
3. Макроэкономическое регулирование в Республике Беларусь на современном этапе……………………………………………………………...
26
Заключение…………………………………………………………………...… 30
Список используемых источников……………………………………………. 32
При значительном уровне безработицы государство проводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и к росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения. В результате повышается реальный ВВП. Низкие налоги также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций. Это способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.
Налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение национального продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению. Это объясняется тем, что государственные расходы являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление – одну из переменных совокупных расходов. Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на прирост ВВП, то при сокращении налогов только одна часть доходов семейных хозяйств идет на рост потребления, поскольку другая часть уходит на сбережения[8].
2.2 Сущность денежно-кредитной политики и ее инструменты
Денежно-кредитная политика в странах с развитой рыночной экономикой рассматривается как инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры, как оперативное и гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся мировая практика показывает, что через кредитно-денежную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь –на потребительский и инвестиционный спрос.
Главная роль в кредитно-денежной политике принадлежит Центральному Банку, который может ускорять или сдерживать прирост денежной массы, вызывать повышение или понижение цены кредита.
Во всех странах с развитой рыночной структурой центральные банки независимы от правительства и могут оперативно принимать решения по корректировке денежно-кредитной политики в зависимости от изменений экономической конъюнктуры. В этой деятельности ЦБ не связан продолжительными процедурами согласования с органами государственной власти. Он может противостоять давлению со стороны политиков, когда краткосрочные политические цели правительства вступают в противоречие с основной стратегической целью – достижение общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции[9].
Цели кредитно-денежной политики подразделяются на конечные и промежуточные, достичь конечных целей можно, только правильно выбрав промежуточные, так как между ними существует тесная связь. В качестве промежуточных обычно выделяют следующие цели:
а) объем денежной массы;
б) уровень процентной ставки;
в) объем кредитов.
Все промежуточные цели направлены на достижение конечных целей денежно-кредитной политики государства:
- экономический рост;
- полная занятость;
- стабильность цен;
- устойчивый платежный баланс.
Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности ЦБ и осуществляются в основном при помощи косвенных методов регулирования.
Инструменты, при помощи которых государство достигает целей экономической политики в кредитно-денежной сфере подразделяются на:
- инструменты косвенного регулирования;
- инструменты прямого регулирования;
- инструменты селективного регулирования.
Инструменты косвенного регулирования включают:
- политику обязательных резервов;
- операции на открытом рынке;
- политика учетной ставки (дисконтная политика)[13].
Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема депозитов. Изменяя норму обязательных резервов, ЦБ поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Минимальные резервы являются инструментом, используемым ЦБ для регулирования денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервирования ЦБ регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их резервы в ЦБ превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции увеличивая норматив и вынуждает банки сократить объем активных операций[3].
При использовании этого инструмента следует учитывать, что даже небольшие изменения норм резервирования вызывает значительные сдвиги в объеме резервов и структуре кредитных операций.
Частые и значительные изменения резервных норм могут привести к нарушению денежного равновесия, поэтому, они осуществляются или во время инфляции, или спада производства, когда требуются сильнодействующие средства.
Операции на открытом рынке – считаются наиболее важным средством контроля денежного предложения, которое предполагает покупку и продажу государственных ценных бумаг коммерческим банкам, фирмам и населению на открытом рынке. При этом объектом купли-продажи могут быть все виды ценных бумаг, но предпочтение отдается ГКО. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает их ресурсы, повышая кредитные возможности, и наоборот.
По форме проведения рыночные операции ЦБ могут быть прямыми и обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу ценных бумаг. Обратная операция заключается в продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки поустановленному курсу и сроку. Они имеют более мягкий эффект и по сути аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. ЦБ предлагает коммерческим банкам продавать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности ЦБ, будут принадлежать коммерческим банкам.
Политика учетной ставки. С помощью этого инструмента ЦБ влияет на денежную базу и ликвидность банков – способность коммерческих банков своевременно погашать свои обязательства в денежной форме.
Одним из способов повышения ликвидности является получение коммерческим банком кредита, который он может взять у других коммерческих банков на межбанковском рынке или у Центрального Банка через, так называемое, учетное окно. Когда коммерческий банк берет ссуду. Он переводит центральному банку выписанное на себя долговое обязательство, которое гарантируется дополнительным обеспечением (обычно ГКО). ЦБ взыскивает процентные платежи по своим ссудам, предоставленным коммерческим банкам. Такая ставка процента называется учетной.
Коммерческие банки берут ссуды через учетное окно в двух случаях: во-первых, для пополнения обязательных резервов; во-вторых, если на взятую ссуду можно будет получить прибыль. С точки зрения коммерческого банка, учетная ставка представляет собой издержки, вызванные приобретением резервов. Падение учетной ставки поощряет комбанки к приобретению дополнительных ресурсов путем заимствования у ЦБ. Кредиты комбанков, опирающиеся на эти резервы, увеличивают денежное предложение и, наоборот, рост учетной ставки снижает их желание к получению дополнительныхрезервов и соответственно денежное предложение падает. Этот инструмент кредитно-денежнойполитики не столь эффективен,как предыдущие два[14].
Инструменты прямого регулирования:
Административное управление кредитом – этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние предприятия оказываются главными жертвами данной политики. Добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Метод количественных ограничений используется не так активно, а в некоторых странах вообще отменен.
Установление обязанностей коммерческих банков перед Центральным. ЦБ может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относят нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. ЦБ может также устанавливать необязательные, так называемые, оценочные нормативы.
Инструменты селективного регулирования. Кроме основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается:
- предписываемой маржи;
- потребительского кредита;
- увещеваний.
Регулирование на фондовой бирже. Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной стоимости ценной бумаги. Она может повышаться при необходимости снизить спекулятивную скупку акций и понижают для оживления фондового рынка.
Влияние на потребительский кредит. Для сдерживания денежной массы ЦБ может повысить ставку процента или предписывает делать беспроцентный вклад в ЦБ при покупке кредитной карточки.
Регулирование с помощью убеждения. Увещевание означает использование «дружеского убеждения» - политического заявления, общественного решения, открытого призыва к тому, чтобы не допустить излишнего расширения или сокращения банковского кредита, которое может иметь серьезные последствия для банковской системы и для экономики в целом[11].
3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ
Макроэкономические показатели Республики Беларусь в 2012 г. свидетельствуют о быстрой стабилизации и выходе страны из кризиса. Улучшились показатели внешнеэкономической деятельности, предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос на нее, инфляция замедлилась до умеренных размеров. В статье рассматривается денежно-кредитная политика на современном этапе, а также конкретные меры, которые принимаются Правительством и Национальным банком Республики Беларусь для закрепления внутренней и внешней сбалансированности. Особо отмечается необходимость сохранения тех принципов денежно-кредитной политики, которые позволили стабилизировать ситуацию в прошлом году и действуют в настоящее время.
Главный результат
реализации Программы
Согласно проекту программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. предусматривается повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 г. к уровню 2010г. в 1,7-1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП в 1,61-1,68 раза.
Прогнозируется постепенный рост заработной платы. Для этого субъектам хозяйствования будут предоставляться более широкие права в области выбора форм и методов оплаты труда, также будут созданы экономические предпосылки для легализации всех доходов. В 2010 году уже были приняты меры по увеличению начисленной заработной платы. Если с 1 января 2010 года минимальная заработная плата составляла 258,6 тыс. бел.рублей, то с 1 ноября 2010 года она повысилась до 400 тыс. бел. рублей, а с 1 января 2011 года – до 460 тыс. бел. рублей[17].
В области занятости населения перед государством стоят такие задачи:
- как создание новых рабочих мест в научной сфере, в области высоких технологий, сфере услуг;
- рост занятости в сфере услуг; мотивация к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;
- создание системы социального страхования от безработицы и др. План развития на 2011-2015 гг. ставит своей целью не просто обеспечение граждан Республики Беларусь рабочими местами, а предоставление им возможности максимально эффективно применить свой опыт и способности, гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд. В результате выполнения этих задач прогнозируется рост уровня занятости населения до 80% к трудовым ресурсам и повышение доли работников сферы услуг до 58 процентов отобщей численности занятых в экономике.
В области демографической политики традиционно планируется повышение продолжительности жизни и – особенно – уровня рождаемости населения. За 2010 год в республике родилось 108,1 тыс. детей, что на 1,1 тыс. детей меньше, чем за 2009 год, умерло – 137,3 тыс. человек, или на 2,2 тыс. человек больше. Естественная убыль населения составила 29,2 тыс. человек. За 2010 год по сравнению с 2009 годом число умерших в целом по республике увеличилось на 1,6%. Таким образом, предпринятые меры по увеличение рождаемости оказались малоэффективными. Однако удалось достичь миграционного прироста, который за 2010 год составил 10 303 человека.
Информация о работе Макроэкономическое регулирование в Республике Беларусь на современном этапе