Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 13:00, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования не вызывает сомнения, так как малое предпринимательство является неотъемлемая составляющая высокоразвитой рыночной системы, атрибут современной модели рыночного хозяйства. В современных условиях в России важное значение имеет развитие малого предпринимательства. Малые предприятия, не требующие крупных стартовых вложений и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации, формирования и насыщения рынка потребительских товаров и услуг в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства…………………………………………………..5
Зарубежный опыт развития и поддержки малого бизнеса…………..9
Проблемы становления и развития малого бизнеса в России……...20
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

реферат 2.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)
  1. правовое, законодательное обеспечение деятельности малого бизнеса. Законодательство, с одной стороны, нося антимонопольный характер, поддерживает предпринимательскую деятельность в целом; с другой - стимулирует инвестиционную и инновационную деятельность малого бизнеса;
  2. систему льготного кредитования малого бизнеса, эффективно действующую во всех странах с развитой рыночной экономикой. Такое кредитование помогает малым фирмам преодолеть финансовые трудности, которые для них обычно особенно значительны, тем более на этапе становления. Например, в Германии в рамках “Программы помощи по созданию собственного капитала” осуществляется льготное кредитование малых предприятий. Максимальный размер кредита на создание собственного дела достигает при этом Є400 тыс. Он выдаётся на льготных условиях на срок до 20 лет и погашается следующим образом. В первые три года проценты не взимаются вообще, на четвёртый год установлена ставка в 2%, на пятый - 3%, на шестой - десятый годы - по 5%. Но в остающиеся до истечения срока кредита десять лет размер процентной ставки может быть изменён. Льготное кредитование малого бизнеса в ряде случаев носит целевой характер: например, на инвестиции, приобретение оборудования, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
  3. государственное страхование займов является элементом государственной поддержки всего малого бизнеса, что особенно важно для инновационной сферы. В США, например, АМБ гарантирует покрытие до 90% ссуды, предоставленной коммерческими банками малым предприятиям. Аналогичная система страхования действует в Японии и в других странах с развитой рыночной экономикой;
  4. льготное налогообложение, служащее инструментом государственного регулирования развития приоритетных отраслей и формирования их антимонопольной структуры. Налоговые льготы предоставляются малым предприятиям в годы их становления. Но, кроме того, действуют постоянные льготы: по корпоративному налогу на прибыль; по налогу на прирост капитальной стоимости; при экспортной ориентации малого бизнеса. Льготное налогообложение охватывает деятельность малого предприятия на всех стадиях инновационного цикла: вложения в НИОКР, в подготовку кадров, в фонды развития производства, во внедрение нового ресурсосберегающего оборудования, его ускоренную амортизацию, затраты на расширение производства и его экспортную ориентацию. Инновационная составляющая системы льготного налогообложения малого бизнеса носит стратегический характер. Она нацелена на ускорение технологического обновления малого предпринимательства в целом, повышение его конкурентоспособности во взаимодействии с крупным и средним бизнесом;
  5. прямое бюджетное финансирование и государственные заказы на продукцию малого бизнеса. Здесь, как правило, поддержка является строго целевой. Так, в США и в Японии в сметах расходов министерств и ведомств есть специальная статья, предусматривающая ежегодное выделение средств для малых предприятий приоритетных отраслей (например, в США - энергосберегающие техника и технологии, высокие технологии для военной промышленности) и прямую финансовую поддержку проведения ими соответствующих НИОКР.
  6. информационно-консультационное, маркетинговое и кадровое обеспечение деятельности малых предприятий, позволяющее значительно снизить хозяйственный риск. Дело в том, что эти предприятия обладают слишком незначительными финансовыми возможностями для организации маркетинговых исследований, сбора и обработки рыночной информации собственными силами. Эту слабость в существенной мере компенсирует широкая сеть государственных и негосударственных информационно- консалтинговых и маркетинговых служб, техноцентров, центров менеджмента и подготовки кадров, технополисов, технопарков. Такого рода услуги нередко финансируются непосредственно за счёт средств заинтересованных ведомств и организаций (например, в США - АМБ, министерства сельского хозяйства, энергетики, обороны, национального научного фонда и других).
  7. прямое финансирование инновационной деятельности малых предприятий и стимулирование развития технопарковых структур (своеобразных инкубаторов малого бизнеса) является важным направлением государственной научно-технической политики. Так, в США действует закон о государственном финансировании НИОКР малых фирм. В соответствии с ним федеральные министерства и ведомства обязаны ежегодно перечислять малым фирмам не менее 1% средств своего бюджета на проведение НИОКР. На малый бизнес в США приходится до 5% общей суммы федеральных средств, выделяемых на НИОКР. Благодаря этому малый бизнес может покрывать за государственный счёт примерно треть соответствующих затрат. Особую роль при этом играют центры поддержки малого инновационного бизнеса, создаваемые по инициативе национального научного фонда (США), центра научно-технической информации (Япония), аналогичных организаций в других странах. Деятельность такого рода организаций финансируется как из бюджета, так и из средств крупных промышленных корпораций.

3. Проблемы становления  и развития малого бизнеса  в России

 

Возрождение предпринимательской  деятельности в Российской Федерации  – это уникальное социальное, политическое и экономическое явление. Уникальность его состоит в том, что предпринимательская деятельность возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки жестко централизованной плановой системы. В связи с этим даже в период бурного роста малого бизнеса Россия весьма значительно отставала от развитых стран Европы, а также от США и Японии.

Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления  и развития российского малого бизнеса  на современном этапе лежит за рамками самой этой сферы. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства в России.

Как известно, финансовая поддержка  со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне незначительную роль как при создании малых предприятий, так и на этапе их развития. До сих пор основным источником стартового капитала 86% малых предприятий являются вклады учредителей; менее 2% предприятий имеют возможность получить финансовую поддержку от органов власти или в рамках программ развития предпринимательства; в остальных случаях для финансирования стартовых проектов необходимо привлечь кредиты банков и другое возвратное финансирование.

По мнению руководителей малых  предприятий, получение банковского  кредита затрудняют очень высокие  проценты, нереальные требования по поводу залога и гарантий возврата кредита, ограниченность сроков кредитования, длительность процедуры принятия решений, трудности, связанные с оформлением соответствующих документов. Как правило, на старте своей деятельности субъекты малого бизнеса не имеют ликвидного обеспечения для получения банковского кредита или это обеспечение не соответствует требованиям банков. В свою очередь, это создает дополнительные проблемы для банков в части необходимости резервирования, увеличивает их издержки.

Затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие действенной государственной  системы гарантирования кредитов для  малых предприятий существенно снижают предпринимательскую активность населения, не дают стимула к развитию малых производств. Сегодня производственные отрасли малого бизнеса и малая инновационная деятельность развиваются не в достаточной мере. Связано это с тем, что для развития таких предприятий необходимы долгосрочные и сравнительно недорогие кредитные ресурсы, поскольку большая часть субъектов малого предпринимательства испытывает острую потребность в обновлении оборудования, приобретении новых и современных технологий. С учетом сложившейся тенденции потребность инновационных малых предприятий в инвестиционных ресурсах (сверх их собственных ресурсов) составит свыше 9 млрд. руб. в год.

Следует отметить, что предоставление льготных кредитов через систему  фондов поддержки малого и среднего бизнеса в настоящее время практикуется довольно редко. Достаточно гибким и доступным для малого бизнеса финансовым инструментом, альтернативным банковскому кредитованию, мог бы стать лизинг – весьма эффективный способ привлечения инвестиций. Лизинг как средство обновления основных фондов именно в малом бизнесе может обеспечить наиболее быстрый инвестиционный доход, снизить сроки окупаемости инвестиционного проекта, повысить эффективность использованных финансовых средств.

Барьером на пути развития лизинга оборудования в определенных случаях является существующее антимонопольное регулирование. Так, при проведении некоторых лизинговых сделок необходимо уведомлять Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации или его территориальные отделения либо получать их предварительное согласие.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что одну из основных проблем  развития малого предпринимательства  в России составляют недостаточная  финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки. Эта проблема является значимой для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в основном легально. Для предприятий же, работающих «в тени», более важными являются оптимизация налогообложения и снижение уровня коррупции. Отсутствие или противоречивость законодательных актов, возможность их неоднозначного толкования и применения, запутанность процедур регистрации бизнеса, лицензирования деятельности, сертификации продукции, оформления прав собственности, а также связанные с этим финансовые издержки остаются главными проблемами в деятельности малого предприятия.

Но даже решившее завершить предпринимательскую  деятельность малое предприятие  не всегда в состоянии сделать  это юридически корректно. Действующим законодательством установлена излишне усложненная процедура добровольной ликвидации юридических лиц. В результате имеется значительное количество неработающих фирм, которые существуют лишь формально.

Нормативно-правовые документы, регулирующие социально-трудовые отношения в Российской Федерации, слабо учитывают их специфику в сфере малого бизнеса, что приводит к социальной незащищенности наемных работников малых предприятий, особенно имеющих трудовые отношения с предпринимателями без образования юридического лица, к неудовлетворительному положению в области охраны труда. Низкая социальная защищенность работников малых предприятий вызывает трудности с наймом высококвалифицированных кадров. Отсутствие у предпринимателей профессиональных знаний, в том числе в области экономики и управления, снижает эффективность работы мелких предприятий. Совершенствование информационной поддержки малого предпринимательства связано с проблемой обучения, что свидетельствует о неразвитости системы информационной поддержки малых предприятий.

Таким образом, анализируя уровень  развития малого бизнеса в России и принимая во внимание наличие в  современной российской экономике  множества барьеров, препятствующих развитию этого сектора, можно сделать  вывод, что малый бизнес по-прежнему нуждается в государственной поддержке, прежде всего в плане создания благоприятных условий для его функционирования и развития.

За последнее десятилетие в  России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого бизнеса. Учитывая современные условия и проблемы развития малого бизнеса, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором его успешного развития в Российской Федерации.

Систему государственной поддержки  малого предпринимательства в настоящее  время составляют:

  • государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;
  • государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере, осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;
  • государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, предназначенная для реализации и включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством.

В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого бизнеса, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.

Вместе с тем можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого бизнеса в регионах:

  • недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки;
  • отсутствие дифференцированного подхода в налогообложении различных категорий предпринимателей;
  • несовершенство нормативных актов в плане формирования государственной политики развития сферы малого бизнеса;
  • административные барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства;
  • неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;
  • низкий уровень материально-технического обеспечения;
  • усложненный порядок оформления аренды земельного участка, высокие налоговые и арендные ставки на землю.

В связи с этим создание благоприятных условий для развития малого бизнеса остается одним из приоритетных направлений, и вопросам поддержки и развития малого бизнеса отводится немаловажная роль.

 

                                              Заключение

Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Значение малого предпринимательства состоит в том, что, занимая определенную нишу в структуре национальной экономики, оно создает соответствующие условия для формирования ее оптимальной структуры, соответствующей потребностям современной, весьма динамичной экономики.

Малым бизнесом признается деятельность, осуществляемая определенными  субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия.

Важным результатом деятельности малых предприятий является рост инвестиций в основной капитал малых  предприятий, что позволяет им повышать технический уровень производства, наращивать производственные мощности, увеличивать выпуск продукции (работ, услуг).

Малые предприятия располагают  значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника  по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Малые предприятия в России в  своей деятельности сталкиваются с  большими трудностями и проблемами. Основная проблема - недостаточная  ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, можно условно разделить на внешние и внутренние для предприятий.

Вклад малых предприятий в оздоровление экономики в настоящее время  явно недостаточен. Это объясняется как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка малого предпринимательства.

Основным законодательным актом, существенно оказывающим регулирующие действие на малое предпринимательство является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Таким образом, малое предпринимательство  представляет собой особую форму  экономической активности населения. И государство, исходя из сложившейся ситуации, должно принять необходимые меры для поддержки развития и защиты малого предпринимательства в Российской Федерации.

Информация о работе Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России