Малый бизнес и его роль и место в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в России и на Дальнем Востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть проблемы и перспективы малого предпринимательства в России.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства;
- раскрыть и охарактеризовать роль малого бизнеса;
- изучить организационно-экономические особенности малого бизнеса;
- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России;
- рассмотреть перспективы развития малого бизнеса в России;
- выявить основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России.

Содержание работы

Введение
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России
2.2 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России
3. Развитие малого бизнеса на Дальнем Востоке
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

курс эк.теория.docx

— 59.96 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный 

университет путей сообщения»

 

 

 

 

Кафедра: «экономическая теория»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По теме: «Малый бизнес и  его роль и место в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса  в России и на Дальнем Востоке»

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы Э2

   Лебедева Л.С.

   Проверила: преподаватель 

   Горева А.В.

 

 

 

Южно-Сахалинск

2011

Содержание

Введение            

1. Малый бизнес в современной  рыночной экономике   

1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства           

1.2 Роль малого бизнеса в экономике     

2. Анализ проблем и  перспектив развития малого бизнеса  в современной России            

2.1 Основные тенденции,  проблемы и перспективы развития  малого предпринимательства в  России        

2.2 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России   

3. Развитие малого бизнеса на Дальнем Востоке     

Заключение          

Список используемой литературы       

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

 

Введение

Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство  играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение  научно-технического прогресса, на насыщение  рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих  мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой  национальной экономике высокоразвитого  и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора  экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально  тащит за собой экономическое  и социальное развитие общества.

Данную тему я считаю актуальной для России на сегодняшний день, так как почти треть населения  страны, так или иначе, связана  с малым бизнесом. Это несколько  миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов  производства. За последние  два  десятилетия малый бизнес был  одним из  растущих секторов экономики.

Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и  перспективы малого бизнеса, рассмотреть  проблемы и перспективы  малого предпринимательства  в России.

Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие  задачи:

- рассмотреть сущность, понятие,  функции малого бизнеса в экономике  государства;

- раскрыть и охарактеризовать  роль  малого бизнеса;

- изучить организационно-экономические  особенности малого бизнеса;

- проанализировать основные  тенденции малого предпринимательства  в России;

- расмотреть перспективы  развития малого бизнеса в  России;

- выявить основные напрвления  государственной поддержки малого  предпринимательства в России.

Структура курсовой работы состоит из: введения, трех глав содержательной части, в первой главе приводится теория по данной теме, во второй главе  проводится анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной  России, в заключительной главе рассматриваются  основные направления государственной  поддержки малого предпринимательства, заключения, списка используемой литературы, приложений.

Возрастание роли малого бизнеса  является необходимым условием скорейшего перехода к зрелым рыночным отношениям, способствующим решению острых проблем  в государстве, поэтому состояние  научной разработанности проблем  малого бизнеса в экономической  литературе достаточно объемное.

В работе использованы труды  таких Российских авторов как: Юрков  С.А.., Симонов А.В., Шулятьева Н.А., Костина Е.В., Карпов С.А., Попов В.М.

 

1. Малый бизнес  в современной рыночной экономике.

1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.

Современные экономисты практически  отождествляют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малое предпринимательство», в свою очередь, рассматривая «большой бизнес», как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела. [21, с. 109]

Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся  на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных  предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие. [19, с. 78-81]

Малое предпринимательство  – с одной стороны специфический  сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении  материальных, энергетических, природных  ресурсов и максимальном использовании  человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации и самообеспечения  граждан, в пределах прав, предоставленных  Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции РФ).

Так предпринимательская  деятельность, как малый бизнес —  это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое  получение прибыли от пользования  имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве. [10, с. 148-152]

 Сектор  малого бизнеса наиболее динамично  осваивает новые виды продукции  и рыночные «ниши», способствует  приближению производства товаров  и услуг к потребителю, развивается  в отраслях, непривлекательных для  крупного бизнеса. Важными особенностями  малого предпринимательства являются  широкое использование небольших  местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.

Присущие  малому бизнесу гибкость и высокая  приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов  в стране, достижению оптимальной  структуры экономики.

Так малое предпринимательство  — сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния  занятости населения, структуру  и качество валового национального  продукта государства.

Целями создания малых  предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:

    • активизация структурной перестройки экономики;
    • насыщение потребительского рынка товарами;
    • преодоление отраслевого и регионального монополизма;
    • расширение конкуренции;
    • создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий.
    • укрепление экономической базы местных органов власти.
    • Развитие сел, небольших городов
    • Возрождение художественных промыслов.

Сейчас еще рано вести  речь об уровне достижения целей, поставленных перед малыми предприятиями, так  как в стране они пока малочисленны, хотя налицо положительная динамика развития малого бизнеса.

Анализ доступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п.

В целом государства в странах  с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), — везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п. [3, с. 7-8]

Малый бизнес имеет в экономике  любой страны довольно большое значение. Он является неотъемлемой частью социально-экономической  системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую  часть граждан страны в эту  систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая  высокую эффективность производства путем глубокой специализации и  кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте  национальной экономики.

Итак, рассмотрев сущность, понятие и функции малого бизнеса можно сделать вывод, что подлинной основой жизни  стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма  деловой жизни. Далее рассмотрим    организационно – экономические особенности малого бизнеса.

 

 

1.2  Роль малого бизнеса в экономике.

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые  предприятия – это побочная сфера  экономики. Малый бизнес ограниченно  включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.

Помимо того, что малые  предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они  играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.

Роль малого бизнеса в  рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и развитие его является одной  из основных проблем экономической  политики в условиях нормального  функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы  экономического роста, структуру и  качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов  ВНП. Поэтому абсолютное большинство  развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с  ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке  народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению  народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному  использованию небольших местных  источников сырья и отходов крупных  производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.

Малое предпринимательство  – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это  подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные  позиции в развитии национальных хозяйств.

Так, например, в США предприятия  малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость  почти половины трудоспособного  населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных  процессов в промышленности, динамично  реагируя на изменение структуры  потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.

 Аналогичная картина  наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля  малого бизнеса в производстве  составляет 60-70%. Показательным является  также участие предприятий малого  бизнеса в экспорте продукции  ведущих стран. По оценке экспертов,  доля малых и средних фирм  в промышленном экспорте ряда  развитых стран составляет: Германии  и Нидерландов – примерно 40%, Италии  – 20-25%, США и Японии – 15%. Если же учесть их участие  в комплектации готовой продукции,  вывозимой за рубеж крупными  фирмами, то их доля в стоимости  экспорта промышленных товаров  приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом  сфера, где малый бизнес приобрел  особое значение, - международная  торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится  на малые предприятия, инновационные  фирмы. 

Роль малого бизнеса в  России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет  поверхностной. Малый бизнес характеризует  малое предпринимательство как  особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается  в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня  государственная политика в отношении  малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство  вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.

Информация о работе Малый бизнес и его роль и место в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в России и на Дальнем Востоке