Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 13:00, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования не вызывает сомнения, так как малое предпринимательство является неотъемлемая составляющая высокоразвитой рыночной системы, атрибут современной модели рыночного хозяйства. В современных условиях в России важное значение имеет развитие малого предпринимательства. Малые предприятия, не требующие крупных стартовых вложений и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации, формирования и насыщения рынка потребительских товаров и услуг в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства…………………………………………………..5
Зарубежный опыт развития и поддержки малого бизнеса…………..9
Проблемы становления и развития малого бизнеса в России……...20
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

реферат 2.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«ИСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

 

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: « Экономическая теория »

 

 

На тему: «Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России »

 

 

 

Выполнил студентка 1 курса  
Группы 132

Специальности « Экономическая  безопасность»

                                                          Форма обучения очная

Степанидина Кристина Андреевна

                                                                                  

 

 

 

 

 

Руководитель_______________________

Оценка "___________________________"

 

 

 

 

Мурманск

2013 год

 

 

 

                                      

                                                План:

Введение…………………………………………………………………….…3

  1. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства…………………………………………………..5
  2. Зарубежный опыт развития и поддержки малого бизнеса…………..9
  3. Проблемы становления и развития малого бизнеса в России……...20

Заключение………………………………………………………………..25

Список литературы……………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

                                                  Введение

 

Актуальность темы исследования не вызывает сомнения, так как малое  предпринимательство является неотъемлемая составляющая высокоразвитой рыночной системы, атрибут современной модели рыночного хозяйства. В современных условиях в России важное значение имеет развитие малого предпринимательства.

Малые предприятия, не требующие крупных  стартовых вложений и гарантирующие  высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации, формирования и насыщения рынка потребительских товаров и услуг в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Значение малого бизнеса заключается  в том, что его развитие несет  в себе ряд преимуществ: увеличение числа собственников; рост доли экономически активного населения; развитие наиболее энергичных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации.

Кроме того, развитие малого бизнеса косвенно стимулирует эффективность производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими; придает рыночной экономике необходимую эластичность, как гибкий производитель, оперативно реагирующий на изменения конъюнктуры рынка; способствует формированию конкурентной среды.

Малый бизнес имеет важное значение в развитии национальной экономики. Оно выступает двигателем хозяйственного развития страны, территории, отрасли, обеспечивая быстрый экономический рост, содействуя активному промышленному росту и стимулируя высокую эффективность общественной деятельности. Люди успешно занимаются самостоятельной, инициативной деятельностью, направленной на производство товаров и услуг с целью достижения собственного благополучия.

Суть малого бизнеса состоит в высокой оперативности принятия решений, мобилизации небольших ресурсов для производства товаров и услуг, нацеленности на результат.

Целью контрольной работы является изучить малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России.

Данная цель реализуется посредством  решения следующих задач:

  • изучить сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства;
  • охарактеризовать зарубежный опыт развития и поддержки малого бизнеса;
  • описать проблемы становления и развития малого бизнеса в России.

Структура работы состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства.

Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики на основе определенных, установленных законами критериев (показателей).

Малый бизнес – это сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения. Это - наиболее гибкая часть рынка труда, поглощающая основную массу трудовых ресурсов невысокой квалификации и с недостаточным опытом, желающих иметь гибкий рабочий день.

Малый бизнес является потенциально эффективным средством развития деловых и предпринимательских навыков у населения, повышения степени его адаптированности к рыночным отношениям. Позволяя гражданам стать собственниками не только своей рабочей силы, но и имущества, в том числе производственного назначения, он создает базу для формирования среднего класса – социального слоя, способного обеспечить прогрессивное развитие общества, заинтересованного в демократии и социальной стабильности.

На сегодняшний момент понятие субъектов малого и среднего предпринимательства и критерии, по которым они к ним относятся, определяются Федеральным законом Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. №  209-ФЗ.

Согласно этому закону, к субъектам  малого и среднего бизнеса (МСБ) относятся  потребительские кооперативы и коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. Также введено понятие не только малого предприятия, но и среднего предприятия и микропредприятия. Критерием отнесения предприятия к одному из видов осталась средняя  численность работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения:

  1. для средних предприятий от 101 до 250 человек включительно;
  2. для малых предприятий до 100 человек включительно;
  3. для микропредприятий до 15 человек (микропредприятия входят в состав малых предприятий).

 

Критерием отнесения субъектов  хозяйствования к МСБ так же является предельная выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год, установленная Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 г. за № 101 и применяемая к отношениям, возникшим с 1 января 2013 г., которая не должна превышать следующие предельные значения:

  1. для средних предприятий – 1 000 млн. руб.;
  2. для малых предприятий – 400 млн. руб.;
  3. для микропредприятий – 60 млн. руб.

Предпринимательская деятельность осуществляется перечисленными субъектами с целью  получения прибыли, на свой страх  и риск. Прибыль является интегральным показателем эффективности деятельности предпринимателей.

Малое предпринимательство выделяется как самостоятельный сектор экономики, прежде всего потому, что оно объединяет наиболее активную часть населения, которая, не имея на первых этапах в собственности средств производства, предлагает новые и интересные идеи и готова работать для их воплощения, не считаясь со временем. Предприниматели почти не потребляют государственных ресурсов, но при этом расширяют налогооблагаемую базу и вовлекают в свою сферу новых людей, тем самым помогая власти решать проблему занятости и повышения уровня социальной защищенности.

Малое предпринимательство – явление  региональное, даже муниципальное. Предприниматель  привязан к своей работе и своему месту жительства. Он чувствует себя хозяином. Его деятельность способствует развитию конкретной территории, а значит, и страны в целом.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вполне планомерный  вывод о заинтересованности современного государства и всего общества, интересы которого оно отражает, в  динамичном развитии малого предпринимательства. Этот вывод становится еще более убедительным если учесть, что основная масса малых предприятий функционирует в отраслях, удовлетворяющих самые неотложные потребности населения, создает львиную долю рабочих мест, способствует самозанятости населения, делает экономику более гибкой и увеличивает ее инновационный потенциал.

Основные задачи малого бизнеса:

  • участие в формировании товарного рынка;
  • ускорение освоения научно-технических достижений;
  • более полное и эффективное использование местных сырьевых и трудовых ресурсов, отходов производства;
  • расширение номенклатуры и качества оказываемых населению услуг, улучшение торговли потребительскими товарами, изучение перспективного спроса.

Малый бизнес выполняет важные экономические  и социальные функции. Во-первых, обеспечивает необходимую мобильность, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых невозможна его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнить образующиеся ниши в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупается за счет применения современного оборудования и новейших технологий.

По мнению Р. Кобба, малый бизнес, подобно гравию, уложенному на железнодорожное полотно для поглощения грохота проходящих поездов, способствует минимизации уязвимости крупных корпораций при потенциально катастрофических потрясениях в нестабильные времена и повышению их эффективности в более здоровые периоды. Малый бизнес гораздо эффективнее, чем крупный, выполняет роль губки, впитывающей в себя все принципиально новое. В-третьих, малый бизнес создает необходимую рынку атмосферу конкуренции, обладает способностью и готовностью быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. В-четвертых, он создает среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика, построенная на личной заинтересованности и инициативе товаропроизводителей, невозможна.

Анализируя отечественный опыт малого предпринимательства, можно  указать на следующие его преимущества:

  • большая гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка — субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто производят товары по заказу конкретных потребителей, для них характерна дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления;
  • высокая маневренность производства по сравнению с крупными организациями, способность быстро изменять продукцию и процесс производства по требованиям местных рынков;
  • производство малыми партиями, что невыгодно крупным организациям;
  • способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, лучшему использованию производственных мощностей, мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений, инноваций;
  • более экономное использование ресурсов, в том числе вторичных;
  • снижение расходов, связанных с содержанием управленческого аппарата;

 

В то же время малому предпринимательству  свойственны и определенные недостатки: более высокий уровень риска (поэтому  высока степень неустойчивости положения  на рынке); зависимость от крупных компаний; низкая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; неуверенность и осторожность деловых партнеров при заключении договоров и др.

За редким исключением финансовые ресурсы индивидуального предпринимательства недостаточны для того, что бы фирма могла вырасти в крупномасштабное предприятие. Финансовые средства обычно ограничены той суммой, которую предприниматель имеет на своих банковских счетах, и суммой, которую он может занять. Так как процент банкротств среди индивидуальных предпринимателей достаточно высок, коммерческие банки неохотно предоставляют им крупные кредиты.

Полностью контролируя деятельность малого предприятия, его владелец сам  выполняет все управленческие функции и не может воспользоваться выгодами от специализации в управлении производством.

2. Зарубежный опыт развития и поддержки малого бизнеса

 

Рассмотрим критерии отнесения  предприятий к малому бизнесу, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой.

В Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся предприятия, где уровень показателей не превышает по:

  • количеству занятых работников до 50 человек;
  • годовому обороту менее Є4 млн.;
  • сумме баланса менее Є2 млн.

Информация о работе Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России