Малый бизнес и его роль и место в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в России и на Дальнем Востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть проблемы и перспективы малого предпринимательства в России.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства;
- раскрыть и охарактеризовать роль малого бизнеса;
- изучить организационно-экономические особенности малого бизнеса;
- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России;
- рассмотреть перспективы развития малого бизнеса в России;
- выявить основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России.

Содержание работы

Введение
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России
2.2 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России
3. Развитие малого бизнеса на Дальнем Востоке
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

курс эк.теория.docx

— 59.96 Кб (Скачать файл)

В настоящее время наблюдается  положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к "малым" заемщикам постоянно  снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют  бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются  также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования

 Кредитование малого  бизнеса предполагает определенный  риск и высокие издержки, банки  закладывают все это в процентную  ставку. С другой стороны, рост  конкуренции неизбежно ведет  к снижению процента.

Большую роль в государственной  поддержке малого бизнеса должны сыграть государственные и муниципальные  фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства  могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные  займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного  рынка. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и тому подобное. Необходимо с целью защиты отраслей пищевой и легкой промышленности выстроить надежную систему правового и информационного обеспечения (включая стандартизацию, экологический мониторинг и другое.). Эта система может быть построена на принципах открытости и совместимости с другими государственными системами.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для  того, чтобы малый бизнес смог выполнить  все задачи, для решения которых  он предназначен, для того, чтобы  он мог в полном объеме реализовать  заложенный в нем потенциал и  использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны  государства.

Заключение.

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого бизнеса, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

Из проделанной работы можно сделать выводы:

  • Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.
  • Сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.
  • В разных экономичеких условиях  и странах малый бизнес зависит от ряда факторов, таких как природно-климатических, культурно-исторических и др.
  • Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
  • Поддержка малого предпринимательства  государством осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов. Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства. Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов. Одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.

Из проделанной работы можно сделать вывод, что цель курсовой работы достигнута. Можно  считать, что данная тема является очень  актуальной. Так как малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

 

Список используемой литературы

  1. Бухвальд.Е.М., Виленский А.В.  « О роли малого предпринимательства в развитии экономики России»// Вестник РГНФ 2008г. №1
  2. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. – М., 2009. с. 23-30
  3. Доюронравов А. Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А. Н. Добронравов // Дайджест-финансы. – 2005 - №2. – с. 2-11.
  4. Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. с. 21-23.
  5. Егишянц С. Россия не готова к кризису // Финансист, 2008. -№ 34 (269). – с.18-24.
  6. Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2010. №3.
  7. Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2010. №2. с.5-25
  8. Информационно-аналитический обзор. №019 от 26.02.2009г. Влияние финансового кризиса на малый и средний бизнес / Департамент аналитики и мониторингов группы компаний «Интегрум»
  9. Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2009. № 1. с. 11-13.
  10. Костина Е.В., Марковкин А.А. Функции современного российского предпринимательства (на основе экспресс–опроса предпринимателей Волгограда) / Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина (отв.ред.) и др. – Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2005. – Вып. 8. – с. 148-152.
  11. Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2009. № 6. с. 11.
  12. Кудрин Л.А. Финансовый кризис в России 2009 года // Финансы, 2009. № 10. с. 21.
  13. Орлов А. П. «Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация?» //Вопросы экономики 2007г. №10
  14. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.-М. 2007.с.58-66
  15. Российский статистический Ежегодник 2009, М:. Росгостат 2010
  16. Симонов А.В. Глобальный экономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК // Власть, 2010. № 2. с. 11-12.
  17. Ходов Р.В. «О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации»// Вопросы статистики 2009г. №7
  18. Шепеленко Г. И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Г. И. Шепеленко. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2005. – 205 с.
  19. Шулятьева Н. А. Малый бизнес в условиях рынка. "Деньги и кредит", 2008, N 9, с.22-27
  20. ЩетининО. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2009.с. 5-12
  21. Юрков С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2008. №9. с.109.
  22. Энциклопедия предпринимательства / Под ред М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2006
  23. http://www.kreditbusiness.ru/foreignbusiness.html21.
  24. http://www.prostobiz.ua/kredity/(tag)/zarubezhnyy_opyt

 

                                                                                              Приложение 1.

                                                                                              Таблица 1.

 Число  малых предприятий по видам  экономической деятельности

 

2007

2008

2009

 

Тыс.

В процентах к итогу

Тыс.

В процентах к итогу

Тыс.

В процентах к итогу

Всего

979,3

100

1032,8

100

1137,4

100

из них по видам экономической  деятельности:

           

сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство

26,8

2,7

28,9

2,8

29,4

2,6

рыболовство, рыбоводство

2,2

0,2

2,4

0,2

2,5

0,2

добыча полезных ископаемых

3,6

0,4

4,1

0,4

4,5

0,4

обрабатывающие производства

120,0

12,3

123,4

12,0

128,6

11,3

производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

2,9

0,3

4,1

0,4

4,9

0,4

строительство

109,3

11,2

117,1

11,3

130,7

11,5

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования

448,8

45,8

464,6

45,0

510,6

44,9

гостиницы и рестораны

19,9

2,0

20,8

2,0

29,7

2,6

транспорт и связь

44,3

4,5

50,3

4,9

57,3

5,0

из них связь

6,3

0,6

7,1

0,7

7,8

0,7

финансовая деятельность

12,5

1,3

14,7

1,4

16,1

1,4

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

151,9

15,5

163,3

15,8

181,3

15,9

образование

2,7

0,3

2,7

0,3

2,7

0,2

здравоохранение и предоставление социальных услуг

10,5

1,1

10,8

1,0

11,6

1,0

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

23,6

2,4

25,3

2,4

27,2

2,4


 

                                                                                            Приложение 2.

                                                                                             Таблица 2.

Количество  зарегистрированных малых предприятий  по федеральным округам Российской Федерации

Федеральные

округа

Количество зарегистрированных МП на 1 апреля 2009 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения1

Прирост / сокращение (-)

количества

зарегистрированных МП

на 100 тыс. чел. населения1

за период

01.04.2008- 01.04.2009

КоличествозарегистрированныхМП в  расчете на 100 тыс. чел. населения1 в% от среднего по РФ

РФ

160,4

-41,7

100,0

Центральный

196,9

-24,9

122,8

Северо-Западный

231,0

0,7

144,0

Южный

119,6

-53,3

74,6

Приволжский

156,2

-47,2

97,4

Уральский

112,6

21,1

70,2

Сибирский

131,0

-100,2

81,7

Дальневосточный

147,1

-102,7

91,7


 

                                                                                            Приложение 3.

                                                                                            Таблица 3.

Среднесписочная численность  занятых на МП по федеральным округам  Российской Федерации в январе-марте  2009 г

Федеральные

округа

Среднесписочная численность работников МП1

Доля занятых на МП в общей среднесписочной  численности занятых

тыс. чел.

в % к

январю-марту

2008 г.

%

Изменение относительно

января-марта 2008 г., п.п.

РФ

5 741,7

94,6

12,0

-0,3

Центральный

1 674,5

107,7

12,2

1,3

Северо-Западный

668,8

82,2

12,9

-2,4

Южный

707,7

83,2

12,5

-2,5

Приволжский

1 295,3

91,0

12,6

-0,8

Уральский

402,1

111,5

8,8

1,2

Сибирский

736,3

87,0

11,8

-1,4

Дальневосточный

256,9

117,1

11,4

1,8


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Малый бизнес и его роль и место в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в России и на Дальнем Востоке