Макроэкономика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Само слово «экономика» образовано от греческих слов oikos (дом, хозяйство) и nomos (учение, закон). Перевести слово целиком можно как «домоводство» или наука о хозяйстве. Впервые это понятие встречается у древнегреческого мыслителя Ксенофонта. Его труд был озаглавлен словом «Экономия» (его еще переводят как: «Экономика», «Экономикас», «Домострой») и посвящался разумным правилам ведения домашнего хозяйства и земледелия.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава1.ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ___________________________6
1.1. Предмет экономики как науки_______________________________6
1.2. Методология изучения экономики___________________________7
Глава2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МИКРОЭКНОМИКИ И МАКРОЭКОНОМИКИ____________________________________________11
2.1. Понятие микроэкономики_________________________________13
2.2. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа______25
Глава III. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ_____________________________25
Заключение____________________

Файлы: 1 файл

Макроэкономика как наука.docx

— 208.87 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение_________________________________________________________3

Глава1.ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ___________________________6

          1.1. Предмет экономики как науки_______________________________6

          1.2. Методология изучения экономики___________________________7

Глава2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МИКРОЭКНОМИКИ И                  МАКРОЭКОНОМИКИ____________________________________________11

          2.1. Понятие микроэкономики_________________________________13

          2.2. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа______25

Глава III. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ПОКАЗАТЕЛИ  И ИХ СОДЕРЖАНИЕ_____________________________25

Заключение______________________________________________________34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Само  слово «экономика» образовано от греческих слов oikos (дом, хозяйство) и nomos (учение, закон). Перевести слово целиком можно как «домоводство» или наука о хозяйстве. Впервые это понятие встречается у древнегреческого мыслителя Ксенофонта. Его труд был озаглавлен словом «Экономия» (его еще переводят как: «Экономика», «Экономикас», «Домострой») и посвящался разумным правилам ведения домашнего хозяйства и земледелия.

      В наше время у слова экономика - два основных значения:

      Экономика:

      Хозяйство, хозяйственное ведение (мира, страны, региона, предприятия и т.д.).

      Научная дисциплина, изучающая функционирование хозяйства (страны, мира, предприятия  и т.д.), законы и закономерности этого  функционирования.

      В русском языке и то, и другое называется экономикой. Английский язык, с этой точки зрения, удобнее: имеется  два четких термина - economy (хозяйство) и economics (теория, наука). Вы скажете, у нас тоже есть слово «экономия»? Да, есть, только к самому понятию экономики этот термин относится только косвенно. Экономия в русском языке - это, прежде всего, бережливость при расходовании чего-либо. Но одной только бережливостью ведение хозяйства не ограничивается, поэтому мы этот термин использовать в полной мере не можем.

      Чтобы запомнить определение экономики, рассмотрим его на следующей схеме:

      Разные  уровни экономики

      Хозяйство целой страны и все процессы, связанные  с ним, - это экономика? Да. А хозяйство  всего мира, мировой рынок? Конечно. А хозяйство отдельной фирмы, ее производство? Его тоже описывает экономика. Как же так?

      Условно экономику и как хозяйство, и  как науку можно рассматривать  на трех уровнях: микро- , макро- и мировом. Из других курсов Вы, конечно, помните, что приставки «микро» и «макро» от греческого означают «малый» и «большой».

      Соответственно, на микроуровене мы рассматриваем поведение отдельных участников на рынке: фирма, потребитель и т.д. И научная теория микроэкономики («малой экономики») рассматривает только ту часть экономической теории, которая касается функционирования одной фирмы, ее внешней и внутренней среды, поведения потребителей и существования отдельных рынков.

      Макроуровень - это хозяйство одной страны. Научная теория макроэкономики («большой экономики») изучает законы функционирования национальной экономики, взаимоотношения государства и экономического механизма, внешней средой в данном случае будет весь остальной мир.

      Ну, и, наконец, мировая экономика («всеобщая  экономика») - это все мировое  хозяйство, а с теоретической  точки зрения - особенности его  существования, его насущные проблемы, его связь с мировой политикой  и т.д.

      Разумеется, все три уровня экономики не автономны  по отношению друг к другу и, как  мы уже подчеркивали, это разделение условно. В макроэкономике, например, используется термин «фирма» (только макроэкономическая теория рассматривает поведение  не одной фирмы, а общие закономерности функционирования всех фирм одной страны), и микроэкономика частично является составляющей макроэкономики, просто в упрощенном и обобщенном уровне. То же и с мировой экономикой, только обобщение происходит уже  на уровне страны, и каждая страна представлена единым объектом, а теория мировой экономики рассматривает только мировой рынок, не касаясь внутренних рынков страны. Представим изученные термины в виде трехуровневой схемы - «матрешки»:

      1 Автономность - значит, независимость, то есть  один объект независим от другого и никак не связан с ним и сам не влияет на него. В политическом смысле, например, автономия - это право на самостоятельное независимое развитие и установление собственного законодательства, правопорядка и управления.                                 

       

      Мы  начинаем изучение экономики с самого детального уровня - микроэкономики. Зная особенности поведения и существования отдельных экономических субъектов и объектов, мы сможем обобщить наше изучение экономики до макроуровня, а потом рассмотреть и мировую экономику. Таким образом, мы будем понимать все причинно-следственные связи и особенности экономических явлений, законов и т.д.

      Микроэкономика - это только часть огромной науки  экономики. Она изучает деятельность \ и поведение отдельных субъектов  рынка (потребителей, фирм и т.д.).

      В дальнейшем мы с Вами будем говорить именно о микроэкономике, периодически вспоминая о том, какие исторические предпосылки привели к формированию тех или иных теорий. 

      Микроэкономика - это наука, изучающая хозяйственную деятельность и поведение отдельных субъектов  экономики (фирмы, потребителя и т.д.).     

        Это теоретический аспект нашего  определения. Ну, а практическая  его часть еще проще:

      Микроэкономика - хозяйство отдельной фирмы.       

      Какое слово у нас оказывается ключевым? Правильно - фирма. Фирма и является предметом микроэкономики, фирма  и все, что к ней относится. То есть ее внешняя (например, национальный рынок, конкуренты, государство и т.д.) и внутренняя среда (издержки, отношения собственности, производство продукции и т.д.). Все, что касается деятельности фирмы, все процессы, которые касаются деятельности отдельной фирмы, мы и будем изучать в нашем курсе. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ

    1. Предмет экономики как науки

      С развитием  экономики как науки менялись и взгляды на ее предмет и практическую функцию.

      Национальное  богатство

      Так, меркантилисты, отражавшие интересы торговцев эпохи  первоначального накопления капитала, предметом научных исследований считали национальное богатство. Источником богатства объявлялась торговля. Само же богатство отождествлялось  чаще всего с деньгами. Основная функция этого учения сводилась  к активизации товарно-денежных отношений, привлечению в страну золота и серебра в связи с  возрастающей потребностью в деньгах. Главный практический вывод из этого  учения — необходимость воздействия  на экономическую политику государства, которое играет важнейшую роль в  хозяйственной жизни.

      Школа физиократов  перенесла предмет политической экономии — национальное богатство  — из сферы обращения в сферу  производства. Это было величайшим достижением экономистов, хотя они  ошибочно считали источником богатства  труд только в сельском хозяйстве. Отсюда практическая функция данной науки  сводилась к стимулированию развития сельскохозяйственного производства, а главный практический вывод  состоял в утверждении необходимости  ограничения вмешательства государства  в естественный ход развития экономики.

      Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также  распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство и др.

      Аналогичного  мнения о предмете политической экономии придерживаются и отдельные современные  экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о производстве, распределении и потреблении  национального богатства. Но понимание  последнего в процессе исторического  развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство  представляли в виде денег, затем  — в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство  включают и самого человека, его  интеллект, информацию как источники  последующего развития общества.

      Практическая  функция классической политической экономии сводилась к обоснованию  факторов увеличения национального  богатства (углубление общественного  разделения труда, расширение производства, рост занятости и производительности труда, сведения к минимуму доли государственных  расходов в национальном доходе общества и т.д.). В этом учении выделяются позитивная (как есть) и нормативная (как должно быть) функции экономической  теории. Практический вывод — предостережение  от любых форм вмешательства государства  в естественный ход рыночных процессов.

      1.2.Методология изучения экономики

      Методология экономической теории - это наука  о методах изучения хозяйственной  жизни, экономических явлений. Методы - инструменты, совокупность приемов  исследования в науке и воспроизведения  их в системе экономических категорий  и законов.

    • Во всякой науке используется определенная сумма методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например, метафизический и диалектический методы, общенаучные - исторический, логический, математический и др. и специфические - для каждой отрасли науки.
    • Экономическая теория использует как общенаучные методы познания, такие как:
    • · метод научной абстракции,
    • · анализ и синтез,
    • · индукцию и дедукцию,
    • · исторический и логический методы,
    • · так и специализированные.
    • Все эти методы и инструменты используются в единстве. При исследовании экономических явлений делаются многие упрощения, которые принято определять как метод научной абстракции. При этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты. Так возникают понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и т.д.
    • Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями. В экономике, несмотря на внешний хаос и случайности, действуют определенные, типичные, характерные связи. Внутренние существенные, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, постоянные, качественно и количественно определенные причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами называются экономическими законами.
    • Экономическая теория призвана устанавливать эти причинно-следственные связи с помощью анализа и синтеза. Анализ - мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза воссоздается целостная картина процесса или явления. Например, при изучении механизма рыночного ценообразования изучаются сначала отдельные стороны рыночного механизма: спрос и предложение, а затем переходят к синтезу этих частей и исследованию процесса формирования рыночной цены.
    • Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция - переход от общего к частному. Оба метода имеют равное значение в экономических исследованиях и дополняют друг друга. Отмечают, что для традиционной отечественной экономической теории характерно стремление к более активному использованию дедуктивных умозаключений: изучив общие закономерности в развитии экономических процессов, имевших место в отечественной или зарубежной экономической истории и хозяйственной практике, исследователи формулируют рекомендации и выводы. Западные экономисты более активны в использовании индукции как метода познания. Для них характерна оценка экономических процессов с позиций отдельного человека: потребителя или предпринимателя.
    • Используя исторический метод, экономическая теория исследует экономические явления и процессы в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одно другими. Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Логический (теоретический) анализ также есть восхождение от простого к сложному. То есть имеет место единство исторического и логического, но это не означает их полного совпадения. Изучение экономической действительности допускает проведение экспериментов, правда, их возможности существенно ограничены по сравнению с естественными и точными науками. Сознательное массовое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна , Ф. Тэйлора , на макроуровне - с именами Дж.М.Кейнса и М. Фридмена. Многократные эксперименты на макро- и микроуровне проводились и в нашей стране.
    • В экономической теории также применяются два противоположных философских метода - метафизика и диалектика.
    • Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости. Такой подход к изучению экономики допускается в тех случаях, когда приходится тщательно анализировать какой-то элемент системы в отдельности или выяснять внутреннюю структуру хозяйственных отношений, не принимая в расчет любые их изменения.
    • Экономическая теория полнее отражает действительность, если берет на вооружение диалектику - учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Выдающийся немецкий философ Георг Гегель (1770-1831 гг.) - создатель систематической теории диалектики - центральное место в этой теории отводил противоречию. Последнее он рассматривал как единство взаимоисключающих и одновременно взаимнопредполагающих друг друга противоположностей. Противоречие Г. Гегель оценивал как «мотор», как внутренний импульс всякого развития. Это, разумеется, в полной мере относится и к экономике.
    • Диалектический метод отражает не только противоречия, но и неотрывность и единство противоположностей. Это позволяет на практике объединять в целостность казалось бы несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем уступок).
    • В силу нежелательности проведения частых экспериментов, особую роль в экономических исследованиях играет моделирование. Экономическая модель состоит из предпосылок и условий, которые служат для установления взаимосвязей между экономическими переменными. Переменные, значения которых принимаются в модели в качестве заданных, - это параметры модели. С помощью логики, графических построений и математики моделирование позволяет выявить влияние предпосылок и условий на явление, которое экономическая теория стремится объяснить. Ключевая поведенческая предпосылка в моделях, используемых в современной экономической науке, заключается в том, что в качестве главного мотива экономической деятельности рассматривается желание получить максимальную выгоду (максимальную прибыль, максимальную полезность и т.п.). Этим предопределяется рациональное экономическое поведение каждого человека.
    • Предположение о максимизации выгоды - упрощение. Наряду с рациональными мотивами человек в экономической жизни руководствуется и иррациональными мотивами. Особенно это присуще потребителям. Вместе с тем ориентация на максимизацию выгоды доминирует в современной экономической жизни, что делает данную предпосылку достаточно удобной и эффективной.
    • В современной экономической теории широко распространен предельный анализ - технический прием в экономическом моделировании, в соответствии с которым исследуется, каким образом каждое дополнительное действие влияет на цель, к которой стремится в своей экономической деятельности человек. Например, покупатель приобретет дополнительную единицу блага, если предельная (дополнительная) выгода, которую он получит, превысит предельные (дополнительные) издержки. Применение предельного анализа показывает, что он является мощным орудием принятия решений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА II. Понятие и сущность микроэкономики и макроэкономики

      2.1. Предмет микроэкономики

      Микроэкономика - составная часть экономической  теории, изучающая экономические  взаимоотношения между людьми и  определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

      Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных  экономических субъектов. Ее основными  проблемами являются:

      * цены и  объемы выпуска и потребления конкретных благ;

      * состояние  отдельных рынков;

      * распределение  ресурсов между альтернативными  целями.

      Микроэкономика  изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень  цен изучает макроэкономика.

      Непосредственным  предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные  с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

      В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих  вопросов:

      * экономическое  поведение людей, которое закрепляется  в адекватных институтах и  общественных структурах. В качестве  ключевых институтов выступают  рынок, собственность и государство;

      * принятие  экономическими субъектами решений  и реализация ими соответствующих  экономических действий;

      * проблема  выбора одного из альтернативных  вариантов; она ставит вопрос  о редкости благ и их ограниченности.

      Микроэкономика  исходит из следующих предпосылок:

      а) экономического атомизма, означающего, что микроэкономика сосредоточивает свое внимание на поведении экономических субъектов, которые принимают и реализуют свои решения в процессе экономической деятельности;

      б) экономического рационализма, сущность которого состоит в допущении оценки экономическими агентами своих выгод и затрат, сравнение которых в процессе принятия экономических решений дает возможность установить наиболее эффективные действия конкретного экономического агента, обеспечивающие извлечение максимального дохода.

Информация о работе Макроэкономика как наука