Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть проблемы и перспективы малого предпринимательства в России.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства;
- раскрыть и охарактеризовать роль малого бизнеса;
- изучить организационно-экономические особенности малого бизнеса;
- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России;
- рассмотреть перспективы развития малого бизнеса в России;
- выявить основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России.
Введение
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России
2.2 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России
3. Развитие малого бизнеса на Дальнем Востоке
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Рациональное соотношение
между крупным и малым
Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом развития экономических реформ и состоящей в том, что в складывающемся экономической симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм. [18, с 205].
Из всего выше сказанного
можно подвести итог, что роль малого
бизнса в современной динамичной
жизни неуклонно возрастает. В
разных экономичеких условиях и
странах малый бизнес зависит
от ряда факторов, таких как природно-
Приведя, в данной главе пример развития малого бизнеса в некоторых зарубежных странах, необходимо остановиться на анализе проблем и перспектив развития малого предпринимательства в современной России.
2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России.
2.1 Основные тенденции,
проблемы и перспективы
В реформировании российской
экономики еще со времен перестройки
и перехода отечественной экономики
в рыночные условия малые предприниматели
взяли на себя роль создателя почвы
для новой системы
Между тем к 2008 г. в России имелось менее трехсот тысяч малых предприятий, 12% рабочих мест. [12, с 21]
Ниже на рис 1. дается процентное соотношение присутствия малого бизнеса в той или иной отрасли экономики РФ (данные на начало 2009. г.)
Рис. 1. Процентное соотношение присутствия малого бизнеса в той или иной отрасли экономики РФ (данные на начало 2009. г.) [2, с 23-30]
В последние десятилетия
малое предпринимательство
Особенностью российского малого бизнеса продолжает оставаться его высокая «теневизация». По разным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства укрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужается налоговая база, не снижается криминализация экономики. [9, с 11-13]
В целом в российских условиях
становление малого бизнеса как
сектора экономики идет достаточно
медленно. Это проявляется в том,
что численность
Между тем переход российской экономики на траекторию динамичного роста требует изменения пропорций в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие российской экономике характеристики.
Это необходимо, так как малый
бизнес способен при относительно небольших
инвестициях стать хорошим «
В нашей стране малые предприятия распределяются по видам экономической деятельности, среди которых: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыбоводство, обрабатывающие производства, строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. В таблице 1 (Приложение 1) можно видеть данные по состоянию числа малых предприятий по видам экономической деятельности. [15]. К сожалению полученные данные не позволяют в полной мере анализировать ситуацию сегодняшнего состояния малого бизнеса в России. Как известно экономика России сейчас испытывает влияние мирового финансового кризиса и разумеется, что он оказывает существенное влияние на состояние малого предпринимательства и какие либо итоги подводить рано.
Однако согласно данным РосГосСтата в 2009 году было зарегистрировано 1137,4 тыс. малых предприятий. Что существенно больше, чем 2007 и 2008 году (приложение 1). Больше всего в стране было зарегистрировано предприятий по оптовой и розничная торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 510,6 тыс. малых предприятий. Стоит заметить, что в сфере производства зарегистрированных предприятий значительно меньше 164,6 тыс. Это говорит о том, что у нас в России производится значительно меньше, чем продаётся, получившуюся разницу замещает импорт. Особенно неутешительно выглядят данные по сельскому хозяйству, сельское хозяйство сегодня в России до сих пор подразумевает под собой огромное количество рисков и вместе с тем убытков, да ещё и конкуренция со стороны зарубежных производителей значительно усугубляет ситуацию, что существенно оказывает влияние на желание предпринимателей заниматься именно сельскохозяйственной деятельностью. Хотелось бы заметить, что в последнее время существенно возросло количество организаций осуществляющие операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, а это 181,3 тыс. предприятий, что даже больше, чем в сельском хозяйстве. Хорошо это или плохо можно судить по разному, с одной стороны это доходы в бюджет от налогов и сборов, с другой такое огромное количество предприятие настроило рынок недвижимости на “свою волну” и сделало цены на жилплощадь просто не доступными для граждан со средним достатком, между тем жилищная проблема сегодня до сих пор остаётся в нашей стране актуальной. Вывод можно сделать такой: у нас в стране много продаётся, но мало производится, многие предприятия разорились в начале 90-х годов потому, что их продукция оказалась неконкурентоспособной из-за хлынувшего в страну потока импорта, да и на мировом рынке наша продукция не могла конкурировать. Состояние сельского хозяйства плачевное, у нас в стране занятие сельским хозяйством просто убыточное. Здесь есть много факторов: климат, технологии, слабая поддержка государства, инфляция и т.п. Сельское хозяйство подразумевает под собой огромное количество рисков, за то при работе с недвижимостью риски минимальны, да это дело более доходно, нежели сельское хозяйство, деньги на недвижимости заработать можно проще и больше.
Сегодня перед государством
стоит задача развития
Причиной замедления темпов роста экономики России стало влияние на нее глобального финансового кризиса, снижение цен на нефть на мировом рынке, а также сокращение объемов промышленного производства. Согласно оценке Центробанка России, промышленное производство в России в декабре прошлого года сократилось на 10,3 процента в годовом исчислении. По предварительным данным, снижение показателя в январе 2010 года составило 3,5 процента.[7, с. 21-26]
3. Основные направления
государственной поддержки
Многие предприниматели
считают, что в современных условиях
малый бизнес развивать достаточно
сложно. Мировой финансовый кризис
отразился в той или иной степени
на всех сферах экономики, у людей
снизились доходы и, как следствие,
уменьшился спрос на товары и предлагаемые
услуги. Малым предприятиям приходится
прилагать большие усилия, чтобы
"остаться на плаву" и получать
доходы от своей деятельности. Правительство
Российской Федерации объявило о
том, что намерено всячески поддерживать
малый бизнес с помощью новых
законов, кредитных программ, субсидий
и льгот. Но ощущают ли эту поддержку
сами предприниматели? Как они намерены
строить свой бизнес в непростых
условиях, и какими видят перспективы
малого бизнеса? Согласно высказываниям
экспертов, представители малого предпринимательства
оценивают сложившуюся в
Программа кредитования малого и среднего бизнеса Внешэкономбанком вызвала большой интерес у других кредитных организаций. Сейчас уже 75 банков подали заявки на участие в этой программе, а общий объём заявок составил более 12 млрд. руб. Банки будут получать средства на кредитование малого бизнеса под 10,5-10,7%, а предприниматели будут платить за пользование кредитными ресурсами несколько больше (предполагается, что 13-14%). [6, с.44-49]
В июле 2009 года также вступил
в силу новый Федеральный Закон,
отменяющий использование контрольно-
Становление,
Из опыта стран с
развитой рыночной экономикой известно,
как влияет на положение малого бизнеса
общее состояние и социально-
Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.
Перечислим важнейшие факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:
Малый бизнес может стать
той важной основой, с помощью
которой буден осуществлен
Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.
Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов, информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).
Третье направление включает
создание действенных финансово-
Если индивидуальные предприятия
в основном развиваются за счет собственных
средств, то для более крупных
предприятий малого бизнеса необходимо
финансирование, за счет привлечения
внешних источников средств. В этом
случае возникают определенные проблемы.
На получение полноценного банковского
кредита могут рассчитывать далеко
не все малые предприятия. Для
положительного решения чаще всего
требуется успешное ведение бизнеса
не менее полугода, а чаще всего 9
месяцев или год. Вложенный собственный
капитал, прозрачность бизнеса, поставленный
учет, перспективы развития, реальные
источники погашения кредита. Если
предприниматель может