Малое предпринимательство в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в России и зарубежных странах, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Организационно-правовая форма малого предпринимательства……………4
Понятие и признаки малого предприятия……………………………………..6
Малый бизнес как модель экономической самодеятельности……………...10
Роль малого бизнеса в экономике России……………………………………13
Малые предприятия и конкуренция…………………………………………..19
Государственная поддержка малого предпринимательства………………...23
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовик(малое предпринимательство).doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Привлекательное будущее роль предпринимательства  и малого бизнеса в современной экономике огромна. Они стимулируют конкуренцию, обеспечивают диверсификацию экономики на региональном уровне, способствуют инновациям и расширяют экспортные возможности страны. Малые предприятия также имеют потенциальную возможность стать в будущем публичными. Хотя многие из российских компаний, акции которых в настоящее время торгуются на бирже, возникли из крупных советских структур или на основе масштабных активов, есть примеры компаний, которые начинали с малого и быстро выросли, завоевав известность и выйдя на фондовый рынок.  

Малые предприятия и  конкуренция. 

      Современная  рыночная  экономика  представляет  собой   сложнейший организм,   состоящий    из    огромного    количества    разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и  информационных  структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм  бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению  рынок  -  это  организованная  структура,  в  которой существуют производители и потребители, продавцы и  покупатели,  где  в результате  взаимодействия  спроса  потребителей  (спросом   называется количество товара, которое потребители  могут  купить  по  определенной цене)  и предложения производителей  (предложение -  это количество товара,   которое   производители   продают   по   определенной   цене) устанавливаются и цены  товаров,  и  объемы  продаж.  При  рассмотрении структурной организации рынка определяющее  значение  имеет  количество производителей (продавцов)  и  количество  потребителей  (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента  стоимости  (денег)

на какой-либо товар.  Это  количество  производителей  и  потребителей, характер и структура отношений между  ними  определяют   взаимодействие спроса и предложения.

   Ключевым  понятием, выражающим сущность  рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere –  сталкиваться, состязаться ).

   Конкуренция - это центр тяжести  всей  системы  рыночного   хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен  и объемов  предложения  товаров   на   рынке.   Это   конкуренция   между производителями.    Аналогично    определяется    конкуренция     между потребителями как  взаимоотношения по поводу формирования цен и  объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной  борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о  заключении  сделок  и  о  долях  участия  в  рыночной  сфере  .

Конкурентная  борьба - это динамический (ускоряющий движение )  процесс.

Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве  средств  в  конкурентной  борьбе  для  улучшения  своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент,  условия  поставок  и  платежей, информацию через рекламу.

В настоящее  время в Петербурге на основных рынках предприятий малого и среднего бизнеса наблюдается высокой уровень конкуренции, что заставляет эти предприятия работать в довольно жестких условиях. Так, абсолютное большинство малых предприятий указывает на наличие конкурентов на рынке (83,6 %), причем почти половина опрошенных отмечают, что конкуренция сильная (49,3%). Сложилась существенная отраслевая дифференциация уровня конкуренции на основном рынке предприятий малого и среднего бизнеса. Могут быть выделены три группы предприятий по уровню конкуренции:

Сильная конкуренция на основном рынке - отрасли  транспорта и связи,  рыночной инфраструктуры и оптовой торговли и материально технического снабжения. Средневзвешенный коэффициент оценки конкуренции в этой группе колеблется от 4,8 до 4,6. 

Умеренная конкуренция на основном рынке - отрасли  машиностроение,  прочая промышленность и строительство (средневзвешенный коэффициент оценки конкуренции колеблется от 4,5 до 4,0).

Слабая  конкуренция на основном рынке - отрасли розничной торговли и общественного питания,  сферы услуг и наука и научное обслуживание (средневзвешенный коэффициент оценки конкуренции колеблется от 3,8 до 3,6).  
Наблюдается немонотонное уменьшение степени конкуренции на основном рынке предприятий малого и среднего бизнеса с ростом числа занятых в производственном процессе. В наиболее жестких условиях приходится работать малым предприятия с числом сотрудников до 50 человек.  
Предприятия, развивающиеся более быстрыми темпами и нацеленные на расширение выпуска продукции и услуг, работают, в большинстве своем, на рынках с более жесткой конкуренцией, нежели предприятия не ориентированные на расширение производства. Четкой зависимости между годовым объемом производимой продукции и степенью конкуренции на основном рынке малых и средних предприятий не выявлено.  
Детальный анализ влияния размера предприятия на тип основного конкурента дает основания утверждать, что наблюдается общая тенденция преимущественной конкуренции предприятий малого и среднего бизнеса в своей группе предприятий по численности.

Сильная конкуренция на основных рынках заставляет предпринимателей активно следить за действия соперников. Абсолютное большинство представителей малого и среднего бизнеса наблюдают за деятельностью конкурентов, анализируют их деятельность, собирают и используют в своей работе информацию об уровне цен на рынке.  
В целом более высокую оценку своих конкурентных преимуществ дают руководители предприятий среднего бизнеса (численность от 100 до 500 чел.). Сводный коэффициент оценки по всем параметрам в этой группе достигает 3,5, а наименее успешными в целом по всем параметрам конкурентоспособности являются малые предприятия с численностью до 10 человек. 
Оценка положения своего предприятия по ряду параметров конкурентоспособности показала, что существует устойчивая тенденция к высокой самооценке своих конкурентных преимуществ по сравнению с другими предприятиями малого и среднего бизнеса. В среднем наиболее высоко оценивается качество собственной продукции и отношения с заказчиками и клиентами (коэффициент 3,7), а также уровень и мотивация персонала, отношения с поставщиками (3,5). Заниженную самооценку факторам конкурентоспособности дают не более 10-20 % респондентов, причем "материальные" составляющие (оборудование, инвестиции) оцениваются опрошенными в целом ниже, чем "нематериальные" (уровень и мотивация персонала, отношения с поставщиками, заказчиками, потребителями). Существенных различий в оценке конкурентных преимуществ представителями разных отраслей не выявлено. Только в отраслях промышленности и машиностроения, оптовой торговли и МТС, а также сферы услуг, по оценкам руководителей, качество производимой продукции незначительно уступает продукции конкурентов. Во всех прочих отраслях оценка качества собственной продукции находится либо на уровне продукции конкурентов, либо выше, чем у конкурентов.
 

Общая оценка уровня конкуренции в сфере  малого и среднего бизнеса, %

 
 
Анализ конкуренции  в отраслевом разрезе позволяет  выделить три группы предприятий по уровню конкуренции на отраслевых рынках.  
Первая группа, где присутствует сильная конкуренция, - это отрасли транспорта и связи, рыночной инфраструктуры и оптовой торговли и материально технического снабжения. Вторая группа (умеренная конкуренция) - это отрасли машиностроение, прочая промышленность и  строительство).  
Третья группа (слабая конкуренция) - это отрасли  розничная торговля и общественное питание,  сфера услуг и  наука и научное обслуживание. 

          Государственная поддержка малого предпринимательства. 

     За последние 5-7 лет было принято   ряд  законодательных  и   нормативных

актов, направленных на проведение в жизнь   мер  по  поддержке  государством малого предпринимательства в России. В частности, одним из важнейших в  этом направлении является Федеральный закон  №  209-ФЗ  от  24  июля  2007  г.  “0 государственной   поддержке   малого   предпринимательства   в    Российской Федерации” определяет общие положения в области государственной поддержки  и развития малого предпринимательства, которые конкретизируются в специальных правовых актах. Данный же закон устанавливает лишь основные формы  и  методы государственного  стимулирования  и  регулирования  деятельности   субъектов малого предпринимательства.

     Основными направлениями государственной поддержки являются следующие:

- создание  льготных условий в области  налогообложения и введение  упрощенной отчетности;

-    формирование    инфраструктуры    поддержки    и    развития     малого

предпринимательства;

-   создание    льготных    условий    использования    субъектами    малого

предпринимательства государственных  финансовых,  материально-технических  и информационных ресурсов, разработок и технологий;

-   установление   упрощенного   порядка   регистрации   субъектов    малого

предпринимательства,  лицензирования  их   деятельности,   сертификации   их продукции,  представления  государственной  статистической  и  бухгалтерской отчетности;

-    поддержка    внешнеэкономической    деятельности    субъектов    малого предпринимательства.  включая  содействие  развитию  их  торговых,   научно- технических,   производственных,   информационных   связей   с   зарубежными государствами;

- организация  подготовки, переподготовки  и   повышения  квалификации  кадров для малых предприятий.

       Система  поддержки  малых   предприятий  базируется   на   специальных

программах  развития  и  поддержки  малого  предпринимательства  (Федеральная программа,  региональные  (межрегиональные),  отраслевые  (межотраслевые)  и муниципальные),   которые   соответственно    разрабатывает    Правительство Российской Федерации,  органы  исполнительной  власти  субъектов  Российской Федерации.

     В целом  надо  сказать,  что   действующее  законодательство  в  области налогообложения распространяется  на  все  предприятия,  созданные  в  любой организационно-правовой  форме.  Однако  для  малых  предприятий  существует целый ряд льгот в области налогообложения.

      Законы  Российской  Федерации   и   субъектов   Российской   Федерации

устанавливают льготы по налогообложению малых  предприятий, фондов  поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний,  кредитных и страховых организаций, других учреждений и  организаций,  создаваемых  при выполнении работ для субъектов  малого  предпринимательства  и  оказания  им услуг  (т.  е.  тех  организаций   и   предприятий,   деятельность   которых способствует функционированию и развитию малого бизнеса).

       В  систему  налоговых   льгот  для  малых  предприятий   входят  также: освобождение  от  налога  части  прибыли,  направленной  на   финансирование отдельных мероприятий, освобождение от авансовых взносов налога на  прибыль, упрощенный порядок налогообложения и др.

     Льготы для субъектов малого  бизнеса  области  налогообложения  являются наиболее значимым и действенным способом  стимулирования  малых  предприятий на данный момент, но комплекс мероприятий по  поддержке  и  развитию  малого предпринимательства обеспечивает и такие меры, как:

- введение  ускоренной амортизации;

- размещение  не  менее  15  %  государственных   заказов  на малых предприятиях;

- кредитование  субъектов малого предпринимательства   на  льготных  условиях.

 Это  осуществляется двумя путями: с  одной  стороны  за  счет  компенсации

соответствующей разницы  кредитным  организациям  за  счет  средств)  фондов поддержки  малого   предпринимательства.   С   другой   стороны,   кредитные организации, выдающие кредиты  субъектам  малого  предпринимательства,  сами пользуются льготами, устанавливаемыми законодательством РФ и субъектов;

- страхование  малых предприятий на льготных  условиях;

-  упрощенный  порядок  регистрации,  а   также  ведения   статистической   и

бухгалтерской отчетности. Кроме того,  Законом  РФ  от  29  декабря  1995  года  №  222-ФЗ  “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства” установлены правовые   основы   введения  и  применения упрощенной системы  налогообложения,   учета  и  отчетности   для  субъектов малого   предпринимательства     и    физических    лиц,      осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Информация о работе Малое предпринимательство в современной России