Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:36, курсовая работа
В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в России и зарубежных странах, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.
Введение…………………………………………………………………………2
Организационно-правовая форма малого предпринимательства……………4
Понятие и признаки малого предприятия……………………………………..6
Малый бизнес как модель экономической самодеятельности……………...10
Роль малого бизнеса в экономике России……………………………………13
Малые предприятия и конкуренция…………………………………………..19
Государственная поддержка малого предпринимательства………………...23
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………34
Сектор частного малого предпринимательства в России – ровесник рыночных реформ. Вообще, малое предпринимательство, малый бизнес – дело не только новое, но и многотрудное и сопряженное с многочисленными и опасностями. Все “плюсы” и “минусы” данной формы экономической самодеятельности легко проиллюстрировать с помощью так называемой СВОТ-таблицы .
СВОТ-анализ малого бизнеса как модели экономической самодеятельности:
|
Из таблицы видно , что жизни малого предпринимателя – это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и “ловушек”. Поэтому лабильность, неустойчивость предприятий малого бизнеса высока, как ни в одной др. секторе руночной экономики. Тем более сказанное справедливо в отношении трансформационной экономики, каковой является экономика российская.
Однако именно малый бизнес, и только он, может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике и которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Это, прежде всего, услуги населению (бытовые, образовательные, в сфере отдыха и т. д.) и бизнес-услуги (консалтинг, маркетинг, инжириринг и др.). Во-вторых, без бизнес-услуг рыночная экономика лишается “капилляров”, питающих предприятия, в том числе и крупные, необходимой информацией, кадрами, др. ресурсами. Поскольку потребность в пополнении или обновлении ресурсной базы возникает нерегулярно, постольку заниматься всеми этими направлениями деятельности самим предприятиям зачастую накладно. Малые сервисные фирмы снимают с них эту обузу. Далее, малый бизнес является единственным сектором, где примитивная, но абсолютно необходимая для эффективного функционирования рыночного хозяйства частная собственность существует в чистом виде. Там, где не существует малого предпринимательства в экономике или он слаб, неизбежно останавливается процесс строительства правового механизма регулирования рынка (свобода договоров, защита и разграничение прав собствености, эффективное вмешательство государства в случаях противоправного ущемления интересов любых категорий и групп собственников). С этим тесно связано и другое обстоятельство.
Что такое частная собственность, каковы сопряженные с нею возможности и права, но и обязанности и ответственность – это рядовой гражданин может понять только благодаря малому бизнесу – ведь у многих сегодня в малом предпринимательстве работает близкий родственник, или друг, или бывший сослуживец. В силу его близости к каждому из нас именно малое предпринимательство становится школой рыночной экономики для большинства россиян. Случайно ли, что в нашей стране, где прослойка малого бизнеса за десять лет реформ так и не стала достаточно прочной и широкой, медленно приживается уважение к чужой собственности, законопослушание, что не складываются гражданское общество с его институтами, что медленно формируется оплот социальной стабильности - средний класс?
Наконец,
развитие малого предпринимательства
– критерий того, насколько конкурентным
является становящееся в стране рыночное
хозяйство. Чем более развита конкуренция,
тем более справедливыми являются цены,
тем меньше у государства или олигархов
возможностей диктовать рынку свои условия,
тем выше степень хозяйственной свободы
каждого экономического агента, т.е. тем
легче любому начать бизнес, найти себе
нишу в общественном разделении труда
- была бы только хорошая предпринимательская
идея; и тем труднее, с другой стороны,
удержаться на гребне успеха, тем быстрее
вынуждены “вертеться” все – в том числе
и тяжелые на подъем крупные предприятия.
Роль
малого бизнеса в
экономике.
Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.
Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.
Развитие
специализации и кооперации вовлекает
мелких и средних предпринимателей
в сферу влияния крупных
Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.
Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
Деятельность
малых предприятий в менее
развитых районах западноевропейских
стран - это основа всей их социальной
и экономической жизни и
В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции.
В России в настоящее время имеется лишь немногим более миллиона малых предприятий, на долю которых приходится 12% валового внутреннего продукта страны и 12% рабочих мест. Хотя доля малого бизнеса в России остается незначительной, она быстро растет. В 2007 году продукция малого бизнеса в долларовом исчислении выросла на 343% по сравнению с 2000 годом. Для сравнения: рост номинального ВВП в долларах за тот же период составил 194%. Приблизительный расчет на основании итогов 2007 года показывает, что каждый процентный пункт прироста доли продукции малых предприятий в ВВП при прочих равных прибавляет к его росту дополнительные 0,10—0,15%. Другими словами, если бы вклад малого бизнеса в ВВП увеличился в следующем году с текущих 12% до 15%, то предполагаемый темп роста валового внутреннего продукта в 2008 года вырос бы до 6,6—6,7%.
Малый
бизнес в России — это в основном торговля
и общепит, которые составляют 46% сектора
(доля промышленности — 12%, строительства —
11%). Такая структура развития выгодна
крупным корпорациям. Рост экономической
активности ведет к большему спросу на услуги
операторов мобильной связи (МТС и «Вымпелкома»).
Малый бизнес, связанный с оптово-розничной
торговлей и общепитом, выгоден автомобильным
компаниям (таким, как ГАЗ), так как формирует
повышенный спрос на легкие грузовики.
Кроме того, рост числа ресторанов и баров,
традиционных объектов малого бизнеса,
выгоден компаниям пищевого сектора («Балтика»,
«САН Интербрю», «Вимм-Билль-Данн»). Малый
бизнес не только связывает их с потребителем,
но и помогает осуществлять региональную
экспансию товарных потоков и брэндов.
Как показывает опыт Центральной и Восточной
Европы, малый бизнес играет важную роль
в реструктуризации экономики и в привлечении
иностранных инвестиций. В России крупные
предприятия часто имеют избыточный штат.
Рост конкуренции и затрат будет стимулировать
их к реструктуризации и экономии средств.
Несмотря на политический и социальный
аспекты, эти процессы обязательно повлекут
за собой новую (после 1990-х годов) волну
сокращения штатов. Часть увольняемых
примет сегмент малого бизнеса.
Обеспечение занятости — одна из самых важных экономических функций малых предприятий. Например, большинство предприятий в Европе — малые и средние. При этом большинство из них — микропредприятия, где занято менее десяти человек. В России малые предприятия (исключая предприятия среднего размера) составляют только 20% всех фирм, то есть налицо значительные резервы роста и увеличения социальной значимости малого бизнеса.
В показатели роста малого бизнеса за последние четыре года ощутимый вклад внесли и улучшения в части регулирования — были начаты реформы законодательства в области налогообложения (введение «упрощенки») и лицензирования, сделан шаг к облегчению регистрации малых предприятий. Важным шагом стала реформа банковского сектора, в частности, запуск в 2005 году системы кредитных бюро как основы для доступа малых предприятий к банковскому финансированию.
Старые проблемы Хотя текущая тенденция позитивна, в международном сравнении сегмент малого бизнеса в России остается крошечным. В Центральной Европе и странах Балтии, так же как в западных странах, малые предприятия обеспечивают 50—80% ВВП. Следует, однако, отметить, что прямое сравнение здесь затруднено, так как в России малое предприятие определяется как компания, где работают менее 100 человек, а в большинстве других стран малыми и средними фирмами считают компании, где занято менее 250 человек. Возможность определения малого предприятия в соответствии с международными стандартами сейчас рассматривается в правительстве, и их предполагаемое введение позволит более точно представлять состояние малого бизнеса.
Как показывает статистика, в 2007 году рост выпуска продукции малых предприятий в долларовом выражении несколько замедлился. Более того, большинство новых малых предприятий сегодня, как и в начале 1990-х, создается в торговле и сфере услуг, а доля малого бизнеса в промышленности, наоборот, сокращается. Отчасти это может объясняться тем, что малые предприятия вырастают и переходят в сегмент среднего бизнеса. Но и в этом случае снижение числа малых предприятий в промышленности говорит о высоких барьерах для входа в отрасль, отражает рост импорта в результате укрепления рубля и отсутствие доступа к финансированию.
Дефицит финансирования — еще одна ключевая проблема малого бизнеса в России. Достоинства малого предприятия — низкие издержки, высокая мобильность и инновации в качестве конкурентного преимущества. Но у малых предприятий нет активов — им нечего предложить в качестве залога по кредитам. Венчурное же финансирование в России находится в зачаточной стадии, а профессиональные инвесторы не замечают «малышей», пока растут цены на нефть и биржевые индексы.
Информация о работе Малое предпринимательство в современной России