Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 13:00, реферат
Актуальность темы исследования не вызывает сомнения, так как малое предпринимательство является неотъемлемая составляющая высокоразвитой рыночной системы, атрибут современной модели рыночного хозяйства. В современных условиях в России важное значение имеет развитие малого предпринимательства. Малые предприятия, не требующие крупных стартовых вложений и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации, формирования и насыщения рынка потребительских товаров и услуг в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.
Введение…………………………………………………………………….…3
Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства…………………………………………………..5
Зарубежный опыт развития и поддержки малого бизнеса…………..9
Проблемы становления и развития малого бизнеса в России……...20
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………….27
К средним предприятиям в ЕС относятся предприятия, не превышающие в результате своей деятельности следующие уровни показателей:
При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к МП.
Различные международные организации устанавливают свои нормы отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так, Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 человек как крупные.
В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых до 25 человек, к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее ₤400 тыс. Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятия должно соответствовать двум из следующих критериев:
Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже Є200 млн. Причём в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности - 500 человек.
В Швеции система отнесения предприятий
к малым схожа с французской.
Но действуют ещё и такие
В Германии определение понятия о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с ежегодным оборотом менее Є1 млн. и числом занятых до 49 человек. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и, как правило, финансирующие свою деятельность без привлечения кредитных средств.
В США федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 человек, величиной активов не больше $5.000.000 и годовой прибылью не свыше $2.000.000. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:
Как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причём в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев в разных отраслях экономики США различны. В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.
В Японии существует два критерия
выделения МП. По первому критерию
выделяется количество занятых, и к
малому предприятию относятся предприя
Таблица 1.
Нормы малого предпринимательства в Японии
Сфера |
Количество работников, чел. |
Капитал, ¥млн. |
Оптовая торговля |
100 |
100 |
Розничная торговля |
50 |
50 |
Коммерческие услуги |
100 |
50 |
Другие |
300 |
300 |
Малый бизнес играет большую роль в экономике любой страны, даже развитой, обеспечивая необходимую мобильность в условиях рынка и создавая глубокую специализацию и кооперацию, без чего немыслима высокая эффективность экономики. Малое предпринимательство способно не только создавать атмосферу конкуренции, быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. И, пожалуй, самое главное, он создаёт ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Если рассматривать мировую практику по проблеме малого бизнеса в странах с развитой экономикой, то на МП в Японии приходится свыше 90% всех занятых в экономике, в Италии, Франции и Австрии - более 80%, в США, Великобритании, Бельгии - свыше 70%.
Согласно подсчётам Администрац
В экономике Японии больше, чем в любой другой развитой стране, имеет значение малый бизнес. Здесь функционирует 6,5 млн. малых и средних предприятий, составляющих 90% общего числа предприятий, на которых занято около 40 млн. человек или около 80% от общего числа занятых. На долю малых и средних предприятий приходится около 55% оборота промышленной продукции и 60% всего объёма промышленного производства. Малые предприятия занимают господствующее положение в фармацевтической, обувной, швейной, галантерейной промышленности, производстве комплектующих изделий и конструкций, строительстве, сфере услуг (включая техническое обслуживание машин и оборудования).
Что касается стран ЕС, то в них насчитывается свыше 16 млн. малых и средних предприятий (без сельскохозяйственных) что составляет 99,8% общего числа действовавших предприятий. На них занято 66% всех работающих. Наибольшее число малых и средних предприятий - в Италии, Великобритании, Германии. Необходимо отметить, что из общего числа предприятий малого бизнеса 14,8 млн. представляют собой очень мелкие семейные предприятия с числом занятых до 10 человек и 35 тыс. - это мелкие предприятия с числом занятых свыше 250 человек. На очень мелких предприятиях работают 32 млн. человек из 99,6 млн. человек общей численности занятых на всех предприятиях стран-членов ЕС или примерно столько же, сколько на крупных предприятиях (33,5 млн. человек).
В мировой практике широко используются различные формы и средства государственного регулирования и поддержки малого бизнеса. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять малым и средним фирмам финансы, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Главная задача государства состоит в том, чтобы создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только выживать, но и успешно развиваться.
В Европейском Союзе (ЕС) разработана и постоянно модернизируется специальная политика по регулированию и поддержке малого бизнеса, основными целями которой являются:
Анализ опыта государственной поддержки малого предпринимательства в странах ЕС позволяет выделить ряд её направлений (рис.1).
Рис. 1.Основные направления государственной поддержки предприятий малого бизнеса в странах ЕС
В США сложилась и получила развитие широкая и разносторонняя поддержка малому бизнесу со стороны государства. Здесь эта система начала развиваться раньше, чем в других странах. Она опирается на разветвлённые экономические и организационные механизмы, использует разнообразные формы и методы. Поддержку оказывают соответствующие комитеты конгресса, специальные подразделения в министерствах и в других правительственных ведомствах, администрации штатов и местных органов власти.
Ведущим органом, осуществляющим координацию деятельности и разработку политики по поддержке малого предпринимательства, является федеральное ведомство Small Business Administration (SBA) – Администрация по делам бизнеса (АМБ), созданное в 1953 г. В том же году был принят Закон о малом бизнесе (3МБ) - первый из нескольких, считающихся основными, законов, собственно и составляющих правовую базу регулирования немонопольного сектора экономики.
В настоящее время в США и других странах имеется большое число учреждений, оказывающих предпринимателям консультационную и другую управленческую помощь бесплатно или за очень небольшую плату. Это - Администрация по делам мелкого бизнеса, Министерство торговли, Налоговое управление, местные органы власти, университеты, центры развития малого бизнеса, корпорации местного развития, объединения малого бизнеса, различные частные организации, в том числе крупные компании.
В Японии разработкой и реализацией политики стимулирования малого бизнеса, создания и развития малых предприятий занимается Управление по среднему и малому бизнесу Министерства внешней торговли и промышленности и девять региональных служб этого Министерства, а также Японская государственная Корпорация по финансированию мелкого бизнеса, целый ряд организаций по финансированию малых и средних предприятий.
Корпорация по финансированию мелкого бизнеса, созданная для проведения комплекса мер (финансовых и нефинансовых) по развитию малых и средних предприятий, целиком финансируется правительством. Её задача - организация системы взаимопомощи малых предприятий, которая направлена на стабилизацию доходов и положения малых предпринимателей (с числом занятых менее 20 человек в промышленности и менее пяти - в торговле и сфере услуг). С её помощью предприниматели могут получить пособия в случае вынужденной ликвидации предприятий или при вынужденном прекращении деятельности на предприятии (в результате болезни и тому подобное).
При японской Корпорации мелкого бизнеса создан информационный центр, который занимается сбором и анализом данных, необходимых для развития малых предприятий, создаёт базы данных, оказывает информационные услуги через региональные информационные центры. Кроме того, при Корпорации имеются центр технической информации и коммуникации, центр международной коммуникации, центр информационной и конторской техники.
В Японии система поддержки
Большое внимание уделяется модернизации и совершенствованию отраслевой структуры. Льготы по финансированию и налогообложению предоставляются предприятиям, действующим на основании планов модернизации и совершенствования отраслевой структуры, утверждённых Правительством в соответствии с задачами и направлениями развития национальной экономики. Специальные программы направлены на расширение взаимопомощи предпринимателей через различные объединения. Корпорация по финансированию мелкого бизнеса, а также органы местного управления предоставляют кредиты кооперативам и объединениям малых предприятий на приобретение земли, помещений и оборудования.
В целом система поддержки малого
бизнеса за рубежом опирается
на прямые и косвенные рычаги влияния
и реализуется через два
Система государственного регулирования и поддержки малого бизнеса за рубежом охватывает следующие основные элементы и направления: