Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть проблемы и перспективы малого предпринимательства в России.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства;
- раскрыть и охарактеризовать роль малого бизнеса;
- изучить организационно-экономические особенности малого бизнеса;
- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России;
- рассмотреть перспективы развития малого бизнеса в России;
- выявить основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России.
Введение
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России
2.2 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России
3. Развитие малого бизнеса на Дальнем Востоке
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный
университет путей сообщения»
Кафедра: «экономическая теория»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По теме: «Малый бизнес и его роль и место в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в России и на Дальнем Востоке»
Выполнила: студентка группы Э2
Лебедева Л.С.
Проверила: преподаватель
Горева А.В.
Южно-Сахалинск
2011
Содержание
Введение
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Анализ проблем и
перспектив развития малого
2.1 Основные тенденции,
проблемы и перспективы
2.2 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России
3. Развитие малого бизнеса на Дальнем Востоке
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Как показывает опыт развитых
стран, малое и среднее
Данную тему я считаю актуальной для России на сегодняшний день, так как почти треть населения страны, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За последние два десятилетия малый бизнес был одним из растущих секторов экономики.
Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть проблемы и перспективы малого предпринимательства в России.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие,
функции малого бизнеса в
- раскрыть и охарактеризовать роль малого бизнеса;
- изучить организационно-
- проанализировать основные
тенденции малого
- расмотреть перспективы развития малого бизнеса в России;
- выявить основные напрвления
государственной поддержки
Структура курсовой работы состоит из: введения, трех глав содержательной части, в первой главе приводится теория по данной теме, во второй главе проводится анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России, в заключительной главе рассматриваются основные направления государственной поддержки малого предпринимательства, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Возрастание роли малого бизнеса
является необходимым условием скорейшего
перехода к зрелым рыночным отношениям,
способствующим решению острых проблем
в государстве, поэтому состояние
научной разработанности
В работе использованы труды таких Российских авторов как: Юрков С.А.., Симонов А.В., Шулятьева Н.А., Костина Е.В., Карпов С.А., Попов В.М.
1. Малый бизнес
в современной рыночной
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
Современные экономисты практически отождествляют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малое предпринимательство», в свою очередь, рассматривая «большой бизнес», как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела. [21, с. 109]
Малый бизнес – это бизнес,
осуществляемый в малых формах, опирающийся
на предпринимательскую
Малое предпринимательство
– с одной стороны
Так предпринимательская
деятельность, как малый бизнес —
это предпринимательская
Сектор
малого бизнеса наиболее
Присущие
малому бизнесу гибкость и высокая
приспособляемость к
Так малое предпринимательство — сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта государства.
Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:
Сейчас еще рано вести речь об уровне достижения целей, поставленных перед малыми предприятиями, так как в стране они пока малочисленны, хотя налицо положительная динамика развития малого бизнеса.
Анализ доступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п.
В целом государства в странах с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), — везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п. [3, с. 7-8]
Малый бизнес имеет в экономике
любой страны довольно большое значение.
Он является неотъемлемой частью социально-экономической
системы страны, обеспечивая стабильность
рыночных отношений, втягивая большую
часть граждан страны в эту
систему отношений путем
Итак, рассмотрев сущность, понятие и функции малого бизнеса можно сделать вывод, что подлинной основой жизни стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Далее рассмотрим организационно – экономические особенности малого бизнеса.
1.2 Роль малого бизнеса в экономике.
Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.
Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Малый бизнес не противостоит
крупным и средним компаниям,
а тесно взаимодействует с
ними, участвует в ускорении
Малое предпринимательство
– необходимый элемент рыночной
экономики, позволяющий решать важные
социально-экономические
Так, например, в США предприятия
малого бизнеса, производящие около 40%
валового продукта, обеспечивают занятость
почти половины трудоспособного
населения, осваивая вдвое больше нововведений,
чем крупные фирмы. Они представляют
собой основные генераторы инновационных
процессов в промышленности, динамично
реагируя на изменение структуры
потребления. Малые фирмы активизируют
структурную перестройку
Аналогичная картина
наблюдается также в Германии,
Канаде, Великобритании, где доля
малого бизнеса в производстве
составляет 60-70%. Показательным является
также участие предприятий
Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.
Другими словами, малый бизнес
- достаточно сложное и неоднородное
образование, каждый сегмент которого
имеет свои проблемы и нуждается
в специфических моделях