Малый бизнес и его роль и место в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в России и на Дальнем Востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть проблемы и перспективы малого предпринимательства в России.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства;
- раскрыть и охарактеризовать роль малого бизнеса;
- изучить организационно-экономические особенности малого бизнеса;
- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России;
- рассмотреть перспективы развития малого бизнеса в России;
- выявить основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России.

Содержание работы

Введение
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России
2.2 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России
3. Развитие малого бизнеса на Дальнем Востоке
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

курс эк.теория.docx

— 59.96 Кб (Скачать файл)

Рациональное соотношение  между крупным и малым предпринимательством различно для разных экономических  условий и стран. Оно зависит  от целого ряда факторов. К ним относятся  культурно-исторические традиции и  менталитет общества (в странах с  населением, для которого «дух» предпринимательства  воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический  фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости  ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др.

Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной  ходом развития экономических реформ и состоящей в том, что в  складывающемся экономической симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных  фирм. [18, с 205].

Из всего выше сказанного можно подвести итог, что роль малого бизнса в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. В  разных экономичеких условиях  и  странах малый бизнес зависит  от ряда факторов, таких как природно-климатических, культурно-исторических и др.

Приведя, в данной главе  пример развития малого бизнеса в  некоторых зарубежных странах, необходимо остановиться на анализе проблем  и перспектив развития малого предпринимательства  в современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России.

2.1 Основные тенденции,  проблемы и перспективы развития  малого предпринимательства в  России.

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки  и перехода отечественной экономики  в рыночные условия малые предприниматели  взяли на себя роль создателя почвы  для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.

Между тем к 2008 г. в России имелось менее трехсот тысяч малых предприятий, 12% рабочих мест. [12, с 21]

Ниже на рис 1. дается процентное соотношение присутствия малого бизнеса в той или иной отрасли  экономики РФ (данные на начало 2009. г.)

 

Рис. 1. Процентное соотношение  присутствия малого бизнеса в  той или иной отрасли экономики  РФ (данные на начало 2009. г.) [2, с 23-30]

 В последние десятилетия  малое предпринимательство превратилось  во многих странах в один  из важнейших секторов экономики.  По данным главы Министерства  экономического развития и торговли (МЭРТ) России доля малого бизнеса  в ВВП развитых стран составляет  порядка 50%, в Китае — более  60%, в России – пока не превышает  17%.[5, с 18-24]

Особенностью  российского малого бизнеса продолжает оставаться его высокая «теневизация». По разным оценкам, от 30 до 50% реального  оборота субъектов малого предпринимательства  укрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальных  ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужается налоговая база, не снижается криминализация экономики. [9, с 11-13]

В целом в российских условиях становление малого бизнеса как  сектора экономики идет достаточно медленно. Это проявляется в том, что численность предпринимателей сокращается, часть малых предприятий  утратила свои рыночные позиции, часть  – перестала заниматься производственной деятельностью и переориентировалась  на сферу торговли и обслуживания, а часть – перестала вообще функционировать. [2, с 23-30]

Между тем переход российской экономики  на траекторию динамичного роста  требует изменения пропорций  в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие  российской экономике характеристики.

Это необходимо, так как малый  бизнес способен при относительно небольших  инвестициях стать хорошим «мотором»  на микроуровне, который в сжатые сроки способен изменить институциональную  и структурную несбалансированность на макроуровне.

В нашей стране малые предприятия  распределяются по видам экономической  деятельности, среди которых: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыбоводство, обрабатывающие производства,  строительство, оптовая и розничная  торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и  предметов личного пользования, гостиницы и рестораны, транспорт  и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг, образование, здравоохранение  и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. В  таблице 1 (Приложение 1) можно видеть данные по состоянию числа малых  предприятий по видам экономической  деятельности. [15]. К сожалению полученные данные не позволяют в полной мере анализировать ситуацию сегодняшнего состояния малого бизнеса в России. Как известно экономика России сейчас испытывает влияние мирового финансового кризиса и разумеется, что он оказывает существенное влияние на состояние малого предпринимательства и какие либо итоги подводить рано.

Однако согласно данным РосГосСтата в 2009 году было зарегистрировано 1137,4 тыс. малых предприятий. Что существенно больше, чем 2007 и 2008 году (приложение 1). Больше всего в стране было зарегистрировано предприятий по оптовой и розничная торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 510,6 тыс. малых предприятий. Стоит заметить, что в сфере производства зарегистрированных предприятий значительно меньше 164,6 тыс. Это говорит о том, что у нас в России производится значительно меньше, чем продаётся, получившуюся разницу замещает импорт. Особенно неутешительно выглядят данные по сельскому хозяйству, сельское хозяйство сегодня в России до сих пор подразумевает под собой огромное количество рисков и вместе с тем убытков, да ещё и конкуренция со стороны зарубежных производителей значительно усугубляет ситуацию, что существенно оказывает влияние на желание предпринимателей заниматься именно сельскохозяйственной деятельностью. Хотелось бы заметить, что в последнее время существенно возросло количество организаций осуществляющие операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, а это 181,3 тыс. предприятий, что даже больше, чем в сельском хозяйстве. Хорошо это или плохо можно судить по разному, с одной стороны это доходы в бюджет от налогов и сборов, с другой такое огромное количество предприятие настроило рынок недвижимости на “свою волну” и сделало цены на жилплощадь просто не доступными для граждан со средним достатком, между тем жилищная проблема сегодня до сих пор остаётся в нашей стране актуальной. Вывод можно сделать такой: у нас в стране много продаётся, но мало производится, многие предприятия разорились в начале 90-х годов потому, что их продукция оказалась неконкурентоспособной из-за хлынувшего в страну потока импорта, да и на мировом рынке наша продукция не могла конкурировать. Состояние сельского хозяйства плачевное, у нас в стране занятие сельским хозяйством просто убыточное. Здесь есть много факторов: климат, технологии, слабая поддержка государства, инфляция и т.п. Сельское хозяйство подразумевает под собой огромное количество рисков, за то при работе с недвижимостью риски минимальны, да это дело более доходно, нежели сельское хозяйство, деньги на недвижимости заработать можно проще и больше.

 Сегодня перед государством  стоит задача развития производства  и поддержки малого бизнеса.  Малый бизнес не должен быть  сосредоточен в только крупных  городах страны. Россия имеет  огромные природные ресурсы, но  использует их нерационально,  либо не использует вообще. С  такими природными богатствами  и при грамотной экономической  стратегии Россия имеет все  шансы стать богатейшей страной  в мире и с самой высокоразвитой  экономикой. Мировой финансовый  кризис серьёзно осложняет экономическую  обстановку в стране. 17 февраля  2010 года  Минэкономразвития озвучило  пересмотренный прогноз по росту  ВВП России в текущем году. Согласно новой оценке, экономика  страны сократится на 2,2 процента. Ранее ожидалось уменьшение ВВП  на 0,2 процента. Спад промышленного  производства по итогам года  по прогнозу составит 7,4 процента.

Причиной замедления темпов роста экономики России стало влияние на нее глобального финансового кризиса, снижение цен на нефть на мировом рынке, а также сокращение объемов промышленного производства. Согласно оценке Центробанка России, промышленное производство в России в декабре прошлого года сократилось на 10,3 процента в годовом исчислении. По предварительным данным, снижение показателя в январе 2010 года составило 3,5 процента.[7, с. 21-26]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные направления  государственной поддержки малого  предпринимательства.

Многие предприниматели  считают, что в современных условиях малый бизнес развивать достаточно сложно. Мировой финансовый кризис отразился в той или иной степени  на всех сферах экономики, у людей  снизились доходы и, как следствие, уменьшился спрос на товары и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы "остаться на плаву" и получать доходы от своей деятельности. Правительство  Российской Федерации объявило о  том, что намерено всячески поддерживать малый бизнес с помощью новых  законов, кредитных программ, субсидий и льгот. Но ощущают ли эту поддержку  сами предприниматели? Как они намерены строить свой бизнес в непростых  условиях, и какими видят перспективы  малого бизнеса? Согласно высказываниям  экспертов, представители малого предпринимательства  оценивают сложившуюся в экономике  ситуацию пессимистично, но большинство всё же настроены, продолжать своё дело, и считают, что перспективы малого бизнеса весьма оптимистичны. К сожалению, многие предприниматели говорят о том, что не верят в поддержку государства и рассчитывают на собственные силы и ресурсы. На самом же деле, поддержка есть, и она достаточно ощутима. В этом году на софинансирование программ поддержки малого предпринимательства планируется выделить 10,5 млрд. рублей, и регионы уже получили более 5 млрд. рублей из федерального бюджета. Размер федеральной поддержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов – 80%.

Программа кредитования малого и среднего бизнеса Внешэкономбанком вызвала большой интерес у  других кредитных организаций. Сейчас уже 75 банков подали заявки на участие  в этой программе, а общий объём  заявок составил более 12 млрд. руб. Банки  будут получать средства на кредитование малого бизнеса под 10,5-10,7%, а предприниматели  будут платить за пользование  кредитными ресурсами несколько  больше (предполагается, что 13-14%). [6, с.44-49]

В июле 2009 года также вступил  в силу новый Федеральный Закон, отменяющий использование контрольно-кассовых аппаратов для представителей малого бизнеса, уплачивающих единый налог  на вменённый доход, что будет  способствовать снижению издержек для  предпринимателей. В этом году были подписаны и иные законодательные, и нормативные акты, касающиеся аренды, госзаказов, проверок малого бизнеса, и другие. Все эти действия со стороны государства показывают, что Программа поддержки малого предпринимательства действует, и  государство прилагает достаточно сил для того, чтобы оказать  максимальную помощь малому бизнесу. Кризис не может продолжаться бесконечно, а признание значения малого предпринимательства  в экономике России, поддержка  государства (при активном участии  самих предпринимателей) помогут  многим успешно развивать своё дело, и перспективы малого бизнеса в России, действительно, можно назвать оптимистичными.

 Становление, функционирование  и развитие малого бизнеса,  его структура и динамика в  решающей степени зависят от  целого ряда политических и  социально-экономических условий  данной страны.

Из опыта стран с  развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса  общее состояние и социально-экономический  уровень развития страны. Быстрый  рост в них числа малых предприятий  обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных  разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы  услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся  приоритеты.

Производственные возможности  малого бизнеса, конкретные направления  его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность  успешной деятельности и получения  прибыли.

Перечислим важнейшие  факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:

  • политическая обстановка в обществе;
  • состояние экономики страны;
  • политика государства в области экономики;
  • меры поддержки малого бизнеса;
  • правовое обеспечение малого бизнеса;
  • налоговая политика;
  • финансово-кредитная политика;
  • уровень жизни населения;
  • цивилизованность предпринимательства.

Малый бизнес может стать  той важной основой, с помощью  которой буден осуществлен поворот  к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской  хозяйственной среды. Однако для  того, чтобы малый бизнес смог выполнить  все задачи, для решения которых  он предназначен, для того, чтобы  он мог в полном объеме реализовать  заложенный в нем потенциал и  использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны  государства.

 Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

Второе направление включает формирование региональных центров  поддержки предпринимательства  на базе существующих структур для  обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов, информации, консалтинга  и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных  и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств  государственной поддержки, привлечения  инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых  предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования, организация  в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

Если индивидуальные предприятия  в основном развиваются за счет собственных  средств, то для более крупных  предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения  внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского  кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для  положительного решения чаще всего  требуется успешное ведение бизнеса  не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный  капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить  эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения  кредита высока [6, с. 21-23]. Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема – отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.

Информация о работе Малый бизнес и его роль и место в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в России и на Дальнем Востоке