Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 13:00, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования не вызывает сомнения, так как малое предпринимательство является неотъемлемая составляющая высокоразвитой рыночной системы, атрибут современной модели рыночного хозяйства. В современных условиях в России важное значение имеет развитие малого предпринимательства. Малые предприятия, не требующие крупных стартовых вложений и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации, формирования и насыщения рынка потребительских товаров и услуг в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства…………………………………………………..5
Зарубежный опыт развития и поддержки малого бизнеса…………..9
Проблемы становления и развития малого бизнеса в России……...20
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

реферат 2.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

К средним предприятиям в ЕС относятся предприятия, не превышающие в результате своей деятельности следующие уровни показателей:

  • количество занятых работников от 50 до 250 человек;
  • годовой оборот менее Є16 млн.;
  • сумма баланса менее Є8 млн.

При определении мер поддержки  субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к МП.

Различные международные организации  устанавливают свои нормы отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так, Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 человек как крупные.

В Великобритании отнесение предприятий  к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности  занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых до 25 человек, к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее ₤400 тыс. Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятия должно соответствовать двум из следующих критериев:

  • оборот не более Є2,3 млн.;
  • активы не более Є1,5 млн.;
  • средняя списочная численность занятых до 50 человек.

Во Франции малыми считаются  предприятия, на которых численность  занятых не превышает 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже Є200 млн. Причём в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности - 500 человек.

В Швеции система отнесения предприятий  к малым схожа с французской. Но действуют ещё и такие показатели как: отраслевая принадлежность, стадии роста, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы).

В Германии определение понятия  о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с ежегодным оборотом менее Є1 млн. и числом занятых до 49 человек. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и, как правило, финансирующие свою деятельность без привлечения кредитных средств.

В США федеральным законом о  малом бизнесе установлено, что  малая фирма - это фирма, имеющая  одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 человек, величиной активов не больше $5.000.000 и годовой прибылью не свыше $2.000.000. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

  • наименьшие - 1-24 занятых;
  • малые - 25-99 занятых;
  • промежуточные - 100-499 занятых;
  • крупные - 500-999 занятых;
  • крупнейшие - 1000 и более занятых.

Как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причём в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев в разных отраслях экономики США различны. В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

В Японии существует два критерия выделения МП. По первому критерию выделяется количество занятых, и к  малому предприятию относятся предприятия с числом занятых до 300 человек. По второму - размеры капитала - к малым относятся предприятия с размером капитала до ¥300 млн. (табл. 1.):

 

Таблица 1.

Нормы малого предпринимательства  в Японии

Сфера

Количество работников, чел.

Капитал, ¥млн.

Оптовая торговля

100

100

Розничная торговля

50

50

Коммерческие услуги

100

50

Другие

300

300


 

Малый бизнес играет большую роль в экономике любой страны, даже развитой, обеспечивая необходимую мобильность в условиях рынка и создавая глубокую специализацию и кооперацию, без чего немыслима высокая эффективность экономики. Малое предпринимательство способно не только создавать атмосферу конкуренции, быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. И, пожалуй, самое главное, он создаёт ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Если рассматривать мировую практику по проблеме малого бизнеса в странах с развитой экономикой, то на МП в Японии приходится свыше 90% всех занятых в экономике, в Италии, Франции и Австрии - более 80%, в США, Великобритании, Бельгии - свыше 70%.

Согласно подсчётам Администрации малого бизнеса США (SBA Revue) на долю малых фирм приходится 98% всех 19 млн. американских фирм. Эти предприятия выпускают около половины национального продукта и предоставляют рабочие места половине рабочих страны. Почти 20% всех работающих - это индивидуальные предприниматели и 80% работают на другие фирмы в качестве субпоставщиков. В США каждая крупная производственная компания имеет в среднем 500 мелких фирм-субпоставщиков и до 3 тыс. розничных торговцев. Доля малых фирм в отраслях хозяйства в США неодинакова. Наибольший удельный вес малые предприятия составляют в оптовой торговле (82% от всех предприятий), в строительстве (81%), в розничной торговле (62%), в предоставлении услуг (77%). В отраслях промышленности доля малых предприятий составляет: в горнодобывающей - 56%, в обрабатывающей - 30%; области финансов, страхования и недвижимости на долю малых предприятий приходится 46%; в транспортных и коммунальных услугах - 32%. Малые фирмы обеспечивают создание и освоение около половины всех научно-технических нововведений в США. Доля малых предприятий в общих объёмах инвестиций, добавленной стоимости и обороне колеблется от 20 до 60%.

В экономике Японии больше, чем  в любой другой развитой стране, имеет значение малый бизнес. Здесь  функционирует 6,5 млн. малых и средних предприятий, составляющих 90% общего числа предприятий, на которых занято около 40 млн. человек или около 80% от общего числа занятых. На долю малых и средних предприятий приходится около 55% оборота промышленной продукции и 60% всего объёма промышленного производства. Малые предприятия занимают господствующее положение в фармацевтической, обувной, швейной, галантерейной промышленности, производстве комплектующих изделий и конструкций, строительстве, сфере услуг (включая техническое обслуживание машин и оборудования).

Что касается стран ЕС, то в них  насчитывается свыше 16 млн. малых и средних предприятий (без сельскохозяйственных) что составляет 99,8% общего числа действовавших предприятий. На них занято 66% всех работающих. Наибольшее число малых и средних предприятий - в Италии, Великобритании, Германии. Необходимо отметить, что из общего числа предприятий малого бизнеса 14,8 млн. представляют собой очень мелкие семейные предприятия с числом занятых до 10 человек и 35 тыс. - это мелкие предприятия с числом занятых свыше 250 человек. На очень мелких предприятиях работают 32 млн. человек из 99,6 млн. человек общей численности занятых на всех предприятиях стран-членов ЕС или примерно столько же, сколько на крупных предприятиях (33,5 млн. человек).

В мировой практике широко используются различные формы и средства государственного регулирования и поддержки малого бизнеса. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять малым и средним фирмам финансы, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Главная задача государства состоит в том, чтобы создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только выживать, но и успешно развиваться.

В Европейском Союзе (ЕС) разработана и постоянно модернизируется специальная политика по регулированию и поддержке малого бизнеса, основными целями которой являются:

  • развитие международной конкурентоспособности национальных малых предприятий;
  • создание новых рабочих мест;
  • экономический рост малых предприятий;
  • привлечение иностранных инвестиций;
  • инновационная деятельность;
  • трансферт (передача) технологий.

Анализ опыта государственной  поддержки малого предпринимательства  в странах ЕС позволяет выделить ряд её направлений (рис.1).

Рис. 1.Основные направления государственной поддержки предприятий малого бизнеса в странах ЕС

В США сложилась и получила развитие широкая и разносторонняя поддержка малому бизнесу со стороны государства. Здесь эта система начала развиваться раньше, чем в других странах. Она опирается на разветвлённые экономические и организационные механизмы, использует разнообразные формы и методы. Поддержку оказывают соответствующие комитеты конгресса, специальные подразделения в министерствах и в других правительственных ведомствах, администрации штатов и местных органов власти.

Ведущим органом, осуществляющим координацию деятельности и разработку политики по поддержке малого предпринимательства, является федеральное ведомство Small Business Administration (SBA) – Администрация по делам бизнеса (АМБ), созданное в 1953 г. В том же году был принят Закон о малом бизнесе (3МБ) - первый из нескольких, считающихся основными, законов, собственно и составляющих правовую базу регулирования немонопольного сектора экономики.

В настоящее время  в США и других странах имеется  большое число учреждений, оказывающих предпринимателям консультационную и другую управленческую помощь бесплатно или за очень небольшую плату. Это - Администрация по делам мелкого бизнеса, Министерство торговли, Налоговое управление, местные органы власти, университеты, центры развития малого бизнеса, корпорации местного развития, объединения малого бизнеса, различные частные организации, в том числе крупные компании.

В Японии разработкой и реализацией политики стимулирования малого бизнеса, создания и развития малых предприятий занимается Управление по среднему и малому бизнесу Министерства внешней торговли и промышленности и девять региональных служб этого Министерства, а также Японская государственная Корпорация по финансированию мелкого бизнеса, целый ряд организаций по финансированию малых и средних предприятий.

Корпорация по финансированию мелкого  бизнеса, созданная для проведения комплекса мер (финансовых и нефинансовых) по развитию малых и средних предприятий, целиком финансируется правительством. Её задача - организация системы взаимопомощи малых предприятий, которая направлена на стабилизацию доходов и положения малых предпринимателей (с числом занятых менее 20 человек в промышленности и менее пяти - в торговле и сфере услуг). С её помощью предприниматели могут получить пособия в случае вынужденной ликвидации предприятий или при вынужденном прекращении деятельности на предприятии (в результате болезни и тому подобное).

При японской Корпорации мелкого бизнеса  создан информационный центр, который  занимается сбором и анализом данных, необходимых для развития малых предприятий, создаёт базы данных, оказывает информационные услуги через региональные информационные центры. Кроме того, при Корпорации имеются центр технической информации и коммуникации, центр международной коммуникации, центр информационной и конторской техники.

В Японии система поддержки предпринимательства  направлена на обеспечение условий для деятельности малых и средних предприятий в качестве полноправных участников рынка, развитие их самопомощи и проведение мер по их поддержке. Государственная финансовая поддержка осуществляется через специализированные организации Корпорацию по финансированию мелких предприятий, национальную финансовую Корпорацию, Центральный кооперативный банк для торговли и промышленности и ряд других фондов и организаций.

Большое внимание уделяется модернизации и совершенствованию отраслевой структуры. Льготы по финансированию и налогообложению предоставляются предприятиям, действующим на основании планов модернизации и совершенствования отраслевой структуры, утверждённых Правительством в соответствии с задачами и направлениями развития национальной экономики. Специальные программы направлены на расширение взаимопомощи предпринимателей через различные объединения. Корпорация по финансированию мелкого бизнеса, а также органы местного управления предоставляют кредиты кооперативам и объединениям малых предприятий на приобретение земли, помещений и оборудования.

В целом система поддержки малого бизнеса за рубежом опирается  на прямые и косвенные рычаги влияния  и реализуется через два главных  канала содействия:

  • малому бизнесу в целом;
  • предприятиям, занятым инновационной деятельностью независимо от их размеров.

Система государственного регулирования  и поддержки малого бизнеса за рубежом охватывает следующие основные элементы и направления:

Информация о работе Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России