Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:36, курсовая работа
В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в России и зарубежных странах, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.
Введение…………………………………………………………………………2
Организационно-правовая форма малого предпринимательства……………4
Понятие и признаки малого предприятия……………………………………..6
Малый бизнес как модель экономической самодеятельности……………...10
Роль малого бизнеса в экономике России……………………………………13
Малые предприятия и конкуренция…………………………………………..19
Государственная поддержка малого предпринимательства………………...23
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………34
Привлекательное
будущее роль предпринимательства
и малого бизнеса в современной экономике
огромна. Они стимулируют конкуренцию,
обеспечивают диверсификацию экономики
на региональном уровне, способствуют
инновациям и расширяют экспортные возможности
страны. Малые предприятия также имеют
потенциальную возможность стать в будущем
публичными. Хотя многие из российских
компаний, акции которых в настоящее время
торгуются на бирже, возникли из крупных
советских структур или на основе масштабных
активов, есть примеры компаний, которые
начинали с малого и быстро выросли, завоевав
известность и выйдя на фондовый рынок.
Малые
предприятия и
конкуренция.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег)
на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться ).
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере .
Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс.
Он служит
лучшему обеспечению рынка
В настоящее время в Петербурге на основных рынках предприятий малого и среднего бизнеса наблюдается высокой уровень конкуренции, что заставляет эти предприятия работать в довольно жестких условиях. Так, абсолютное большинство малых предприятий указывает на наличие конкурентов на рынке (83,6 %), причем почти половина опрошенных отмечают, что конкуренция сильная (49,3%). Сложилась существенная отраслевая дифференциация уровня конкуренции на основном рынке предприятий малого и среднего бизнеса. Могут быть выделены три группы предприятий по уровню конкуренции:
Сильная конкуренция на основном рынке - отрасли транспорта и связи, рыночной инфраструктуры и оптовой торговли и материально технического снабжения. Средневзвешенный коэффициент оценки конкуренции в этой группе колеблется от 4,8 до 4,6.
Умеренная конкуренция на основном рынке - отрасли машиностроение, прочая промышленность и строительство (средневзвешенный коэффициент оценки конкуренции колеблется от 4,5 до 4,0).
Слабая
конкуренция на основном рынке - отрасли
розничной торговли и общественного питания,
сферы услуг и наука и научное обслуживание
(средневзвешенный коэффициент оценки
конкуренции колеблется от 3,8 до 3,6).
Наблюдается немонотонное уменьшение
степени конкуренции на основном рынке
предприятий малого и среднего бизнеса
с ростом числа занятых в производственном
процессе. В наиболее жестких условиях
приходится работать малым предприятия
с числом сотрудников до 50 человек.
Предприятия, развивающиеся более быстрыми
темпами и нацеленные на расширение выпуска
продукции и услуг, работают, в большинстве
своем, на рынках с более жесткой конкуренцией,
нежели предприятия не ориентированные
на расширение производства. Четкой зависимости
между годовым объемом производимой продукции
и степенью конкуренции на основном рынке
малых и средних предприятий не выявлено.
Детальный анализ влияния размера предприятия
на тип основного конкурента дает основания
утверждать, что наблюдается общая тенденция
преимущественной конкуренции предприятий
малого и среднего бизнеса в своей группе
предприятий по численности.
Сильная
конкуренция на основных рынках заставляет
предпринимателей активно следить за
действия соперников. Абсолютное большинство
представителей малого и среднего бизнеса
наблюдают за деятельностью конкурентов,
анализируют их деятельность, собирают
и используют в своей работе информацию
об уровне цен на рынке.
В целом более высокую оценку своих конкурентных
преимуществ дают руководители предприятий
среднего бизнеса (численность от 100 до
500 чел.). Сводный коэффициент оценки по
всем параметрам в этой группе достигает
3,5, а наименее успешными в целом по всем
параметрам конкурентоспособности являются
малые предприятия с численностью до 10
человек.
Оценка положения своего предприятия
по ряду параметров конкурентоспособности
показала, что существует устойчивая тенденция
к высокой самооценке своих конкурентных
преимуществ по сравнению с другими предприятиями
малого и среднего бизнеса. В среднем наиболее
высоко оценивается качество собственной
продукции и отношения с заказчиками и
клиентами (коэффициент 3,7), а также уровень
и мотивация персонала, отношения с поставщиками
(3,5). Заниженную самооценку факторам конкурентоспособности
дают не более 10-20 % респондентов, причем
"материальные" составляющие (оборудование,
инвестиции) оцениваются опрошенными
в целом ниже, чем "нематериальные"
(уровень и мотивация персонала, отношения
с поставщиками, заказчиками, потребителями).
Существенных различий в оценке конкурентных
преимуществ представителями разных отраслей
не выявлено. Только в отраслях промышленности
и машиностроения, оптовой торговли и
МТС, а также сферы услуг, по оценкам руководителей,
качество производимой продукции незначительно
уступает продукции конкурентов. Во всех
прочих отраслях оценка качества собственной
продукции находится либо на уровне продукции
конкурентов, либо выше, чем у конкурентов.
Общая оценка уровня конкуренции в сфере малого и среднего бизнеса, %
Анализ конкуренции
в отраслевом разрезе позволяет
выделить три группы предприятий по уровню
конкуренции на отраслевых рынках.
Первая группа, где присутствует сильная
конкуренция, - это отрасли транспорта
и связи, рыночной инфраструктуры и оптовой
торговли и материально технического
снабжения. Вторая группа (умеренная конкуренция)
- это отрасли машиностроение, прочая промышленность
и строительство).
Третья группа (слабая конкуренция) - это
отрасли розничная торговля и общественное
питание, сфера услуг и наука и научное
обслуживание.
Государственная
поддержка малого предпринимательства.
За последние 5-7 лет было принято ряд законодательных и нормативных
актов, направленных на проведение в жизнь мер по поддержке государством малого предпринимательства в России. В частности, одним из важнейших в этом направлении является Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. “0 государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства, которые конкретизируются в специальных правовых актах. Данный же закон устанавливает лишь основные формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Основными направлениями государственной поддержки являются следующие:
- создание льготных условий в области налогообложения и введение упрощенной отчетности;
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого
предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого
предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого
предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства. включая содействие развитию их торговых, научно- технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Система поддержки малых предприятий базируется на специальных
программах развития и поддержки малого предпринимательства (Федеральная программа, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные), которые соответственно разрабатывает Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целом надо сказать, что действующее законодательство в области налогообложения распространяется на все предприятия, созданные в любой организационно-правовой форме. Однако для малых предприятий существует целый ряд льгот в области налогообложения.
Законы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
устанавливают льготы по налогообложению малых предприятий, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, других учреждений и организаций, создаваемых при выполнении работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг (т. е. тех организаций и предприятий, деятельность которых способствует функционированию и развитию малого бизнеса).
В систему налоговых
льгот для малых
Льготы для субъектов малого бизнеса области налогообложения являются наиболее значимым и действенным способом стимулирования малых предприятий на данный момент, но комплекс мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства обеспечивает и такие меры, как:
- введение ускоренной амортизации;
- размещение не менее 15 % государственных заказов на малых предприятиях;
- кредитование
субъектов малого
Это осуществляется двумя путями: с одной стороны за счет компенсации
соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств) фондов поддержки малого предпринимательства. С другой стороны, кредитные организации, выдающие кредиты субъектам малого предпринимательства, сами пользуются льготами, устанавливаемыми законодательством РФ и субъектов;
- страхование малых предприятий на льготных условиях;
- упрощенный порядок регистрации, а также ведения статистической и
бухгалтерской отчетности. Кроме того, Законом РФ от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” установлены правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Информация о работе Малое предпринимательство в современной России